Включить версию для слабовидящих

Земля надеется на нас

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

ЗЕМЛЯ НАДЕЕТСЯ НА НАС

сценарий часа экологической культуры

для детей младшего и среднего школьного возраста

«Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу.

Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это и мать,

родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно,

как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви». 

Ю. Бондарев

Ведущий: Здравствуйте,  ребята. Сегодня наша встреча называется «Земля надеется на нас». Как вы думаете о чём пойдёт речь?

Дети: Об охране природы, земли, экологии…

Ведущий: Правильно, об экологии. А что это такое?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Экология – это наука. Она изучает взаимодействие организмов между собой и со средой, в которой они обитают. Какие живые организмы вы знаете?

Дети: Микробы,  насекомые, животные, растения, человек…

Ведущий: А что такое среда обитания?

Дети: Почва, лес, воздух, вода.

Ведущий: Получается, что экология – это наука о взаимодействии всего того, о чём вы сказали, т. е.  животных, растений, почвы, леса, воздуха, человека.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Это слово вы часто слышите по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовые темы, читаете в журналах и газетах.

По словам русского писателя Валентина Распутина «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды,  никогда прежде не существовавшей  перед человечеством».       

Слово «экология» писатель Распутин ассоциирует со словами «вселенская беда». Почему?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Воздействие людей на природу становилось всё более мощным и к концу ХХ столетия приобрело всеобщий, т. е. всеобъемлющий, планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые человеком ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. Иногда его употребляют не к месту, зачастую не понимая серьёзности экологических проблем.

Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на земле положение является ничем иным как экологическим кризисом. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из этого кризиса.

Одни предлагают увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете – животных и растения. Другие – запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, которые загрязняют природу.

К сожалению, не всё так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоёмы, отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Но тогда будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло- и электростанции, замрёт транспорт. Города и сёла погрузятся во тьму и холод. Останется без средств механизации (машин, комбайнов, тракторов), минеральных удобрений и средств защиты растений сельское хозяйство. Наступит хаос, голод.. нищета. Ведь невозможно сделать всю планету заповедником. Значит надо искать выход! Как вы думаете, он есть? В чём, по вашему мнению, выход из этого положения?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Иными словами, всем надо учиться жить на Земле по-новому, по-умному. Это значит, что надо и природу сохранить и хозяйству своему не нанести вреда. А как вы думаете, кто должен всё это делать?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Правильно, каждый человек, живущий на Земле. А ещё политики, государственные деятели и руководители всех стран, которые должны иметь крепкие знания по экологии и знать экологические способы деятельности.

Для того, чтобы наша встреча хорошо вам запомнилась и каждый из вас стремился к тому, чтобы бережно относится к природе, а значит и  Земле,  проведём небольшое экологическое состязание. Для этого разделимся на две команды …

Теперь необходимо придумать названия каждой команде, обязательно экологическое.

(если дети затрудняются, то можно использовать такие

названия, как  «Зелёный патруль» и «Друзья природы»)

А теперь первый конкурс. Надо придумать девиз для своей команды и дружно хором произнести сначала название команды, а затем также дружно девиз. Все , наверное. Знают, что девиз –это обычно стихотворный слоган, отражающий общую идею и настрой команды. Понятно, что сегодня это экологический настрой.

(каждая команда придумывает свой девиз и

дружно произносит по команде ведущего

название команды и девиз,

если дети затрудняются что-либо придумать,

то можно предложить такие варианты

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и

«Если будет чистота – будет в мире красота!»)

Ведущий: Молодцы! Вы с успехом выполнили первое задание. За это каждая команда получает по 1 баллу. Подсчётом баллов у нас занимаются ваши воспитатели. Они на протяжении всего состязания между командами «Зелёный патруль» и «Друзья природы» будут сообщать количество баллов.

За каждый правильный ответ или успешное выполнение задания будет начисляться 1 балл.

Кроме того, в качестве бонуса за успешное выполнение первого задания я даю по 10 баллов, но я могу и снять баллы той команде, которая будет нарушать дисциплину – шуметь (за каждое нарушение снимается один балл).

Также каждому надо иметь в виду, что если правильный ответ на вопрос даст кто-то из другой команды, то этот правильный ответ будет засчитан той команде, которой был задан вопрос.

Во время состязания у команд будет возможность заработать дополнительные баллы: если какая-то команда не знает ответа на вопрос, то предоставляется возможность дать ответ другой команде.

