Включить версию для слабовидящих

Андреевская и Успенская церкви

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Фомичев, Н. Андреевская и Успенская церкви в Азове: свидетельствую архивные материалы /Н. Фомичев //Приазовье. – 1993. – 12 мая. – С. 3.

106Главной городовой соборной церковью Азова должна была стать ЦЕРКОВЬ, ОСВЯЩЕННАЯ ВО ИМЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО . По преданиям, Андрей Первозванный в древности проповедовал в этих местах, его имя впоследствии было дано государственному флагу и высшему ордену в России.

Строилась церковь гарнизонными солдатами и посошными людьми (тягловое население, несшее военные повинности) в 1769-1770 гг. из суммы, выделенной правительством на фортификацию Азова. Вначале церковь строилась как временная из бутового дикого мелкого камня на глине, с деревянным полом и потолком с небольшой кровлей, покрытой тесом. Иконостас, алтарный полотняный намет и святой антиминс (покрывало, лежавшее на престоле под Евангелием) с 1747 г. находились вначале в полку, а затем в 4-м батальоне крепости Дмитрия Ростовского, откуда они впоследствии и были переданы в Азов, в Андреевскую церковь.

7 сентября 1790 г. священник Андреевской церкви Филипп Фаддеев представил в Мариупольское духовное Правление рапорт о ветхомсостоянии этой церкви. Осмотрев состояние церкви и убедившись в справедливости слов азовского священника, Григорий Гуляковский - «Мариупольского уезда второй части благочинный священник» - 28 октября 1791 г. представил первосвященному Амвросию Екатеринославскому рапорт о том, что «походную, полотняную апостола Андрея Первозванного церковь» уже починить невозможно: из-за ветхости колокольня уже разобрана, а святой антиминс весь почернел и в дырах по краям. 11 декабря 1791 г. Амвросий написал на этом рапорте резолюцию: «Упразднить церковь, пока будет просьба о новой».

По генеральному плану обустройства Азовской крепости было намечено построить новую каменную церковь за счет государственной казны. Для утверждения финансирования строительства из Азовской инженерной команды был истребован и отправлен в Петербург план строительства церкви. Обычно такие вопросы скоро не решались. Внутри же крепости это была единственная церковь. Поэтому, учитывая то, что каменные стены и деревянный верх крепки и прочны, а иконостас в целостности, решено было церковь «во всем подправить и обновить», чтобы она существовала до постройки новой. Старый антиминс, сомнительный тем, что никем из архиереев не был подписан, был отправлен преосвященному Гавриилу. По просьбе коменданта Азовской крепости Пейкинга и желанию всех жителей крепости Гавриил резолюцией от 5 сентября 1792 г. разрешил совершать богослужение. В 1793 г. благодаря хлопотам присутствовавшего в Мариупольском духовном Правлении протопопа Стефана Разорецкого Гавриил дозволил выдать для Андреевской церкви новый освященный антиминс.

В 1794 г. Азовскую крепость осмотрел «генерал, фельдцехмейстер и разных орденов кавалер», князь Григорий Григорьевич Орлов, который распорядился за счет казны построить здесь новую каменную церковь. По смете на строительство было предусмотрено 17 тысяч 240 рублей 61 копейка. Для ассигнования этой суммы «бригадир и Азовской крепости комендант» Пейкинг подготовил представление в государственную военную коллегию. Указом от 14 мая 1794 г. «Ее Императорское Величество» Екатерина IIдала знать Пейкингу, что по этому поводу она представила Правительствующему Сенату доношение. Однако в прошении от 30 сентября 1795 г. Пейкинг сообщил преосвященному Гавриилу о том, что вряд ли скоро будет получена от Сената «решительная резолюция». Беспокоясь о том, чтобы «здешнее общество без церкви и службы Божьей не осталось», он предлагал из собранной «доброхотодателямн суммы, принадлежавшей здешней церкви» соорудить деревянную - наподобие Успенской церкви, расположенной в солдатском форштадте Азовской крепости.

Для того, чтобы успеть провести подготовительные работы к строительству церкви, Пейкинг просил «Его Высокопреосвященство Гавриила дать архипастырское благословение и милостивую резолюцию» на освящение деревянной  церкви. Он предполагал уже на весну приготовить в городе Черкасске «потребного» леса, который пригоняется купцами с верху по реке Дон, а оттуда пригнать его в Азов, выгрузить на берег и сложить ярусами, чтобы лучше высох, и на будущее лето можно было приступить к постройке церкви.

7 декабря 1795 г. Епархиальное начальство дозволило в Азовской крепости вместо обветшавшей и устаревшей устроить «новую деревянную городовую соборную церковь во имя того же святого апостола Андрея. 15 декабря 1795 г. из Екатеринославской консистории в Мариупольское духовное Правление был отправлен ем Таганрогскому протоиерею Иоанну Андрееву положить закладку новой церкви.

Однако на планах Азовской крепости 1797 и 1799 гг. эта церковь указана, как сделанная в 1770 г. из бутового камня на глине с очень ветхими дощатой крышей, деревянным полом и потолком и иконостасом. По-видимому, в эти годы к ее постройке так и не приступили.

Внешний облик Андреевской церкви сохранился в экспликациях каменных сооружений Азовской крепости (см. репродукцию). В настоящее время на месте разрушенной Андреевской церкви стоит кампличка в виде каменного надгробия с крестом. Находится это место на углу ул. Р. Люксембург и ул. Энгельса.

