Включить версию для слабовидящих

Uncategorised

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

 

  Произведения Гоголя обратили на себя внимание современников художественной их оригинальностью, смелым обращением писателя к «низкой» действительности, к «мелочам жизни», изумившим читателя их художественной выразительностью. Гоголевские типажи гениально разыграны не только в драматических, но и в повествовательных произведениях писателя, их социальные роли выразительно «подсвечены» ролями комических и трагикомических героев. Быть может, художественность гоголевских произведений несколько архаична, но это архаика гениального писателя.
 Э.С.Афанасьев

Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: В 9т. /Н.В. Гоголь. – М.: Русская книга, 1994.
   Николай Васильевич Гоголь - величайший русский писатель и драматург, чье творчество оказало значительное влияние на отечественную культуру. Его произведения любимы многими поколениями читателей, они неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. "Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы..." (В. Г. Белинский). В настоящее издание вошли художественные произведения писателя - циклы "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Петербургские повести", поэму "Мертвые души", а также пьесы "Ревизор", "Женитьба", "Игроки".

Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород; Повести / Н.В. Гоголь. – М.: Мир книги, 2006. – 496с.
   В произведениях великого русского писателя, вошедших в книгу, пленительные пейзажи украинской природы, картины народной жизни сочетаются со старинными преданиями и фантастическим вымыслом. Кузнец Вакула верхом на черте летит в столицу, чтобы выполнить желание своевольной красавицы Оксаны достать царские черевички ("Ночь перед Рождеством"). В этой и других повестях автор воспевает вольнолюбивый и мужественный простой народ, добродушно посмеивается над человеческими слабостями, обличает корыстолюбие, чванство сельской и придворной знати.

Гоголь, Н.В. Вий: повести /Н.В. Гоголь. – М.: Мартин, 2014. – 448 с.
   «Вий» — мистическая повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа мужского пола, с которым связан сюжет. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. - М.: Сов. Россия, 1990. — 430с.
   В издание вошла духовная проза Гоголя, написанная в последнее десятилетие его жизни: "Авторская исповедь", "Размышления о Божественной Литургии", "Правило жития в мире", "Духовное завещание". Из-за них Выбранные..." получили особенно сильный общественный резонанс. В неприятии их сошлись разные по убеждениям люди, но П. А. Плетнев, друг А. С. Пушкина, издатель книги, назвал ее "началом собственно русской литературы".

Гоголь, Н. В. Духовная проза. /Н.В. Гоголь. – М.: Рус. Книга, 1992. – 558с.
   Творчество Гоголя нельзя верно понять вне духовных категорий: и в жизни, и в творчестве Гоголь стремился воплотить христианский идеал, поэтому и свои произведения он судил в свете Евангелия. Он верил во всемогущество слова, и это повышало требовательность к себе.
   Особое место в творчестве Гоголя занимает духовная проза, к которой относятся «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь», молитвы, духовное завещание.

Гоголь, Н.В. Женитьба: Комедия / Н.В. Гоголь. — М.: Дет. лит., 1985. — 94 с.
   Комедия "Женитьба" задумана Н. В. Гоголем в 1833 г., напечатана и поставлена на сцене в 1842 г. Положив в основу сюжета сватовство в купеческом доме, Гоголь дает сатирическое изображение невежественной и ограниченной чи­новничьей и купеческой среды. Писатель создал яркие и жизненно правдивые образы. Таковы грубый, расчетливый Яичница, сентиментальный фат Анучкин, ленивый и трусливый Подколесин, веселый враль Кочкарев.

Гоголь, Н.В. Заколдованное место /Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1976. – 244 с.
   Произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место» - это одна из повестей представленного цикла рассказов писателем под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». В творении переплетены два особенных мотива – это хулиганское поведение черта и принципы добычи клада. Создано произведение в начале девятнадцатого столетия, а первый раз печать поступило лишь в 1832 году. Точное время создания цикла неизвестно, так как он создавался частями.

Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего / Н.В. Гоголь. — М.: Дет. лит., 1985. — 79с.
   Эта повесть Н. В. Гоголя принадлежит к так называемому петербургскому циклу, в котором великий писатель с огромной художественной силой показал безысходную судьбу "маленьких людей" в самодержавно крепостнической России. Рассказ ведется от имени потерявшего рассудок бедного чиновника Поприщина. Безнадежно влюбленный в директорскую дочку, он мучительно переживает крах своей мечты, болезненно ощущает свое бесправное положение. Не выдержав столкновения с жестокой действительностью, Поприщин гибнет в сумасшедшем доме. В гротескной по форме, а по существу глубоко трагической повести писатель-гуманист передает всю глубину страдания попранного человеческого достоинства в условиях социального неравенства.

Гоголь, Н.В. Избранные статьи / Н.В. Гоголь. – М.: Современник, 1980. – 332с.
   Статьи великого русского писателя, вошедшие в сборник, дают представление о Н. В. Гоголе — критике и публицисте, его эстетических взглядах, отношении ко многим литературным явлениям. Среди материалов сборника статьи "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность", "0 том, что такое слово", критические размышления о творчестве А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. Мериме, о малороссийских песнях, обозрение "0 движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году", рецензия из "Современника", разъяснения автора по поводу "Мертвых душ" и другие. В конце помещены отрывки из писем Гоголя, содержащие суждения о литературе и искусстве.

Гоголь, Н.В. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1985. – 222 с.
   Сатирический рассказ о том, как два закадычных друга, «два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода» из-за ничтожного повода делаются заклятыми врагами. Доведенная до абсурда ситуация ссоры и тяжбы двух приятелей комична своей серьезностью и серьезна своей комичностью…

Гоголь, Н.В. Майская ночь, или Утопленница: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Наследие, 2001. – 264 с.
    Николай Гоголь – настоящий кудесник слова, который своими литературными творениями и сегодня удивляет читателей. Его произведения удивляют и самобытностью содержания, и уникальностью его замысла, и богатейшим и колоритным запасом слов. Известно, что гоголевское произведение «Майская ночь, или Утопленница» и в наше время пользуется большим интересом у читателей. Известно, что два раза по гоголевской повести были созданы киноленты. Так, первая вышла в 1910 году. Режиссер В.Кривцов изменил название, и фильм назывался «Ночь в мае». Вторая экранизация состоялась в 1953 году. Режиссером этого фильма стал известный сказочник А.Роу.
   Главные герои – прекрасные люди с чистым сердцем и поэтическим ощущением жизни. Они стараются жить полной жизнью, чтобы почувствовать все краски реальности. Они выходцы из народа, поэтому так тесно с ними связаны. Именно в их уста автор вкладывает народные и колоритные слова и выражения, они связаны с народом и своими стремлениями и помыслами. Они видят и восхищаются всеми цветами, которые преподносит им жизнь и природа.

Гоголь, Н.В Мертвые души /Н.В. Гоголь. – М.: Эксмо, 2005. – 512с.
   Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения – духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.
   Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.
   Поэма «Мертвые души» – это своеобразный социальный манифест, энциклопедия, по которой можно изучать все минусы господствующего социального строя.

Гоголь, Н.В. Миргород: Повести /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2004. – 369с.
    Н.В. Гоголь - мастер слова и деталей, сатирик и прозаик. Новый этап в творчестве Николая Гоголя открыл цикл рассказов «Миргород», в котором продолжил поднимать вопросы и проблемы об уничтожении крепостного права. Те произведения, которые он поместил в свой сборник, показывает помещичий быт и нравы, где совсем отсутствует красота или романтика. Человеческая жизнь состоит из мелких интересов и разных мелочей. Но все существование помещиков подчиняется лишь только корысти и пошлости.

Гоголь, Н.В. Петербургские повести /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2018. – 384 с.
    Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах. Истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек». В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение. Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.
    Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй: Невский проспект (1833-1834); Портрет (1833-1834);  Записки сумасшедшего (1834): Нос (1832-1833);  Шинель (1836-1842).

Гоголь, Н.В. Портрет /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2008. -126 с.
   Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Гоголь, Н.В. Ревизор /Н.В. Гоголь. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 797с.
    Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.
    В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

Гоголь Н.В. Старосветские помещики: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Современник, 1986. – 156 с.
   Самая трогательная повесть Гоголя открывает цикл «Миргород». В этом произведении Н. Гоголь дал полные реалистические картины жизнь старосветских помещиков, которые уже доживали свой век. Престарелые малороссийские помещики, муж и жена Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы, живут душа в душу и ведут хлебосольное хозяйство. Изображает писатель своих героев с сатирой, обличая их нездоровое существование.

