Включить версию для слабовидящих

Высоцкий сценарий

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

«ТАКУЮ ЖИЗНЬ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ КОРОТКОЙ»
сценарий проведения мероприятия для старшеклассников, посвященного В.С. Высоцкому

 

В зале (на стене или на экране) - портрет B.C. Высоцкого.
Звучит запись песни «Баллада о борьбе» в исполнении автора.
Если есть возможность, нижеприведенный текст сопровождается компьютерной презентацией.

Ведущий 1. Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года, в Татьянин день.
Его отец, Семен Владимирович Высоцкий, - военный: полковник, позже - ветеран Великой Отечественной войны. Мама, Нина Максимовна (урождённая Серёгина), окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом с немецкого языка.
С именем Владимира Высоцкого связаны старые улочки Москвы. Первый адрес - большая коммунальная квартира на 1-й Мещанской улице.

Ведущий 2. В начале Великой Отечественной войны, когда Володе только исполнилось четыре года, они с мамой уехали в Оренбургскую область, после эвакуации вернулись в Москву. Вскоре родители Владимира Семеновича развелись, прожив в браке всего 5 лет. И мама, и папа завели новые семьи. Володя общался и с отчимом, и с мачехой.
Однако отношения с мачехой сложились лучше, чем с отчимом. Владимир уехал с отцом в послевоенную Германию, куда отца отправили на службу. Там Володя учился игре на фортепиано. И первые свои песни он исполнял под аккомпанемент фортепиано или аккордеона.

Ведущий 3. После возвращения в 1949 году Володя стал жить в Большом Каретном переулке, дом 15, кв. 4 - с отцом и мачехой, учился в московской мужской школе № 186 здесь же, в Большом Каретном. На доме № 15 установлена мемориальная доска (архитектор Роберт Гаспарян).
Здесь, в московском дворике 1950-х, звучала гитара и пелись дворовые песни.
Большому Каретному посвящена известная теперь песня «На Большом Каретном».

Группа ребят  исполняют песню «На Большом Каретном»

Ведущий 1. В 10 классе Владимир Высоцкий записался в драматический кружок в Доме учителя, но не думал еще о профессии актера. Володя всегда много читал и считал, что настоящие книжки делают из мальчишек на-стоящих мужчин: верных друзей, честных и смелых, способных противостоять злу.

Чтец: читает стихотворение «Баллада о борьбе»
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,004
Изнывая от мелких своих катастроф.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок —
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы —
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя,
Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!

Ведущий 1. Потом - поступление в Московский инженерно-строительный институт, уход из института через полгода и поступление на актерское отделение в Школу-студию при МХАТе.

Ведущий 2. Первая роль - в учебном спектакле «Преступление и наказание», затем эпизодическая роль в фильме «Сверстницы» (режиссёр Вас. Ордынский). После окончания Школы-студии при МХАТе — последователь¬но работа в театре имени Пушкина, в Театре миниатюр и только с 1964 года - в Театре на Таганке.
25 апреля 1960 года Высоцкий женился на Изольде Константиновне Мешковой (в первом браке - Жукова). Развелись через 4 или 5 лет.

