Включить версию для слабовидящих

Музеи мира книги

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

"ВЕЛИКИЕ МУЗЕИ МИРА"
книжная выставка

      Сколько выдающихся полотен знаменитых художников хранится в разбросанных по всем миру музеях и картинных галереях. Как хочется пройтись по их величественным тихим залам и насладиться созерцанием картин, написанных рукою великих мастеров. Однако сделать это достаточно сложно. Можно, разумеется, посетить некоторые из музеев, особенно если это Третьяковская галерея, а вы москвич или подмосковный житель. А вот попасть в парижский Лувр уже значительно сложнее. Еще более непросто оказаться, к примеру, в расположенном за океаном Нью-Йоркском музее «Метрополитен».
    Помочь приобщиться к великим культурным ценностям поможет новый проект «Комсомольской правды» – «Великие музеи мира». Не выходя из дома, можно увидеть, а также продемонстрировать своим близким и друзьям художественные сокровища мировой культуры. При помощи этой замечательной коллекции можно не только насладиться красочными иллюстрациями хранящихся в самых известных музеях мира полотен, статуэток, скульптур и прочих выдающихся произведений искусства, но также узнать историю их создания и познакомиться с обстоятельствами их появления. Также в альбомах данной серии приводится полезная для потенциальных посетителей информация о самих музеях: часы их работы, адреса, цены на билеты, контактная информация, а также прочие полезные данные.
         Всего в серии 100 книг, Центральная библиотека им. Н. Крупской МБУК ЦБС г. Азова располагает 30 томами.

Т.1.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Москва. Т.1.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, - писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, - я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»...

Содержание:
Предисловие
Древнерусское искусство XII-XVII веков
Искусство XVIII века
Искусство первой половины XIX века
Искусство второй половины XIX века
Искусство ХХ века

Т.1.2Официальный сайт: http://www.tretyakovgallery.ru

Т.1.3  Малевич Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
Портрет художника М.В. Матюшина (Холст, масло)

     К 1913 в среде русских футуристов появилось художественное направление – кубофуторизм. Его создатели стремились к синтезу идей футуризма и кубизма. Главная задача футуризма – передать ощущение движения.
   Портрет Матюшина Малевич составил из разных геометрических плоскостей, что на первый взгляд роднит его со стилем кубических произведений Пикассо и Брака. Но есть и существенное отличие: основоположники кубизма писали в основном в монохромной технике, тогда как Малевич активно использует богатую цветовую гамму. Еще одна особенность картины: при всей абстрактности на полотне разбросаны реалистические детали. Так, например, часть лба с волосами, расчесанными на прямой пробор, точно повторяет прическу Матюшина, по свидетельству знавших его людей. Это, пожалуй, единственная деталь, указывающая на то, что перед нами портрет. Матюшин был не только художником, но и композитором, поэтому нетрудно догадаться, что линия белых прямоугольников, разделяющая картину по диагонали, является клавиатурой фортепиано (причем без черных клавиш – намек на своеобразие музыкальной системы М.В. Матюшина).


Т.2.1МУЗЕЙ ПРАДО. Мадрид. Т.2.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Прадо - крупнейший музей мира, в котором хранятся живописные произведения европейских художников 12 - 19 веков. Прадо находится в столице Испании Мадриде, поэтому в нем представлена самая большая в мире коллекция испанской живописи. Музейное собрание состоит из трех крупных частей: картины, принадлежавшие испанским королям; работы, созданные под покровительством церкви и позже перешедшие государству; произведения искусства, полученные в дар либо приобретенные музеем.

Содержание:
Живопись Англии.
Живопись Германии.
Живопись Голландии.
Живопись Испании.
Живопись Италии.
Живопись Нидерландов.
Живопись Фландрии.
Живопись Франции.

Т.2.2Официальный сайтhttps://www.museodelprado.es/en/visit-the-museum

 Т.2.3  БароччиФедерико Бароччи (1535-1612) 
Рождество Христово (1597, Холст, масло)

    Художественное мастерство Бароччи унаследовал от своих отца – скульптора, дяди – архитектора и прадеда – известного миланского ваятеля. Бароччи сформировался в римском кругу последователей Рафаэля, является живописцем эпохи позднего маньеризма.
    «Рождество Христово» стоит в ряду замечательных полотен Бароччи на религиозный сюжет. Мастер придает церковной живописи непосредственность эмоционального воздействия. На заднем плане полотна святой Иосиф отворяет дверь пастухам, но эта деталь лишь подчеркивает близость Богоматери и младенца к зрителю. Образ Марии миловидный и грациозный, ее лицо, окутанное своеобразной дымкой светотени, представляется кукольным. Подушка и яркое покрывало, розовые и шафранные одежды Богородицы сверкают в свете, идущем не извне, а от младенца Христа. Эффектной холодной цветовой гаммой и светотеневыми контрастами мастер демонстрирует свой неповторимый стиль, предвосхитив протобарочные тенденции.


Т.3.1ЛУВР. Париж. Т.3.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Лувр - один из самых известных и наиболее посещаемых художественных музеев мира, занимающий третье место по площади - 160 106 кв.м. На протяжении веков каждый новый правитель Франции по-своему перестраивал, обновлял и расширял его. Здание музея - старинный королевский дворец - расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Сегодня Лувр ежегодно посещает более пяти миллионов человек.

Содержание:
Искусство Древнего мира.
Искусство Италии.
Искусство Франции.
Искусство Нидерландов, Голландии и Фландрии.
Искусство Испании.
Искусство Великобритании.
Искусство Германии.

Т.3.2Официальный сайтhttps://www.louvre.fr

Т.3.3. ЕгипетПортрет молодой девушки. Египет, около 161-180. Дерево, энкаустика 

    Портрет молодой девушки относится к ранним фаюмским портретам – погребальным изображениям усопших, выполнявшимся в технике энкаустики (от греческого слова «выжигаю») – восковой живописи расплавленными красками.
   Фаюмские портреты – это прекрасные реалистические живописные произведения, характерные для эллинистического периода истории Египта. Они стали продолжением местной традиции изготовления погребальных масок, однако техника их создания и  стилистические особенности относятся к эллинистической культуре: прежде египетское искусство не знало подобной передачи индивидуальных портретных черт. Благодаря этой удивительно реалистической живописи, многие образцы которой прекрасно сохранились до наших дней, можно представить себе облик людей, моду на украшения и прически, бытовавшие в то далекое время.


Т.4.1ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ. Каир. Т.4.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Египетский музей является самым большим в мире собранием предметов древне-египетского искусства. В Каире, в здании, построенном в 1900-м на известной площади Тахрир, представлены почти 120 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта, а самые «молодые» из них насчитывают около двух тысяч лет. Среди них особую ценность представляют 27 мумий фараонов и членов их семей.

Содержание:
Додинастический и раннединастический периоды
Древнее царство
Среднее царство
Новое царство
Гробница Тутанхамона
Позднее царство
Греко-римский период

Т.4.2Официальный сайтhttps://egyptianmuseum.org

Т.4.3  Ковчег для канопКовчег для каноп. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333-1323 до н.э.)
Дерево, штукатурка, позолота. Высота 198 см. длина 153 см., ширина 122 см.

    Ковчег был найден в сокровищнице, в нем находились четыре миниатюрных саркофага, в которые были помещены внутренности фараона. Ковчег закреплен на полозьях. Сверху имеет форму балдахина, который покоится на четырех столбах. На них – титулы и имена фараона. Балдахин имеет бордюр, украшенный уреями с солнечными дисками на головах. Такой же бордюр – на крышке ковчега. Четыре богини охраняют этот ковчег: богиня-скорпион Селкет (изображена со скорпионом на голове), богиня Исида, супруга Осириса, Нефтида, ее сестра, и Нейт, богиня – воительница, особо почитавшаяся в Западной Дельте. Все они обращены к рельефу на ковчеге, который ассоциируется с детьми Хора по имени Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, призванными оберегать внутренние органы.


Т.5.1МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН. Нью-Йорк. Т.5.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Метрополитен музей представляет собой одно из крупнейших в мире художественных собраний. Основанный в 1870 на базе частных коллекций, переданных в дар, музей и сейчас существует на средства спонсоров. Его постоянная коллекция насчитывает более двух миллионов экспонатов, среди которых уникальное собрание египетского искусства и выдающиеся произведения живописи импрессионистов и постимпрессионистов.

