Включить версию для слабовидящих

раскоп поместья богатого ордынца, средневековый Азак

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Стаценко, Т. Мухоловка и «заначка»: раскоп поместья богатого ордынца, средневековый Азак /Т. Стаценко //Приазовье. – 2011. – 20 июля (№ 28). – С. 6.

Дорогие безделушки

В районе Центрального рынка, там, где в скором времени поднимутся стены нового торгового комплекса, некогда располагалось поместье богатого ордынца. Конструктивные особенности жилища, весьма комфортабельного по тем временам (теплый кирпичный пол, обогреваемая лежанка – канн, умывальная комната) позволяют сделать вывод, что владелец дома был человек приезжий, поскольку такие постройки характерны для жителей Нижнего Поволжья, где в XIVвеке располагалось два столичных города Золотой Орды – Сарай и Сарай аль-Джедид.

38В пользу этой теории говорит также одна из находок – старинный, покрытый декорированной глазурью сосуд с небольшим отверстием, выполненный из редкого материала – Кашина. Изделия из этого вида керамики встречаются в наших краях очень редко, тогда как в Поволжье их находят довольно часто – именно там существовали мастерские по производству предметов из Кашина. Следовательно, предмет был привозной и, вероятно, выполнен по заказу. Что же касается предназначения сосуда, то археологи сделали вывод, что это не что иное, как мухоловка. Устроена она была практично и просто: в сосуд наливался сироп, привлекающий мух. Проникая в мухоловку через небольшое отверстие, насекомое уже не могло выбраться наружу и погибало.

На территории поместья была также найдена практически не поврежденная металлическая чаша. Она находилась в выгребной яме, и то, что она там оказалась, подтверждает вывод о зажиточности владельца. Металлические изделия очень ценились в те времена, и сломанную утварь переделывали многократно.

Там же был найден весьма редкий керамический кувшин с росписью и глазурью, происхождение которого пока остается загадкой. По словам старшего научного сотрудника Азовского музея-заповедника Андрея Масловского, такие штампованные кувшины время от времени находят на территории стран, которые когда-то были подчинены Золотой Орде, но пока не удалось установить место, где они производились.

Что же касается вероисповедания владельца поместья, то можно определенно сказать, что он был язычником-шаманистом. Об этом свидетельствует характерный амулет «онгон». Этот предмет личного благочестия в виде условно выполненной бронзовой фигурки человека сродни нательному кресту христиан. Культ онгонов – духов-хранителей, был очень распространен в золотоордынскую эпоху. После принятия ислама в Орде долгое время сохранялось двоеверие, связанное с глубоко укоренившимися в сознании степняков языческими представлениями и шаманскими обрядами.

Онгон - оберег

Оногоны (онгон, «чистый», «священный», «первоначальный», «девственный») в шаманской мифологии монгольских народов – умершие предки и их духи. Материальным воплощением онгонов, вместилищем духов умерших предков считались их изображения, которые делались из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Существовали онгоны мужские и женские, родовые и семейные, скотоводческие, кузнечные и так далее.

39Первоначально онгоны представлялись степняками как предки тотемного происхождения (онгоны волка, медведя, оленя и др.), в дальнейшем – это преимущественно антропоморфные предки, наиболее почитаемые из них – онгоны великих шаманов. На территории Азова и Азовского района чаще всего находят антропоморфных онгонов, изготовленных из листовой меди и жести.

Изображения родовых онгонов хранились в священных местах (рощах, горах, пещерах); семейные онгоны, которыми ведали женщины, сберегались в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах. Кроме того, изображения онгонов использовали как нательный оберег. Их «подкармливали», задабривали, им посвящали животных и рабов.

Изготовлением онгонов занимались шаманы. Считалось, что именно шаманы способны вселить духа в условное изображение предка. Основным предназначением онгона было оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях.

Кем был владелец?

Итак, благодаря нескольким находкам можно составить приблизительный портрет владельца поместья. Вероятнее всего, это был состоятельный столичный житель, прибывший в Азак из Сарая, либо из Сарая аль-Джедида. Он собирался обосноваться на довольно продолжительное время, поскольку оборудовал свое жилище с максимальным комфортом. Судя по пристрастию к дорогим безделушкам (мухоловка) и расточительности (выброшенная чаша), хозяин поместья был аристократом (купцы – народ более расчетливый и рачительный). Он поклонялся Великому Синему Небу – Тенгри и духам предков – онгонам, несмотря на то, что в то время официальной религией Золотой Орды уже стал ислам. По какой-то причине ему пришлось спешно покинуть Азак. Жилище было просто заброшено: следов огня и разрушений не обнаружено. Поскольку на полу остались монеты, современные правлению хана Абдаллы, это произошло около 1370 года. В те времена в Орде бушевала гражданская война и, возможно, наш аристократ вернулся в Сарай, чтобы принять участие в политической борьбе.

Припрятал на века

40Раскоп, находящийся по адресу: ул. Ленинградская, 114, также позволяет заглянуть в повседневность жителя средневекового Азака. Там найдены остатки обычного для того времени глинобитного жилища, владелец которого соблюдал веру предков, поклоняясь духам-хранителям. Подтверждение тому – онгон, аналогичный найденному на раскопе возле рынка. У стены дома был обнаружен маленький клад, который иначе, как «заначкой» не назовешь. Пять монет «пулов» времен хана Узбека (при котором, кстати, в Орде восторжествовал ислам) были совсем небольшой суммой, которую можно потратить в течение дня. Их характерное расположение говорит о том, что они были именно спрятаны, а не просто обронены, как большинство старинных монет, которые находят в нашем городе. Вызывает любопытство причина, по которой хозяин дома счел нужным спрятать эту незначительную сумму. Может у него была строгая жена? Ведь ордынцы-язычники весьма почтительно относились к женщинам, и только мусульманское вероисповедание, и то не сразу, изменило их взгляды на слабый пол. Но как бы то ни было, хозяин о заначке забыл, и она дождалась своего часа лишь в веке XXI. Вот уж припрятал, так припрятал…

2     425    facebooklarger