Включить версию для слабовидящих

студия мультфильмов «Солнышко»

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Отарова, Л. Азовское солнышко: студия мультфильмов «Солнышко» /Л. Отарова //Донской временник. – 2013. – вып. 21. – С. 172-174.

Близ осевшего от времени крепостного вала, в Доме детского творчества, живёт детская студия мультфильмов «Солнышко».

Уникальность её не только в том, что единственная детская студия анимационных фильмов на Юге России входит в число трёх ведущих детских мультстудий страны, но и в том, что «Солнышком» уже без малого сорок лет руководят её основатели, супруги Александр и Татьяна Цыбулины.

В 1969 году в Кишинёве, при Дворце пионеров, появилась первая в СССР мультстудия «Флоричика». Первые студийцы занимались в основном документальными съёмками. В 1973 году выпускник Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин, параллельно окончивший курсы кинооператоров на телевидении, поехал в Молдавию со своим документальным фильмом «50 лет Азовской пионерии». На самом деле ему хотелось посмотреть, как делают мультики. «Солнышко» стало второй студией в стране, где мультфильмы снимают дети. Да так снимают, что удивляют даже профессионалов!

Когда работа Олега Майбороды «А без воды...» получила главный приз «Союзмультфильма», автор «Чебурашки» Роман Качанов даже рассердился: «Что вы мне сказки рассказываете! Такое не может быть снято методом перекладки!» (то есть когда в каждом кадре перекладывается только движущаяся часть рисунка). В Финляндии на Международном фестивале мультик из Азова удостоился золотой медали, диплома и памятного подарка.

Первую картину - о приключениях первобытного человечка Чарли - делали на стекле и двух стульях. Потом в студии появился настоящий мультстанок МФ11 (таких на всю страну было всего двенадцать, - спасибо, Госкино помогло). Сам Цыбулин два раза побывал на стажировке в Москве. Набирался опыта на «Союзмультфильме». Когда в 1984 году режиссёр-мультипликатор Эдуард Назаров снимал «Жил был пёс», Александр рисовал для него полёт снежинок.

- Они такие фантазёры! - с любовью говорит о своих питомцах руководитель студии Александр Цыбулин. - и трудяги. Мультипликация - адская работа. Каждый делает свой фильм самостоятельно. Бывает, на это уходит год и даже два.

Откуда берутся идеи для сценария? Порой их даёт сама жизнь. Однажды на вокзале подсмотрели, как мужчина с огромным рюкзаком упорно разыскивал закатившуюся под рельсы копейку. Пока не упал под его тяжестью. После этого Юра Бессмертный снял фильм о жажде накопительства, который так и назвал - «Копейка». Как вариант - экранизация рассказов и сказок. Так появился мультик «Воробей» по Тургеневу. Кстати, о рисунках. Для пятиминутного мультфильма нужно сделать не меньше пяти тысяч картинок, выписать мизансцены, продумать движение каждой фигурки - будь то человечек или... Снежинка. Больших трудов стоит и озвучивание. Попробуйте, например, «уложить» скачущего ковбоя в такт музыки! Не обходилось без казусов.

- Как-то повезли на фестиваль в Тбилиси мультфильм «Корова и самолёт», - вспоминал Цыбулин. - Звук и изображение тогда записывали на разные пленки. Вдруг во время просмотра они «разбежались». И корова сказала: «Я так высоко летаю!» а самолёт ответил: «Зато я даю молоко»...

В студии много детей, чьи родители тоже когда-то здесь учились. Есть семейные пары, которые познакомились в «Солнышке» будучи детьми. Сейчас они приводят сюда своих детей, потому что знают: к каждому ребёнку свой подход. Ведь печально, когда, посетив многие секции и кружки, он так и не находит себя.

Дядя Саша приучил молодых друзей искать не дипломы, а движение. Потому что в движении возникает характер. Здесь дискутируют серьёзно, страстно.