Чтец: Юрий Любимов о Высоцком (ноябрь 1982 года): «Он был человек спортивный, энергичный. Тратил он себя без остатка на любом выступлении. Было впечатление, что у него тут и сердце разорвется. Он удивительно играл, с огромной самоотдачей — всегда. Он хотел сняться в кино, мечтал, чтобы вышла его пластинка. <...>
Каким он пришел? Смешным. Таким же хриплым, в кепочке. Кепочку снял вежливо. С гитарой. В пиджачишке-букле. Без всякого фасона, не такой, как говорили, - стильный одой человек, нет. Пришел очень просто. Парень очень крепкий, сыграл чего-то. Сыграл, и не поймешь, собственно, брать или не брать. А потом я говорю: "У Вас гитара? Может, Вы хотите что-то исполнить?" -"Хочу". - "Ну, пожалуйста". Он спел. Я говорю: "Еще хотите исполнить?". Он еще спел. Я говорю: "И что же Вы исполняете?" -"Ну, - говорит, - своё!"- "Своё?". Я его сразу взял. Вот и все. Вот история его прихода.
Володя все время ходил, говорил, что он хочет сыграть Гамлета. Когда мы ста-ли репетировать, репетиции шли тяжело и трудно. Оказалось, что он вообще хотел, а конкретно... не очень был готов. Потом, когда был такой тупик в работе, он даже исчез на некоторое время. Потом вернулся, стал очень хорошо работать. Роль свою он совершенствовал до самой смерти. И играл он даже перед смертью. Когда он сыграл в последний раз? 18 июля играл и должен был играть. <...>
А над ролью он этой [Гамлета] думал, часто мы с ним говорили, потому что такая же уникальная, как он сам. Были случаи, когда он играл ее совершенно необыкновенно. Один раз, с моей точки зрения, он играл ее гениально - в Марселе. Он пропал. Волею судеб я его ночью нашел. Врачи сказали, что ему играть нельзя. Он сказал, что он будет играть. Дежурил врач. Ведь никто не заставлял. Он сказал: «Я своим долгом считаю - играть». А врач боялся, что у него не выдержит сердце. Во время спектакля я актеров предупредил, что если что-нибудь случится и надо будет укол сделать, то они скажут: «Где Гамлет? Гамлет там. Сейчас он будет к вам доставлен». То есть мы придумали какую-то схему на случай, если нужно будет сделать укол за кулисами... Играл непередаваемо. Совершенно...»

Видео - монолога Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Владимира Высоцкого.

Ведущий 3. «Очевидно, Высоцкий потому и пришел на Таганку, что ощутил родственность устремлений театра своим актерским и поэтическим стремлениям. Во всяком случае, рассказ Любимова подтверждает предположение, что к апрелю 1964 года Высоцкий -автор и исполнитель песен - уже имел "свое лицо"» (Из статьи Людмилы Томенчук).

Ведущий 1. В театре на Таганке Высоцкий сыграл 15 ролей.
Любимые роли - Галилео Галилей (спектакль «Жизнь Галилея» по Бертольду Брехту, 1966, режиссер Ю. Любимов), Хлопуша (спектакль «Пугачев» по С. Есенину, 1967, режиссёры Ю. Любимов, В. Раевский), Гамлет (спектакль «Гамлет», В. Шекспир, режиссёр Ю. Любимов), Лопахин (спектакль «Вишневый сад», А.П. Чехов, 1976, режиссёр А. Эфрос), Свидригайлов (спектакль «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский, 1979, режиссёры: Ю. Любимов, Ю. Погребничко).
Впрочем, каждая его роль была им любима.

Ведущий 2. В 1965 году Высоцкий женился во второй раз: на Людмиле Владимировне Абрамовой, родились сыновья Аркадий (актёр и киносценарист) и Никита (актёр, режиссёр, директор Государственного культурного Центра-музея B.C. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» - ГКЦМ В. Высоцкого).

Чтец: Фрагменты писем Людмиле Абрамовой из Айзкраукле, где Высоцкий участвовал в киноэкспедиции «Мосфильма»:
«Люсик! Это чудесно, что ты позвонила, что услышал твой голос. Всё вроде встало на свои места....
Лапа!.. Нахожусь на съёмке за 15 км. Ждём 6-й день погоду, и вдруг крик: "У Высоцкого сын родился" (речь о втором сыне Высоцкого - Никите, род. 8 августа 1964 г.) - и телеграмма про громадного нашего ребенка. Я ужасно обрадовался, хотя думал - девочка и даже купил ей кое-что розовое и жёлтое, но это ничего, им - детям - на вкус и на моды плевать. Так вот - стал я психовать - будет солнце или нет. Бог есть, Люсик, оно - светило, выглянуло, и мы сняли эти проклятые 4 дуба (дубля), и я на "газик" и в погоню за поездом. Еле успел. И... - к тебе!»

