Включить версию для слабовидящих

музея

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

«Музей-это повседневная созидательная деятельность» В. Карпов

30Некоторые практические вопросы, которые приходится решать в процессе создания музея.

1. Обоснование необходимости создания музея и получение на осуществление данной идеи согласия руководства.

2. Первые шаги и этапы:

- определение группы единомышленников (одного-двух генераторов идей, и трёх - четырёх исполнителей);

- подбор помещений под музей, согласно существующим санитарным и прочим нормам.

- выделение средств на зарплату сотруднику, оборудование, приобретение экспонатов);

3. Накопление экспонатов по разным направлениям истории и культуры, а именно:

а) история учебного заведения в описаниях и фотоальбомах;

б) орудия труда и простейшие механизмы прошлых исторических эпох;

в) плотницкий, слесарно-кузнечный и прочий ручной инструмент прошлого;

г) бытовая посуда и бытовые приборы прошлых веков, мебель;

д) книги, картины, монеты, украшения;

ж) фотография и графика;

з) одежда и обувь разных сословий населения Нижнего Дона;

и) оружие и амуниция воинов и в частности казаков;

к) растения, животные, почвы и минералы окружающей местности и т. д.

4. Организация учёта и описание поступающих предметов, определение их исторической и прочей ценности. Реставрация оных.

5. Выбор основной тематики и специализации создаваемого музея.

6. Устройство временных первичных экспозиций, основанных на уже собранных экспонатах.

7. Создание двух - трёх постоянных экспозиций и постепенная интеграция их, как составляющих, в учебно-воспитательный процесс.

8.Сотрудничество музея учебного заведения с другими профильными структурами - краеведческими музеями, с обществами рыболовов и охотников, экологами и егерями, владельцами частных коллекций и т. д. Обмен экспонатами и информацией.

9.Подготовка и периодический показ новых экспозиций как стационарных, так и передвижных.

10. Пример устройства одной из экспозиций на тему «Казачество Нижнего Дона - жизнь и быт».

11. Издательская деятельность.

Музей это, как правило, структурная единица любого учебного заведения. Сотрудники музея занимаются собиранием, изучением, хранением, реставрацией и экспонированием предметов -памятников естественной истории, материальной и духовной культуры своего народа, а также просветительской и прочей созидательной деятельностью как внутри учебного заведения, так и вне его стен. Музей учебного заведения призван формировать у учащейся молодёжи чувство ответственности за сохранение природных богатств, художественных и культурных ценностей нашего народа. Формировать чувство гордости за прошлое своего края и отечества в целом. И самое главное -формировать чувство сопричастности к прошлому и настоящему своей малой Родине, т. е. Донского края.

Музейная экспозиция является основной формой презентации историко-культурного наследия различных эпох в виде искусственно созданной предметно -пространственной структуры. Наличие экспозиций - это основной признак любого музея. Каждая экспозиция неповторима, так как включает экспонаты, подобранные и расположенные по индивидуальному плану конкретным человеком или в соавторстве группой лиц. Естественно, что первичным структурным элементом любой экспозиции является экспонат, т. е. предмет, выставленный для обозрения.

Музейные экспонаты, имеющие касательство к одному вопросу, образуют тематико-экспозиционный комплекс. А несколько таких комплексов, объединенных единой тематикой, образуют музейный раздел. Близкие по своему тематическому содержанию музейные разделы и составляют экспозицию. Эту взаимосвязь можно изобразить схематично: Экспонат - (тематика - экспозиционный подбор экспонатов) - музейный раздел - собственно экспозиция.

Возможные профили музеев учебных заведений.

Профиль музея - это специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль зависит от выбранного направления поисковой и исследовательской работы. Музееведы выделяют, примерно, следующие профили или жанры музеев:

Историко-краеведческий;

Естественнонаучный;

Картинная галерея;

Мемориальный музей;

Технологический;

Экологический;

Реализовать свою самобытность и направление, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс музей может в определённом жанре.

К жанрам (направлениям) музеев, главным критерием которых является способ интеграции в учебный процесс, относятся следующие:

Музей - экспозиция (выставка).

Музей - мастерская (студия).

Музей - лаборатория.

Музей - клуб.

Музей - экскурсионное бюро.

Музей - ярмарка.

Музей - адаптационный центр.

