Включить версию для слабовидящих

Земля надеется на нас

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ЗЕМЛЯ НАДЕЕТСЯ НА НАС

сценарий часа экологической культуры

для детей младшего и среднего школьного возраста

«Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу.

Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это и мать,

родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно,

как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви». 

Ю. Бондарев

Ведущий: Здравствуйте,  ребята. Сегодня наша встреча называется «Земля надеется на нас». Как вы думаете о чём пойдёт речь?

Дети: Об охране природы, земли, экологии…

Ведущий: Правильно, об экологии. А что это такое?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Экология – это наука. Она изучает взаимодействие организмов между собой и со средой, в которой они обитают. Какие живые организмы вы знаете?

Дети: Микробы,  насекомые, животные, растения, человек…

Ведущий: А что такое среда обитания?

Дети: Почва, лес, воздух, вода.

Ведущий: Получается, что экология – это наука о взаимодействии всего того, о чём вы сказали, т. е.  животных, растений, почвы, леса, воздуха, человека.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Это слово вы часто слышите по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовые темы, читаете в журналах и газетах.

По словам русского писателя Валентина Распутина «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды,  никогда прежде не существовавшей  перед человечеством».       

Слово «экология» писатель Распутин ассоциирует со словами «вселенская беда». Почему?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Воздействие людей на природу становилось всё более мощным и к концу ХХ столетия приобрело всеобщий, т. е. всеобъемлющий, планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые человеком ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. Иногда его употребляют не к месту, зачастую не понимая серьёзности экологических проблем.

Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на земле положение является ничем иным как экологическим кризисом. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из этого кризиса.

Одни предлагают увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете – животных и растения. Другие – запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, которые загрязняют природу.

К сожалению, не всё так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоёмы, отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Но тогда будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло- и электростанции, замрёт транспорт. Города и сёла погрузятся во тьму и холод. Останется без средств механизации (машин, комбайнов, тракторов), минеральных удобрений и средств защиты растений сельское хозяйство. Наступит хаос, голод.. нищета. Ведь невозможно сделать всю планету заповедником. Значит надо искать выход! Как вы думаете, он есть? В чём, по вашему мнению, выход из этого положения?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Иными словами, всем надо учиться жить на Земле по-новому, по-умному. Это значит, что надо и природу сохранить и хозяйству своему не нанести вреда. А как вы думаете, кто должен всё это делать?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Правильно, каждый человек, живущий на Земле. А ещё политики, государственные деятели и руководители всех стран, которые должны иметь крепкие знания по экологии и знать экологические способы деятельности.

Для того, чтобы наша встреча хорошо вам запомнилась и каждый из вас стремился к тому, чтобы бережно относится к природе, а значит и  Земле,  проведём небольшое экологическое состязание. Для этого разделимся на две команды …

Теперь необходимо придумать названия каждой команде, обязательно экологическое.

(если дети затрудняются, то можно использовать такие

названия, как  «Зелёный патруль» и «Друзья природы»)

А теперь первый конкурс. Надо придумать девиз для своей команды и дружно хором произнести сначала название команды, а затем также дружно девиз. Все , наверное. Знают, что девиз –это обычно стихотворный слоган, отражающий общую идею и настрой команды. Понятно, что сегодня это экологический настрой.

(каждая команда придумывает свой девиз и

дружно произносит по команде ведущего

название команды и девиз,

если дети затрудняются что-либо придумать,

то можно предложить такие варианты

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и

«Если будет чистота – будет в мире красота!»)

Ведущий: Молодцы! Вы с успехом выполнили первое задание. За это каждая команда получает по 1 баллу. Подсчётом баллов у нас занимаются ваши воспитатели. Они на протяжении всего состязания между командами «Зелёный патруль» и «Друзья природы» будут сообщать количество баллов.

За каждый правильный ответ или успешное выполнение задания будет начисляться 1 балл.

Кроме того, в качестве бонуса за успешное выполнение первого задания я даю по 10 баллов, но я могу и снять баллы той команде, которая будет нарушать дисциплину – шуметь (за каждое нарушение снимается один балл).

Также каждому надо иметь в виду, что если правильный ответ на вопрос даст кто-то из другой команды, то этот правильный ответ будет засчитан той команде, которой был задан вопрос.

Во время состязания у команд будет возможность заработать дополнительные баллы: если какая-то команда не знает ответа на вопрос, то предоставляется возможность дать ответ другой команде.