Содержание:
Искусство Древнего Египта.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Искусство Италии.
Искусство Нидерландов, Голландии и Фландрии.
Искусство Испании.
Искусство Германии.
Искусство Англии.
Искусство Франции.
Искусство США.

Т.5.2Официальный сайт:  https://www.metmuseum.org

Т.5.3 ДюрерАльбрехт Дюрер (1471-1528)
Носорог (1515, Гравюра на дереве)
 

   Будучи, прежде всего, живописцем и графиком, Дюрер, как и многие крупные мастера Возрождения, интересовался  самыми разными областями знания. Когда в  Лиссабон привезли в подарок губернатору Португальской индии от восточного султана носорога, друг Дюрера, издатель и торговец Валентин Фернандес, прислал ему письмо с описанием и наброском животного. На основе этих сведений художник, заинтересовавшись странным существом, сделал два рисунка, с одного из которых выполнил гравюру.
     Работа хотя и имела ряд вполне объяснимых неточностей, вроде лат на теле или гребня с рогом на спине у диковинного зверя, в целом изображала его верно. Кроме страсти исследователя Дюрером двигало желание ренессанского художника почувствовать связь с античностью, ведь носорог был животным, которое к  XBI  веку в последний раз видели в Европе еще при древних римлянах.


Т.6.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭРМИТАЖ. Санкт-Петербург. Ч.1. Т.6.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Государственный Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира. Архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге, расположенный на набережной Невы, принимает туристов со всего мира, предлагая их вниманию предметы искусства, начиная с каменного и до конца XX века - около трех миллионов произведений и памятников мировой культуры. В собрании музея - живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Содержание:
Первобытное искусство.
Искусство древнего мира.
Искусство Италии.
Искусство Англии.
Искусство Германии.
Искусство Нидерландов, Фландрии и Голландии. 

Т.6.2Официальный сайтhttp://www.hermitagemuseum.org

Т.6.3Леонардо да Винчи (1452-1519)
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) Холст, масло.

    Леонардо да Винчи – крупнейший представитель искусства итальянского Возрождения. Мадонна Бенуа – бесспорно, одна  из знаковых картин художника. Центром композиции является цветок в руках Девы Марии, к которому тянется Младенец Иисус. Мастер помещает Мадонну, одетую по флорентийской моде XV века, и Младенца в комнате с единственным источником света – окном в глубине помещения. Однако иной, мягкий свет льется сверху, именно он оживляет полотно игрой светотени, что придает фигурам объемность, выявляет тончайшую моделировку формы. Колорит картины неяркий, чуть приглушенный.
   До поступления в 1914 г. В Эрмитаж произведение находилось в Петербурге, в собрании известного историка искусства Александра Бенуа.


Т.7.1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭРМИТАЖ. Санкт-Петербург. Ч.2. Т.7.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Государственный Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира. Архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге, расположенный на набережной Невы, принимает туристов со всего мира, предлагая их вниманию предметы искусства начиная с каменного и до конца XX века - около трех миллионов произведений и памятников мировой культуры. В собрании музея - живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Содержание:
Искусство Франции.
Искусство Испании.
Искусство России.
Искусство Дании.
Искусство Востока и Азии.

Т.7.2Официальный сайтhttp://www.hermitagemuseum.org

Т.7.3 Редон Одилон Редон (1840-1916)
Женщина с полевыми цветами (Около 1890-1900. Бумага, пастель, уголь)

    Французский живописец и график Одилон Редон является одним из самых интересных, ни на кого не похожиих художников-символистов. В своих работах он неоднократно изображал цветы, но они – не просто натюрморт. У Редона цветы наделены душой, они живут и страдают. Каждый цветок, написанный мастером, - нечто живое, обладающее собственным характером, хранящее свою нежную тайну. Часто изображение букетов соседствует на его пастелях и рисунках с женскими образами.
     В представленной картине радужные и дымчатые цвета пастели создают ощущение ирреальности, некой загадочности. Простые полевые растения и таинственное женское лицо составляют букет, они неотделимы друг от друга. Возможно, этот грустный лик и есть душа цветка, то ароматное существо, восхитительное порождение света? Редон заставляет зрителя задуматься, искать разгадку его искусства.
   Мистическое направление символизма подразумевало множество толкований, а мир, нарисованный художником, и по сей день продолжает хранить свои секреты.


Т.8.1ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Т.8.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Одним из самых старых музеев в Европе считается Дрезденская галерея в Германии. Галерея была основана в 1855 году, но коллекция для нее собиралась с четырнадцатого-пятнадцатого веков, а Фридрих III дополнил экспозицию старинными полотнами и работами своих современников. В 1722 году заканчивается строительство ансамбля Цвингера и именно с этого время считается основанием Дрезденской галереи, так как экспозиция начала выставляться отдельно от других коллекций.
    1945 год был тяжелым испытанием для Дрезденской галереи. Англо-американская авиация нанесла по Дрездену очень сильные бомбовые удары и город превратился в руины. Ансамбль Цвингера был полностью разрушен и триста картин были уничтожены. Оставшиеся в укрытии произведения искусства спасали Советские войска, обнаружившие запасники с картинами в полузатопленном состоянии. Позже эти картины были отреставрированы в Советском союзе очень известными реставраторами и переданы Германии.
    После войны весь комплекс Дрезденской галереи полностью восстановлен. Один из залов представляет картины Рембрандта и учеников его школы. А коллекция богатого парадного оружия можно увидеть в одном из крыльев Дрезденской галереи.

Содержание:
Искусство Италии.
Искусство Голландии, Нидерландов и Фландрии.
Искусство Германии.
Искусство Франции и Швейцарии.
Искусство Испании.

Т.8.2Официальный сайтhttp://www.dresdenart.ru

Т.8.3Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
Шоколадница (1743-1745. Пергамент, пастель)

    Жан-Этьен Лиотар - швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо. Искусство знает имена творцов, хоть и создавших множество произведений, но в веках запомнившихся каким-то одним своим творением. Лиотар принадлежит к их числу. Конечно, можно указать на ряд его картин, только в Дрезденской галерее, например, их четыре, но «Шоколадница» - та единственная, которая составляет славу художника. Более того, она стала своеобразной «визитной карточкой» Галереи.
    Конечно, такой статус произведения основан на его исключительных художественных достоинствах. Оно не столько поражает, сколько пленяет. Таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо. В ней все необычайно гармонично: общий рисунок (формы и пропорции фигуры), цветовая гамма – серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и  любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан с водой и бликами на ней, наконец чашка с шоколадом – образец тончайшего мейсенского фарфора. Известно имя модели – это юная красавица Анна Бальдауф, горничная при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.


Т.9.1ГАЛЕРЕЯ УФФИЦЫ. Флоренция. Т.9.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Галерея Уффици - один из старейших музеев Италии и мира. На родине Ренессанса, в самом сердце старой Флоренции, в просторном дворце хранятся лучшие произведения таких величайших художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеданджело, Тициан. Жемчужина собрания - богатейшая коллекция знаменитого рода Медичи, которая положила начало одного из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.

Содержание:
Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Искусство Италии.
Искусство Голландии, Нидерландов и Фландрии.
Искусство Германии.
Искусство Испании.
Искусство Франции и Швейцарии.

Т.9.2Официальный сайтhttp://www.polomuseale.firenze.it/index.html

Т.9.3 Сарто Андреа дель Сарто (1486-1531)
Портрет девушки с книгой стихов Петрарки (Дерево, темпера)

    Исполненные величия картины и лиричный, теплый по настроению портрет  девушки – вот два полюса в  творчестве Андреа дель Сарто, флорентийского художника Высокого Возрождения. Впрочем, теплота и домашность присутствуют в этом портрете еще и оттого, что мастер нарисовал дочь своей любимой жены Лукреции от первого брака – падчерицу Марию, которую воспитал как родную.
   С хитринкой смотрящая на зрителя девушка держит в руках томик любовных сонетов Петрарки. Она впервые прикасается к тайнам чувства, которые будоражат и манят ее, героиня хочет утаить свое открытие и не может этого сделать, неловко указывая пальцем на строки, которые читает. Все это так точно схвачено художником, что обычный вроде бы сюжет с влюбленной девушкой, невольно намекающей на свое приподнятое внутреннее состояние, вызывает у зрителя теплое и трепетное настроение. Такой глубины в раскрытии внутреннего мира юного существа мало кто достигал во времена Андреа дель Сарто.


