Включить версию для слабовидящих

Репортаж из прошлого

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Южный фронт едва сдерживал натиск фашистских дивизий. Уже в августе 1941 года над городами Дона появились немецкие самолеты и начались регулярные бомбежки. Фашисты, кроме бомб, бросали на нас с воздуха металлические бочки с дырками, колеса от тракторов и куски рельс. Падая с высоты, эти предметы производили жуткий вой, сея панику. Бои шли круглые сутки, на подступах к Таганрогу и Ростову-на-Дону. Небольшой древний город Азов на Нижнем Дону стал прифронтовым.

В сентябре 41-го в Азове появились катера Цезаря Куникова. Их задача была - оборонять устье Дона.

В ноябре обстановка осложнилась, фашисты уже были на окраине Ростова, почти полностью уничтожив 230-й полк войск НКВД, защищавший остров Зеленый на реке Дон. Отряд Куникова сосредоточился в Азове, войска 56-й армии не выдержали натиска противника, отошли за Дон. Враг 21 ноября занял Ростов.

Кроме моряков Цезаря Львовича Куникова здесь отличился экипаж подлодки «Ростов-Дон» под командой лейтенанта И.Ф. Рогальского, получившего здесь первый орден Красной Звезды.

Смелость и отвагу проявила рота допризывников под командой студента М. Лещинского, поразившая своей смелостью даже бывалых солдат.

194-й кавалерийский полк под командованием майора Гликберга. Совершив глубокий рейд, разгромив группировку немцев, полк первым ворвался в Ростов при его освобождении. Орден Красной Звезды получил политрук Самуил Гольберг, командовавший ополченцами Ростова.

В январе 1942 года в Азов прибыл бронепоезд №10 «За Родину». Им командовал одессит, старший лейтенант Михаил Чечельницкий. Ранее Чечельницкий командовал при обороне Одессы бронепоездами «Железняков» и «За Родину». Его заместителм был старший политрук Борис Хавенсон, тоже одессит.

Бронепоезд должен был защищать небо Приазовья и поддерживать своим огнем небольшие войсковые части. На вооружении у него было четыре-76-миллиметровых орудия, он был построен на средства рабочих Новороссийского вагоноремонтного завода.

Экипаж состоял из 160 человек, много моряков было из прежнего состава бронепоезда «Железняков».

Тревога все больше охватывала жителей и руководство города. Вокруг города население рыло противотанковые рвы, начались перебои с продуктами. По сигналу «воздушная тревога» все прятались в щели и бомбоубежища. В городе постоянно что-то горело, в небе роились почти круглые сутки фашистские самолеты.

В середине июля 1942 года начался отход измотанных боями частей Красной Армии. 24 июля наши войска оставили Ростов. В числе тех, кто принял на себя удар, прикрывая отход советских войск, был и личный состав бронепоезда «За Родину!».

В те дни погибли члены экипажа матрос Семен Каплун, ст. матрос А.Чернявский, гпавстаршина Моисеенко и Петлин. Все они похоронены на городском военном кладбище.

Маневрируя между Азовом и Батайском, моряки сбили множество самолетов врага, они подавляли огневые точки противника и прикрывали своим огнем отступающие войска. Бронепоезду приказа отступать не было, экипаж продолжал вести огонь по противнику, пока не стало ясно, что путь к отступлению отрезан, фашисты оказались тылу. Высадив десант, они захватили г. Батайск.

28 июля город казался вымершим. Чечельницкий направил в разведку четырех человек во главе с командиром бронеплощадки №2 Евгением Блажевичем. В нескольких сотнях метров от бронепоезда разведчики наткнулись на засаду немцев. Завязался бой. Первым погиб Блажевич. Засевших фашистов моряки уничтожили огнем из всех орудий. Вскоре поступил приказ – бронепоезд взорвать, вооружение снять и отходить вдоль берега Азовского моря.

Подогнав бронепоезд на крутой и высокий поворот железной дороги, в 23 часа 40 минут моряки взорвали его. Ушедшие раньше члены экипажа слышали в тишине ночи серию взрывов в районе Азова: это перестал существовать бронепоезд «За Родину». Свою задачу он с честью выполнил. (Автор этих строк уже во время фашистской оккупации был на месте гибели бронепоезда – под откосом лежала искореженная груда металла, минеры сделали свое дело).

Личный состав во главе с командиром М.Р.Чечельницким и политруком Б.З Хавинсоном продолжали свое ратное дело.

2     425    facebooklarger