Включить версию для слабовидящих

о церкви хутора Обуховка

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Волков-Рожнов, Д. И выстоял храм: о церкви хутора Обуховка /Д. Волков-Рожнов //Приазовье. – 2014. – 4 июня (№23). – С. 12-13.

Слово мое - о старинной казачьей церкви хутора Обуховка Азовского района. Знаменитому не только в Приазовье, на Дону, но и на всем Юге России храму имени Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа исполняется полтора века.

Подобных храмов в нашем регионе единицы. Его духовное, историческое значение трудно даже оценить. И культурно-нравственный потенциал, мне кажется, еще не в полной мере задействован. Каждый паломник, побывав в Обуховской церкви, отмечает неповторимый колорит, особую благодать, спокойствие и умиротворение, которые чудесным образом буквально излучает этот храм. Тут веет стариной, благолепием, не пафосной сдержанной торжественностью. Недаром на большие праздники сюда приезжают помолиться не только с самых различных месть Ростовской области, но и наши соседи из Кубани и Ставрополья, посещают люди, отличающиеся богатой внутренней жизнью.

Первая церковь в здешних краях была построена в станице Елизаветинской в конце XVIII века – во имя Покрова Божией Матери. Казачий атаман Дмитрий Мартынов обратился к тогдашнему епископу Иннокентию от имени станичников с просьбой о строительстве. Была заложена в 1797 году и освящена: небольшая однопрестольная, деревянная, но на каменном фундаменте. В 1824 году появилась новая, основательно построенная церковь. Простояла она долго, радуя казаков и помогая в трудных жизненных ситуациях. В 1936 году ее разрушили воинствующие безбожники; кирпичи разобрали, из них кощунники вымостили дорожки – так марксисты своей «материей» пытались победить Дух. К чему это, в принципе, привело – всем известно. Сейчас на месте разрушенной Святыни стоит огороженная деревянная часовня.

Обуховский же храм строили с 1861 по 1864 годы, реконструировали в 1890 и 1894 годах, колокольню завершили к 1913 году – ей более ста лет. В Обуховке тогда проживало свыше полутора тысяч казаков, крупный был хутор. По ходатайству наказного атамана Михаила Хомутова епархиальное начальство разрешило жителям приступить к постройке – и хуторяне с радостью и упорством начали святое дело. Деньги зарабатывали, продавая целые уловы рыбы на Кубани, торгуя выращенным виноградом в Центральной России, сдавая в аренду земельные участки. Настолько велика оказалась тяга казаков к возвышенному и небесному! Бедные люди стремились доставить в общий котел хотя бы по нескольку кирпичей – это считалось вопросом чести и совести.

Одна пожилая хуторянка еле-еле добралась до места стройки и принесла кирпич, сказав: «Господь Вседержитель! Благодарю тебя, что и меня сподобил помочь храму…»

Обуховцы одевали на спину рюкзаки и носили на колокольню стройматериалы – в малейшую свободную от каждодневных хозяйственных забот на своих земельных участках минуту.

Освящали построенную церковь в торжественной обстановке в присутствии Наказного атамана, войсковых старшин, епархиального начальства.

Вот описание 1906 года: «Преображенский Храм имеет крестообразную форму, церковь трехпрестольная, основанная на каменном фундаменте, стены кирпичные, а купол деревянный, покрытый листовым железом. При церкви кирпичная колокольня. Внутри стены окрашены бирюзовой краской».

Обуховский храм до марксистской революции был очень богат и величественен, местные прихожане и заезжие богачи дарили драгоценности, ювелирные украшения, инкрустированные кресты. Благотворители жертвовали на золотые и серебряные оклады для икон. При храме действовали Приходской совет, ревизионная комиссия, школа.

Наводнения не угрожали Обуховской церкви. Она располагалась в центре хутора, на возвышенности. Когда случалось какое-нибудь горе или беда, жителей созывали тревожные удары колоколов.

Но настоящая огромная беда, коснувшаяся всех, произошла после революции 1917 года и последовавшей братоубийственной Гражданской войны. В ее годы снаряд, пущенный артиллерийской батареей красных, обстреливавшей из Азова позиции белоказаков у Елизаветинской, попал в стену храма, нанося повреждения. Так начались черные времена для Преображенской церкви. Безбожная власть не любила и боялась православной веры, религии вообще, святых мест. И при первой же возможности разворачивала лютые гонения. Особенно зверствовали в 20-е годы троцкисты.