Характеристика некоторых профилей музея

Классический жанр, это, конечно же, музей — экспозиция. В этом случае экспозиция музея представляет собой сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного исследования. Находятся предметы под стеклом в витринах и шкафах закрытого типа, а если это картины, то каждая имеет своё определённое место. Экспонаты пронумерованы и расставлены согласно определённого, заранее составленного плана. Экспозиционное пространство в этом случае строго локализовано в одном месте и используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстраций к учебным занятиям по некоторым предметам (истории, биологии и. т. д.)- В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа или моды и слабо задействован в конкретном учебно-воспитательном процессе. Его показывают гостям и всевозможным контролирующим органам, которых из года в год становится всё больше и больше. Отвечает за музей такого направления, как правило, ведущий историк учебного заведения. Эта его нагрузка является общественной, отсюда и деятельность музея эпизодическая. Экспозиции обновляются редко, сбор экспонатов идёт медленно. Но пользу такой жанр музея приносит, и это бесспорный факт.

Музей - мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается непосредственно в классах, где проводятся уроки технологии или в учебных мастерских. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс и создаёт определённый комфорт преподавателям. Но этот жанр требует частой смены экспозиций или хотя бы их периодического обновления.

Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекций, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно - научного и технического профиля, обычно весьма обширные и объемные. Часть из них размещается в предметных кабинетах, часть в учебных мастерских и лабораториях, часть в фойе учебного корпуса.

Музей - клуб, музей - театр . Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для организации клубно-кружковой деятельности. Она может органично включаться в работу любительского театра. Может использоваться для преподавания современной литературы, изучения культуры автохтонного населения и т. д. Всё будет зависеть от подбора экспозиций и работы с ними.

Музей - ярмарка . Музей - ярмарка, как правило, представлена широкой палитрой предметов, как прошлых эпох, так и настоящего времени. Она выполняет функцию как торгового, так и рекреационно-выставочного центра.

При выборе профиля или жанра музея необходимо учитывать реальные потребности конкретного учебного заведения в том или ином жанре. Так, в технических училищах, колледжах, технических факультетах ВУЗов целесообразны и востребованы классические жанры: музеи - выставки и музеи - лаборатории. В учебных заведениях гуманитарного профиля лучше создать музеи - клубы и музеи - театры, музеи - мастерские (творческие). В реальности же получается так, что каждый музей любого учебного заведения представляет собой некий конгломерат, синтез различных профилей и жанров, особенно на первых этапах его создания. Такова действительность, с которой приходится считаться. Профилирование же начинаю, когда в музее набирается для этого достаточное количество предметов, при этом цифра может быть разной в зависимости от тематики и количества экспозиций.

31

Музей при должной постановке вопроса является в учебном заведении необходимым компонентом. Он выполняет многие функции как учебно познавательного, так и воспитательного характера. Так, если музей имеет историко-краеведческую направленность, то его временные и постоянные экспозиции можно использовать для проведения уроков истории, географии, биологии и т. д.

Желательно, чтобы музей учебного заведения имел именно такую направленность. Ведь краеведение имеет тесную связь и с другими предметами учебного курса. При этом студенты в процессе учёбы вольно или невольно соприкасаются с краеведческим материалом, формирующим само понятие «малой родины» с её многовековой историей и культурой. Вообще музей в той или иной форме взаимодействует со всеми предметами и учебными дисциплинами, так как в нём собираются материальные предметы деятельности всего человеческого сообщества, проявляющиеся в его знаниях и опыте прошлых эпох. Каково же должно быть содержание музея?

Как правило, в зависимости от характера и направленности учебного заведения и формируются экспозиции музея. Так, если это учебное заведение технической направленности, то в музее желательна экспозиция контрольных измерителей прошлого (скобы, шаблоны, штангенциркули, линейки, угломеры и т. д.). А также выставка различных инструментов - столярных, слесарных, чертёжных и т. д. Механизмам и техническим приспособлениям прошлых эпох также должно найтись место в музее такой направленности.

Если музей будет иметь художественную направленность, то без периодических выставок картин, имеющихся в запасном фонде музея, тут не обойтись. При этом нужно иметь и постоянную экспозицию картин и рисунков, украшающих интерьер помещений музея.

Если музей будет иметь экологическую направленность, то необходимо собрать гербарий - коллекцию растений, а также чучела животных данной местности, определить исчезающие виды, изучить экосистемы прошлого и определить, какие факторы живой природы способствуют сохранению экосистемы данной местности, а какие разрушают её. Это работа весьма кропотливая, а порою и неблагодарная, но ею тоже необходимо заниматься.

