Включить версию для слабовидящих

о церкви хутора Обуховка

^Back To Top

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Волков-Рожнов, Д. И выстоял храм: о церкви хутора Обуховка /Д. Волков-Рожнов //Приазовье. – 2014. – 4 июня (№23). – С. 12-13.

Слово мое - о старинной казачьей церкви хутора Обуховка Азовского района. Знаменитому не только в Приазовье, на Дону, но и на всем Юге России храму имени Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа исполняется полтора века.

Подобных храмов в нашем регионе единицы. Его духовное, историческое значение трудно даже оценить. И культурно-нравственный потенциал, мне кажется, еще не в полной мере задействован. Каждый паломник, побывав в Обуховской церкви, отмечает неповторимый колорит, особую благодать, спокойствие и умиротворение, которые чудесным образом буквально излучает этот храм. Тут веет стариной, благолепием, не пафосной сдержанной торжественностью. Недаром на большие праздники сюда приезжают помолиться не только с самых различных месть Ростовской области, но и наши соседи из Кубани и Ставрополья, посещают люди, отличающиеся богатой внутренней жизнью.

Первая церковь в здешних краях была построена в станице Елизаветинской в конце XVIII века – во имя Покрова Божией Матери. Казачий атаман Дмитрий Мартынов обратился к тогдашнему епископу Иннокентию от имени станичников с просьбой о строительстве. Была заложена в 1797 году и освящена: небольшая однопрестольная, деревянная, но на каменном фундаменте. В 1824 году появилась новая, основательно построенная церковь. Простояла она долго, радуя казаков и помогая в трудных жизненных ситуациях. В 1936 году ее разрушили воинствующие безбожники; кирпичи разобрали, из них кощунники вымостили дорожки – так марксисты своей «материей» пытались победить Дух. К чему это, в принципе, привело – всем известно. Сейчас на месте разрушенной Святыни стоит огороженная деревянная часовня.

Обуховский же храм строили с 1861 по 1864 годы, реконструировали в 1890 и 1894 годах, колокольню завершили к 1913 году – ей более ста лет. В Обуховке тогда проживало свыше полутора тысяч казаков, крупный был хутор. По ходатайству наказного атамана Михаила Хомутова епархиальное начальство разрешило жителям приступить к постройке – и хуторяне с радостью и упорством начали святое дело. Деньги зарабатывали, продавая целые уловы рыбы на Кубани, торгуя выращенным виноградом в Центральной России, сдавая в аренду земельные участки. Настолько велика оказалась тяга казаков к возвышенному и небесному! Бедные люди стремились доставить в общий котел хотя бы по нескольку кирпичей – это считалось вопросом чести и совести.

Одна пожилая хуторянка еле-еле добралась до места стройки и принесла кирпич, сказав: «Господь Вседержитель! Благодарю тебя, что и меня сподобил помочь храму…»

Обуховцы одевали на спину рюкзаки и носили на колокольню стройматериалы – в малейшую свободную от каждодневных хозяйственных забот на своих земельных участках минуту.

Освящали построенную церковь в торжественной обстановке в присутствии Наказного атамана, войсковых старшин, епархиального начальства.

Вот описание 1906 года: «Преображенский Храм имеет крестообразную форму, церковь трехпрестольная, основанная на каменном фундаменте, стены кирпичные, а купол деревянный, покрытый листовым железом. При церкви кирпичная колокольня. Внутри стены окрашены бирюзовой краской».

Обуховский храм до марксистской революции был очень богат и величественен, местные прихожане и заезжие богачи дарили драгоценности, ювелирные украшения, инкрустированные кресты. Благотворители жертвовали на золотые и серебряные оклады для икон. При храме действовали Приходской совет, ревизионная комиссия, школа.

Наводнения не угрожали Обуховской церкви. Она располагалась в центре хутора, на возвышенности. Когда случалось какое-нибудь горе или беда, жителей созывали тревожные удары колоколов.

Но настоящая огромная беда, коснувшаяся всех, произошла после революции 1917 года и последовавшей братоубийственной Гражданской войны. В ее годы снаряд, пущенный артиллерийской батареей красных, обстреливавшей из Азова позиции белоказаков у Елизаветинской, попал в стену храма, нанося повреждения. Так начались черные времена для Преображенской церкви. Безбожная власть не любила и боялась православной веры, религии вообще, святых мест. И при первой же возможности разворачивала лютые гонения. Особенно зверствовали в 20-е годы троцкисты.