Очередные преследования обрушились в 30-е годы двадцатого века. Действующий православный храм был костью в горле оголтелых марксистов. Председатель местного Совета и воинствующие безбожники неоднократно пытались закрыть храм, но сталкивались с решительным сопротивлением прихожан, которые днем и ночью дежурили в церкви, совершали обходы территории, а в случае чего не чурались и колья в руки брать. Совет побоялся прибегнуть к откровенным репрессиям, и взять непокорный объект штурмом. Много трудов приложил в защиту храма священник Иоанн Ковалевский. Властям он жестко говорил: «Не могу закрыть церковь, люди ее охраняют и никому не дадут закрыть, а мне – в том числе». Крестил и венчал батюшка хуторян, тайком, ночью, при одной свече. А начиная с 1938 года, изменилась политика Советского государства. Иосиф Виссарионович Сталин прекратил гонения на казачество и Православную церковь.

Великая Отечественная война . Новые жуткие испытания для многострадального Дона. Летом 1942 года хутора Нижнего Правобережья периодически бомбили фашисты. Обуховцы собирались в родном храме и истово молились: «Спаситель Небесный! Не распусти свое стадо и спаси нас, грешных». В конце июля гитлеровцы появились в Обуховке и Елизаветинской. Православный священник переправился через Дон в Азов и сообщил информацию, что на колокольне немцы установили пулеметную точку, господствовавшую над местностью. Корабли Азовской военной флотилии открыли артиллерийский огонь и подавили эту точку. К сожалению, был поврежден церковный купол. Священник, конечно, предполагал такой исход, но в дни ужасного иноземного нашествия соображения патриотизма и глобальные интересы Отечества взяли верх.

В феврале 1943 года, при отступлении, гитлеровцы ожесточенно обстреливали Обуховку из минометов и орудий, хутор неоднократно бомбила вражеская авиация. Впоследствии жители несколько месяцев отыскивали неразорвавшиеся снаряды и даже находили авиабомбы, с риском для жизни складировали боеприпасы за пределами хутора в открытом поле, пока саперы не довершили работу и уничтожили опасные находки войны, обезопасив окончательно местность. И доныне на теле несгибаемого храма сохранились напоминания о минувших сражениях – выбоины в кирпичах, следы осколков на стенах. Военные и первые послевоенные годы – голод, разруха, похоронки с фронта. Как же тяжело приходилось священникам отцу Михаилу и отцу Константину – окормлять верующих в годину горя, учить верить во что бы то стало в Промысел Божий!

Во времена правления Никиты Хрущева забытые было ярые богоборческие тенденции вновь активизировались. Никита – кукурузник – вообще «забавлялся» как только мог: «подарил от своих щедрот» Крым Украине, пытался выращивать в Заполярье теплолюбивые сельскохозяйственные культуры и еще многое-многое. С маниакальным упорством он преследовал Православную Церковь, к которой испытывал патологическую ненависть. Он обещал показать советскому народу «последнего попа» - согласно его отвратительной шутовской фразе. Многие храмы и монастыри были насильственно закрыты, священники и даже миряне подвергнуты репрессиям.

Страшная угроза нависла над Преображенской церковью. С нее варвары сняли колокола и хотели заколотить входную дверь досками. Но старые казаки говорили: «Храм у камышей – это второй Иерусалим, и стоять ему вечно». Несколько раз взрослые и дети закрывались внутри церкви, фактически затворялись, и сидели в осаде, не поддаваясь ни уговорам, ни угрозам. При попытках атеистических активистов в течение 1956-1959 годов ворваться внутрь силой сторожа били в огромную железную доску, и тогда сбегалось большинство населения хутора – помогать защищать святое место.

Прихожане истово молились, и их слова слышал Господь! Внезапно атаки на храм прекратились. Его, наверное, решили оставить в покое, но держать в постоянной опале. Сельсовет и партийные органы запрещали совершать в церкви таинства: крестить детей, венчать, отпевать покойников. Детям и подросткам препятствовали даже подходить к церковной ограде, но они игнорировали эти безумные требования. Лютовал вождь местного «просвещения» - директор школы; педагог от марксизма практиковал слежку за богослужениями и переписывание детей, принимавших в них участие. Затем шантажировал и угрожал учащимся и их родителям, строчил доносы и агитировал за закрытие храма. Кто-то из хуторян облил дом богоборца соляркой и поджег; видимо терпеть выходки воинствующего безбожника уже не хватало сил… «Титан» атеизма счел за благо ретироваться из Обуховки.