Ведущий 2. В театре на Таганке Высоцкий нашел новых друзей: это были Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Алла Демидова.  Это был расцвет театра, широко теперь известного и в России, и в Европе. Театр выезжал с гастролями в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

Чтец в роли Высоцкого: О своем «песенном», бардовском творчестве и друзьях юности Высоцкий рассказал так (фрагмент):
«Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немного постарше, писал всевозможные пародии. Все балуются в юности стихами и собираются это делать в будущем. Почти все могут писать - это не так сложно - и знают, как зарифмовать "кровать" с "убивать" или "мать" и так далее, но это ничего не стоит, это дело четвертое или пятое - рифмовка. Можно взять историю русской рифмы, словарь для рифмовки - и пошел шпарить! И так можно графоманствовать всю жизнь, а вот некоторые почему-то со временем превращаются в Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину и Окуджаву.
Большинство бросают писать очень рано, а если продолжают, то как-то по инерции, а потом все-таки все равно бросают, уходят. Некоторых заедает суета, некоторые понимают цену настоящей поэзии или понимают, что их поэзия - подражательство: это было прекрасно поначалу, когда казалось, что все умеешь... И только очень немногие продолжают заниматься этим дальше, если видят в этом смысл.
Мне повезло в этом отношении. Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга - человек пять-шесть своих близких друзей, и так оно и будет всю жизнь. Это были люди весьма достойные, компания была прекрасная.
Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке - теперь он называется улица Ермоловой - у Левы Кочаряна, жили прямо-таки коммуной. И как говорят, "иных уж нет, а те далече". Я потом об этом доме даже песню написал "Где твои семнадцать лет?". Тогда мы только начинали, а теперь, как выяснилось, это все были интересные люди, достаточно высокого уровня, кто бы чем ни занимался. Там бывали люди, которые уже больше не живут: Вася Шукшин прожил с нами полтора года, он только начинал тогда снимать "Живет такой парень" и хотел, чтобы я пробовался у него. Но он еще раньше обещал эту роль Куравлеву, и я очень рад, что Леня ее сыграл. Так и не пришлось мне поработать с Шукшиным, хотя он хотел, чтобы я играл у него Разина, если бы он стал его снимать. Нет больше Васи.
И еще нет хозяина этой квартиры, Левы Кочаряна. Он успел снять только одну картину как режиссер: "Один шанс из тысячи" - он его поймал и быстро умер. Он успел не много. Он жил жарко: вспыхнул и погас - мгновенно.
Мы собирались вечерами, каждый Божий день, и жили так полтора года. Помню, я все время привозил для них свои новые песни и им первым показывал: я для них писал и никого не стеснялся, это вошло у меня в плоть и кровь. Песни свои я пел им дома…

Группа ребят исполняют песню «Утренняя гимнастика» из спектакля «Последний парад» (1968).

Чтец в роли Высоцкого: Мы говорили о будущем, еще о чем-то, была масса проектов. Я знал, что они меня будут слушать с интересом, потому что их интересует то же, что и меня, что им так же скребет по нервам все то, что и меня беспокоит. Это было самое запомнившееся время моей жизни. Позже мы все разбрелись, растерялись и редко-редко видимся. Я знаю от людей про Андрея Тарковского, про Артура, который бросил Москву и живет в деревне, занимается рыбнадзором. Но все равно я убежден, что каждый из нас это время отметил, помнит его и из него черпает. Многое-многое, что я вижу в картинах Андрея, - из тех наших времен, я это знаю.
Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну секунду, где бы мы ни были; понимали по жесту, по движению глаз - вот такая была притирка друг к другу. И была атмосфера такой преданности и раскованности - друг другу мы были преданы по-настоящему, - что я никогда не думал, что за эти песни мне будут аплодировать. Сейчас уже нету таких компаний: или из-за того, что все засуетились, или больше дел стало, может быть.
Я никогда не рассчитывал на большие аудитории - ни на залы, ни на дворцы, ни на стадионы, - а только на эту небольшую компанию самых близких мне людей. Я думал, что это так и останется. Может быть, эти песни и стали известны из-за того, что в них есть вот этот дружеский настрой. Я помню, какая у нас была тогда атмосфера: доверие, раскованность, полная свобода, непринужденность и, самое главное, дружественная атмосфера. Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне. <.. .>
Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом - на аккордеоне. Я тогда еще не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.
Вообще я песни пишу сколько себя помню...
После окончания студии Художественного театра - молодым еще человеком - услышал пение Окуджавы, по-моему, это было в Ленинграде, во время съемок. Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием, которое прекрасно, но и тем, что, оказывается, можно в такой вот манере излагать стихи. Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам. Стал делать, конечно, совсем по-другому, потому что я не могу, как Булат, - это совсем другое дело. Но все-таки я стал писать в этой манере именно потому, что это не песни - это стихи под гитару.
Никогда не подражал я ни Булату, ни другим ребятам, которые в то время писали. Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним никаких соревнований нет. Я пишу очень разные песни, почти все они написаны от первого лица. Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым...»