Очередные преследования обрушились в 30-е годы двадцатого века. Действующий православный храм был костью в горле оголтелых марксистов. Председатель местного Совета и воинствующие безбожники неоднократно пытались закрыть храм, но сталкивались с решительным сопротивлением прихожан, которые днем и ночью дежурили в церкви, совершали обходы территории, а в случае чего не чурались и колья в руки брать. Совет побоялся прибегнуть к откровенным репрессиям, и взять непокорный объект штурмом. Много трудов приложил в защиту храма священник Иоанн Ковалевский. Властям он жестко говорил: «Не могу закрыть церковь, люди ее охраняют и никому не дадут закрыть, а мне – в том числе». Крестил и венчал батюшка хуторян, тайком, ночью, при одной свече. А начиная с 1938 года, изменилась политика Советского государства. Иосиф Виссарионович Сталин прекратил гонения на казачество и Православную церковь.

Великая Отечественная война . Новые жуткие испытания для многострадального Дона. Летом 1942 года хутора Нижнего Правобережья периодически бомбили фашисты. Обуховцы собирались в родном храме и истово молились: «Спаситель Небесный! Не распусти свое стадо и спаси нас, грешных». В конце июля гитлеровцы появились в Обуховке и Елизаветинской. Православный священник переправился через Дон в Азов и сообщил информацию, что на колокольне немцы установили пулеметную точку, господствовавшую над местностью. Корабли Азовской военной флотилии открыли артиллерийский огонь и подавили эту точку. К сожалению, был поврежден церковный купол. Священник, конечно, предполагал такой исход, но в дни ужасного иноземного нашествия соображения патриотизма и глобальные интересы Отечества взяли верх.

В феврале 1943 года, при отступлении, гитлеровцы ожесточенно обстреливали Обуховку из минометов и орудий, хутор неоднократно бомбила вражеская авиация. Впоследствии жители несколько месяцев отыскивали неразорвавшиеся снаряды и даже находили авиабомбы, с риском для жизни складировали боеприпасы за пределами хутора в открытом поле, пока саперы не довершили работу и уничтожили опасные находки войны, обезопасив окончательно местность. И доныне на теле несгибаемого храма сохранились напоминания о минувших сражениях – выбоины в кирпичах, следы осколков на стенах. Военные и первые послевоенные годы – голод, разруха, похоронки с фронта. Как же тяжело приходилось священникам отцу Михаилу и отцу Константину – окормлять верующих в годину горя, учить верить во что бы то стало в Промысел Божий!

Во времена правления Никиты Хрущева забытые было ярые богоборческие тенденции вновь активизировались. Никита – кукурузник – вообще «забавлялся» как только мог: «подарил от своих щедрот» Крым Украине, пытался выращивать в Заполярье теплолюбивые сельскохозяйственные культуры и еще многое-многое. С маниакальным упорством он преследовал Православную Церковь, к которой испытывал патологическую ненависть. Он обещал показать советскому народу «последнего попа» - согласно его отвратительной шутовской фразе. Многие храмы и монастыри были насильственно закрыты, священники и даже миряне подвергнуты репрессиям.

Страшная угроза нависла над Преображенской церковью. С нее варвары сняли колокола и хотели заколотить входную дверь досками. Но старые казаки говорили: «Храм у камышей – это второй Иерусалим, и стоять ему вечно». Несколько раз взрослые и дети закрывались внутри церкви, фактически затворялись, и сидели в осаде, не поддаваясь ни уговорам, ни угрозам. При попытках атеистических активистов в течение 1956-1959 годов ворваться внутрь силой сторожа били в огромную железную доску, и тогда сбегалось большинство населения хутора – помогать защищать святое место.

Прихожане истово молились, и их слова слышал Господь! Внезапно атаки на храм прекратились. Его, наверное, решили оставить в покое, но держать в постоянной опале. Сельсовет и партийные органы запрещали совершать в церкви таинства: крестить детей, венчать, отпевать покойников. Детям и подросткам препятствовали даже подходить к церковной ограде, но они игнорировали эти безумные требования. Лютовал вождь местного «просвещения» - директор школы; педагог от марксизма практиковал слежку за богослужениями и переписывание детей, принимавших в них участие. Затем шантажировал и угрожал учащимся и их родителям, строчил доносы и агитировал за закрытие храма. Кто-то из хуторян облил дом богоборца соляркой и поджег; видимо терпеть выходки воинствующего безбожника уже не хватало сил… «Титан» атеизма счел за благо ретироваться из Обуховки.