Т.10.1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ. Санкт-Петербург. Т.10.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) представлено самое обширное собрание произведений русского искусства в мире. Музей основан в 1895 году по приказу императора Николая II. В настоящее время его коллекция насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с X по XXI век.

Содержание:
Древнерусское искусство.
Искусство XVIII – первой половины XIX века.
Искусство второй половины XIX века.
Искусство конца XIX – первой половины XX века.

Т.10.2Официальный сайт: http://www.rusmuseum.ru

Т.10.3Борис Дмитриевич Григорьев (1886 -1939)
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1916, Холст, масло)

   Творчество Б.Д. Григорьева не укладывается в рамки традиционных школ живописи, определенные историей искусства. Он то склонен сопереживать пассеизму (устремлению в прошлое) и элегическому настроению своих современников – художников объединения «Мир искусства», то ликовать и балагурить в кабачках и трактирах вместе с мастерами « Голубой розы». Позднее его живописная техника выкристаллизуется в нечто, именуемое «Неоакадемизмом» с элементами кубического дробления формы, призванным подчеркнуть острый психологизм характеров героев полотен.
   Всеволод Мейерхольд, известный своими актерскими и режиссерскими работами и эпатирующим поведением, так восхитил Григорьева, что тот произнес: «Таких, как вы, нужно в музей!» Склонный к фарсу и гримасничанью, Мейерхольд стал создателем выразительной системы актерского мастерства – «биомеханики».
   Художник запечатлевает Мейерхольда в образе главного героя отснятой незадолго до сеансов портретирования киноленты « Дориан Грей». Но перед зрителем скорее не холеный денди, а трагическая пародия на человека, судьбу. Суть гения Григорьева заключается в его провидческом решении полотна – режиссер-мистик станет жертвой революционной  стихии, олицетворенной в облике сильного, земного Янычара.


Т.11.1ЛОНДОНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Лондон. Т.11.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Лондонская Национальная галерея - одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи. Музей был открыт в 1824 году решением британского парламента. Основой галереи стала коллекция банкира Ангерштейна, выкупленная у его наследников и состоящая из 38 картин. Сегодня коллекция построена строго в хронологическом порядке, в галерее представлено более 2000 произведений всех европейских школ живописи XIII - начала XX века.

Содержание:
Искусство Англии.
Искусство Германии.
Искусство Голландии.
Искусство Нидерландов и Фландрии.
Искусство Испании.
Искусство Италии.
Искусство Франции.

Т.11.2Официальный сайт: https://www.nationalgallery.org.uk

Т.11.3 СтаббсДжордж Стаббс (1724-1806)
Жеребец Уистлджакет (Около 1762. Холст, масло)
 

 Джордж Стаббс – один из первых выдающихся английских живописцев, посвятивших свое творчество лошадям. Его заказчиками были исключительно британские аристократы. На  самой известной картине Стаббса изображен гарцующий жеребец по прозвищу Уистлджакет. Полотно было написано по заказу маркиза Рокингхэма, щедрого покровителя художника, хозяина животного.
   С точки зрения композиции примечательно, что масштабная картина полностью посвящена образу знаменитого коня. Во время его создания Стаббс был погружен в изучение лошади, ее анатомии. Сохранилось большое количество рисунков животного в разных эмоциональных состояниях и ракурсах. В 1766  они вышли отдельной книгой.
    Высказывалось предположение, что, приступая к работе над изображением жеребца, художник хотел создать конный портрет короля Георга III. Однако более вероятно, что изначально он намеревался написать одного лишь вздыбленного коня на нейтральном, не отвлекающем внимание зрителя фоне.


Т.12.1

МУЗЕЙ Д’ОРСЕ. Париж. Т.12.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

   Музей д’Орсе представляет одно из интереснейших собраний изобразительного и прикладного искусства, крупнейшую в мире коллекцию французской живописи и скульптуры, охватывающую сразу несколько направлений: от неоклассицизма и романтизма до импрессионизма, экспрессионизма и стиля модерн (арт-нуво). В экспозиции музея - знаменитые полотна Мане, Энгра, Делакруа, Моне, Дега, Гогена, Тулуз-Лотрека, Ван Гога и других.

Содержание:
От академизма до импрессионизма.
Импрессионизм.
Неоимпрессионизм и постимпрессионизм.
Символизм.
Французская скульптура второй половины XIX века.

Т.12.2Официальный сайт: https://www.musee-orsay.fr

Т.12.3 МонеКлод Моне (1840-1926) 
Голубые кувшинки (Между 1916 и 1919. Холст, масло)
 

 Пейзаж был излюбленным жанром зрелого Моне, в каждом произведении представавшего внимательнейшим исследователем и тончайшим ценителем природной красоты.
    Серия прекрасных работ, посвященная водяным лилиям, которые художник выращивал в пруду своего сада в Живерни, была задумана еще в 1899 и с тех пор не отпускала его. «Голубые кувшинки» созданы Моне уже в преклонном возрасте, когда глаза художника ослабли вследствие заболевания. Живопись мастера потеряла былую «зоркость», внимание к малейшим переменам световоздушной среды. Однако несчастье не только не сломило творца, а вывело его искусство на принципиально новый уровень. Закончился импрессионистический этап, а ему на смену пришел период почти абстрактного искусства, когда в сложном отношении пятен цвета зачастую едва угадываются очертания предметов. Но и здесь Моне оставался импрессионистом в душе - он продолжал передавать на плоскости холста свои впечатления от окружающего мира, показывая его таким, каким он представал усталым глазам живописца.


Т.13.1

МУЗЕЙ ВАТИКАНА. Рим. Т.13.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Музеи Ватикана представляют собой крупнейшую сокровищницу произведений искусства - 50 000 объектов, представленных в 1 400 залах на площади 7 кв. км. Многие из них - это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и двориках собраны коллекции живописи, скульптуры и других видов искусства. Среди музеев Ватикана - Апартаменты Борджа, Сикстинская капелла, Музей Кьрамонти, Ватиканская пинакотека и другие собрания искусства.

Содержание:
Античное искусство.
Апартаменты Борджа.
Сикстинская капелла.
Станцы Рафаэля.
Капелла Паолина.
Ватиканская пинакотека.

Т.13.2Официальный сайт: http://www.museivaticani.va/co/museivaticani/en.html

Т.13.3 ГоццолиБеноццо Гоццоли (1420-1497)
Мадонна с поясом (1450-1452. Дерево, темпера)

    Флорентийский художник Беноццо Гоццоли написал данный алтарный образ для церкви Сан Фортунато в Монтефалько. Он изобразил сцену, когда Мадонна спускается с неба и дарит апостолу Фоме, не присутствовавшему при Ее кончине, погребении и вознесении на небо и потому не верившему в случившееся, пояс  от своего платья. В пределле живописец поместил шесть композиций с эпизодами из жизни Марии: Ее Рождество, бракосочетание с Иосифом, Благовещение, Рождество Христово, Обрезание Иисуса и Успение Богоматери.
   Ученик Беато Анджелико, Гоццоли воспринял от своего наставника любовь к светлым, лиричным композициям, написанным сияющими, прозрачными красками. Мария сидит на облаке в окружении ангелов, один из которых играет на лютне. Святой Фома, упав на одно колено, с благоговением принимает пояс из Ее рук. Золотой фон словно проникает повсюду, насыщая нежные и сочные цвета - голубой, розовый, красный - сиянием. Изображенная сцена наполнена воздухом и отмечена тем приподнятым настроением, в котором находится апостол.
    Сцены из жизни Богоматери, помещенные внизу, разнообразны по своему решению. В «Рождестве Христа» хлев, занимающий все пространство, освещен исходящим от Младенца сиянием. Мария стоит на коленях перед Сыном, молитвенно сложив руки и глядя на Него с нежностью, Иосиф сидит, подперев щеку рукой, и с умилением смотрит на Иисуса, а вол с ослом склоняются к Нему, чувствуя священность происходящего. Благодаря краскам, живым позам, жестам и тонко переданному настроению персонажей эти изображения вызывают ощущение волшебства.