Вне крепости, за крепостным валом, в солдатском форштадте располагалась приходская гарнизонная ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ . Построена она была в 1771 г. «коштом 1-го Азовского батальона по благословению его Преосвященства Тихона епископа Воронежского и Елецкого». Для служения в ней Тихоном был, определен священник из Воронежской епархии Даниил Тимофеев, который находился на батальонном содержании «с вычетом со всех чинов по копейке с рубля да сверх того от прочих мирских треб».

Тогда в форштадте было 107 домов. 6 июля 1774 г. командир 1-го Азовского батальона доносил Преосвященному Тихону Воронежскому, что в апреле священник Тимофеев заболел безнадёжно, поэтому он просил дать им другого священника. Из Воронежа в Азов был отправлен священник Иеремий Яковлев на прежних условиях содержания, однако к тому времени в форштадте было уже 130 домов, отчего доход Яковлева был выше, чем у Тимофеева, чем Яковлев был доволен. 11 мая 1778 г. Яковлев умер.

Чтобы эта церковь не оставалась - без службы, 7 июня 1778 г. командир 1-го Азовского батальона майор Николай Шорохов послал Преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому, прошение о назначении в Успенскую церковь в качестве священника Филиппа Фаддеева, дьякона соборной Покровской церкви крепости Святого Димитрия Ростовского.

21 июня 1778 г., а затем 28 марта 1779 г. он вновь отправил аналогичные прошения, однако на все эти запросы ответа так и не последовало. Из походной конторы Преосвященный Евгений послал в консисторию Новоростовского духовного Правления доношение Шорохова с резолюцией Правлению, в которой было указано определить для священнослужения и преподаяния христианских треб в батальонной церкви временного священника, пока настоящий не будет посвящен. К посвящению Духовное правление должно было представить кандидата на основании разосланных форм требований. Однако за неимением в наличии священников Новоростовское духовное Правление повелело Азовскому протопопу Петру Вертеловокому и священнику Филиппу Фаддееву выполнять эти обязанности.

В прошениях командира 1-го Азовского батальона от 14 апреля 1780 г., а затем 25 октября 1781 г. на имя Архиепископа Славенского и Херсонского Его Преосвященства Никифора сообщалось, что состоявшие при соборной Успенской церкви протопоп Вертеловский и священник Фаддеев не справлялись со своими обязанностями; Вертеловский по старости часто болел, а Фаддеев часто посылался с потребами в разные места. Из-за отсутствия священника батальонная Успенская церковь часто и в праздничные дни была без служения. Только 20 ноября 1782 года в священники Успенской церкви был рукоположен Николай Романовский. Однако еще и в мае 1789 г. священником этой церкви продолжал оставаться Филипп Фаддеев.

26 мая 1789 г. он прислал в Мариупольское духовное Правление рапорт о пожаре, произошедшем в солдатском форштадте 6 мая в четвертом часу. 28 мая из Мариуполя известие о пожаре получил Амвросий Екатеринославский. Во время пожара в ,Успенской церкви оказался священник Койсугской слободы Григорий Гуликовский, находившийся здесь вместо уехавших в духовное Правление священников Филиппа Фаддеева и Василия Башинского. От этого пожара выгорело много домов, когда пожар приблизился к церкви Успения Божьей Матери, Григорий Гуликовский, взяв с престола дароносицу со святыми дарами, святой антиминс и верхнюю одежду, вынес их из церкви, а срачицу (белое покрывало на престоле, ложившееся под антиминсом) на престоле оставил. Когда же и им стал угрожать огонь, снял с алтаря престол со срачицею и вынес их на улицу. Когда же прихожане отстояли церковь от пожара, престол со срачицею был внесен в церковь, но поставлен не в алтаре, а посреди церкви, дароносицу положили на жертвеннике, антиминс же перенесли в Андреевскую церковь и положили в ней на престоле.

В своем рапорте Филипп Фаддеев просил о постановлении по-прежнему в Успенской церкви престола и иконостаса и продолжении в церкви священнослужения. 30 июля 1789 г. Преосвященный Амвросий разрешил «престол поставить по надлежащему в служить».

Нам мало что известно о последующем состоянии этой церкви, известно лишь, что в 1834 г. во время большого пожара в Азове сгорели 68 домов, 12 лавок и церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Материал дополнен информацией о Соборной Успенской церкви в XIX– XX веке (из газетных источников и выступлений музейных работников)

В 1847 году церковь была отстроена каменным зданием, об этом рассказывает Памятная книжка Екатеринославской губернии за 1864 год. «Последняя церковь была выстроена каменным зданием с большим куполом и 25-метровой колокольней. Вмещала до 3 тысяч прихожан. Освящена была в 1848 году. День 28 августа считался престольным праздником».

Настоятелем церкви в начале XX века был священник Алексей Воздвиженский. Он преподавал Закон Божий в Азовской мужской и женской гимназиях. Перед I мировой войной было по штату в Успенской церкви «три священника, диакон и три псаломщика. Приход мужеского пола составлял 2 559 душ».

В 1931 году храм был закрыт. В 1935 году его стали разрушать и окончательно разрушили в 1936 году.

2     425    facebooklarger