Гоголь, Н.В. Тарас Бульба: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2016. – 444 с.
   Впервые читатели познакомились с повестью Гоголя «Тарас Бульба» в 1835 году. Затем печатались отдельные исправленные главы, а в 1842 вышел полный второй вариант. Детально ознакомившись с различными историческими источниками, Гоголь передал жизнь запорожских казаков и Сечи в целом без приукрашивания, со всеми положительными и отрицательными моментами. Важность создания таких же достоверных героев подтолкнула Гоголя обратиться к народному творчеству. Фольклорные мотивы явно прослеживаются в тексте повести, внося особый культурный колорит в историю славного казацкого полковника и двух его сыновей. Главные герои книги – Тарас, Остап, Андрий – собирательные образы, позаимствованные именно из народных песен. Но это не означает, что автор их просто скопировал. Каждый персонаж тщательно проработан и индивидуализирован. Читателям легко представить внешность героев, черты характера, чувства, проследить закономерность их поступков. Безмерно интересно наблюдать разворачивающуюся на протяжении 12 глав историю борьбы народа и одной конкретной семьи за свои идеалы, свободу.

Гоголь, Н.В. Шинель: Повесть /Н.В. Васильевич. – М.: Дет. Лит., 1985. – 47с.: ил.
    Анекдотическое происшествие с  бедным чиновником, у которого украли шинель, под пером великого писателя превращается в обличительную повесть о трагической судьбе "маленького человека" в бездушном чиновничье - бюрократическом обществе.

 

 

 

Слайд1

   Название этой главы может навести вас на мысль, что мы хотим ещё раз вспомнить о Гоголе как о мастере художественного слова, прекрасном писателе... А между тем название этой главы точно соответствует её содержанию: Николай Васильевич был не только художником слова, но и просто неплохим художником, способным управляться с карандашом и красками. Это было заметно ещё во время обучения Гоголя в Нежинской гимназии. Достаточно ленивый и нелюбопытный ко всем другим предметам, Гоголь преображался в школьном театре и на уроках рисования. Изо всех предметов лишь рисованием он занимается усердно. Он не только много и прилежно рисует карандашом и красками, но и весьма внимательно слушает теоретические рассуждения об искусстве учителя рисования Павлова, человека, безусловно, преданного своему делу. Гоголь составляет узоры для домашних ковров, которые делали в его родной Васильевке, расписывает стены комнат...
  Профессиональным  художником  Гоголь не стал (хотя и занимался одно время в студии Академии художеств в Петербурге).   Но  некоторые  его  рисунки дошли до нас и могут помочь понять и,  его интересы, и ту степень художественной одарённости, которой обладал писатель.  Ведь недаром утверждается,  что сценки, героев своих книг Гоголь не пишет, а как бы рисует... Но, кроме этого,  он, как и Пушкин, изрисовавший поля многих своих рукописей, «марает» лист бумаги, и на нём появляются какие-то архитектурные сооружения, нелепые фигуры, триумфальные арки... Именно так выглядит  план  сборника  «Арабески», составленный в 1834 году. Есть среди рисунков Гоголя и набросок головы Пушкина, и виды Васильевки, Петербурга, Италии... Между прочим, и свои книги он иногда оформлял сам!
   Литературовед Н. С. Тихонравов (1832-1893), в примечаниях к собранию сочинений писателя рассказывал об этом так: «Гоголь сел за приготовление обёртки для «Мёртвых душ» и сам нарисовал оригинал. На обёртке под несущимся быстро тарантасом изображены: с левой стороны часть деревни, с правой - верстовой столб. Между ними, с той и другой стороны, бутылки с рюмками и бокалами, закуски в виде рыб на блюде; солонка; бутылка сверху как бы венчает этот ряд изображений, которому внизу соответствуют также бутылки с бокалами и блюдо с большим осетром и мелкими рыбками, - может быть, то блюдо, которое украшало трапезу полицеймейстера и к которому пристроился Собакевич. Изображений живых людей немного - только два: на правом поле читатель видит пьяного мужичка, пляшущего подбоченившись с чаркою в руке, и танцующую, очевидно на балу, пару. Зато эмблемы смерти в обилии рассыпаны по всей картине: черепа выглядывают из затейливых завитков, окаймляющих верхнюю половину рисунка; на одной вертикальной линии помещены принадлежности закуски (бутылка вина и рыбы) и череп. Два скелета расположены симметрически, справа и слева...» Эта авторская обложка (с незначительными изменениями) была повторена в нескольких последующих изданиях бессмертной поэмы. Нам известна и нарисованная писателем обложка к его повести «Нос». Так что в таланте рисовальщика Гоголю не откажешь!
                                                                               Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