Музей находится в конкретном населённом пункте, в конкретной природной зоне, наконец, в конкретной местности с её природным ландшафтом, и ко всем этим элементам он должен быть привязан. Так, наш музей находится в городе, стоящем на левом берегу Дона, рядом с его дельтой, в окружении бывших казачьих хуторов и станиц, а отсюда следует, что в музее должна быть экспозиция, связанная с историей местного казачества, его жизнью, бытом, культурой, служением Отечеству. В нём должна найти отражение и история самого города: от возникновения и до наших дней.

Располагаемся мы в степной зоне, следовательно, в музее весьма желательна экспозиция «Растения и животные Нижнего Дона». В Дону находится свой животный и растительный мир, образуя водную экосистему, это тоже должно быть, отражено в экспозициях музея.

Само учебное заведение, люди, стоящие у истоков его создания, их деятельность, тоже являются предметом изучения, описания и увековечивания.

Музей, как и всякий социальный институт, постоянно находится в развитии, при этом порою претерпевает большие изменения и преобразования. Возникнув на первоначальном этапе как простое собрание реликвий и ценностей, он постепенно становится неотъемлемой составляющей учебно -воспитательного процесса любого учебного заведения, но для этого нужно время, а также желание руководителей. При этом музей продолжает сохранять и свою головную, ведущую функцию - собирание и хранение предметов как материальной, так и духовной культуры прошлых веков. В этом процессе главное преемственность и постоянство.

Образовательную деятельность современного музея можно рассматривать в трёх аспектах - познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесном взаимодействии с другими, обеспечивает определённое содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект включает в себя знания как таковые и рассматривается в двух направлениях - практическом и теоретическом. Музей обеспечивает эти два направления, ибо он представляет собой культурно - исторический комплекс и формирует как практический опыт, так и знания. Здесь познаются такие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация материальной культуры того или иного народа.

Творческий аспект включает в себя созидательную деятельность - создание постоянных, временных, передвижных экспозиций. В процессе их создания появляются новые идеи, предложения, которые приходится осуществлять, и без творческого подхода этот процесс невозможен. При этом ощущается необходимость в новых знаниях и умениях, которые должны постоянно приобретать и накапливать сотрудники музея.

Здесь уместно также отметить, что творческая деятельность сотрудников и актива играет в становлении музея как учебно - воспитательного подразделения учебного заведения, «локомотивную» роль и позволяет решать многие, на первый взгляд, неподъёмные вопросы.

Социальный аспект.

Музей является частью общественной среды и активно участвует в социализации человека, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение человека к окружающему миру и обществу происходит в процессе передачи опыта, знаний, умений и духовных ценностей от одного поколения к другому. И эта преемственность очень важна на современном этапе развития восточнославянской цивилизации, так как одновременно с вышеуказанным опытом передаются и социально-культурные установки и ценности, живших ранее поколений, их этнические и социальные установки и нормы поведения в семье и обществе.

С чего же начинать создание музея в учебном заведении? Естественно, как и любая идея, эта идея должна иметь определённый круг единомышленников, чтобы попытаться воплотить её в жизнь. Достаточно даже двух - трёх человек для начала. Весьма желательно, чтобы среди них оказался кто-то из руководства, хорошо, если в союзниках инициативной группы окажется сам директор учебного заведения, тогда многие организационные вопросы будут решаться значительно быстрее и с максимальным эффектом. Да и прямых затрат, в том числе и финансовых, будет меньше, хотя их, конечно, полностью избежать не удастся.

Решая вопрос о помещениях для музея, необходимо учесть, что даже в самом начале работы по его организации, их нужно два - основное и подсобное. Они должны быть или смежными, или рядом расположенными. В первом помещении будет находиться первичная экспозиции - это все собранные и ещё не рассортированные по направлениям предметы, а во вспомогательном необходимо организовать реставрационную мастерскую с набором столярного и слесарного инструментов. Данное помещение должно иметь проточную воду и канализацию, быть хорошо освещено, а также иметь искусственную вентиляцию. В основном, выставочном помещении, весьма желательно иметь паркетный, в крайнем случае, дощатый пол. Полы, покрытые линолеумом, не только не отвечают культуре прошлых исторических эпох, но зачастую издают крайне неприятный запах, которым пропитываются экспонаты - особенно одежда. Так что решение вышеуказанного вопроса весьма желательно, причём, в самом начале организации музея. Конечно, впоследствии с ростом количества экспонатов потребуется ещё одно помещение - запасник, для хранения сменных (временных) экспозиций и наиболее ценных вещей. Но это будет потом, а для начала вполне достаточно и двух помещений. Если музей будет располагаться на первом этаже, то на окна необходимы решетки, да и входные двери желательно обить железом. А в экспозиционной комнате необходимо установить и внутреннею камеру видеонаблюдения, так как охотников на реликвии хватало во все времена. Все эти вопросы и нужно решить, прежде чем приступать к созданию музея.