Правила состязания просты. Победит в нашей игре-состязании та команда, которая больше знает, больше любит природу и умеет соблюдать дисциплину. Желаю всем удачи и везения! В добрый путь!

Дети: Спасибо!

Ведущий: Перед тем как будут объявлены условия следующего конкурса, я раздам каждой команде задание - листки с готовыми экологическими рифмами, для тех ребят, которые умеют сочинять стихи, или тех, кто захочет попробовать себя искусстве сочинения стихотворений. Каждому из них  необходимо придумать маленькое (всего 8 строк)  экологическое стихотворение, за то время пока вся команда соревнуется. Задание выполнить не очень сложно, готовые рифмы помогут поэтам.

(ведущий отдаёт командам листки

с двумя вариантами рифм для каждой команды)

1 вариант

………………………………..пустая бутылка

………………………………..не пройду

………………………………..прогулка

………………………………..подниму

………………………………..из лесу

………………………………..мусорный бак

………………………………..по весу (известно)

………………………………..вот так!

2 вариант

…………………………………береги

…………………………………охраняй

…………………………………у реки

 ………………………………...не роняй

…………………………………наверняка

…………………………………край родной

…………………………………облака

…………………………………со мной (с тобой)

Ведущий: А мы продолжаем. И сейчас новый конкурс. -Экологическая познавательная викторина «Жить в согласии с природой».

(ведущий поочерёдно задаёт каждой команде вопрос,

команда отвечает)

1)Почему нельзя сжигать мусор и опавшую листву?

(при сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества; при сгорании листьев выделяются вредные канцерогенные вещества, которые они усвоили из окружающей среды)

2) Какие деревья лучше всего очищают городской воздух?

(тополя и вязы)

3) Какая экологическая проблема в любом городе в том числе и нашем видна сразу?

(загрязнение бытовыми отходами, мусором)

4) Эколого-математическая задача: На прогулке я съел 4 мороженых. 2 пачки чипсов, выпил бутылку сока, изжевал целую пачку жевательной резинки. Вопрос: куда деть оставшуюся упаковку, тару?

(выбросить в мусорный бак, а если его нет, то унести мусор с собой  и выбросить в мусорный бак)

5) Если мои родители и родственники выбрасывают мусор где придётся, то я …

а) промолчу и сделаю так, как делают они,

б) промолчу, но выбрасывать буду мусор только в мусорный бак,

в) скажу родителям, что мусор выбрасывать, где придётся нельзя.

6) Я обожаю орехи и семечки. И считаю, что скорлупу и шелуху можно выбрасывать, где придётся, т. к. это биологические отходы, и они не нанесут вред природе.

(выбрасывать нельзя, потому что шелуха перегнивает в течении двух – трёх лет и  до момента полного разложения шелуха будет обычным мусором, от которого природа выглядит загрязнённой)

7) Ростовская область – это край лесов. Поэтому ничего страшного не произойдёт, если я для разведения костра спилю деревце.

(утверждение неверно, Ростовская область – зона степей, все леса и лесные полосы здесь рукотворные)

8) Если в Ростовской области не будет лесополос и лесных массивов, то ничего страшного не произойдёт.

(благодаря лесным полосам, посаженным людьми,  в Ростовской области нет пыльных бурь.  Раньше, когда лесополос не было наши степи и города накрывал чёрный полог, через который еле-еле проглядывало солнце. В домах несмотря на жару, окна не открывались. Но пыль тончайшим, самым тщательным помолом - такой не добьёшься, проникала сквозь поры и щели в окнах, оседала на мебели. А что будет делалось в поле! Растения вырывало с корнем. А чернозём – это самый лучший, плодородный тонкий слой почвы (10 - 20 см) – уносило  ветром)

9) В конце семидесятых появилась песня на слова Петра Синявского «Лесной марш» - гимн экологической организации нашей страны, которая называлась «Зелёный патруль». В ней были такие слова:

Нам птицы просигналили подъём,

Знакомыми тропинками шагаем мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой Родины.

В 1975 году в Ростовской области действовало 3780 таких «зелёных патрулей». Как вы думаете «зелёный патруль» - это…

а) это особое подразделение милиции, которое занималось охраной леса;

б) так называлась организация, которая занималась посадкой зелёных насаждений;

в) это объединение детей, занимающихся  охраной зелёных насаждений  правильный ответ.

10) Почему лишайники никогда не растут в городской среде?