 

Слайд1

   Когда люди хотят, чтобы память о каком-то человеке осталась в веках, они называют его именем улицы, горные вершины, устанавливают в его честь памятник... Николай Васильевич Гоголь удостаивался «бронзовой памяти» человечества неоднократно.
  Первый бюст писателя появился в России ещё в позапрошлом веке! А в 1880 году в Москве во время торжественного ужина по поводу установки на Тверском бульваре столицы памятника А.С. Пушкину было предложено увековечить в бронзе ещё одного москвича - Гоголя. Деньги на памятник собирали по всей России по «подписке»: кто жертвовал сто рублей, а кто - двугривенный... Долго дело делалось, а когда (уже в начале XX века) сумма собралась достаточная, то объявили конкурс на проект памятника. В конкурсе приняли участие многие  скульпторы и архитекторы, было предложено множество проектов, некоторые из которых удостоились похвалы и премии.
   Но... ни один из проектов не показался достойным Москвы. И тогда в 1906 году городской голова (на сегодняшнем языке - мэр города) Н.И. Гучков, посоветовавшись со знающими людьми, решил безо всяких конкурсов отдать проект в руки молодого в ту пору скульптора Николая Андреева.
   Скульптор с энтузиазмом взялся за эту работу: он побывал на родине Гоголя, познакомился с людьми, знавшими писателя, перечитал все его произведения, изучил все прижизненные портреты... А на постаменте памятника он решил изобразить главных гоголевских героев: Тараса Бульбу,  Хлестакова,  городничего,  Чичикова, Оксану из знаменитой Диканьки и др. Для фигуры помещицы  Коробочки Андреев взял за образец сестру Гоголя Ольгу Васильевну. Он сам писал об этом в письме к художнику Остроухову: «Даже Коробочка нашлась (по секрету -  сестрица Николая   Васильевича...)». «Натурой» для многих персонажей послужили московские актеры: К. Рыбаков (Земляника), И. Москвин (Бобчинский) и др. А при создании образа Тараса Бульбы ему позировал знаменитый репортер, писатель и знаток Москвы Владимир Гиляровский!  
  Памятник был готов к 100-летию со дня рождения писателя и установлен на Пречистенском (с 1924 года - Гоголевском) бульваре, лицом к Арбатской площади, в апреле 1909 года. Для Москвы это стало огромным событием - народу на открытие монумента собралось несколько тысяч! А   в 1952 году советские власти решили, что андреевский Гоголь «очень грустен» и «не подходит для социалистического города», и поставили на его место «жизнерадостного» Гоголя работы скульптора Н. Томского. Памятник этот даже сам автор считал неудачным, но на нём была высечена надпись «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза», и этого оказалось достаточным для того, чтобы отправить «старого» Гоголя работы  Андреева в «ссылку». Сначала его увезли на территорию Донского монастыря, а через несколько лет поставили во двор того дома на Никитском бульваре, где Николай Васильевич умер. Там его можно увидеть и сегодня. Таким образом, у Москвы есть сразу два бронзовых Гоголя. А в Санкт-Петербурге, где писатель жил и творил несколько лет, установили памятник одному из гоголевских героев, все приключения которого прошли в городе на Неве. Это знаменитый Нос.
     А где ещё есть памятники писателю?
   На станции г. Миргорода за пять лет до открытия московского памятника был установлен бюст Гоголя, выполненный всё тем же скульптором Андреевым. Гоголь очень любил Италию, где он прожил с 1837 по 1846 год, периодически возвращаясь в Россию. В знак признательности писателю за эту любовь в 2002 году в Риме, в парке «Вилла Боргезе», был открыт памятник, сделанный московским скульптором Зурабом Церетели.
                                                                                         Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд14