Наконец, помещения для музея выделены и подготовлены, т. е. нулевой этап завершён. Начинается новый этап деятельности - сбор экспонатов. Если на предыдущем этапе в организации музея принимала участие только инициативная группа, то на этапе сбора экспонатов количество участников нужно расширить, а для этого необходимо создать совет музея, и чем больше людей войдёт в этот совет, тем лучше. Если это школа, то от каждого класса, начиная с пятого или шестого, нужно выбрать по одному человеку; если это училище или колледж, то пригласить по одному человеку от студенческой группы. Можно и просто включать всех интересующихся данным делом, регламентации не должно быть никакой. Естественно, что председателем совета должен быть заведующий музеем или лицо, занимающееся его организацией. Члены совета музея разбиваются по интересам и направлениям: кто - то собирает бытовые предметы, кто-то - одежду, кто - то - старые книги и т. д. Превалировать должен интерес и больше ничего. Если под это важное мероприятие администрация хотя бы изредка будет выделять ещё и деньги, то это ускорит организацию экспозиций музея. Но чаще приходится искать меценатов и доброжелателей, которые находятся, если правильно поставить дело.

Нужно рассмотреть и худший вариант, при котором также может быть создан так называемый «музей в чемодане». В этом случае музей создаётся при более стеснённых обстоятельствах, для его создания выделяется комната 25 - 30 кв. м, и на всё про всё планируется один оклад на содержание заведующего музеем. Как же поступать в этом случае? Ответ однозначен - работать не покладая рук. Необходимо создать совет музея и приступить к сбору экспонатов не глядя на скептиков, которых всегда достаточно в любом педагогическом коллективе.

Когда количество экспонатов перевалит за сотню, нужно создать одну - две временных экспозиций и показать их всему коллективу, тогда скептицизма поубавится, и коллеги начнут вам помогать. Когда наберётся достаточно экспонатов, необходимо начать создавать временные экспозиции прямо в учебных кабинетах, коридорах и рекреациях, привлекая для этого студентов - энтузиастов и заинтересованных преподавателей. Такой метод создания музея и организация его работы более прогрессивный, чем, скажем, музей - выставка. Ведь экспозиции находятся в постоянном движении и охватывают всё больше территории учебного заведения. А отсюда следует, что и вовлечение музея в учебно - воспитательный процесс будет более объемным и всюду проникающим, что и требуется достичь. Конечно, такой метод создания музея и его работы является одним из рискованных. Вначале будет и воровство, и порча экспонатов, но на такие издержки следует идти, иначе не надо и дело затевать. Конечный результат всё равно будет положительным. А там, глядишь, и руководство пойдёт навстречу энтузиастам и выделит ещё одно помещение для музей. В таком случае в этом помещении нужно устроить реставрационную мастерскую. Вот без неё действительно трудно жить и развиваться музею. Экспонаты порою поступают в плачевном состоянии, и с ними приходиться подолгу работать, прежде чем выставлять на всеобщее обозрение.

Музей в учебном заведении может проходить несколько стадий в своём развитии. А может и надолго оставаться на одной из них, всё зависит от многих как объективных, так и субъективных обстоятельств. Рассмотрим, для интереса, эти стадии:

Первая из них - это стадия самолюбования, когда созданный музей служит, в основном, своим творцам (активу). Те, кто создаёт музей, их товарищи по учёбе, друзья и знакомые и являются его основными потребителями. При этом нужно отметить, что и при такой ситуации накопление предметов старины в музее продолжается, и постоянные экспозиции будут действовать. Эту стадию или состояние музея ещё можно назвать пассивным накоплением. Если развитие музея остановится на этой стадии, то эффективность его работы будет небольшой, но пользу для студентов и сотрудников он всё же приносить будет. Хотя, при такой постановке вопроса, системного воздействия на студентов наблюдаться не будет.

