Включить версию для слабовидящих

история кинотеатра в городе Азове

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Время Виссариона Ивановича Мышкина было счастливым моментом в истории Азова. Его идеи и преобразования вдохновляли азовчан и притягивали в город замечательных людей. Об одном из этих людей, оставивших заметный след в жизни города, нельзя промолчать, продолжая описывать азовскую городскую хронику.

Так, в период правления Мышкина, в Азов приехал и поселился в купленном домике Ейский мещанин Василий Степанович Ходич. Был он родом из Черниговской губернии. Продав принадлежавшую ему на Кубани землю, с мечтой – на эти деньги построить свой кинотеатр.

«Не все деньги должны уходить в утробу», - с таким убеждением жил Ходич.

Василий Степанович был из тех чудаков, которые, как говорят, украшают мир. Это был добродушный здоровый дядька, лет за пятьдесят, с юмором и приятной наружностью, располагающей к нему людей. Его слабостью души были сценические спектакли и многоголосое украинское хоровое пение. Он понял, что Азов – это самое подходящее место для его театра, и что здесь он сможет развернуться во всю ширь своей натуры. Василий Степанович не ошибся в азовском «городском голове» и нашел в нем поддержку для воплощения своей мечты в реальность. Приобретя участок по Петровскому проспекту между свечным магазином Грачева и аптекой Людвига Гисс, напротив женской гимназии, Ходич просит городскую думу разрешить построить ему на этом месте театр. Городской голова Мышкин, одновременно являясь председателем городской думы, сумел убедить большинство гласных в думе доброжелательно отнестись к предложению Ходича. Согласие городской думы было получено.

В марте 1911 года Василий Степанович заказал архитектору Аронету проект строительства на своем участке здания театра с «кинобиографом» на 500 мест стоимостью до 20 000 рублей. Архитектор, несмотря на свою занятость на строительстве торговых корпусов, не медля взялся за дело. Он попытался несмело выразить в проекте будущего двухэтажного театра модного в то время стиля «модерн». Его архитектурной мысли хватило только на один фасад, обращенный в сторону проспекта. Остальные фасады театра Аронет оставил без внимания и решил не беспокоить свою богемную фантазию. То ли труд архитектора был так дорог, что у Ходича не нашлось столько денег, чтобы оплатить оформление всех фасадов, то ли Аронет решил, что для глухой провинции вполне достаточно архитектуры одного главного фасада. Невзирая на расхождение общественных суждений, Ходич быстро спохватился и начал строить.

С весной 1911 года на Петровском проспекте напротив женской гимназии закипела стройка. Мимо как обычно прогуливалась праздная азовская публика. После удовлетворения любознательности о назначении стройки в этой публике, обычно, возникло краткое азовское мнение: «Тю!»

Василий Степанович, покручивая усы, улыбался: - Цещепобачим, кому тю, кому кендюх на кутю!

Строительство здания театра продвигалось так быстро, что к новому году почти все было благополучно закончено. Правда, летом случилась неприятность… на стройке обвалились леса, и прибило рабочего. Разбирательство на время задержало стройку. С родственниками пострадавшего Ходич договорился, и дело замяли.

С февраля 1912 года театр Ходича был открыт и получил официальное наименование «Прогресс». Впоследствии это название так и не прижилось в обиходе. Азовцы не любили неудобных для их языка слов и называли театр просто «Театр Ходыча». Фильм «Собор Парижской богоматери» был первым пробным фильмом, который посмотрели в новом театре желающие. В феврале газета «Голос Приазовья» писала: «Театр прекрасно оборудован, свое электроосвещение, бельэтаж, фойе, буфет. Театр Ходича не уступает ростовским театрам».

Жизнь нового театра сразу вошла в свою колею. 16 февраля товарищество русско-драматических артистов показали первый спектакль в театре и представили комедию «Сыщик». Балкон бельэтажа, или как его называли – галерея, облюбовали во время спектаклей ученицы женской гимназии и сделали его своим укромным уголком. В апреле в театре выступила знаменитая певческая художественная капелла В.Г. Завадского. Корреспондент местной газеты писал по этому поводу: «Театр, не смотря на буденый день – 30 апреля (понедельник), был переполнен нашей публикой, состоявшей из интеллигенции, учащейся молодежи и простого рабочего люда. Чтобы сказать что-нибудь об исполнении капеллой г. Завадского поставленного репертуара, вернее и определеннее будет, если мы скажем, что оно стоит вне всякой провинциальной критики. Концерт вызвал поголовный взрыв восторга и целый ураган аплодисментов. Публика разошлась только после 12 ночи».