Т.14.1ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ. Венеция.Т.14.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Галерея Академии в Венеции - художественный музей, в котором хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV-XVIII веков. Галерея основана венецианским Сенатом в 1750 г. как школа живописи, скульптуры и архитектуры. В начале XIX века из художественной школы был преобразован музей, его фонды стали постепенно увеличиваться. Сегодня в Галерее представлены работы таких прославленных мастеров, как Беллини, Джорджоне, Веронезе, Тициан, Тинторетто, Каналетто, Гварди.

Содержание:
Искусство итальянского Возрождения.
Итальянское искусство Нового времени.

Т.14.2Официальный сайт: http://www.gallerieaccademia.it

Т.14.3 Пьетро Лонги (1702-1785)
Урок танцев (1740-1750. Холст, масло)

   Живопись Пьетро Лонги часто сравнивают с комедиями его земляка Карло Гольдони. Реальные эпизоды на картинах подчас выглядят как театральные постановки, веселый маскарад. Но такие сценки были привычными для жителей и гостей Венеции. В интерьерных произведениях XVIII века нет и намека на морализаторство, свойственное создателям этого жанра — малым голландцам.
   В бытовой летописи великолепного города Лонги особенно внимателен к деталям. В «Уроке танцев» видны на первом плане грелка для ног и небрежно оставленная шпага на пуфе, которые словно обозначают границы кулис, чтобы открыть зрителю площадку с основным действием: строгий преподаватель танцев указующим перстом требует от юной ученицы особого изящества движений, веля ей тянуть носок. Художник здесь — утонченный колорист, зеленая гамма различных оттенков на разных фактурах деликатно прерывается теплыми красными тонами. Но кульминацией служит, конечно же, светоносная фигурка танцовщицы.


Т.15.1БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ. Лондон. Т.15.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Британский музей - крупнейший музей мировой культуры наряду с Лувром, Эрмитажем и музеем Метрополитен. Он не имеет картинной галереи, но зато располагает прекрасной коллекцией этнографических памятников и обширным собранием произведений искусства древности. Уникальна и замечательна также его прославленная библиотека. Британский музей - это весь мир в центре Лондона, а знакомство с его коллекцией подобно кругосветному путешествию.

Содержание:
Искусство Древнего Востока.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Искусство Западной Европы.
Собрание графики и гравюр.
Искусство Азии, Америки и Африки.

Т.15.2Официальный сайт: https://www.britishmuseum.org

Т.15.3Первая страница Евангелия от Иоанна
Линдисфарнское Евангелие
Англия. 698-721. Пергамент.

   К лучшим произведениям раннесредневекового искусства Англии принадлежат миниатюры Линдисфарнского Евангелия, созданного около 698 в скриптории монастыря, основанного в VII веке на острове Линдисфарн на побережье Нортумберленда в Англии. В дальнейшем по имени этого островка и получила свое название рукопись. Латинский манускрипт, включающий четыре Евангелия, был написан прекрасным островным «майюскулом» и иллюстрирован узорами из вьющихся спиралей и кельтских плетенок в инициалах и на целых «ковровых страницах». Позднее рукопись обрела драгоценный переплет и хранилась в специальной шкатулке, отделанной золотом и серебром.
   В 875 она чудом уцелела, когда монахи, спасаясь от нашествия датчан, забрали ее с собой на отправляющийся в Ирландию корабль. Во время шторма, как повествует предание аббатства, драгоценную книгу смыло за борт, и тогда братья обратились с молитвой к святому Кадбергу, чьи мощи были на борту. Тот велел искать Евангелие на берегу после отлива. Следуя указанию, они вернулись назад и нашли среди дюн ничуть не пострадавшую рукопись.
   Первую страница каждого из четырех Евангелий украшают огромные буквы-инициалы, увенчанные причудливыми завершениями, силуэты которых похожи на фантастических животных. Бордюр страницы также заполнен разноцветными, замысловато переплетенными лентами и скручивающимися в диковинные узлы тонкими линиями. Выполненные пером, эти миниатюры отличаются каллиграфическим изяществом рисунка, неистощимым разнообразием орнаментальных мотивов и удивительной красотой цветового решения, напоминающего переливы рубинов, изумрудов, бирюзы и аметистов в ювелирных украшениях того времени. Относясь к букве как к священной реликвии, художник заключает ее в поистине драгоценную оболочку, сотканную из плетенок и узлов — оберегов и звучных красочных пятен.


Т.16.1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ  ИСКУССТВ им. А.С. ПУШКИНА. Москва. Т.16.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - один из крупнейших в России музеев мирового искусства. Созданный И.В. Цветаевым при Московском университете, Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт в 1912 году. Здание музея, возведенное архитектором Р.И. Клейном в стиле неоклассицизма, сегодня является памятником архитектуры федерального значения. В наши дни собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина - одно из богатейших в мире. Здесь представлены памятники Древнего Египта и Античности, произведения Боттичелли, Перуджино, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, Моне, Ренуара, Дега, Ван Гога, Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо и многих других художников.

Содержание:
Предисловие.
Искусство Древнего мира.
Картинная галерея.

Т.16.2Официальный сайт: https://pushkinmuseum.art

Т.16.3Поль Сезанн (1839-1906)
Пьеро и Арлекин (1888-1890. Холст, масло)

      «Пьеро и Арлекин» - одно из самых значительных произведений в творчестве Поля Сезанна. Моделями были сын художника Поль (Пьеро) и его друг Луи Гийом (Арлекин). В этой работе живописец соединил портрет с жанровой картиной, в которой заявлен некий сюжет: праздник «Mardi-Gras» - последний день масленичного карнавала. Друзья представлены персонажами итальянской комедии дель арте, разыгрывающими извечный конфликт темпераментов. В портрете Сезанн стремится выявить изначальную геометрию материальных предметов: жесткие, словно из мела, почти острые углы граней гофрированного воротника и конус, поставленный на диск шляпы Пьеро, полемизируют с красно-черными ромбами трико и выгнутой треуголкой Арлекина.


Т.17.1НАЦИОНАЛЬНАЯ  ГАЛЕРЕЯ. Прага. Т.17.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Национальная галерея в Праге – главная художественная галерея Чехии. История музея началась в 1796, когда группа представителей богемской аристократии и интеллектуалов из среднего класса создала Общество патриотических друзей искусства. В 1902 к его художественному собранию была присоединена коллекция Галереи современного искусства королевства Богемии, а в 1918 художественное собрание стало главным в Чехословакии. После принятия в 1949 закона о создании Национальной галереи в собрание вошли графические коллекции Национального музея и Университетской библиотеки.  Коллекция Национальной галереи выставлена в пяти разных зданиях в Праге, и каждое из этих зданий интересно само по себе: Выставочный дворец, Дворец Кинских, Шварценбергский дворец, Штернбергский дворец и Анежский монастырь.

Содержание:
Средневековое искусство.
Искусство XVI - XVII веков.
Искусство XVIII - XIX веков.
Искусство конца XIX – первой половины XX века.

Т.17.2 Штернбергский дворецШтернбергский дворец

Т.17.2

Т.17.2. Дворец  КинскихДворец Кинских

Официальный сайт: https://www.ngprague.cz

Т.17.3Франтишек (Франк, Франсуа) Купка (1871-1957)
Путь тишины II (1903, Акватинта)

    Ранняя работа Франтишека Купки «Путь тишины II», входившая в серию картин под названием «Голос тишины», была создана в период увлечения художника теософскими теориями, когда он иллюстрировал книги философско-религиозного содержания, в их числе многотомный труд Э. Реклю «Человек и земля». В поисках ответа на вечные вопросы о жизни и смерти живописец заинтересовался мистикой и учениями дохристианских цивилизаций.
     Сюжет данной картины навеян образами древнеегипетского искусства и мифологии. Под высоким звездным небом по аллее сфинксов движется одинокий человек. Его хрупкая фигура в темных одеждах отчетливо выделяется на белом фоне грандиозных скульптур. Диагонально разворачивающаяся перспектива дальнего пути настойчиво увлекает взгляд зрителя в глубину. В мерном и величественном ритме уходит в таинственную и непостижимую даль дорога — символ вечного странствия души в неведомых мирах бесконечной вселенной. Художественная манера Купки вполне традиционна и в соответствии с духом изображаемого сюжета предельно лаконична и проста, а цветовая гамма строга, сдержанна и символична.