 Слайд15

Слайд16 

Слайд17

Слайд18

Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

Слайд1

   Если бы не было талантливых художников-портретистов, мы с вами, возможно, никогда бы не узнали, какими при жизни были Державин, Фонвизин или Пушкин. Ведь фотографии в ту пору ещё не было! И только по сохранившимся в музеях портретам мы можем представить себе, как выглядели выдающиеся писатели, поэты, композиторы прошлых веков.
   Первое из гоголевских изображений, которое нам известно, это рисунок неизвестного художника 1820-х годов, на котором  мы можем видеть Гоголя-гимназиста. А потом был блистательный портрет художника А.Г. Венецианова, запечатлевшего молодого писателя в бытность его в Петербурге.  «Вечера на хуторе близ Диканьки» уже  изданы, раскуплены и сделали автора знаменитым.  Гоголь полон творческих планов, удачлив в знакомствах и дружбе с яркими людьми. Он весел и полон сил. Таков он и на портрете  Венецианова. А потом, от портрета к портрету, мы с вами можем видеть. Как меняется лицо Гоголя, как меняются его характер, его помыслы, отношение  к жизни. Гоголя рисуют и знаменитые художники, и случайные знакомые, и даже собратья - писателя. Хорошо известен портрет Гоголя, выполненный рукой А.С. Пушкина. Да и  Гоголь, рисовавший  очень хорошо,  сполна «отплатил» старшему товарищу, оставив для потомков его портрет, исполненный собственноручно. Эти портреты - скорее наброски пером,  карандашом,  но  насколько они точны и художественны! Известны  и рисунки, изображающие Гоголя, сделанные поэтом  В.А.  Жуковским.  На некоторых  картинах мы можем видеть Гоголя « за работой»: вот на рисунке Э.А. Дмитриева - Мамонова он, в гостях у Нащёкина, читает главы  из  первого  тома   «Мёртвых душ», а вот - застыл на репетиции «Ревизора» в Александрийском театре  (рисунок актёра П.А. Каратыгина)...
   Одним из лучших изображений Гоголя считается портрет художника Ф.А. Моллера, сделанный в Риме. «Его портрет, написанный Моллером, - верх сходства», - писал хорошо знавший обоих художник - гравёр Ф.И. Иордан. А друживший с Гоголем в Италии известный художник А.А. Иванов, работая над картиной «Явление Христа народу», не только нарисовал прекрасный портрет Николая Васильевича, но и  изобразил его на своём знаменитом полотне. Посетив Третьяковскую галерею, вы легко можете найти Гоголя его фигура (вполоборота) расположена на полотне ближе всего к Иисусу…
   Любопытно, что Гоголь, достаточно охотно и часто позировавший художникам, не любил своих портретов и нередко протестовал против публикации их в своих сочинениях. В 1844 году он писал матери из Германии: «У вас есть мой портрет. Спрячьте его в отдалённую комнату, зашейте в холсте и не показывайте никому... Копии снимать с него никому не позволяйте, ни даже моим сестрам. Это моё желание...» Правда, некоторые исследователи предполагают, что такая «таинственность» объясняется тем, что именно этот портрет работы художника Моллера Гоголь считал лучшим и заранее предназначил для своего посмертного собрания сочинений. А потому он просто не хотел, чтобы слишком много народу видели портрет заранее...
   Кроме портретов, рисунков Гоголя сохранилась и единственная фотография (1845 год) или, как тогда говорили, дагерротип, где Н.В. Гоголь изображён в большой компании русских художников, живших и работавших в Риме. Уже позднее, в начале XX века, изображение Гоголя пересняли, укрупнили и теперь вы можете увидеть эту единственную фотографию писателя в любом учебнике литературы XX века.
                                                                                 Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд14

Слайд15

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд19

Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ ЖИЗНИ  Н.В.ГОГОЛЯ

1809 год  Календарь жизни Портрет Гоголя
1 апреля (20 марта по ст. стилю) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь.