Вторая стадия развития музея - это интеграция его в учебно - воспитательный процесс. Это главная и наиважнейшая стадия. Она, как правило, требует длительного промежутка времени, и, чтобы её осуществить, необходима кропотливая, совместная работа заведующего музеем и заместителя директора по учебно - методической работе, по корректировке программного материала по предметам с целью включения в них «музейной составляющей». Но и этого недостаточно. Необходимо тесное сотрудничество заведующего с преподавателями - предметниками, их заинтересованность в этом трёхстороннем взаимодействии. И только через такое сотрудничество и постоянную совместную работу можно со временем включить музей в учебно - воспитательный процесс. И только тогда можно говорить о широком воздействии музея на студентов.

Третья стадия развития музея требует безусловного прохождения его через вторую стадию развития и параллельного включения музея в местное культурно - образовательное пространство города и района, постепенное вхождение в него. Эта стадия характерна для постоянно развивающихся учебных заведений, в руководстве которых стоят прогрессивно мыслящие люди, ставящие перед собой сверхзадачи и стремящиеся к их осуществлению. Только в этом случае и при таком обязательном условии музей вместе с другими сегментами учебного заведения постепенно становится местом концентрации творческих идей и новых начинаний, проявляющихся, прежде всего в творческой деятельности подавляющего числа сотрудников учебного заведения. Но такое положение дел бывает, к сожалению, весьма, редким или эпизодичным.

Чтобы актив музея постоянно пополнялся энтузиастами, крайне необходимо учувствовать в археологических раскопках и экспедициях. Пусть это будет пять - шесть студентов, но у большей части из них интерес к археологии в процессе работы и наблюдений наверняка проявится, а это значит, что интересоваться музейным делом они также станут. За счёт этих студентов и будут пополняться ряды музейных активистов.

Некоторые практические советы для повседневной работы на музейном поприще.

При собирании предметов старины их, прежде чем складировать, необходимо тщательно осматривать в реставрационной мастерской или отдельной комнате. Так, шерстяную одежду необходимо проверять на наличие моли и её личинок, деревянные изделия - на наличие жуков - древоточцев и прочих насекомых. У металлических предметов весьма желательно приостановить процесс коррозии, «законсервировав» его. В противном случае можно со временем лишиться старинных вещей. Для обеззараживания вещей и предметов необходимо применять различные химические реагенты, их сейчас великое множество и они, в основном, находятся в свободной продаже. Но старый как мир способ - обработка спиртом, нафталином или хлоркой - тоже рано скидывать со счетов.

Когда количество собираемых предметов перевалит за сотню, пора подумать об устройстве двух -трёх экспозиций. Начинать необходимо с самого простого и многим известного, например, устройства экспозиции « Минералы и почвы нашей местности». Для такой выставки витрины и витражи не обязательны, достаточно иметь в музее стеллажи и деревянные ящички для земли и горных пород. Можно создать экспозицию «Растительный и животный мир нашего края», с подбором гербариев, муляжей, чучел, соответствующих слайдов, дисков и карт. Собранные в одном месте и правильно расположенные, систематизированные и описанные экспонаты будут смотреться уже иначе, чем в учебных аудиториях.

Можно устроить и экспозицию предметов быта прошлых эпох, хозяйственной деятельности, одежды и обуви, фотопортрета, с подробным описанием каждого экспонируемого предмета (аннотацией).

Если музей имеет историко-краеведческую направленность, то необходимо, кроме всего прочего, собрать материал о народах, населявших данную местность в прошлые века, их обычаях и традициях.

Так, на Дону это - прежде всего, казачество, его культура, жизнь и быт. Кстати сказать, настоящее время позволяет нам более полно и всесторонне изучать данный вопрос, дополняя, а порой и пересматривая господствующие представления об этом этносе. Много неправды накопилось в советские времена о казачьем народе, и все потому, что казаки ещё с царских времён отстаивали свои автономные права и в, частности, своё основное право - не только называться, но и быть народом. Изучение этого вопроса требует кропотливой работы, но начинать её нужно с накопления различных письменных источников (в том числе и зарубежных), с исследования культуры и быта, особенностей казачьего языка и фольклора и т. д.

При создании экспозиций на бытовую тематику желательно пользоваться старой мебелью: старыми витринами, комодами, сундуками, столами, секретерами, т.е. предметами, которые сами представляют историческую ценность. Современные витрины тоже нужны, но они иногда не совсем гармонируют с предметами старины. Нужно стремиться к тому, чтобы в музее было как можно меньше современной мебели на основе ДСП, она сильно бросается в глаза и не украшает а, как правило, портит экспозиции музея (но это субъективное мнение автора).