Т.18.1ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ. Рим. Т.18.- М.: Директ-Медиа, 2011.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     В римской галерее хранится огромная коллекция работ Караваджо. Здесь находится шесть его картин, в то время, когда остальные музеи владеют лишь одной работой. Некоторые работы Караваджо украшают стены итальянских церквей.
   Сам музей расположен в парке Боргезе и занимает виллу Боргезе. Галерея благодарна своим возникновением кардиналу Сципионе Боргезе. Он когда-то скопил огромное состояние и начал строить эту самую виллу Боргезе. Также он начал собирать в коллекцию работы не только бывших художников, но и нынешних тогда мастеров. Этот человек не просто коллекционировал работы, а был настоящим поклонником искусства. Так когда-то он приказал арестовать художника Джузеппе Чезари, который не мог расплатиться с долгом, ну а его работы Сципионе забрал в свою коллекцию (более ста работ).
    Однако, после смерти кардинала, был отдан приказ перестроить виллу, что и было сделано, однако его коллекцию сохранили. Так, по приказу князя Маркантонио на первом этаже были расположены скульптуры, а второй отводится для картинной галереи.
    В музее находятся работы многих мастеров, в том числе Бернини. В коллекции есть несколько скульптур Бернини, четыре из которых были выполнены по заказу Сципионе.
   Для туристов и обожателей Бернини это настоящая находка, ведь не один музей не содержит такую большую коллекцию ранних произведений Бернини.

Содержание:
Искусство XV века.
Искусство XVI века.
Микеланджело Меризи да Караваджо.
Искусство XVII века.
Искусство XVIII – XIX веков.

Т.18.2Официальный сайт: http://www.galleriaborghese.beniculturali.it/it

Т.18.3 КановаАнтонио Канова (1757-1822)
Паолина Боргезе 91805-1808. Мрамор)

   Скульптор, которого, вспоминая легендарного ваятеля древности, называли «новым Фидием», представитель неоклассицизма, Канова возродил в своем творчестве дух и формы античности. Но, поскольку на дворе стоял уже XIX век, это было совершенное вплоть до некоторой холодности искусство. И оно идеально подходило для создания портретов знатных людей, которым всегда хотелось чувствовать себя выше остальных.
    Мраморный портрет Паолины Боргезе, любимой сестры Наполеона Бонапарта и жены принца Камилло Боргезе, заказчика произведения, был выполнен в непривычной манере. Канова изобразил Паолину лежащей на триклинии (так у древних римлян называлось ложе, которое ставилось в зале для пиров) обнаженной. Этому решению было свое объяснение: скульптор представил женщину в образе Венеры, богини любви. Она держит в руке яблоко, напоминая о суде Париса, который дал плод самой красивой из богинь. Отсюда и более точное название скульптуры: «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Ходили слухи, что на вопрос, действительно ли она позировала в таком легкомысленном наряде, красавица принцесса ответила, что в мастерской стояла печка, которая не давала ей замерзнуть. Но если голова скульптуры выполнена с Паолины и лицо Венеры — это ее лицо, то тело мраморной богини идеализировано, что соответствовало канонам ваяния в эпоху неоклассицизма.
    Впрочем, идеальное и реальное слиты здесь воедино. Это портрет живой женщины, запечатленной скульптором в пору ее цветения. Она уверена в своей красоте и в том, что мир восхищается ею, поэтому так естественна ее поза, исполненная грации и очарования. И в то же время Паолина не простая смертная, отсюда отстраненность в ее облике: она смотрит не на зрителя, а вдаль, благосклонно предоставляя возможность любоваться собою. Кстати, деревянный постамент был снабжен механизмом, который позволял поворачивать изваяние, чтобы рассмотреть его.


Т.19.1НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА. Вашингтон. Т.19.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

      Данная галерея поистине считается одним из богатейших художественных собраний в США, в Вашингтоне. Галерея была создана в 1937 г. в Смитсоновском институте, а открытие галереи состоялось в 1941г. В основе ее коллекции находятся крупнейшие частные собрания Меллона, Дейла, Розенвалда, Кресса, Честера и др. В галерее хранятся шедевры живописи и скульптуры Западной Европы: работы Рафаэля, Э. Дега, Тициана, Джорджоне, Э. Мане, Донателло, ДжФ. Клуэ, Л. Бернини, П. Рубенса, Эль, Рембрандта, Греко, Я. Вермера, Т. Гейнсборо и др.), а также произведения художников Америки: Г. Стюарта, Дж. С. Копли и др.). В галерее собраны богатейшие коллекции прикладного искусства и графики.
     Национальная галерея была создана менее, чем столетие назад. В наше время галерея занимает территорию двух зданий. Старое, западное здание предназначается для проведения экспозиции творчества мастеров прошлого времени, а восточное здание, наоборот, демонстрирует искусство современное и искусство прошлого века. В данной галерее хранится крупное в США собрание искусства Западной Европы, поэтому оно признано самой лучшей коллекцией изобразительного искусства во всем мире, что, кстати, начинает становиться традицией, характерной для музеев США.

Содержание:
Искусство Германии.
Искусство Англии.
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов.
Искусство Испании.
Искусство Италии.
Искусство Соединенных Штатов Америки.
Искусство Франции.

Т.19.2Официальный сайт: https://www.nga.gov

Т.19.3Мэри Кассат (1844-1926)
Ложа (1882, Холст, масло)

   Американка по происхождению, Мэри Кассат была дочерью богатых родителей, но променяла благополучные Соединенные Штаты Америки на живопись и богемную жизнь в Париже. Под влиянием своего друга и учителя Дега она прилежно изучала и копировала произведения старых мастеров. Он пригласил Кассат участвовать в выставках импрессионистов. Любимыми персонажами ее картин были мать и дитя, играющие дети, сестры, преимущественно женские образы.
      В театральной ложе сидят две молодые девушки, вероятно, это их первый выход в свет. Пока еще они чувствуют себя неуютно во взрослом мире, невольно прижимаются друг к другу, одна из них смущенно прикрывает веером лицо. Но скоро неуверенность пройдет, и девушки займут достойное место в обществе. Момент случайности и мимолетности определяет композиционную структуру и живописный строй холста. Картина написана в обычной импрессионистической манере художницы, которой присущи хрупкость и утонченность, мягкость теплых розово-бежевых сочетаний цвета. «Ложа» - характерное произведение Кассат, ее рука весьма узнаваема по интенсивности красочной палитры, широкому и беглому мазку и крупнофигурности композиции.


Т.20.1РЕЙКСМУЗЕУМ. Амстердам. Т.20.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Амстердамский Рейксмузеум – один из крупнейших художнественных музеев мира. Сегодня помимо картин здесь хранятся произведения скульптуры, графики, предметы декоративно-прикладного искусства, большой отдел занимает искусство Азии. Более миллиона экспонатов охватывают период от Средневековья до ХХ века. Безусловно, наибольший интерес у посетителей вызывает собрание голландской живописи, которое считается лучшим в мире. Высшую ступень в ее развитии знаменуют произведения мастеров XVII  века и прежде всего Рембрандта. Так, главная экспозиция музея отведена его знаменитому полотну «Ночной дозор».

Содержание:
Религиозные картины.
Бытовая живопись.
Портреты.
Пейзажи и интерьер.
Натюрморты.
Рембрандт Харменс ван Рейн.

Т.20.2Официальный сайт: https://www.rijksmuseum.nl

Т.20.3Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Пророчица Анна (1631, Дерево, масло.)