1821 год  
В мае Гоголь принят в Нежинскую гимназию высших наук.

1824 год 
Гоголь активно участвует в постановке школьных спектаклей, играет в них, помогает в изготовлении декораций, продолжая этим заниматься и в последующие годы учебы.

1825 год 
Смерть отца Гоголя, которую Николай, как признаётся он в письме к матери, перенёс с «твёрдостью истинного христианина». Гоголь пишет первые свои литературные произведения: поэму «Россия под игом татар», балладу «Две рыбки», трагедию в стихах «Разбойники» и др. Гоголь начинает «Книгу всякой всячины, или Подручную Энциклопедию» и публикует в школьном журнале «Метеор» стихотворение «Новоселье». Гоголь пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», а также идиллию «Ганц Кюхельгартен» Гоголь окончил Нежинскую гимназию, получив право на чин коллежского регистратора. Некоторое время живёт в Васильевке, занимаясь хозяйством, а в декабре вместе со своим другом А.С. Данилевским выезжает в Петербург.

1829 год
Гоголь делает неудачную попытку познакомиться с А.С. Пушкиным. В июне выходит в свет «Ганц Кюхельгартен», а вскоре - журнал «Московский телеграф» с отрицательной рецензией Н.А. Полевого. После этого Гоголь собирает весь тираж книги и сжигает его. Отъезд в Германию. По возвращении в Петербург неудачная попытка поступить на сцену и хлопоты по устройству на службу.

1830 год
В февральском и мартовском номерах «Отечественных записок» публикуется (без указаний автора) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». В декабре Гоголь знакомится с В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом и П.А. Плетнёвым.

1831 год
В январе публикация нескольких статей Гоголя в «Литературной газете». Гоголь становится учителем истории в Патриотическом институте и даёт частные уроки. Знакомство с А.С. Пушкиным и выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1832 год
Первый приезд Гоголя в Москву (июнь); знакомство с М.П. Погодиным, И. И. Дмитриевым, М.Н. Загоскиным, М.С. Щепкиным и семейством Аксаковых. В октябре - второй приезд в Москву; знакомство с Киреевскими. Гоголь начинает повесть «Старосветские помещики».

1833 год
Гоголь жалуется в письмах на «творческий кризис», но уже в декабре читает Пушкину «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и начинает работу над «Тарасом Бульбой».

1834 год 
В марте Гоголь избирается в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, а за труд в Патриотическом институте императрица жалует ему бриллиантовый перстень. В сентябре писатель заканчивает повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего»; становится адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории Петербургского университета.

1835 год
Выход в свет сборников «Арабески» и «Миргород». В мае Гоголь приезжает в Москву, где читает у М.П. Погодина «Женитьбу» и знакомится с В.Г. Белинским. В октябре он сообщает Пушкину, что начал писать «Мёртвые души» и просит дать сюжет для комедии. В декабре Гоголь заканчивает «Ревизора», а 31 декабря Гоголя увольняют из Петербургского университета.

1836 год
Гоголь читает «Ревизора» в доме В.А. Жуковского, а в апреле - первое представление в Александрийском театре, где присутствует Николай I. В мае - премьера «Ревизора» в Москве, в Малом театре. Гоголь отправляется в путешествие по Европе, где продолжает работу над «Мёртвыми душами».

1837 год  
Продолжается путешествие Гоголя по Европе: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, снова Италия... Пишет матери, что в Россию возвратиться пока не может, так как ещё не поправил здоровье.

1838 -1839 годы  
Гоголь живёт в Италии, где знакомится       с художником А.А. Ивановым, ухаживает за умирающим другом И.М. Виельгорским, совершает поездки во Францию, Германию и Австрию, а в сентябре 1839-го выезжает в Россию, где в гостях у петербургских приятелей читает первые главы «Мёртвых душ».

1840 год  
Гоголь в Москве, встречается с друзьями и знакомыми, читает им новые главы «Мёртвых душ», а в мае устраивает в саду у М.П. Погодина свой именинный обед, и присутствующий на нём М.Ю. Лермонтов читает собравшимся «Мцыри». В мае Гоголь уезжает в Италию; перерабатывает «Тараса Бульбу», а в декабре сообщает в письме СТ. Аксакову, что завершает работу над первым томом «Мёртвых душ».

