Включить версию для слабовидящих

Репортаж из прошлого

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Южный фронт едва сдерживал натиск фашистских дивизий. Уже в августе 1941 года над городами Дона появились немецкие самолеты и начались регулярные бомбежки. Фашисты, кроме бомб, бросали на нас с воздуха металлические бочки с дырками, колеса от тракторов и куски рельс. Падая с высоты, эти предметы производили жуткий вой, сея панику. Бои шли круглые сутки, на подступах к Таганрогу и Ростову-на-Дону. Небольшой древний город Азов на Нижнем Дону стал прифронтовым.

В сентябре 41-го в Азове появились катера Цезаря Куникова. Их задача была - оборонять устье Дона.

В ноябре обстановка осложнилась, фашисты уже были на окраине Ростова, почти полностью уничтожив 230-й полк войск НКВД, защищавший остров Зеленый на реке Дон. Отряд Куникова сосредоточился в Азове, войска 56-й армии не выдержали натиска противника, отошли за Дон. Враг 21 ноября занял Ростов.

Кроме моряков Цезаря Львовича Куникова здесь отличился экипаж подлодки «Ростов-Дон» под командой лейтенанта И.Ф. Рогальского, получившего здесь первый орден Красной Звезды.

Смелость и отвагу проявила рота допризывников под командой студента М. Лещинского, поразившая своей смелостью даже бывалых солдат.

194-й кавалерийский полк под командованием майора Гликберга. Совершив глубокий рейд, разгромив группировку немцев, полк первым ворвался в Ростов при его освобождении. Орден Красной Звезды получил политрук Самуил Гольберг, командовавший ополченцами Ростова.

В январе 1942 года в Азов прибыл бронепоезд №10 «За Родину». Им командовал одессит, старший лейтенант Михаил Чечельницкий. Ранее Чечельницкий командовал при обороне Одессы бронепоездами «Железняков» и «За Родину». Его заместителм был старший политрук Борис Хавенсон, тоже одессит.

Бронепоезд должен был защищать небо Приазовья и поддерживать своим огнем небольшие войсковые части. На вооружении у него было четыре-76-миллиметровых орудия, он был построен на средства рабочих Новороссийского вагоноремонтного завода.

Экипаж состоял из 160 человек, много моряков было из прежнего состава бронепоезда «Железняков».

Тревога все больше охватывала жителей и руководство города. Вокруг города население рыло противотанковые рвы, начались перебои с продуктами. По сигналу «воздушная тревога» все прятались в щели и бомбоубежища. В городе постоянно что-то горело, в небе роились почти круглые сутки фашистские самолеты.

В середине июля 1942 года начался отход измотанных боями частей Красной Армии. 24 июля наши войска оставили Ростов. В числе тех, кто принял на себя удар, прикрывая отход советских войск, был и личный состав бронепоезда «За Родину!».

В те дни погибли члены экипажа матрос Семен Каплун, ст. матрос А.Чернявский, гпавстаршина Моисеенко и Петлин. Все они похоронены на городском военном кладбище.

Маневрируя между Азовом и Батайском, моряки сбили множество самолетов врага, они подавляли огневые точки противника и прикрывали своим огнем отступающие войска. Бронепоезду приказа отступать не было, экипаж продолжал вести огонь по противнику, пока не стало ясно, что путь к отступлению отрезан, фашисты оказались тылу. Высадив десант, они захватили г. Батайск.

28 июля город казался вымершим. Чечельницкий направил в разведку четырех человек во главе с командиром бронеплощадки №2 Евгением Блажевичем. В нескольких сотнях метров от бронепоезда разведчики наткнулись на засаду немцев. Завязался бой. Первым погиб Блажевич. Засевших фашистов моряки уничтожили огнем из всех орудий. Вскоре поступил приказ – бронепоезд взорвать, вооружение снять и отходить вдоль берега Азовского моря.

Подогнав бронепоезд на крутой и высокий поворот железной дороги, в 23 часа 40 минут моряки взорвали его. Ушедшие раньше члены экипажа слышали в тишине ночи серию взрывов в районе Азова: это перестал существовать бронепоезд «За Родину». Свою задачу он с честью выполнил. (Автор этих строк уже во время фашистской оккупации был на месте гибели бронепоезда – под откосом лежала искореженная груда металла, минеры сделали свое дело).

Личный состав во главе с командиром М.Р.Чечельницким и политруком Б.З Хавинсоном продолжали свое ратное дело.

2     425    facebooklarger