Можно ли трагический сюжет передать средствами мультипликации? Можно ли из зла вырастить добро? Можно ли глобальную тему решить в пятьдесят секунд?

Для этого просто нужно смотреть вперёд не оглядываясь.

Сначала ученик придумывает сюжет, пишет сценарий, рисует картинку будущего фильма, а затем вырезает детали. После этого начинается кропотливая, трудоёмкая работа. Материал записывается, озвучивается, монтируется. На создание минутного мини-фильма может уйти до шести месяцев (всё зависит от индивидуальных способностей ребёнка).

Многим сложно выдерживать такой режим. Некоторые уходят, не сняв ни одного фильма. С недавнего времени работать стало проще: появились компьютер и новое видеооборудование, - ощутимая, своевременная помощь мэра, без которой «Солнышко» вообще могло исчезнуть.

Многие из тех, кто когда-то обучался в детской киностудии, тоже не могли справиться со сложностями и обращались за помощью к Татьяне Васильевне. А она, наверное, так же ласково предлагала попробовать ещё раз. Сейчас многие из тех неумех - востребованные художники, дизайнеры, журналисты, операторы. Учёба переросла в профессию, стала частью духовной жизни, как, например, у Юрия Бабенко, работающего на НТВ, у Олега Авакимова (телестудия СКЖД), у Олега Майбороды (его пейзажи, жанровые картины, анималистика узнаваемы по динамическому пространству, наполненности цветовыми контрастами, активности цвета, эмоциональности, экспрессии ритмов), у Сергея Ковалёва (его мультфильм «Дубок» стал призёром всероссийского кинофестиваля детского творчества «Черешня»; ежегодно в течение двадцати пяти лет он выезжает на летнюю практику в составе творческой группы «Лебяжий яр»), у Юрия Бессмертного (возглавляет в Азове дизайнерскую фирму «Рекламас», занимается разработкой и изготовлением музейных экспозиций в Азовском музее-заповеднике, графическим дизайном, анимацией для телевидения и Интернета)...

Воспитанников в студии сегодня больше пятидесяти: первоклашки и подростки. Комнаты студии, в которых умещается мир ребячьих фантазий, похожи на сказочную шкатулку. В одной - мультстанки, помогающие юным кинематографистам оживлять картинки. В другой - аппаратура для озвучивания; с её помощью даже несчастный листик из истории, придуманной Диной Расюк, может признаться в любви капризной и гордой вишенке. Кстати, озвучку воспитанники «Солнышка» делают сами. Татьяна Васильевна, лингвист по образованию, преподаёт основы дикторского мастерства. Стены студии увешаны рисунками. С потолка на ниточках свисают презентационные картинки-визитки с фрагментами мультфильмов. Ребята делают их для родителей, которых приглашают на премьеру каждого шедевра.

Некоторые папы и мамы сначала считают занятия в студии делом несерьёзным. Но постепенно увлекаются сами. Их дети приходят сюда за мечтой, за сказкой. И мультфильмы поэтому снимают добрые, трогательные до слёз. О том, как продрогший под дождём котёнок находит дом, где его накормят и обогреют, о том, как увядший осенью цветок снова распускается под весенними лучами.

И вот результат: 103 фильма, участие в 89 фестивалях, дипломы, которые не помещаются на одной полке. Самому старшему воспитаннику «Солнышка» уже полвека, самый младший пошёл в первый класс. Но когда все они собираются на дружеские вечера - понимают друг друга с полуслова.

Среди бывших учеников студии - и Цыбулины-дети. Ирина, выпускница биологического факультета РГУ, - младший научный сотрудник Ростовского научно-исследовательского онкологического института; Максим - художник-дизайнер.

«Когда я встречаюсь с уже взрослыми воспитанниками, - говорит Александр Васильевич, - понимаю, что всё было не зря. Человек, который хотя бы раз в жизни оживил бабочку или заставил злую чёрную тучу пролиться весёлым дождем, не сделает зла».

2     425    facebooklarger