   Изображенная на данной картине Рембрандта пожилая, погруженная в чтение Библии женщина — это пророчица Анна. В Евангелии от Луки, в том месте, где повествуется о принесении Иосифом и Марией Младенца Иисуса в храм, сказано, что она была «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лука, 2:37–38).
   Рембрандт представил праведную Анну в современной художнику одежде, но в головном уборе восточного типа, вышитом золотой нитью. Освещенная рука, изображая которую мастер передал морщины и голубые прожилки, настолько трепетна и одухотворенна, что «говорит» о персонаже не меньше, чем лицо праведницы, находящееся в тени. В ранний период творчества, когда и была написана работа, Рембрандт изучал возможности света и тени, знание которых пригодилось ему в дальнейшей работе.
   Предполагают, что в образе Анны запечатлена мать живописца: изображенная похожа на нее внешне, об этом можно судить по портретам женщины, созданным сыном и его учениками. К тому же живописец во многих картинах представлял близких различными историческими, мифологическими и библейскими персонажами, словно примеряя на простых людей великие судьбы.


Т.21.1ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ. Флоренция.Т.21.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Флорентийская Галерея Академии была создана в XVIII  веке при старейшей Академии изящных искусств. В музее можно увидеть такие шежевры Микеланджело Буонарроти, как «Давид» и «Рабы», а также обширное собрание ранней итальянской живописи, позволяющее представить, как зарождалось ренессанское искусство. Пройдя по залам Галереи, можно также  почувствовать дух самого Возрождения, Раннего и Высокого. Кроме того, в ней выставлены работы маньеристов, творчество которых открывало новую эпоху в итальянском искусстве, наступившую вслед за Ренессансом, и академистов XIX века.

Содержание:
Предисловие.
Искусство XIV века.
Искусство XV века.
Искусство XVI века.
Микеланджело Буонарроти
Искусство XVI - XIX веков.

Т.21.2 Официальный сайт: http://www.accademia.firenze.it/en

Т.21.3Луиджи Пампалони (1791-1847)
Путти, играющий с собакой (1827, Гипс)

   Неоклассицист Пампалони прославился скульптурами, представляющими знаменитых людей и персонажей античной мифологии. Он обращался в своем творчестве и к теме детей, запечатлевая их в «классическом» обличье. В Галерее Академии есть несколько работ автора с шалящими путти — фантастическими крылатыми или бескрылыми малышами, особенно распространенными в живописи и скульптуре Возрождения.
  Данная группа изображает путти, играющего с собакой. Мастера неоклассицизма по-прежнему воспринимали античность и навеянные ею мотивы не только как источник вдохновения: классическая культура составляла основу их художнического мышления. Так и в этой работе, напоминающей зарисовку из жизни, представлен не просто милый, озорной мальчик: его облик, даже если зритель не знает, кто перед ним, вызывает ассоциации с античным искусством.


Т.22.1ВЕНГЕРСКАЯ  НАЦИОНАЛЬНАЯ  ГАЛЕРЕЯ. Будапешт. Т.22. - М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Венгерская национальная галерея расположена в историческом центре Будапешта, в зданиях Будайской крепости и Королевского дворца. Эта богатейшая коллекция была основана в 1957 г. Здесь хранится почти 100 тысяч предметов средневекового и современного искусства. Представлены готическая деревянная скульптура и живопись, искусство стиля ренессанс и барокко, живопись, скульптура и графика XIX – ХХ веков.

Содержание:
Искусство готики XIV – XV веков.
Венгерское искусство XVI – XVIII веков.
Венгерское искусство XIX века.
Венгерское искусство первой трети XX века.

Т.22.2Официальный сайт: http://budacastlebudapest.com/hungarian-national-gallery-buda-castle-district/

Т.22.3Пал Синьеи-Мерше (1845-1920)
Воздушный шар (1878. Холст, масло)

    В отличие от французских импрессионистов Пал Синьеи-Мерше не создавал произведения непосредственно на пленэре. Он доверял своей памяти и работал в мастерской. Однако его, как и парижских коллег, волновали возможности передачи на холсте эффектов световоздушной среды.
   Данное полотно, на котором изображены лишь огромный полосатый шар в небе и узкая полоска земли, над которой он поднялся, можно принять за этюд, поскольку в нем нет сюжета. Но небо в белых разводах легких облаков настолько глубоко, таким осязаемо-объемным получился шар, летящий над открытым бескрайним пространством, буквально пропитанным солнечным светом, что становится очевидным: именно в передаче ощущений человека, наблюдающего за полетом воздушного шара в ясный летний день, и заключена основная идея этого холста. Картина рождает чувство ликующей радости и легкости бытия, знаменуя собой воплощение вечной мечты о полете.


Т.23.1ЧИКАГСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ. Чикаго. Т.23.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Институт искусств Чикаго расположен в Грант-парке (Grant Park) cовсем недалеко от Миллениум Парк (Millenium Park). Институт искусств обладает одной из лучших коллекций произведений импрессионизма и пост-импрессионизма. Так же в музее представлены значимые произведения современного, азиатского, европейского и американского искусства.
   Art Institute of Chicago считается вторым по размеру и важности художественным музеем в США после Нью-Йоркского музея Метрополитен (Metropolitan Museum of Art). Свое начало институт искусств получил в далеком 1866 году, когда была организована Академия Дизайна Чикаго. Пережив Большой Чикагский пожар, академия в 1882 году получила свое нынешнее название. В коллекциях музея собраны свыше 260 тысяч произведений искусств со всего мира. Наиболее значимыми считаются коллекции импрессионизма, пост-импрессионизма и американской живописи.

Содержание:
Предисловие.
Искусство XV-XVII веков.
Искусство XVIII - XIX веков.
Искусство XX века.

Т.23. 2Официальный сайт: https://www.artic.edu/

Т.23.3Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Две сестры (На террасе)  (1881. Холст, масло)

    Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам. Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира. Под таким вдохновением картины Ренуара всегда рождались с особенным очарованием. Они никогда не загромождали мысли своих зрителей.
   По насыщенности цветом - это одна из самых ярких картин мастера. Известно, что первое название картины "Сестры", но на самом деле героини работы не были даже родственницами.
    Летняя терраса ресторана в центре Парижа выглядит совершенно деревенским уголком. Теплоту и простоту настроения картины создает корзинка с рукоделием и клубками разноцветной шерсти. Позы двух моделей простые и естественные. Младшая искренне интересуется художником, поэтому ее взгляд направлен прямо на публику. Старшая модель испытывает некоторую неловкость от ситуации. Впрочем, она достаточно уверенно себя чувствует (известно, что позировала мастеру актриса).
     Мастеру удалось создать невидимую связь между своими моделями: перекликаются краски, цвета головных уборов, румянец и т.д. Удивительные ренуаровские лица в этой работе удались наиболее выразительно.    Использование спектрально чистых красок - излюбленный прием импрессионистов, в этой работе раскрывает все свои преимущества, создавая позитивную и открытую атмосферу.
       Картина была показана в 1882 на седьмой выставке импрессианистов.


Т.24.1МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ. Бостон. Т.24.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

     Бостонский музей  изящных искусств – один из крупнейших Художественных музеев США – был основан в 1870 году. По величине собрания он занимает второе место среди музеев Северной и  Южной Америки, здесь хранится более миллиона экспонатов: выдающиеся образцы скульптуры Древнего Египта, Греции и Ритма, средневекового искусства Китая, Индии и стран Азии. Коллекция японской керамики не имеет себе равных за пределами Японии. Музей владеет богатым собранием европейской и американской живописи и декоративного искусства. Здесь представлена самая обширная за пределами Парижа коллекция картин Клода Моне.

Содержание:
Искусство Древнего мира.
Европейская живопись.
Искусство Азии.
Искусство Америки.

Т.24.2Официальный сайт: https://www.mfa.org/

Т.24.3Император Хуэйцзун (1082-1135)
Сидящий на цветущем абрикосовом дереве попугай, написанный пятью красками
Около 1110. Шелк, тушь, акварель.