В те тяжкие годы настоятельствовал в Преображенском храме священнослужитель Николай Крюков. Выдающийся человек, настоящий подвижник, обладавший немалым личным мужеством. У отца Николая были, что называется золотые руки, он обладал сильной волей, настойчивостью и невероятным упорством: отыскал в Обуховке удобное место для сооружения колодца, сам построил и украсил его; этот колодец ни разу не пересыхал и полон водой до сих пор. Когда возникала необходимость в отпевании покойника, то батюшка не чурался в летний зной и зимнюю непогоду преодолевать многие километры пешком по степи, дабы незаметно попасть в окрестные хутора – на отпевания существовал строгий запрет, и обряд приходилось выполнять тайно, без привлечения лишних глаз. После Николая Крюкова служили в Обуховке священники отец Владимир и отец Георгий.

Отец Владимир оставил свой неизгладимый след в истории Преображенской церкви и хутора Обуховка. Он являлся военным летчиком в отставке, героем Великой Отечественной войны. Его истребитель не раз оказывался подбитым в воздушных боях и зенитным огнем с земли; летчик однажды, пытаясь посадить пылавшую машину, дал зарок Богу: что, если выживет, то посвятит жизнь религиозному служению. И выполнил свою клятву. Во многом благодаря молитвенной и гражданской стойкости священника удалось в очередной раз отстоять Преображенский храм от поругания.

В 1964 году Хрущева за некомпетентность и волюнтаризм отстранили от власти, а руководить нашим государством стал Леонид Ильич Брежнев – мудрый, спокойный и ответственный политик, участник героического десанта на Малую Землю на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Его жена – верующая женщина – положительно влияла на супруга. Гонения на Православие в Советском Союзе значительно ослабли.

С 1985 года настоятелем Обуховского храма являетсяпротоирей Николай Дяур– щедро одаренный духовностью человек, просветитель и распространитель подлинных ценностей, отвечающих фундаментальным принципам российского культурного кода. При нем церковь отстраивали, привели в благолепный вид, а территория вокруг очищена от мусора, благоустроена, эстетически гармонизирована с самим храмом. Были восстановлены купола, положена новая кровля, заменена церковная ограда. Вырыт колодец для питьевой воды, проведены печная и газовая отопительные системы. Прекрасные ели, туи, цветники с оригинальными декоративными растениями у ворот храма создают умиротворяющую, радостную атмосферу.

Преображенская церковь крайне самобытна и невероятно колоритна . Как строили тогда, в середине XIXвека – нынешним строителям на зависть! В фундаменте здания размешан в значительном количестве яичный желток, придавший удивительную прочность и мощь конструкции. Иконы того времени – на загляденье… В них особая духовная сила, искренность, глубокая вера иконописи. Краски использованы природные, созданные из каменного порошка натурального происхождения. Поражают виртуозное обрамление светлых во всех смыслах слова колонн, простота, гармоничность, теплота лепных и резных украшений.

В Преображенской церкви хранятся иконы с разгромленных во времена гонений святых мест Дона – им несколько столетий; как же намолены они за минувшие годы! Лики Спасителя, Божией Матери, ангелов и православных святых здесь просто оживают, входят в пространство храма, как будто разговаривают с прихожанами, радуются, страдают, плачут вместе с людьми, пытаются помочь в бедах и скорбях несовершенного рода человеческого, погрязшего в своих мелких страстях. Высокий, торжественный, горний мир предстает пред тобой. Правый предел назван в честь Преподобномученика Андрея Критского, левый – в честь Равноапостольного императора Константина и матери его Елены, сделавших христианство государственной религией Рима, прозябавшего перед этим в заблуждении страшного язычества, пребывавшего в кровавых распрях и безумном распутстве.

Глаз не оторвать от неподражаемой Сицилийской иконы Божией Матери, на которой изображение Богомладенца Иисуса буквально источает Добро и Благо. Умиление, да и только.

В Обуховском храме находятся две ростовые фигуры Спасителя, одна из них сохранилась после чудовищного разгрома Елизаветинской церкви марксистами.