В практических советах по устройству музея хотелось бы более подробно коснуться устройства реставрационной мастерской. То, что необходима не просто комната, а реставрационная мастерская, это бесспорно и не требует дискуссий.

Ранее уже указывалось, какие требования предъявляются к самой комнате. Хотелось бы дополнить, чем она должна быть оснащена. Прежде всего, в ней должен быть смонтирован вытяжной шкаф, весьма желательно лабораторного типа - металлический, к которому необходимо подвести воду и водосток, а также электроэнергию. В настоящее время приходится много работать по реставрации и защите металлов. Работать приходится, в основном, с кислотами и щелочами (кислотно-щелочной метод), а также с органическими смолами, красками и клеями. А эта работа требует хотя бы частичной изоляции пространства, да и химические вещества нужно держать под тягой, чтобы их испарения не накапливались в помещении. Так что без вытяжного шкафа не обойтись, разве что на первых порах. Из более мелкого, но необходимого оборудования, кроме столярного и слесарного инструмента, необходима водяная баня, так как прежде чем воздействовать на металлические предметы химическими реагентами, их сначала нужно прокипятить в дистиллированной воде, при этом наблюдая за поведением металла. Нужны точные весы для взвешивания предметов из драгметаллов. Необходим для работы и набор химической посуды. Нужны различные щётки, в том числе и по металлу. Понадобится для работы и муфельная печь. Для разведения растворов кислот нужна дистиллированная вода, следовательно, нужно приобрести и электродистиллятор. Нужна и вместительная емкость для пропитки крупных костей клеем, для их закрепления. Необходим паяльник, да и мини сварочный аппарат не помешает. Не лишним будет и стоматологический сверлильный прибор, им легко очищать кости животных, камни и прочие твёрдые предметы. Естественно, необходим рабочий стол, покрытый оргстеклом, универсальный (столярно-слесарный) верстак с тисками для повседневной работы. Нужны пинцеты разной размерности, держалки, тигли,ножницы, фильтры. Нужен металлический шкаф для хранения химических веществ. Необходим респиратор с резиновыми перчатками, фартук и рабочий халат. Конечно, всё сразу приобрести невозможно, необходимое оборудование приобретается и постепенно накапливается в процессе реставрационных работ. Самое главное чтобы вышеуказанной работой по созданию музея и оснащению его всем необходимым занимался кто- то постоянно, а не периодически от случая к случаю. Только тогда можно надеяться на положительный результат в этой повседневной созидательной деятельности.

Некоторые рекомендации по устройству экспозиции на тему:

«Жизнь и быт казачьей семьи на Нижнем Дону в первой четверти 20 века. Внутреннее устройство и обстановка казачьего куреня»

Для устройства выставки на такую тему нужно с головой окунуться в жизнь и быт наших дедов и прадедов и ответить, казалось бы, на простой вопрос: «Как повседневно жила казачья семья в мирное время в первой четверти прошлого, XX - го столетия? Какими орудиями труда и быта она пользовалась постоянно, а какими - периодически?»

Во-первых, в курене обязательно находился образ Спасителя. Висел он в божнице (киоте) в зале, в дальнем от двери углу. Здесь же стоял угольный столик с библией. Над образом висела зажжённая лампадка. Сам образ был, как правило, в серебряном окладе. Там же, в зальной комнате, стоял шифоньер или комод с выходной одеждой, была и пара сундуков с праздничными одеждами хозяйки и приданым дочерям.