   Восьмой император китайской династии Сун Хуэйцзун (Чжао Цзи) — выдающийся поэт, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии. Все его помыслы были направлены на искусство, а не на управление империей. В результате произошла катастрофа: государство потеряло свои северные владения, Кайфэн, одна из величайших столиц мира, была разграблена.
    Хуэйцзун прилагал огромные усилия для поиска самых талантливых мастеров. Он создал императорский дом живописи «Хан Лин Хуа Юань», где выставлялись лучшие работы художников со всей страны. Темами его собственных картин были птицы и цветы. Бостонская — подлинный шедевр. Это пример жанра «птица-и-цветок», популярного в эпоху правителя. Поражают изумительная точность и тончайшая работа в передаче реалистических деталей, например в воспроизведении крыльев попугая. Свиток соединяет в себе живописную часть и каллиграфически начертанный текст. Стиль письма известен как «Тонкое золото». Надпись содержит краткое предисловие и поэму о том, как была создана данная картина, а также перечень важных событий в период правления императора. Существуют еще два подобных изображения, и все вместе они создают летопись его царствования. Этот свиток породил среди специалистов дискуссию: было высказано сомнение в том, что он сделан самим императором. К тому же соотношение надписи и рисунка на нем иное, чем на двух родственных свитках. Из этого был сделан вывод, что когда-то свиток был подвергнут перемонтировке. Как бы то ни было, все его детали — и рисунок, и каллиграфическая надпись — свидетельствуют об огромном мастерстве его создателя.


Т.25.1НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Афины. Т.25.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Национальный археологический музей в Афинах является крупнейшим в Греции и одним из самых известных в мире. Он расположен в центре древнего города и хранит памятники и артефакты, оставшиеся от великой античной цивилизации. Постоянная экспозиция музея насчитывает более 20 тысяч экспонатов различных эпох. Коллекция керамики – одна их крупнейших в мире, охватывает период с XI века до н.э. по романскую эпоху. Богатейшее собрание бронзовых изделий включает статуи, оружие, украшения, посуду, орудия труда, культовые и погребальные предметы.

Содержание:
Искусство Эгейской цивилизации.
Древнегреческое искусство периода классики.
Искусство Древней Греции эллинистического периода.
Искусство Греции Римского периода.

Т.25.2Официальный сайт: https://www.namuseum.gr/

Т.25.3 Ваза сВаза с осьминогами XV век до н.э.
Минойская цивилизация. Керамика.

   Ваза с осьминогами, изготовленная на Крите, выполнена в морском стиле, характеризующемся изображением органичных для островной цивилизации, окруженной средиземноморскими водами, мотивов. Осьминоги часто встречаются на минойской керамике, в том числе благодаря чрезвычайно «живописной» форме своего тела, позволяющей мастеру обыграть любую поверхность и проявить творческую индивидуальность. Здесь декор составляют изображения трех моллюсков, охвативших ее плотным хороводом. Извивающиеся пластичные щупальца этих созданий, оплетающие тулово, образуют прихотливый узор, полностью подчиняющийся архитектонике сосуда и оптически размывающий его силуэт. Это изделие можно считать шедевром гончарного искусства, в котором форма и декор приведены в удивительно тонкое гармоничное соотношение.


Т.26.1МУЗЕЙ  ИСТОРИИ  ИСКУССТВА. Вена. Т.26.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Музей истории искусство в Вене – крупнейший художественный музей Австрии, созданный в 1891 на базе коллекций дома Габсбургов. Богатейшая картинная галерея хранит лучшие работы П. Брейгеля Старшего, а также произведения великих мастеров – Джорджоне, Тинторетто, Тициана, Веласкеса, Дюрера, Рембрандта, Рубенса. Здесь собраны восточные и античные древности, скульптура и декоративное искусство, монеты, медали, печати, оружие, экипажи, музыкальные инструменты.

Содержание:
Искусство Нидерландов XV-XVI веков.
Искусство Германии XV-XVI веков.
Искусство Италии XV-XVI веков.
Искусство Фландрии и Голландии XVII века.
Искусство Италии, Франции и Испании XVII-XVIII веков.

Т.26.2Официальный сайт: http://www.khm.at/

Т.26.3Бернардо Беллотто (1720-1780)
Вид Вены с Бельведера (1759-1761. Холст, масло)

     Бернардо Беллотто, художник-пейзажист, ученик и племянник знаменитого венецианского мастера ведуты Антонио Каналя (прозванного Каналетто), работал во многих странах, его картины пользовались заслуженным успехом. Живописец жил и в Италии, но чаще за ее пределами — в Дрездене, Вене, Мюнхене, Варшаве, в 1768 он посетил Петербург. Художник создавал такие же точные «портреты» городов, как и его дядя, чей метод он прекрасно усвоил. Произведения мастеров были столь похожи, что их часто путали и даже называли Беллотто «Каналетто Младший».
      Панорамное полотно «Вид Вены с Бельведера», написанное по заказу императрицы Марии-Терезии, входило в серию тринадцати ведут с изображением австрийской столицы. Здесь Беллотто запечатлел пейзаж, который можно было увидеть из окон правого крыла дворца Евгения Савойского на закате солнца. Художник, используя камеру-обскуру, очень точно изображает открывающийся с высокой точки обзора вид на город и регулярный французский парк. В наступающих сумерках по ровным аллеям, где ложатся длинные тени от садовых боскетов, чинно движутся придворные дамы и кавалеры. Перед дворцами Нижнего и Верхнего Бельведера бьют фонтаны, прогуливаются нарядные пары, занимаются привычными делами слуги, а на берегу пруда два человека ловят рыбу. Вдали от этой размеренной жизни простирается красивый город. На фоне окрашенных в розоватый цвет облаков и тающих в легкой дымке холмов видна вся Вена. В центре панорамы высится собор Святого Стефана, по обеим сторонам от которого почти симметрично расположены увенчанные куполами церкви женского монастыря и церковь Святого Карла Борромея.
   Изображенный вид сегодня мало изменился, это дает возможность каждому путешественнику на собственном опыте убедиться в мастерстве и тонкой наблюдательности Беллотто.


Т.27.1КОРОЛЕВСКИЙ  МУЗЕЙ  ИЗЯЩНЫХ  ИСКУССТВ. Брюссель. Т.27.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Королевский  музей  изящных искусств в Брюсселе – один из самых значительных музеев в мире. Он славится богатейшей коллекцией живописи, представленной в Музее старого искусства (XV – XVIII вв.) и Музее современного искусства (XIX - XX вв.), которые расположены в разных зданиях. В пригороде  Брюсселя, в Икселе, находится Музей художника XIX  века Антуана Вирца и Музей скульптора Константина Менье, также входящие в состав Королевского музея.

Содержание:
Искусство XV века.
Искусство XVI века.
Искусство XVII-XVIII веков.
Искусство XIX-XX веков.

Т.27.2Официальный сайт: https://www.fine-arts-museum.be/en

Т.27.3Жорж Сёра (1859-1891)
Сена у острова Гранд-Жатт (1888. Холст, масло)

   Проживший всего тридцать два года, Жорж Сёра остался в истории искусства как создатель «пуантилизма» — особого живописного метода передачи оттенков цвета с помощью отдельных цветовых точек. Громко заявив о своем искусстве монументальным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (Чикагский художественный институт), он впоследствии не раз обращался к изображению острова на Сене. Как бы желая вернуться к своим истокам, испытывая потребность вновь исследовать места, некогда его вдохновлявшие, он начал рисовать пейзаж знакомого уголка при ярком солнце.
    В этот раз он выбрал для изображения почти пустынный остров в будний день, чтобы никто не отвлекал его от написания картины. Композиционно произведение пронизывают четкие линии, сначала зеленая трава в правом углу разрезается голубыми водами Сены, а затем и саму реку ограничивает полоска противоположного берега. Острые линии белых треугольных парусов лодки только поддерживают геометрическую четкость произведения. При написании этого пейзажа художник накладывает краску таким образом, что буквально вылепляет ею предметы, они становятся осязаемы и трехмерны. Основные цвета, используемые автором, смешиваются в глазу зрителя, а не на холсте, создавая оптический эффект применения большого количества красок.


Т.28.1ПИНАКОТЕКА БРЕРА. Милан. Т.28.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

   Пинакотека Брера – один их лучших музеев мира. Сегодня здесь хранится великолепное собрание живописи Северной и Центральной Италии, в котором выделяются такие шедевры, как «Обручение Марии» Рафаэля Санти, «Ужин в Эммаусе» Микеланджело Меризи да Караваджо, уникальная благодаря своему художественному решению работа Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», тонкая и лиричная «Пьета» Джованни Беллини и визитная карточка Пинакотеки – «Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа, который еще называют «Алтарь из Бреры».