Грандиозной достопримечательностью является некогда подаренная низовым казакам икона Алексия – митрополита Московского, духовного наставника князей и бояр – собирателей русских земель во времена Ордынского владычества. В Обуховке автора этих строк поражает и множество маленьких иконок, скорее всего начала XX века, с Библейскими сюжетами, написанными просто, порой наивно, но видно, что от чистой души и необыкновенно искренне. Удивили шерстяные коврики с изображением Святых Ликов, восхищает греческая икона «Страшный Суд», натурально и сверхэмоционально передающая страдания, безнадежность и ужас положения нераскаявшихся грешников.

А вот оригинальная, старинная икона Пресвятой Троицы. Необычное изображение – яркая, притягивающая внимание картина ветхозаветной Троицы: три ангела-странника, внимающий им Авраам, прячущаяся поодаль Сара. Оживающая перед нами великая Библейская история…

Разумеется, впечатляют росписи стен храма – большие фрески, раскрывающие смысл Евангелия: Христос у Марфы и Марии, беседа с самаритянкой, Нагорная проповедь, укрощение Иисусом бури.

А осенью прошлого года произошло и вовсе знаменательное событие: замироточила икона Святителя Николая Чудотворца, подаренная храму стариками-рыбаками. Ранее она находилась в уничтоженной Елизаветинской церкви и там себя неоднократно прославляла.

О Преображенской церкви, повседневной жизни хутора, обуховцев, о дорогих его сердцу прихожанах Храма, о морально-этических проблемах общества мне рассказал штатный клирик, священнослужитель иерей Николай Кравченко.

- Отец Николай, чем живет ныне хутор Обуховка, какие изменения происходят в духовно-нравственном отношении?

- Заботы и проблемы земляков – это и мои заботы. Иначе и быть не может у православного священника. Я горжусь Обуховкой – славным казачьим хутором с прекрасной историей, подвигами казаков в Великую Отечественную войну, с сильно развитыми фольклорными традициями. Коренные обуховцы – люди трудолюбивые, надежные и хлебосольные. Их предки, их родители сберегли для нас великолепный храм. Безмерно уважаю народ, среди которого живу, своих прихожан – они духовно близки мне. Судьба хутора неотделима от судеб развития Дона, всего нашего необъятного Отечества. Сейчас, на мой взгляд, происходит возрождение – культурное и нравственное. Сложный, мучительно трудный процесс, с отступлениями и кризисами. Но возрождение идет. В здешних местах не редки природные катаклизмы, больно бьющие по людям. Но уверен: с верой и молитвой можно преодолеть любые проблемы. Главное – христианское сострадание и любовь.

Храм посещает все большее число хуторян, этот процесс охватывает, что очень приятно, и молодежь. Некоторые начинают участвовать в богослужениях регулярно, а не исключительно в дни Великих праздников. По Милости Божией не только идет количественный рост прихожан, но и «качество» повышается – многие люди становятся воцерковленными, соблюдают с разной степенью строгости посты, ежемесячно исповедуются и причащаются. Изменилось отношение к Церкви, народ научился потихоньку, год от года, лучше и лучше понимать, воспринимать язык и смысл богослужения, научился не шуметь, не отвлекаться, а пребывать в храме со Страхом Божиим – с почтением и самоуглублением. Такой Страх имеет позитивный, рациональный и осмысленный характер. Хуторяне стали добрее, отзывчивее. Есть еще и невоцерковленные люди. Ничего. Всему свое время. Пусть приходят на Пасху и Рождество, постоят на ночной службе – это есть начальное достижение. А там и Бог наставит на дальнейшее. Наша церковь, кроме того, место духовно-просветительской работы, ведущей к искоренению асоциальных явлений и стремлений. В Обуховке молодежь практически не употребляет наркотики, здесь нет сект и деструктивных объединений. Храм облагораживает обстановку самим фактом своего существования. Величественная донская степь, прекрасные народные традиции – все способствует нормальному и правильному христианскому поведению.

Что касается казачества, то оно в повседневной церковной жизни, к счастью, нынче стало принимать значительное участие. Так и должно быть: ведь казаки испокон веков считались христолюбивым воинством! Я назначен духовником казачьего общества «Елизаветинское» Ростовского округа ВКО ВВД. У нашего прихода самые тесные отношения с этим обществом, которое с недавних пор возглавляет (но уже успел сделать немало добрых дел) атаман полковник Александр Харченко. В последнее время всегда можно увидеть на богослужениях в храме несколько десятков казаков в традиционной форме, в дни церковных праздников они охраняют правопорядок, спокойствие прихожан. Нередко оказывают помощь в благоустроительных работах на территории церкви и вокруг нее. Меня очень радует патриотическая работа молодежного клуба хутора Колузаево «Курган – Атаман», его курируют казаки. Я регулярно беседую с воспитанниками клуба, и вижу, что с ними занимаются не только физическим совершенствованием, но и наполняют духовными смыслами.

