Включить версию для слабовидящих

Азовского осадного сидения

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Стаценко, Т., «И побежали, окаянные, от Азова-города…»: история Азовского осадного сидения, его реконструкция в городе Азове /Т. Стаценко, Г. Арутюнов //Приазовье. – 2011. - № 31. – С. 13.

Фестиваль военно-исторических клубов, посвященный Азовскому осадному сидению, уже седьмой год является одним из самых значимых туристских событийных мероприятий, проводимых в рамках действующей программы развития туризма в г. Азове и ростовской области.

В программе фестиваля (2011 г.) были показательные выступления сабельников, лучников, метателей сулицы, работали анимационные площадки для детей и взрослых «Зрелищный паркур», «Царь-гора», «Летающий змей», «Кто в доме главный», «Я люблю свою лошадку» и другие, ярмарка «Донской сувенир», а также выступления фольклорных и творческих коллективов.

6 августа в Азове состоялся VII  Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, посвященный Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года. В реконструкции сражения приняли участие более двадцати военно-исторических клубов из Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара, Зернограда, Сочи, Анапы, Астрахани, Уфы, Рязани, Москвы.

370 лет назад на нашей земле развернулась невиданная битва - огромному войску Османской империи противостоял небольшой гарнизон состоявший, по разным оценкам, от пяти с половиной до восьми тысяч казаков, в том числе и запорожцев. Среди осажденных было и 800 казачьих жен, которые самоотверженно помогали оборонять Азов.

Известный литературный памятник «Повесть об азовском осадном сидении Донских казаков» так пишет о тех грозных событиях: «Июня в 24 день еще до полудня пришли к нам паши его (султана Ибрагима) и крымский царь, и обступили нас турецкие силы великие. Наши чистые поля ордою ногайскою все усеяны. Где была у нас прежде степь чистая, там в одночасье стали перед нами их люди многие, что непроходимые великие леса темные. От той силы турецкой и от скакания конского земля у нас под Азовом погнулась и из Дона-реки вода на берег волны выплеснула, оставила берега свои, как в половодье.... И были с пашами турецкими против нас люди из разных земель, что под властью его, султана: во-первых, турки; во-вторых, крымцы; в-третьих, греки; в-четвертых, сербы; в-пятых, арапы; в-шестых, мадьяры; в-седьмых, буданы; в-восьмых, босняки; в-девятых, арнауты; в-десятых, волохи; в-одиннадцатых — молдаване; в-двенадцатых, черкесы; в-тринадцатых, немцы. А всего с пашами и с крымским царем было по спискам их набранных ратных людей, кроме выдумщиков-немцев, черных мужиков и охочих людей, 256000 человек».

По мнению некоторых историков, огромная численность Османского войска говорит о далеко идущих планах турок: надеясь легко справиться с осажденными, они замышляли поход на Русь. Бесстрашие и воинская доблесть казаков остановила агрессию Османской империи.

Казаки отбили 24 больших приступа и проявили себя как неустрашимые и искусные воины. Стены крепости были снесены до самого основания, но казаки продолжали защищать Азов, устроив себе подя землей «покой великий... дворы потайные». Сами Святые покровительствовали защитникам крепости. «В осаде многие из нас люди искушенные видели во сне и наяву — одни жену прекрасную и светозарную, на воздухе стоящую посреди града Азова, иные ж —мужа древнего, с власами длинными, в светлых ризах, взирающего на полки басурманские. И не предала нас Богородица в руки басурманские, подавала нам против них помощь явную... - гласит Повесть. - И многие атаманы видели, что текли у образа Ивана Предтечи из очей его слезы обильные в день каждого приступа. А в первый день, во время приступа, видели лампаду у его образа, слез полную. А при вылазках наших из города все видели басурманы — и турки, и крымцы, и ногайцы — мужа храброго и юного, в одежде ратной, ходившего среди боя с мечом обнаженным и множество басурман поражавшего. А мы того не видели. Лишь по убитым знаем мы, что то дело Божие, а не наших рук: люди турецкие надвое рассечены!»...

Более трех месяцев на пределе человеческих возможностей обороняли казаки Азов. Не смерть была страшна им, а плен. Когда кончились запасы еды и боеприпасы, чтобы не посрамить казачьей чести, по предложению атамана Осипа Петрова, решено было идти на последнюю, решительную вылазку против врага. Истово помолившись, попрощавшись друг с другом и Доном-батюшкой, казаки приготовились встретить смерть. По произошло чудо: выйдя из разрушенного города, защитники крепости увидели, что могучий враг снял осаду.

«А всего сидели мы в Азове в осаде оттурок с 24 июня 149 года до 26 сентября 150 года, 93 дня и 93 ночи. А в ночь на 26 день сентября турецкие паши со всеми турками и крымский царь со всеми своими силами за четыре часа до свету побежали, окаянные, в смятении и трепете, от Азова-города, никем из нас не гонимые».

Реконструкция сражения, - яркое зрелищное шоу, с каждым годом приобретающее все больший размах, позволяет хотя бы в малой степени соприкоснуться с этими легендарными событиями. 

2     425    facebooklarger