Василий Степанович Ходач заслуженно принимал благодарность от жителей города и городского головы Мышкина за возведение первого театра в истории Азова. Однако при этом Мышкин сетовал на отсутствие художественного оформления внутри театра. Ходич согласился с городским главой и вскоре пригласил азовских художников братьев Пестряковых для выполнения художественной росписи фойе и зала театра.

После окончания всех работ в июне 1912 года в этом здании начался регулярный показ картин кинематографии. Василий Степанович Ходич часто появлялся у входа своего театра и, обращаясь к молодежи на бульваре, громко говорил на своем украинском языке: «Хлопци! Слухайтэ сюда! Ныгуляйтэ Купуйтэ билеты, бод уже будэгарнакартына», - вспоминал азовчанин А. Витюк. Перед фильмом для порядка он предупреждал: «Занимайтэ миста по назначенным в билетах». Потом шел по проходу зрительного зала и если замечал, что кто-то занял не свое место, монотонно и беззлобно напоминал: «Всякасвынядовжна знать свое мисто!». После по сигналу Ходича свет гас… Фильм начинался.

Ходич с удовольствием предоставлял свой театр для постановки спектаклей местным любителям, преследуемым желанием показать себя на сцене.

В августе в театре прошел большой студенческий вечер – бал с постановкой трудной для исполнения 4-х актной драмы Мейера «Наследный принц». В невинной откровенности игры самодеятельных азовских актеров, многие события драмы сопровождались слезами слабой «половины» зрителей зала. Рождение театральной деятельности в городе часто было связано с искренними, тяжелыми переживаниями впечатлительного азовского зрителя на первых представлениях в театре.

Мышкин и Ходич, задумывая театр, вряд ли могли предполагать такое сильное его эмоциональное воздействие на азовскую публику, притом, оказавшуюся такой ранимой. Вот случай, описанный в местной газете 2 октября 1912 года: «… Во время представления спектакля «Несчастнекоханья» в четвертом акте было несколько случаев истерик с женщинами. Кроме этого, в то время, когда Варька прощается со своим соблазнителем, редактор газеты «Донской волны» также впал в особый вид эпилепсии. С криками и дикими завываниями он перескочил музыкальное отделение, вцепился в занавес, а затем направился к г. Шостаковской и стал умолять ее остановить игру. Испуганная артистка бросилась за кулисы. Роенко же была оказана первая помощь, и он был водворен на свое место…

После революции – в апреле 1924 года – в Азове реквизировали 170 крупных домовладений и строений, в том числе и кинотеатр «Прогресс» Ходича. В его названии новые хозяева усмотрели что-то контрреволюционное для наступающей новой эры. Кинотеатр был переименован и получил название «Кинотеатр имени Октябрьской революции». В советское время кинотеатр прослужил городу еще полвека, и со временем сам по себе утратил это название, переименовавшись в более легкое для языка – «Октябрь».

В конце 60-х годов в фойе кинотеатра для обозрения появился планшет с проектом нового здания. Город решил построить рядом современный широкоформатный кинотеатр с кинозалом на 600 мест. Строительство велось долго. Что-то около десяти лет!

С приходом Л. Измайлова город проснулся желая всего сразу.В это время строили много общественных зданий: типографию, дом пионеров, узел связи, военкомат, универмаг, столовую, детскую музыкальную школу, дом быта, дом для престарелых, тубдиспансер, автовокзал.

Основные силы строителей были направлены на возведение новых предприятий и жилищное строительство. Не хватало ни сил, ни средств, чтобы все жалеемое быстро построить. Поэтому новый кинотеатр «Октябрь» был окончательно построен лишь в 1978 году благодаря энергичным действиям председателя исполкома А.Т. Иванова.

Старый театр Ходича, которому исполнилось бы в этом году, сто лет, мог еще долго служить городу, но по недоразумению был снесен в 1978 году. За его жизнь боролся художник А.В. Коченко. Александр Васильевич не раз напрасно обивал пороги городской власти, пытаясь там найти решение, как сохранить историческое здание. Выполненный им в 1960 году макет старого кинотеатра теперь хранится в городском музее. В памяти многих людей в Азове и за его пределами живут теплые ностальгические воспоминания о лучших моментах своей жизни – детства и молодости, связанных с добрым азовским кинотеатром.

Источник:

Фоменко, В. Азовский Столыпин /В. Фоменко //Читай-Теленеделя. – 2012. - № 4 (24 янврая). – С. 2; № 5 (31 января). – С. 2.

2     425    facebooklarger