Содержание:
Живопись XIV-XV веков.
Живопись XVI века.
Живопись XVII-XVIII веков.
Живопись XIX-XX веков.

Т.28.2Официальный сайт: https://pinacotecabrera.org/en/

Т.28.3Умберто Боччони (1882-1916)
Автопортрет (1908. Холст, масло)
 

  Об итальянском мастере Умберто Боччони, ярком представителе футуризма — динамичного, направленного в будущее стиля, историк искусства Роберто Лонги писал: «…есть другой способ передать движение, более интеллектуальный и глубокий. Им мы обязаны этому художнику. Его основной вклад в искусство состоит в том, что своей теплой, трепетной живописью он вывел на первый план лирический настрой». Боччони писал открытым, раздельным мазком, используя технику дивизионистов, поэтому даже в этой картине, где изображенное изначально статично, все, однако, наполнено движением. Но в отличие, например, от кубистов, с которыми художник спорил своими работами, форма для него вторична. На первое место выходит желание вызвать эмоциональный отклик, о чем говорил Лонги.
   Цветные вихри наполняют полотно, словно весенний ветер, прилетающий в город с полей, ворошит и взметает краски. Высокое небо, сахарные кубики домов, даже материал, из которого сшита куртка изображенного, — все вокруг живет единым дыханием. Но сам живописец выглядит отрешенным от сияющей вокруг него красоты и тревожно вглядывается в зрителя, словно ища у него подтверждения собственным невеселым мыслям и чувствам. Боччони уловил и выразил в своей работе тот драматический разлад между человеком и окружающим миром, который стал особенностью нарождавшегося века.


Т.29.1МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ.  Гент. Т.29.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

    Музей изящных искусств в Генте входит в число древнейших музеев Бельгии. Начало его основания относится к концу XVII века. Музей известен разнообразной живописной коллекцией, охватывающей период от Средневековья до ХХ века. Самая значительная часть собрания – бельгийское искусство XIX  - XX веков – наиболее полно характеризует искусство страны  этого периода.

Содержание:
Искусство XIV-XV веков.
Искусство XVI века.
Искусство XVII – XVIII веков.
Искусство XIX – XX веков.

Т.29.2Официальный сайт: https://www.mskgent.be/nl

Т.29.3Фернан-Эдмон-Жан-Мари Кнопф (1858-1921)
Карие глаза и синий цветок (Около 1905. Бумага, гуашь, пастель)
 

    На творчество Фернана Кнопфа сильно повлиял немецкий художник Франц фон Штук, у которого автор заимствовал некоторые женские образы. Данное произведение напоминает созданный Кнопфом фронтиспис к поэтическому сборнику стихов поэта-символиста Грегуара Ле Руа «Мое сердце плачет о прошлом». Круглый формат изображения (тондо) довольно часто повторяется в работах художника, он наводит на мысль, что эта картина — на самом деле зеркало и женщина смотрит на свое отражение. Окружность четко очерчивает и разграничивает изображение, отсекая все лишнее. Лицо героини имеет некоторое сходство с Лили Маке — молодой англичанкой, жившей в Брюсселе и неоднократно выступавшей моделью для произведений художника.
   Таинственный, застывший образ с темно-карими глазами, окруженный полупрозрачной, почти невидимой вуалью, гипнотизирующе глядит на зрителей. На переднем плане — цветок и жемчуга в стеклянной тонконогой вазе. Цветок — вероятно, цикламен, его синий цвет символизирует идеал. Сдержанная, преимущественно монохромная гамма произведения позволяет сосредоточиться на пронзительных карих глазах женщины, данный оттенок у символистов означал духовность.


Т.30.1МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. Москва. Т.30.- М.: Директ-Медиа, 2012.- 96 с.: ил. – (Издательский дом «Комсомольская правда». (0+)

   Московский Кремль — символ российской государственности. На протяжении многих столетий с этим местом связаны важнейшие события истории нашей страны. Более двух веков назад здесь был создан уникальный музей-сокровищница Оружейная палата. Кроме него в существующий ныне музейный комплекс входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты, ансамбль колокольни Ивана Великого. Собрание музеев Московского Кремля насчитывает более 60 тысяч памятников истории, культуры и искусства.

Содержание:
Оружейная палата.
Успенский собор.
Архангельский собор.
Благовещенский собор.
Церковь Ризположения.
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов.
Колокольня «Иван Великий». Звонницы.

Т.30.2Официальный сайт: https://www.kreml.ru/ru/museums-moscow-kremlin/

Т.30.3. ШапкаШапка Мономаха
Конец XIII– начало XIV века.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, мех;
литье, чеканка, скань, зернь, гравировка.

     Главный символ государственной власти в России на протяжении почти двух столетий, шапка Мономаха создана, как предполагается, в конце XIII или самом начале XIV века. Место ее изготовления точно неизвестно. По одной из версий, шапка Мономаха была даром хана Золотой Орды Узбека московскому князю Ивану Калите. В его духовной грамоте впервые упомянута некая «шапка золотая». Возможно, следует считать создателями головного убора золотоордынских или среднеазиатских ювелиров, поскольку его форма и украшения несут на себе некоторые восточные мотивы. Низкая круглая тулья шапки Мономаха по форме напоминает очень популярную на Востоке тюбетейку. Восемь золотых пластин, составляющих ее, покрыты тончайшим сканым золотым узором. Среди его спиралевидных завитков, разнообразных розеток и капелек зерни можно разглядеть изображения стилизованного цветка лотоса. Скорее всего, чеканное золотое навершие с крестом, самоцветные камни и соболья опушка появились уже в Москве.
   После того как Московское княжество в конце XV века обрело независимость от Золотой Орды и образовалось единое российское государство, шапка Мономаха, как тогда ее впервые стали называть, обрела новый статус. Женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, великий князь московский Иван III стал считать себя преемником власти правителей Византии. Усложняется придворный церемониал, утверждаются новые знаки власти, среди которых была и шапка Мономаха. Отныне она возлагалась на нового правителя России. Первый раз это произошло 4 февраля 1498, когда великий князь московский венчал ею в недавно построенном Успенском соборе Московского Кремля внука Дмитрия Ивановича. В начале XVI века появилась легенда о перенесении на Русь во время княжения великого киевского князя Владимира Всеволодовича даров от его деда, византийского императора Константина Мономаха, в том числе и знаменитой шапки. Венчавшись ею, князь Владимир приказал ее убрать и сохранить до тех пор, пока не появится правитель, столь же сильный, как он сам. Следующим венчался на царство шапкой Мономаха в 1547 Иван Грозный. Последним — царь Иван Алексеевич, брат Петра I, в 1682. Начиная с XVIII века этот венец выносился во время коронации как «главная достопамятность Царского достоинства». 

Т.30.3. Колокол

Иван Федорович Моторин (1660-1735)
Колокол «Новгородский»
1730-1731. Бронза, железо; литье, чеканка, ковка.

     Вес «Новгородского» колокола составляет 430 пудов (около 7 тонн). Для колокольни «Иван Великий» в 1731 его отлил Иван Федорович Моторин — представитель известной династии колокольных мастеров. Он же вместе с сыном Михаилом создал знаменитый Царь-колокол, стоящий у основания колокольни, колокол «Семисотный», висящий неподалеку на Филаретовской звоннице, и «Набатный» колокол, располагавшийся на одноименной башне, а после Чумного бунта перемещенный в Оружейную палату, где находится по сей день.
  «Новгородский» колокол был перелит из старого благовестника, изготовленного в 1556 мастерами Михайловыми для звонницы древнего Софийского собора в Новгороде Великом и позднее перевезенного в Москву. На него не только нанесена надпись, в которой, как это часто практиковалось, говорится об отливке, но и приведен текст, помещавшийся на старом колоколе. Он выделяется необычной декорацией: в верхней части располагаются пять рельефных поясов, два из них заняты надписью, которую обрамляют полосы растительного орнамента. Самый нижний ярус образуют фигурки херувимов. Над ними, среди цветов и листьев, — четыре одинаковых картуша, поддерживаемых с двух сторон апостолами Петром и Павлом, заключают в себе вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью. Ниже, также в картушах, размещаются композиция «Успение Богородицы» и имя мастера.

 

 

2     425    facebooklarger