В простенке между окнами стояло большое зеркало на столике с гнутыми ножками, в резном деревянном окладе. На подоконниках стояли цветы, как правило, герани. Казачки их почему - то предпочитали другим цветам. Круглый или овальный стол для приглашённых и желанных гостей под полотняной скатертью с пятью - семью стульцами стоял посредине залы. Там же находился постав или резная горка со стеклянной посудой для гостей. В правом углу залы стояла небольшая односпальная кровать, укрытая байковым одеялом, по краям которой возвышались подушки иногда до шести штук, разной размерности. На этой кровати могли спать только почётные гости или прибывшие на побывку сыновья. На кровати, так же как и на столах, лежали вышитые или выбитые салфетки, сделанные руками хозяйки и её дочерей. У богатых (домовитых) казаков Нижнего Дона в зальных комнатах в начале XX - го века вместо кровати стали появляться и кожаные диваны, покрытые бархатными покрывалами, стоящие у глухой стены в окружении двух кресел. Над диваном был прибит шерстяной ковёр, на котором висели наперекрест две шашки, под ними винтовка. Семейные фотографии и фотографии со службы казаков, были развешаны на стенах залы. Стоял буфет (секретер) со стеклянной посудой и серебряными подсвечниками. Кроме библии в зальной комнате могли храниться и другие книги. Пол был устлан большим турецким ковром. Но такое убранство залы в те времена наблюдалось у людей богатых и заслуженных, как правило, в куренях пожилых офицеров: сотников, подъесаулов, станичных атаманов. Именно с них и брали пример станичники: владельцы лавок и питейных заведений, прасолы, учителя земских школ и церковно-приходских училищ, хуторские атаманы. А также прочие лица с постоянным доходом, которых было уже немало на Нижнем Дону в начале ХХ-го века. В семьях живших скромнее буфетов и комодов, тем более диванов с креслами, в залах не было. Тем не менее, кроме сундуков там мог быть и шифоньер для выходного платья, а посуда хранилась в горке или в покупном «точёном» поставе, а пол был устлан самотканым рядном. Все окна были в ситцевых занавесках, а стены - в фотографиях и гравюрах. Зальную комнату не использовали для повседневного быта. Детям вообще запрещалось в неё просто так заходить, а только тогда, когда позовут. Она была предназначена для почитаемых в каждой казачьей семье гостей да для общего моленья на большие праздники. Если семья жила без старшего поколения или была просто небольшой, то зал на зиму закрывали и не отапливали, зимуя в передней и спальне, а также использовали холодный коридор. Из зальной комнаты была дверь на женскую половину - спальню. Там стояла большая металлическая кровать с пуховой периной и пуховыми подушками, покрытыми вышивкой. В правом углу был сундук с приданым хозяйки. Висела люлька для младенца или стояли металлическая кованая кроватка для ребёнка постарше. В дальнем углу находилась икона с образом Божьей матери с младенцем на руках. Здесь же стояли один-два стула, а на окне - герань. Над кроватью был прибит самотканый коврик. Иногда в спальне висело небольшое зеркало. На полу лежало самодельное рядно. Кровать была укрыта лоскутным одеялом. Спальня была небольшой с одним окном с фасадной стороны, а с противоположной стороны спальни находилась, груба (ход от печи).

Печь стояла посреди куреня и была так устроена, что могла отапливать не более трёх комнат, так что коридор был всегда холодным. По существу, все комнаты куреня располагались вокруг печи, но свободного прохода, как раньше, вокруг печи уже не имелось. В начале XX - го века печь уже имела чугунную плиту для варки, а хлеба выпекали в коробе (духовке), встроенном в печь, но лежанка сохранялась. На ней спал кто - то их стариков или детей. Из кухни в низы вела лестница, прикрытая притвором - крышкой. Как правило, курени были полутораэтажные, но это понятие условное, так как на Нижнем Дону прослеживается определённая закономерность: чем ближе к воде располагался курень, тем выше были низы, порой они достигали двух метров. Такое строительство наблюдалось на затапливаемом левобережье да в дельте Дона, а на правом высоком берегу низы куреня были значительно ниже. ( Кроме улиц близких к реке). Ведь чем выше курень, тем его труднее отапливать зимой, а зимы в те времена на Нижнем Дону были лютые. Низ куреня был каменный, выложенный из бутового камня (ракушечника), а верх - деревянный, с внутренней стороны обмазанный глиной (шалеванный). В низах не жили, в них хранились различные припасы на зиму, да находилась мастерская хозяина. Строили курени с высокими низами купцы да прасолы (казаки и иногородние, закупавшие и перерабатывавшие рыбу для перепродажи). Как у первых, так и во - вторых в низах располагались как лавки (магазины), так и солильни. Крыша куреня была покатой, с небольшим оконцем, покрывалась она камышом, реже железом. Курень обычно имел дощатый пол иногда двойной. В зажиточных семьях он красился, и его легко было мыть, в семьях беднее на краску не тратились. Грязный пол сначала скоблился ножом и только потом мылся. По многим признакам в те времена определялась состоятельность семьи, в том числе и по полу, да и по крыше тоже. Курени с (низами) имели зажиточные семьи, мужская половина которых была успешна как на службе, так и в собственном хозяйстве. Не трудно догадаться, что к ним относились, прежде всего, урядники и вахмистры (нижние чины). О таких казаках говорилось: «У него и на службе, во взводе, был порядок, и «чичас», глядя на его курень, глаз радуется». Казаки с меньшим достатком жили в хатах - украинский вариант куреня, тоже распространенный на Нижнем Дону и сохранившийся до наших времён.