(лишайники – это индикаторы чистого воздуха, они очень чувствительны к составу воздуха, а в городе воздух очень загрязнён выхлопными газами)

11) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит много примесей. Одни люди её кипятят, другие отстаивают в течение нескольких часов перед употреблением. Кто прав?

(никто, воду надо сначала отстоять, а потом перекипятить -  при отстаивании воды улетучивается хлор, а при кипячении вода обеззараживается)

12) Что является основными загрязнителями воздуха?

(выбросы транспорта, выбросы промышленных предприятий)

13) Бывали ли случаи экологических аварий или чрезвычайных ситуаций, коснувшиеся нашего города?

(было  в 2008 году загрязнение атмосферы углекислым газом, когда горел уголь в порту; в этом 2010 году была авария – произошёл сброс канализационных стоков в реку Дон в районе ж/д моста г. Ростова-на-Дону)

14) Как нужно действовать, если вы стали свидетелем экологической аварии или катастрофы?

(принять меры по своей собственной защите, позвонить в службу Азовского МЧС, МЧС ЮФО)

15) Почему бабушки, набирая воду впрок, кладут на дно ведра серебряные вещицы - монеты, ложки?

(в постоявшей воде активно размножаются микроорганизмы, попавшие из воздуха, а ионы серебра эффективно обеззараживают воду)

16) Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне - вытяжку или воздухоочиститель?

(воздухоочиститель поглощает вредные вещества)

17) Кондиционер (сплит-система) очищает воздух?

(нет, он регулирует температуру и накапливает вредные вещества и микроорганизмы, поэтому его надо периодически мыть, а комнату чаще проветривать)

18) Полезно ли в быту пользоваться освежителями, дезодорантами, духами?

(нет. все они из искусственных, зачастую вредных веществ; особенно они вредны людям с лёгочными заболеваниями – астматикам, аллергикам)

19) Все знают, что комнатные растения хорошо очищают воздух. Какое из комнатных растений особенно хорошо очищает воздух?

(хлорофитум; а если в горшок с эти растением ещё ввести и активированный уголь, то очистительный эффект этого растения только усилится)

20) Что такое «Красная книга»?

а) книга с красной обложкой;

б) очень красивая книга;

в) книга, которая включает в себя сведения о тех животных и растениях, которые находятся на грани исчезновения

21) Что такое «Чёрная книга»?

а) книга по чёрной магии;

б) книга с чёрной обложкой;

в) книга о тех животных и растениях, которые исчезли навсегда  с лица Земли

22) Сколько может пролежать в лесу брошенная тобой бутылка или банка из пластмассы?

(пластмасса появилась сравнительно недавно, и до конца учёные точно не знают, сколько лет сможет пролежать пластмассовая бутылка, учёные предполагают, что срок будет  в районе 180 – 200 лет, а некоторые учёные считают, что и  больше)

23) При разрушении люминесцентных (энергосберегающих) ламп выделяются очень опасные для окружающей среды ионы какого вещества -  ртути, свинца, кальция или кобальта?

(ртути)

24) Самые распространённые  заболевания при ухудшении экологической обстановки являются  заболевания опорно-двигательного аппарата, инфекционные болезни, болезни пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические?

(онкологические)

25) Больше всего загрязняет Землю  - бумага, металл, стекло, пластик?

(пластик, пластмасса)

26) Что защищает от ультрафиолетового излучения живые организмы – водяные пары, облака, азот, озоновый слой?

(озоновый слой)

27) Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает – теплоэнергетика, нефтепереработка, газопереработка или автотранспорт?

(автотранспорт)

28) Как остановить глобальные экологические катастрофы?

(перевести транспорт на экологически чистое топливо; посадить больше деревьев; перейти на альтернативные источники энергии)

Ведущий: Прошу жюри подвести итоги данного конкурса  и огласить результаты.

(воспитатели объявляют количество

баллов за конкурс и общий результат)

Ведущий: Очень важная экологическая проблема в нашем городе – это проблема мусора. Меня всегда удивляли и удивляют люди, бросающие мусор под ноги себе и другим. Особенно возмущает такое отношение к городу, когда рядом стоит  мусорный бак. А вы ребята не делаете такого?

Дети: Нет!

Ведущий: Сейчас я проверю. И у нас следующий конкурс - спортивный. Существуют разные виды спорта – футбол, волейбол, баскетбол ...  А я придумала для вас новый  вид спорта, экологический – называется  «мусоробол». Какой инвентарь  нужен для этого вида спорта?  Всего лишь мусорная корзина и мусор. Вот и они.