Ведущий 3. Окуджаве Высоцкий посвятил «Песню о Правде и Лжи».

(Запись песни «Песня о Правде и Лжи» в исполнении В. Высоцкого)

Владимир Высоцкий написал целый ряд песен к кинофильмам. Особенно запомнился зрителям конца 1960-х фильм «Вертикаль» и песни Высоцкого в этом фильме. Затем были песни в фильмах «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.

Ведущий 1. 1 декабря 1970 года Высоцкий женился в третий раз. Его женой стала известная французская актриса кино, театра, телевидения, писатель Марина Влади - француженка русского происхождения. Высоцкий впервые увидел её во французском фильме «Колдунья» по повести Александра Куприна «Олеся» - в роли Олеси - и влюбился сразу. То же потом почувствовала и Марина.

(Запись песни в исполнении В. С. Высоцкого  «Баллада о любви» из кинофильма «Баллада э доблестном рыцаре Айвенго»)

Ведущий 2. Каждый фильм, где играл Высоцкий, зрители помнят и сегодня: «Вертикаль», «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» и др.

Ведущий 3. Самой известной и значительной считают роль Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). В этом фильме Высоцкий только раз садится за фортепиано, чтобы спеть две строчки из песни Александра Вертинского. А он очень хотел исполнить свои песни, но режиссер Станислав Говорухин, может быть, правильно предположил, что Высоцкий-бард затмит Высоцкого-оперативника - Жеглова.

Ведущий 1. Владимир Семенович Высоцкий написал более 600 песен и около 200 стихов. Это стихи и песни «дворовые», военные, о дружбе, о любви, о мужестве, о чести и бесчестии, юмористические, песни-диалоги.
Вспомним, что он родился в 1938-м, то есть относился к тому поколению людей, которое теперь называют «дети войны». Он и его друзья, его родные пережили войну, глубоко чувствовали и понимали это время, и военные потери, и военное братство.

Группа ребят  исполняют песню «Братские могилы».

Ведущий 2.  Песня Владимира Высоцкого - о друге, который не вернулся из боя - «Он не вернулся из боя».

Чтец: читает стихотворение «Он не вернулся из боя»
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,005
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал:
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То что пусто теперь - не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена весна-
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить" - А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде:
Наши мертвые как часовые.
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время - текло для обоих.
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя

Ведущий 1. В начале 1970-х годов,  в СССР началась эпоха магнитофонов. И песни Высоцкого стали записывать и перезаписывать, они звучали практически в каждом доме. Высоцкий стал знаменит, имя его было у всех на устах. В театр на Таганке билета достать было невозможно…

Ведущий 2.  Владимир Семенович Высоцкий умер 25 июля 1980 года в 4:10 утра.  Над окном театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий».
В это время в Москве проходили Летние Олимпийский игры, но на Ваганьковское кладбище проститься с Высоцким пришло около двухсот тысяч людей.

Ведущий 3. В 1986 году Владимиру Высоцкому присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1987 году присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

Ведущий 1. Много лет активно работает Государственный культурный Центр-музей B.C. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» - ГКЦМ В. Высоцкого, директором которого является Никита Владимирович Высоцкий.

Ведущий 2. Интернет-отзыв о музее: «Владимир Семёнович Высоцкий - человек, без которого невозможно представить нашу историю, человек-эпоха. Посетить его дом мне как поклоннику его таланта было необходимо. Чувствуешь себя там, словно в гостях у поэта. Вот сейчас он выйдет к тебе, возьмёт гитару и запоёт. Непередаваемые ощущения». (Николай Ивашов)

Чтец: начинает читать стихотворение «Я не люблю», продолжает запись песни в исполнении В. С. Высоцкого
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Коршунова, Л.Е. Такую жизнь нельзя назвать короткой: сценарий посвященный В.С. Высоцкому /Л.Е.Коршунова  //Профессиональная библиотека школьного библиотекаря.-М.: РШБА, 2017.- С.3-11.- Приложение к журналу «Школьная библиотека». Вып.9.

2     425    facebooklarger