1841 год  
Осенью Гоголь возвращается в Петербург из-за границы, а вскоре выезжает в Москву для печатания «Мёртвых душ». Получив неодобрительные отзывы из московской цензуры, Гоголь забирает рукопись «Мёртвых душ».

1842 год  
В январе Гоголь отправляет рукопись первого тома «Мёртвых душ» с В.Г. Белинским в Петербург, прося друзей помочь с разрешением на её опубликование. Цензурное разрешение получено 9 (21) марта с обязательным изъятием из книги «Повести о капитане Копейкине». В апреле началось печатание «Мёртвых душ» и одновременная переработка писателем «Повести о капитане Копейкине», на которую в мае получено цензурное разрешение. В мае «Мёртвые души» поступают в продажу, а в июне Гоголь уезжает за границу.

1843 – 1846 годы
Гоголь живёт в Европе, переезжает из страны      в страну, всё более углубляясь в чтение религиозной  литературы, встречается с друзьями, лечится на курортах Австрии и Германии, но, по его утверждению, чувствует себя всё хуже и хуже. Он сжигает первую редакцию второго тома «Мёртвых душ» и пишет завещание, но в октябре 1845-го возобновляет работу над поэмой. Гоголь много путешествует по Италии, Франции, Австрии, Германии; работает над «Выбранными местами из переписки с друзьями».

1847 год
В январе опубликованы «Выбранные места...», из которых цензурой были исключены несколько статей. Гоголь пишет резкие письма некоторым из своих знакомых, плохо отозвавшимся на выход книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1848 год
Гоголь совершает путешествие в Иерусалим. Возвращение в Россию - морем через Одессу, где ему пришлось задержаться в связи с карантином по случаю холеры. Лето проводит в Васильевке, выезжая в Полтаву, Сорочинцы, Киев. В сентябре писатель прибывает в Москву, откуда отправляется в Петербург, но уже 13 (25) октября окончательно возвращается в старую столицу. Гоголь «недоволен состоянием души своей», о чём пишет протоиерею отцу Матвею Константиновскому. В декабре он посещает митрополита Московского Филарета.

1849 год 
Гоголь живёт в Москве, на Никитском бульваре, посещая время от времени званные вечера в домах друзей, навещая подмосковные дачи и имения (Абрамцево, Мураново, Б. Вяземы и др.), путешествуя по сопредельным губерниям. Он продолжает работать над вторым томом «Мёртвых душ», хотя болезнь, как он пишет в письмах, «сильно мешает».

1850 год 
Гоголь читает друзьям главы второго тома «Мёртвых душ», встречается (в последний раз) со своим однокашником Н.В. Кукольником; посещает Оптину пустынь, а летом живёт в Васильевке, ремонтируя дом.

1851 год 
Новый 1851 год Гоголь встречает в Одессе, а весной уезжает в Васильевку. В июне он снова в Москве, гостит у Аксаковых в Абрамцеве, а живя на даче С.П. Шевырёва, читает ему семь глав второго тома «Мёртвых душ», беря обещание «хранить это чтение в секрете». И снова встречи с друзьями, поездки в Оптину пустынь, Хотьков монастырь и Троице-Сергиеву лавру.

1852 год 
Гоголь «дурно себя чувствует», жалуется на «расстройство желудка и на слишком сильное лекарство, которое ему дали». В начале февраля он исповедуется у своего духовника, перед принятием Святых Даров падает ниц и плачет; шатается от слабости. Отказывается следовать советам врачей, не хочет видеть их у себя, почти не ест. Консилиум врачей, приглашенных А.П. Толстым, решает лечить Гоголя насильно. В ночь на 21 февраля (по ст. ст.) он впадает в беспамятство, кричит: «Лестницу, поскорее давай лестницу!..», а последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать!».
      В 8 утра 21 февраля Н.В. Гоголь скончался.
      Похороны на кладбище Данилова монастыря состоялись 24 февраля...

Иллюстрация: Портрет Н.В. Гоголя. Художник В.М. Шаталов

 

 

2     425    facebooklarger