Правила состязания просты. Победит в нашей игре-состязании та команда, которая больше знает, больше любит природу и умеет соблюдать дисциплину. Желаю всем удачи и везения! В добрый путь!

Дети: Спасибо!

Ведущий: Перед тем как будут объявлены условия следующего конкурса, я раздам каждой команде задание - листки с готовыми экологическими рифмами, для тех ребят, которые умеют сочинять стихи, или тех, кто захочет попробовать себя искусстве сочинения стихотворений. Каждому из них  необходимо придумать маленькое (всего 8 строк)  экологическое стихотворение, за то время пока вся команда соревнуется. Задание выполнить не очень сложно, готовые рифмы помогут поэтам.

(ведущий отдаёт командам листки

с двумя вариантами рифм для каждой команды)

1 вариант

………………………………..пустая бутылка

………………………………..не пройду

………………………………..прогулка

………………………………..подниму

………………………………..из лесу

………………………………..мусорный бак

………………………………..по весу (известно)

………………………………..вот так!

2 вариант

…………………………………береги

…………………………………охраняй

…………………………………у реки

 ………………………………...не роняй

…………………………………наверняка

…………………………………край родной

…………………………………облака

…………………………………со мной (с тобой)

Ведущий: А мы продолжаем. И сейчас новый конкурс. -Экологическая познавательная викторина «Жить в согласии с природой».

(ведущий поочерёдно задаёт каждой команде вопрос,

команда отвечает)

1)Почему нельзя сжигать мусор и опавшую листву?

(при сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества; при сгорании листьев выделяются вредные канцерогенные вещества, которые они усвоили из окружающей среды)

2) Какие деревья лучше всего очищают городской воздух?

(тополя и вязы)

3) Какая экологическая проблема в любом городе в том числе и нашем видна сразу?

(загрязнение бытовыми отходами, мусором)

4) Эколого-математическая задача: На прогулке я съел 4 мороженых. 2 пачки чипсов, выпил бутылку сока, изжевал целую пачку жевательной резинки. Вопрос: куда деть оставшуюся упаковку, тару?

(выбросить в мусорный бак, а если его нет, то унести мусор с собой  и выбросить в мусорный бак)

5) Если мои родители и родственники выбрасывают мусор где придётся, то я …

а) промолчу и сделаю так, как делают они,

б) промолчу, но выбрасывать буду мусор только в мусорный бак,

в) скажу родителям, что мусор выбрасывать, где придётся нельзя.

6) Я обожаю орехи и семечки. И считаю, что скорлупу и шелуху можно выбрасывать, где придётся, т. к. это биологические отходы, и они не нанесут вред природе.

(выбрасывать нельзя, потому что шелуха перегнивает в течении двух – трёх лет и  до момента полного разложения шелуха будет обычным мусором, от которого природа выглядит загрязнённой)

7) Ростовская область – это край лесов. Поэтому ничего страшного не произойдёт, если я для разведения костра спилю деревце.

(утверждение неверно, Ростовская область – зона степей, все леса и лесные полосы здесь рукотворные)

8) Если в Ростовской области не будет лесополос и лесных массивов, то ничего страшного не произойдёт.

(благодаря лесным полосам, посаженным людьми,  в Ростовской области нет пыльных бурь.  Раньше, когда лесополос не было наши степи и города накрывал чёрный полог, через который еле-еле проглядывало солнце. В домах несмотря на жару, окна не открывались. Но пыль тончайшим, самым тщательным помолом - такой не добьёшься, проникала сквозь поры и щели в окнах, оседала на мебели. А что будет делалось в поле! Растения вырывало с корнем. А чернозём – это самый лучший, плодородный тонкий слой почвы (10 - 20 см) – уносило  ветром)

9) В конце семидесятых появилась песня на слова Петра Синявского «Лесной марш» - гимн экологической организации нашей страны, которая называлась «Зелёный патруль». В ней были такие слова:

Нам птицы просигналили подъём,

Знакомыми тропинками шагаем мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой Родины.

В 1975 году в Ростовской области действовало 3780 таких «зелёных патрулей». Как вы думаете «зелёный патруль» - это…

а) это особое подразделение милиции, которое занималось охраной леса;

б) так называлась организация, которая занималась посадкой зелёных насаждений;

в) это объединение детей, занимающихся  охраной зелёных насаждений  правильный ответ.

