Включить версию для слабовидящих

Штерн, А. «Когда Азов был как Лондон»

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Штерн, А. «Когда Азов был как Лондон» /А. Штерн //Азовская неделя. – 2016. – 30 ноября (№48). – С. 12.

В XIII веке на территории современного Азова находились два города-крепости: Азак – свободная экономическая зона во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско-венецианский город-крепость Тана.

Археологические раскопки на территории Азова могут многое поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных взглядах и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?

На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей Масловский.

В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом и насчитывал 30 тысяч жителей. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.

Рождённый благородным должен кочевать в степи, - подтвердил Андрей Масловский. – Хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь города воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг.

Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить.

Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шёлковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мёд, сало, кожи, лён, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши.

Как сочеталось управление осёдлым населением и кочевниками, я не знаю, - говорит Андрей Масловский. – Судя по всему, эмир управлял и теми и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня.

Существовал чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц рамадан, драки и ссоры.

Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные – для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими.

Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее – скорее она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, с юга – современным кладбищем. На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там не было.

Что касается основного населения, то, прежде всего, это были аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, русские и тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы.

Также на территории Азака проживали греки, армяне, евреи, кочевники, которые могли на время осесть в городе, представители европейских народов, преимущественно итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.

Множество народов – множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно, была христианами. Но большинство некрополей – мусульманские.

В исламе существовали экономические методы принуждения, - пояснил Андрей Масловский. – То есть, приняв ислам, ты мог снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных верований.

Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм был под большим запретом, чем  культ Тенгри – обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали именно буддисты.

Золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась о  ига, и Азак, лишённый центральной власти, скоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10-20 лет на месте разрушенных факторий были возведены два замка – венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась…

В XVвеке турки из Османской империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России.

Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывёт, зовётся он Азак». Два века Азов был султанским рыбным двором и невольничьим рынком.

И только после череды русско-турецких войн Азов становится русским городом…

2     425    facebooklarger