- Почему у Преображенского храма так много друзей и почитателей со всего Юга России, никогда не иссякает паломничество?

- Храм намоленный, иконы с потрясающей историей в несколько веков. Особое благоволение Господа к Преображенской церкви, ведь народ защитил ее успешно в самые трудные времена с риском для жизни, не щадя себя. Такой пример христианской самоотверженности впечатляет паломников.

- Говорят, православное воспитание начинается с семьи…

- Безусловно. Пример жизни и образа мыслей родителей – самое главное для ребенка, это даже намного важнее влияния социума. Молитва, соблюдение постов, благопристойность – подобные ценности формируют личность, отпечатываются на долгие годы. Восстановится в подлинном православном понимании Семья как патриархальный, охранительный элемент – настанет порядок в обществе, и Русь вновь по праву назовут Святой.

А еще велика роль восприемников, крестных родителей – людям, возлагающим на себя такие обязанности, надо отлично понимать свою ответственность. Крестные – это родители! Без всяких оговорок. Восприемники ручаются перед Богом, что сделают все, дабы ребенок вырос порядочным гражданином и христианином: не воровал, не делал людям гадости, не блудил, почитал Святыни, родителей, традиции. Крестные – первые воспитатели и учителя нравственности для малыша.

- Мне кажется, будто наше общество чересчур коммерциализировано, финансовый успех поставлен во главу угла, деньги – мерило счастья. Однако поклонение золотому тельцу не может принести добрые плоды.

- Воры и мошенники живут сегодня роскошной жизнью. Но ночью их могут мучить кошмары. Так то в земной жизни. А что же они скажут на Страшном Суде? Смешно им завидовать – несчастные люди. Веруйте – и вы никогда не лишитесь куска хлеба. Благодарите Бога за каждый прожитый день, и вам воздастся! Господь питает даже птиц, кои не сеют и не жнут. А человек, который трудится, не останется голодным. У него не будет яхты, самолета и бриллиантов (а нужно ли все это?), но нищеты избежит точно. Грех не в богатстве, а в нечестных, недопустимых способах его наживания, в потере стыда, совести, человеколюбия. Вспомним: Христос силой изгнал из Храма торговцев, превративших Святыню в недостойное место. В то же время, занятие бизнесом вовсе не богопротивное дело, а профессия, в которой есть место и порядочности, и благородству, и разумной целесообразности. Надо просто во всем знать меру и не затмевать сиюминутными благами себе дорогу в Царствие Небесное. Вот русское дореволюционное купечество. Как много сделало для процветания России, было особо уважаемым в обществе сословием; честному слову купца доверяли безо всяких вопросов. Кстати, купеческая среда являлась очень христолюбивой, богобоязненной.

- Данный вопрос не могу не задать. Людей поражает бушующая несправедливость, творящаяся в мире, пугает агрессивное зло, что почти не встречает отпора, удручают болезни и несчастья, а их даже и перечесть невозможно. Мир устроен абсолютно несовершенно?

- Мы меряем события, происходившие и происходящие на Земле, по нашей шкале, по ограниченной человеческой логике. А у Творца всего сущего и этого мира, в частности, есть великая и непостижимая для человеческого интеллекта логика. Нам не дано до конца узреть Божественный Замысел. Лучше сосредоточиться над совершенствованием личности, стремиться к добру, возлюбить ближнего как самого себя. Может тогда и несправедливости вокруг станет меньше? Может быть. Да и высшая цель христианина все-таки не земное благополучие, а наследование Царствия Небесного.

- Отец Николай, какие моменты в своем служении священника Русской Православной Церкви вы считаете для себя самыми важными, самыми запоминающимися?

- Во время таинства крещения на мой вопрос: «Отрицаешься ли ты от сатаны?», - люди обычно, на мгновение задумываясь, отвечают: «Отрицаюсь!» и… радостно улыбаются, словно камень упал с их души. В столь значимый момент вместе с ними торжествую и я: ведь они пришли ко Христу Спасителю, открыли сердца для встречи Пресвятой Троицы, восприняли вечные истины Православия.

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция

2     425    facebooklarger