10) Почему лишайники никогда не растут в городской среде?

(лишайники – это индикаторы чистого воздуха, они очень чувствительны к составу воздуха, а в городе воздух очень загрязнён выхлопными газами)

11) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит много примесей. Одни люди её кипятят, другие отстаивают в течение нескольких часов перед употреблением. Кто прав?

(никто, воду надо сначала отстоять, а потом перекипятить -  при отстаивании воды улетучивается хлор, а при кипячении вода обеззараживается)

12) Что является основными загрязнителями воздуха?

(выбросы транспорта, выбросы промышленных предприятий)

13) Бывали ли случаи экологических аварий или чрезвычайных ситуаций, коснувшиеся нашего города?

(было  в 2008 году загрязнение атмосферы углекислым газом, когда горел уголь в порту; в этом 2010 году была авария – произошёл сброс канализационных стоков в реку Дон в районе ж/д моста г. Ростова-на-Дону)

14) Как нужно действовать, если вы стали свидетелем экологической аварии или катастрофы?

(принять меры по своей собственной защите, позвонить в службу Азовского МЧС, МЧС ЮФО)

15) Почему бабушки, набирая воду впрок, кладут на дно ведра серебряные вещицы - монеты, ложки?

(в постоявшей воде активно размножаются микроорганизмы, попавшие из воздуха, а ионы серебра эффективно обеззараживают воду)

16) Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне - вытяжку или воздухоочиститель?

(воздухоочиститель поглощает вредные вещества)

17) Кондиционер (сплит-система) очищает воздух?

(нет, он регулирует температуру и накапливает вредные вещества и микроорганизмы, поэтому его надо периодически мыть, а комнату чаще проветривать)

18) Полезно ли в быту пользоваться освежителями, дезодорантами, духами?

(нет. все они из искусственных, зачастую вредных веществ; особенно они вредны людям с лёгочными заболеваниями – астматикам, аллергикам)

19) Все знают, что комнатные растения хорошо очищают воздух. Какое из комнатных растений особенно хорошо очищает воздух?

(хлорофитум; а если в горшок с эти растением ещё ввести и активированный уголь, то очистительный эффект этого растения только усилится)

20) Что такое «Красная книга»?

а) книга с красной обложкой;

б) очень красивая книга;

в) книга, которая включает в себя сведения о тех животных и растениях, которые находятся на грани исчезновения

21) Что такое «Чёрная книга»?

а) книга по чёрной магии;

б) книга с чёрной обложкой;

в) книга о тех животных и растениях, которые исчезли навсегда  с лица Земли

22) Сколько может пролежать в лесу брошенная тобой бутылка или банка из пластмассы?

(пластмасса появилась сравнительно недавно, и до конца учёные точно не знают, сколько лет сможет пролежать пластмассовая бутылка, учёные предполагают, что срок будет  в районе 180 – 200 лет, а некоторые учёные считают, что и  больше)

23) При разрушении люминесцентных (энергосберегающих) ламп выделяются очень опасные для окружающей среды ионы какого вещества -  ртути, свинца, кальция или кобальта?

(ртути)

24) Самые распространённые  заболевания при ухудшении экологической обстановки являются  заболевания опорно-двигательного аппарата, инфекционные болезни, болезни пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические?

(онкологические)

25) Больше всего загрязняет Землю  - бумага, металл, стекло, пластик?

(пластик, пластмасса)

26) Что защищает от ультрафиолетового излучения живые организмы – водяные пары, облака, азот, озоновый слой?

(озоновый слой)

27) Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает – теплоэнергетика, нефтепереработка, газопереработка или автотранспорт?

(автотранспорт)

28) Как остановить глобальные экологические катастрофы?

(перевести транспорт на экологически чистое топливо; посадить больше деревьев; перейти на альтернативные источники энергии)

Ведущий: Прошу жюри подвести итоги данного конкурса  и огласить результаты.

(воспитатели объявляют количество

баллов за конкурс и общий результат)

Ведущий: Очень важная экологическая проблема в нашем городе – это проблема мусора. Меня всегда удивляли и удивляют люди, бросающие мусор под ноги себе и другим. Особенно возмущает такое отношение к городу, когда рядом стоит  мусорный бак. А вы ребята не делаете такого?

Дети: Нет!