(каждая команда получает мусорную корзину и наборы

с одинаковым количеством мусора –

бутылки, банки, стаканчики, мятая бумага. коробки…)

От каждой команды нужно по два «спортсмена» - один «спортсмен» держит корзину, а другой метко забрасывает мусор в корзину . Правда похоже на баскетбол?  Каждое меткое попадание – 1 балл команде.

(члены команд по очереди бросают мусор в корзины,

жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за  конкурс

«мусоробол», общее количество баллов для каждой команды)

Ведущий: Молодцы! Мы говорили о том, какой вред наносит природе обычная пластиковая бутылка. А ведь её не обязательно выбрасывать. Из неё можно сделать много полезных вещей. Например, некоторые украшают поделками из бутылок свои дворы, дома, используют бутылки,  как строительный материал, при возведении теплиц и парников. А мы с вами используем бутылки в игре.  Я взяла две пластиковые бутылки, перерезала их пополам. Для игры нам нужны будут те части бутылок, где есть горлышко (за него удобно держаться) – они очень похожи на воронки. К каждой части я привязала на нитке бутылочную пробку. Инвентарь для конкурса – игры  «Бутылкобол» готов. Задание очень простое – подбрасывая вверх пробку, которая привязана к «воронке» надо попасть в «воронку». От каждой команды нужен один человек.  У него будет  20 попыток.  За каждое точное попадание 1 балл.

(члены команд по очереди забрасывают пробки в «воронки»,

жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за  конкурс

«бутлкобол», общее количество баллов для каждой команды)

Ведущий: Настало время для подведения  итогов конкурса на сочинение экологических стихов. Сейчас наши поэты выйдут и выразительно прочитают свои вирши.

(дети читают стихи, которые сочинили;

жюри оценивает и сообщает количество баллов)

Ведущий: Заключительным конкурсом нашего экологического состязания будет исполнение песни.  Я начну песню, а команда должна её подхватить и продолжить петь. За дружное исполнение командой песни каждая команда получит дополнительные 5 баллов.

(команды исполняют песни «Улыбка»

и «Пусть всегда будет солнце»)

Ведущий: Наше состязание подошло к концу. Прошу  уважаемое жюри объявить итоги соревнований …

(воспитатели  объявляют итоги состязания,

  называют победившую команду;

ведущий поздравляет победителей и вручает призы)

Ведущий: Дорогие ребята,  сегодня вы все принимали очень активное   участие. Мне кажется, что и дальше вы будете проявлять активное участие, но уже в деле охраны нашей природы, нашей природы, о которой немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганнн Вольфганг Гёте сказал так: «Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». Я желаю всем вам научиться читать эту книгу, чтобы понять глубокое содержание природы. Познавайте природу! «Познать природу родного края можно либо своими глазами,  либо с помощью книги» - так сказал наш великий учёный, поэт, историк  и естествоиспытатель  Михаил Васильевич Ломоносов. А книг в библиотеке у нас очень много для этого. Посмотрите на выставку …

(далее ведущий проводит обзор литературы  у выставки)

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем! С вами было очень интересно. Приходите к нам в библиотеку. Мы всегда вам будем рады. А чтобы записаться в нашу библиотеку и брать книги домой, надо чтобы кто-то из родителей пришёл в библиотеку со своим паспортом и записал вас. Дорогу в библиотеку вы знаете. Мы с удовольствием запишем вас. У нас много книг для вас! Библиотека у нас абсолютно бесплатная! Придёте?

Дети и воспитатели: (хором) Да!

Ведущий: Ещё раз спасибо! Всего вам доброго! До свидания!

Литература

1.Агапова, И.А. Сердце природы: [Экологическая сказка] /  И.А. Агапова //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 10. – С.45-50.

2.Барабанова, Г. В. Страницы родной природы: [Сценарий дня экологии] /  Г. В. Барабанова  //Читаем, учимся, играем. - 2009. - №11. – С.68-71.

3.Бударина, В.А. Жить согласно с природой: [Экологическая викторина] /  В.А. Бударина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 11. – С.76-80.

4.Бударина, В.А. Я дышу, а значит, я живу: [Экологический вечер; о проблеме загрязнения атмосферы] / В.А. Бударина  //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 6. – С.97-103.