Вся бытовая утварь в курене находилась в передней комнате (кухне), где стояла печь с лежанкой. В кухне находились чугунки, ухваты, кастрюли и миски, чашки и ложки, чайники и кружки. Вся эта посуда стояла на одном - двух поставах, сделанных из струганой доски. Тут же, в поставах, хранилась и глиняная посуда - махотки, макитры и прочие глиняные кувшины и ёмкости. Центральное место в передней занимал обеденный стол, как правило, самодельный прямоугольный, но без острых углов, рассчитанный на семь - восемь человек. Вокруг стола в передней было пять - шесть табуретов. У стен стояли одна - две широкие лавки. На них спали, а когда не хватало табуретов, то и сидели. Но это тогда, когда на обед собиралась вся семья. В передней также стоял и сундук под замком под съестные припасы - муку, крупы, соль и прочее. Ключ от него хранился у хозяйки (самой). Если был будний день, то стол не покрывался, а если праздничный, то его устилали полотняной белой скатертью с вышивкой посередине и краям. Иногда в казачьей семье было до пяти сундуков. Недаром говорилось: «Родилась дочка - готовь сундук с приданым». В те времена, в начале XX века, обычная казачья семья имела от трёх до пяти детей. При этом двух дочерей втайне мечтала иметь каждая замужняя казачка - «одну старшую - помощницу, вторую -младшую, чтобы было с кем век доживать».

Окна в передней тоже были все в занавесках, но коротких, не достающих пола. В коридоре на стенках было две - три деревянных полки, на которых хранился мелкий столярно-слесарный инструмент, крупный висел на гвоздях, вбитых в стену, чтобы все было на глазах у хозяина. На гвозде висел и медный таз для купания детей или выдолбленное из старой вербы деревянное корытце. В углу на входе стояла широкая лавка, на ней две - три цибарки (вёдра). Над лавкой висело коромысло на гвозде. Рядом с лавкой стоял большой медный куб для чистой воды. Летом он находился в коридоре, а на зиму его заносили в переднюю, так как коридор не отапливался, и вода в нём замерзала. Была здесь, на входе, и самодельная вешалка для повседневной верхней одежды, в которой управлялись по хозяйству. Многие казаки держали в коридоре и конскую сбрую, так, на лавке или козлах лежали сёдла, упряжь висела на стенах. В коридоре иногда над притолокой висела и нагайка хозяина «для порядку». Ещё одна плеть красовалась на ковре, в зальной комнате, вместе с шашкой. Коридор сообщался как с кухней, так и с зальной комнатой. В начале XX века кругового прохода вокруг печи уже не было, и между передней и спальней двери уже не ставили. Там выкладывали крайний ход от печи, чтобы в спальня было теплее.

На входе было простое крыльцо, иногда с кованым козырьком, но чаще с камышовой крышей, или крыльцо с небольшой верандой (балясиной) полузакрытого типа. Выступающий за крыльцо край крыши веранды с внешней стороны подпирал столб. Часто на этом столбе подрастающие сыновья хозяина делали один раз в год насечки, проверяя свой рост. Под высоким крыльцом иногда обустраивался курятник, но чаще кур держали всё - же в сарае, там им зимой было теплее.

Все окна куреня имели ставни, закрывающиеся изнутри на кованые болты - серьги с промежуточной железной полосой между ними, с угла на угол. Ставни и наличники были украшены резьбой по дереву. Все двери куреня открывались вовнутрь помещения, дабы их было можно, в любой момент, подпереть изнутри.

Вот примерно таким был полутораэтажный казачий курень и его внутреннее устройство, и убранство в первой четверти прошлого века. Общеизвестно, что низовое казачество было во все времена зажиточнее, чем верховцы, поэтому и обстановка их куреней была богаче и изысканней. Но, к сожалению, вышеописанных построек сохранилось до наших дней мало. Многие состоятельные казаки в 1930 году, узнав про раскулачивание, буквально за одну ночь раскидывали деревянные верхи своих куреней и переходили жить в низы, предпочитая, ютиться хоть и в каменных полуподвальных низах, но дома, нежели в деревянном бараке на высылке.

2     425    facebooklarger