Ведущий: Сейчас я проверю. И у нас следующий конкурс - спортивный. Существуют разные виды спорта – футбол, волейбол, баскетбол ...  А я придумала для вас новый  вид спорта, экологический – называется  «мусоробол». Какой инвентарь  нужен для этого вида спорта?  Всего лишь мусорная корзина и мусор. Вот и они.

(каждая команда получает мусорную корзину и наборы

с одинаковым количеством мусора –

бутылки, банки, стаканчики, мятая бумага. коробки…)

От каждой команды нужно по два «спортсмена» - один «спортсмен» держит корзину, а другой метко забрасывает мусор в корзину . Правда похоже на баскетбол?  Каждое меткое попадание – 1 балл команде.

(члены команд по очереди бросают мусор в корзины,

жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за  конкурс

«мусоробол», общее количество баллов для каждой команды)

Ведущий: Молодцы! Мы говорили о том, какой вред наносит природе обычная пластиковая бутылка. А ведь её не обязательно выбрасывать. Из неё можно сделать много полезных вещей. Например, некоторые украшают поделками из бутылок свои дворы, дома, используют бутылки,  как строительный материал, при возведении теплиц и парников. А мы с вами используем бутылки в игре.  Я взяла две пластиковые бутылки, перерезала их пополам. Для игры нам нужны будут те части бутылок, где есть горлышко (за него удобно держаться) – они очень похожи на воронки. К каждой части я привязала на нитке бутылочную пробку. Инвентарь для конкурса – игры  «Бутылкобол» готов. Задание очень простое – подбрасывая вверх пробку, которая привязана к «воронке» надо попасть в «воронку». От каждой команды нужен один человек.  У него будет  20 попыток.  За каждое точное попадание 1 балл.

(члены команд по очереди забрасывают пробки в «воронки»,

жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за  конкурс

«бутлкобол», общее количество баллов для каждой команды)

Ведущий: Настало время для подведения  итогов конкурса на сочинение экологических стихов. Сейчас наши поэты выйдут и выразительно прочитают свои вирши.

(дети читают стихи, которые сочинили;

жюри оценивает и сообщает количество баллов)

Ведущий: Заключительным конкурсом нашего экологического состязания будет исполнение песни.  Я начну песню, а команда должна её подхватить и продолжить петь. За дружное исполнение командой песни каждая команда получит дополнительные 5 баллов.

(команды исполняют песни «Улыбка»

и «Пусть всегда будет солнце»)

Ведущий: Наше состязание подошло к концу. Прошу  уважаемое жюри объявить итоги соревнований …

(воспитатели  объявляют итоги состязания,

  называют победившую команду;

ведущий поздравляет победителей и вручает призы)

Ведущий: Дорогие ребята,  сегодня вы все принимали очень активное   участие. Мне кажется, что и дальше вы будете проявлять активное участие, но уже в деле охраны нашей природы, нашей природы, о которой немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганнн Вольфганг Гёте сказал так: «Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». Я желаю всем вам научиться читать эту книгу, чтобы понять глубокое содержание природы. Познавайте природу! «Познать природу родного края можно либо своими глазами,  либо с помощью книги» - так сказал наш великий учёный, поэт, историк  и естествоиспытатель  Михаил Васильевич Ломоносов. А книг в библиотеке у нас очень много для этого. Посмотрите на выставку …

(далее ведущий проводит обзор литературы  у выставки)

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем! С вами было очень интересно. Приходите к нам в библиотеку. Мы всегда вам будем рады. А чтобы записаться в нашу библиотеку и брать книги домой, надо чтобы кто-то из родителей пришёл в библиотеку со своим паспортом и записал вас. Дорогу в библиотеку вы знаете. Мы с удовольствием запишем вас. У нас много книг для вас! Библиотека у нас абсолютно бесплатная! Придёте?

Дети и воспитатели: (хором) Да!

Ведущий: Ещё раз спасибо! Всего вам доброго! До свидания!

Литература

1.Агапова, И.А. Сердце природы: [Экологическая сказка] /  И.А. Агапова //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 10. – С.45-50.

2.Барабанова, Г. В. Страницы родной природы: [Сценарий дня экологии] /  Г. В. Барабанова  //Читаем, учимся, играем. - 2009. - №11. – С.68-71.

3.Бударина, В.А. Жить согласно с природой: [Экологическая викторина] /  В.А. Бударина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 11. – С.76-80.