В те тяжкие годы настоятельствовал в Преображенском храме священнослужитель Николай Крюков. Выдающийся человек, настоящий подвижник, обладавший немалым личным мужеством. У отца Николая были, что называется золотые руки, он обладал сильной волей, настойчивостью и невероятным упорством: отыскал в Обуховке удобное место для сооружения колодца, сам построил и украсил его; этот колодец ни разу не пересыхал и полон водой до сих пор. Когда возникала необходимость в отпевании покойника, то батюшка не чурался в летний зной и зимнюю непогоду преодолевать многие километры пешком по степи, дабы незаметно попасть в окрестные хутора – на отпевания существовал строгий запрет, и обряд приходилось выполнять тайно, без привлечения лишних глаз. После Николая Крюкова служили в Обуховке священники отец Владимир и отец Георгий.

Отец Владимир оставил свой неизгладимый след в истории Преображенской церкви и хутора Обуховка. Он являлся военным летчиком в отставке, героем Великой Отечественной войны. Его истребитель не раз оказывался подбитым в воздушных боях и зенитным огнем с земли; летчик однажды, пытаясь посадить пылавшую машину, дал зарок Богу: что, если выживет, то посвятит жизнь религиозному служению. И выполнил свою клятву. Во многом благодаря молитвенной и гражданской стойкости священника удалось в очередной раз отстоять Преображенский храм от поругания.

В 1964 году Хрущева за некомпетентность и волюнтаризм отстранили от власти, а руководить нашим государством стал Леонид Ильич Брежнев – мудрый, спокойный и ответственный политик, участник героического десанта на Малую Землю на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Его жена – верующая женщина – положительно влияла на супруга. Гонения на Православие в Советском Союзе значительно ослабли.

С 1985 года настоятелем Обуховского храма являетсяпротоирей Николай Дяур– щедро одаренный духовностью человек, просветитель и распространитель подлинных ценностей, отвечающих фундаментальным принципам российского культурного кода. При нем церковь отстраивали, привели в благолепный вид, а территория вокруг очищена от мусора, благоустроена, эстетически гармонизирована с самим храмом. Были восстановлены купола, положена новая кровля, заменена церковная ограда. Вырыт колодец для питьевой воды, проведены печная и газовая отопительные системы. Прекрасные ели, туи, цветники с оригинальными декоративными растениями у ворот храма создают умиротворяющую, радостную атмосферу.

Преображенская церковь крайне самобытна и невероятно колоритна . Как строили тогда, в середине XIXвека – нынешним строителям на зависть! В фундаменте здания размешан в значительном количестве яичный желток, придавший удивительную прочность и мощь конструкции. Иконы того времени – на загляденье… В них особая духовная сила, искренность, глубокая вера иконописи. Краски использованы природные, созданные из каменного порошка натурального происхождения. Поражают виртуозное обрамление светлых во всех смыслах слова колонн, простота, гармоничность, теплота лепных и резных украшений.

В Преображенской церкви хранятся иконы с разгромленных во времена гонений святых мест Дона – им несколько столетий; как же намолены они за минувшие годы! Лики Спасителя, Божией Матери, ангелов и православных святых здесь просто оживают, входят в пространство храма, как будто разговаривают с прихожанами, радуются, страдают, плачут вместе с людьми, пытаются помочь в бедах и скорбях несовершенного рода человеческого, погрязшего в своих мелких страстях. Высокий, торжественный, горний мир предстает пред тобой. Правый предел назван в честь Преподобномученика Андрея Критского, левый – в честь Равноапостольного императора Константина и матери его Елены, сделавших христианство государственной религией Рима, прозябавшего перед этим в заблуждении страшного язычества, пребывавшего в кровавых распрях и безумном распутстве.

Глаз не оторвать от неподражаемой Сицилийской иконы Божией Матери, на которой изображение Богомладенца Иисуса буквально источает Добро и Благо. Умиление, да и только.

В Обуховском храме находятся две ростовые фигуры Спасителя, одна из них сохранилась после чудовищного разгрома Елизаветинской церкви марксистами.

Грандиозной достопримечательностью является некогда подаренная низовым казакам икона Алексия – митрополита Московского, духовного наставника князей и бояр – собирателей русских земель во времена Ордынского владычества. В Обуховке автора этих строк поражает и множество маленьких иконок, скорее всего начала XX века, с Библейскими сюжетами, написанными просто, порой наивно, но видно, что от чистой души и необыкновенно искренне. Удивили шерстяные коврики с изображением Святых Ликов, восхищает греческая икона «Страшный Суд», натурально и сверхэмоционально передающая страдания, безнадежность и ужас положения нераскаявшихся грешников.