5.Буканова, М.С. Живая планета: [Мероприятие по экологии] /  М.С. Буканова //  Читаем, учимся, играем. - 2004. -  № 8. – С.37-41.

6.Гапоник, В.М. Завещано беречь нам этот мир: [Литературная гостиная; для старш. кл.] /  В.М. Гапоник //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 2. – С.107-110.

7.Головкина, Н.Н. Милая сердцу природа: [Эколого-поэтический вечер] /  Н.Н. Головкина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 4. – С.103-105.

8.Горячева, Л.А. Земля – планета людей: [Материал к экологическому мероприятию] /  Л.А. Горячева //  Читаем, учимся, играем. – 2007. -  № 8. – С.105-109.

9.Гришина, В.П. Отвечает команда знатоков: [Экологический брейн-ринг; для 9-11 кл.] /  В.П. Гришина //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № . – С.101-105.

10.Кизерова, Н.А. Сохраним природу: [Викторина к уроку биологии; на экологическую тему; для 5-6 кл.] / Н.А. Кизерова  //  Читаем, учимся, играем. - 2010. -  № 9. – С.47-51.

11.Кожевникова, Д.А. Под зелёным парусом в будущее: [Экологический праздник]  /  Д.А. Кожевникова //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 6. – С.89-92.

12.Кордина, Н.Е. Ускользающие жемчужины: [Учебно-познавательная игра; о растениях из Красной книги; для старш. кл]. /  Н.Е. Кордина //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 11. – С.105-107.

13.Косарева, Т.В. Зачарованный мир бабочек: [Экологический урок; о бабочках; для 5-6 кл.] /  Т.В. Косарева //  Читаем, учимся, играем. - 2010. -  № 4. – С.98-101.

14.Кучина, В.В. Что ждёт нашу планету?: [Литературно-экологическая игра; писатели  Ж. Верн, К. Булычёв, Е. Велтистов, Дж. Даррелл о будущем Земли] /  В.В. Кучина //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 11. – С.92-97.

15.Литаврин, С.И. На привале: [Игра на природе и о природе; для 5-8 кл.] /  С. И. Литаврин //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 8. – С.111-112.

16.Майборода, Т.В. Курьёзы и тайны природы: [Вводное заседание экологического клуба] / Т.В. Майборода  //  Читаем, учимся, играем. - 2002. -  № 1. – С.92-94.

17.Малкина, Е.Н. Охранять природу – значит охранять Родину: [Устный журнал по экологии] / Е.Н. Малкина  //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 8. – С.73-76.

18.Плис, С.П. По примеру маленького принца приведём планету в порядок: [Устный экологический журнал; для 5-6 кл.] /  С.П. Плис //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 9. – С.108-110.

19.Просекова, О.А. Краски природы: [Путешествие по временам  года; для сред. кл.] / О.А. Просекова  //  Читаем, учимся, играем. - 2006. -  № 12. – С.77-80.

20.Рязанцева, Л.М. Разноликая природа: [Конкурсно-игровой калейдоскоп; для 7-11 кл.] /  Л.М. Рязанцева //  Читаем, учимся, играем. - 2002. -  № 1. – С.81-86.

21.Рязанцева, Л.М. Тайны и загадки природы: [Экологическая игра] /   Л.М. Рязанцева //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 4. – С.94-98.

22.Салыкина, И.Э. Знатоки природы: [Экологический турнир] /  И.Э. Салыкина //  Читаем, учимся, играем. - 2003. -  № 11. – С.93-95.

23.Сохраним богатство России: [Материал для экологического урока; о заповедниках и национальных парках России; для сред. и старш. кл.]  //  Читаем, учимся, играем. – 2005. -  № 11. – С.99-104.

24.Стрельцова, Е.Н. Природы храм: [Интеллектуальное состязание; для 6-8 кл.] /  Е.Н. Стрельцова //  Читаем, учимся, играем. - 2005. -  № 5. – С.100-105.

25.Тебенькова, О.В. Мы – за чистый город!: [Урок; о загрязнении природы] / О.В. Тебенькова  //  Читаем, учимся, играем. - 2007. -  № 9. – С.93-94.

26.Шарапова, Т.И. Берегите Землю!: [Эковикторина] /  Т.И. Шарапова  //  Читаем, учимся, играем. - 2009. -  № 9. – С.88-91.

Сценарий разработал: Т. В. Новосёлова,

ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара 

2     425    facebooklarger