4.Бударина, В.А. Я дышу, а значит, я живу: [Экологический вечер; о проблеме загрязнения атмосферы] / В.А. Бударина  //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 6. – С.97-103.

5.Буканова, М.С. Живая планета: [Мероприятие по экологии] /  М.С. Буканова //  Читаем, учимся, играем. - 2004. -  № 8. – С.37-41.

6.Гапоник, В.М. Завещано беречь нам этот мир: [Литературная гостиная; для старш. кл.] /  В.М. Гапоник //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 2. – С.107-110.

7.Головкина, Н.Н. Милая сердцу природа: [Эколого-поэтический вечер] /  Н.Н. Головкина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 4. – С.103-105.

8.Горячева, Л.А. Земля – планета людей: [Материал к экологическому мероприятию] /  Л.А. Горячева //  Читаем, учимся, играем. – 2007. -  № 8. – С.105-109.

9.Гришина, В.П. Отвечает команда знатоков: [Экологический брейн-ринг; для 9-11 кл.] /  В.П. Гришина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № . – С.101-105.

10.Кизерова, Н.А. Сохраним природу: [Викторина к уроку биологии; на экологическую тему; для 5-6 кл.] / Н.А. Кизерова  //  Читаем, учимся, играем. - 2010. -  № 9. – С.47-51.

11.Кожевникова, Д.А. Под зелёным парусом в будущее: [Экологический праздник]  /  Д.А. Кожевникова //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 6. – С.89-92.

12.Кордина, Н.Е. Ускользающие жемчужины: [Учебно-познавательная игра; о растениях из Красной книги; для старш. кл]. /  Н.Е. Кордина //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 11. – С.105-107.

13.Косарева, Т.В. Зачарованный мир бабочек: [Экологический урок; о бабочках; для 5-6 кл.] /  Т.В. Косарева //  Читаем, учимся, играем. - 2010. -  № 4. – С.98-101.

14.Кучина, В.В. Что ждёт нашу планету?: [Литературно-экологическая игра; писатели  Ж. Верн, К. Булычёв, Е. Велтистов, Дж. Даррелл о будущем Земли] /  В.В. Кучина //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 11. – С.92-97.

15.Литаврин, С.И. На привале: [Игра на природе и о природе; для 5-8 кл.] /  С. И. Литаврин //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 8. – С.111-112.

16.Майборода, Т.В. Курьёзы и тайны природы: [Вводное заседание экологического клуба] / Т.В. Майборода  //  Читаем, учимся, играем. - 2002. -  № 1. – С.92-94.

17.Малкина, Е.Н. Охранять природу – значит охранять Родину: [Устный журнал по экологии] / Е.Н. Малкина  //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 8. – С.73-76.

18.Плис, С.П. По примеру маленького принца приведём планету в порядок: [Устный экологический журнал; для 5-6 кл.] /  С.П. Плис //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 9. – С.108-110.

19.Просекова, О.А. Краски природы: [Путешествие по временам  года; для сред. кл.] / О.А. Просекова  //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 12. – С.77-80.

20.Рязанцева, Л.М. Разноликая природа: [Конкурсно-игровой калейдоскоп; для 7-11 кл.] /  Л.М. Рязанцева //  Читаем, учимся, играем. - 2002. -  № 1. – С.81-86.

21.Рязанцева, Л.М. Тайны и загадки природы: [Экологическая игра] /   Л.М. Рязанцева //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 4. – С.94-98.

22.Салыкина, И.Э. Знатоки природы: [Экологический турнир] /  И.Э. Салыкина //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 11. – С.93-95.

23.Сохраним богатство России: [Материал для экологического урока; о заповедниках и национальных парках России; для сред. и старш. кл.]  //  Читаем, учимся, играем. – 2005. -  № 11. – С.99-104.

24.Стрельцова, Е.Н. Природы храм: [Интеллектуальное состязание; для 6-8 кл.] /  Е.Н. Стрельцова //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 5. – С.100-105.

25.Тебенькова, О.В. Мы – за чистый город!: [Урок; о загрязнении природы] / О.В. Тебенькова  //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 9. – С.93-94.

26.Шарапова, Т.И. Берегите Землю!: [Эковикторина] /  Т.И. Шарапова  //  Читаем, учимся, играем. - 2009. -  № 9. – С.88-91.

Сценарий разработал: Т. В. Новосёлова,

ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара 

2     425    facebooklarger