А вот оригинальная, старинная икона Пресвятой Троицы. Необычное изображение – яркая, притягивающая внимание картина ветхозаветной Троицы: три ангела-странника, внимающий им Авраам, прячущаяся поодаль Сара. Оживающая перед нами великая Библейская история…

Разумеется, впечатляют росписи стен храма – большие фрески, раскрывающие смысл Евангелия: Христос у Марфы и Марии, беседа с самаритянкой, Нагорная проповедь, укрощение Иисусом бури.

А осенью прошлого года произошло и вовсе знаменательное событие: замироточила икона Святителя Николая Чудотворца, подаренная храму стариками-рыбаками. Ранее она находилась в уничтоженной Елизаветинской церкви и там себя неоднократно прославляла.

О Преображенской церкви, повседневной жизни хутора, обуховцев, о дорогих его сердцу прихожанах Храма, о морально-этических проблемах общества мне рассказал штатный клирик, священнослужитель иерей Николай Кравченко.

- Отец Николай, чем живет ныне хутор Обуховка, какие изменения происходят в духовно-нравственном отношении?

- Заботы и проблемы земляков – это и мои заботы. Иначе и быть не может у православного священника. Я горжусь Обуховкой – славным казачьим хутором с прекрасной историей, подвигами казаков в Великую Отечественную войну, с сильно развитыми фольклорными традициями. Коренные обуховцы – люди трудолюбивые, надежные и хлебосольные. Их предки, их родители сберегли для нас великолепный храм. Безмерно уважаю народ, среди которого живу, своих прихожан – они духовно близки мне. Судьба хутора неотделима от судеб развития Дона, всего нашего необъятного Отечества. Сейчас, на мой взгляд, происходит возрождение – культурное и нравственное. Сложный, мучительно трудный процесс, с отступлениями и кризисами. Но возрождение идет. В здешних местах не редки природные катаклизмы, больно бьющие по людям. Но уверен: с верой и молитвой можно преодолеть любые проблемы. Главное – христианское сострадание и любовь.

Храм посещает все большее число хуторян, этот процесс охватывает, что очень приятно, и молодежь. Некоторые начинают участвовать в богослужениях регулярно, а не исключительно в дни Великих праздников. По Милости Божией не только идет количественный рост прихожан, но и «качество» повышается – многие люди становятся воцерковленными, соблюдают с разной степенью строгости посты, ежемесячно исповедуются и причащаются. Изменилось отношение к Церкви, народ научился потихоньку, год от года, лучше и лучше понимать, воспринимать язык и смысл богослужения, научился не шуметь, не отвлекаться, а пребывать в храме со Страхом Божиим – с почтением и самоуглублением. Такой Страх имеет позитивный, рациональный и осмысленный характер. Хуторяне стали добрее, отзывчивее. Есть еще и невоцерковленные люди. Ничего. Всему свое время. Пусть приходят на Пасху и Рождество, постоят на ночной службе – это есть начальное достижение. А там и Бог наставит на дальнейшее. Наша церковь, кроме того, место духовно-просветительской работы, ведущей к искоренению асоциальных явлений и стремлений. В Обуховке молодежь практически не употребляет наркотики, здесь нет сект и деструктивных объединений. Храм облагораживает обстановку самим фактом своего существования. Величественная донская степь, прекрасные народные традиции – все способствует нормальному и правильному христианскому поведению.

Что касается казачества, то оно в повседневной церковной жизни, к счастью, нынче стало принимать значительное участие. Так и должно быть: ведь казаки испокон веков считались христолюбивым воинством! Я назначен духовником казачьего общества «Елизаветинское» Ростовского округа ВКО ВВД. У нашего прихода самые тесные отношения с этим обществом, которое с недавних пор возглавляет (но уже успел сделать немало добрых дел) атаман полковник Александр Харченко. В последнее время всегда можно увидеть на богослужениях в храме несколько десятков казаков в традиционной форме, в дни церковных праздников они охраняют правопорядок, спокойствие прихожан. Нередко оказывают помощь в благоустроительных работах на территории церкви и вокруг нее. Меня очень радует патриотическая работа молодежного клуба хутора Колузаево «Курган – Атаман», его курируют казаки. Я регулярно беседую с воспитанниками клуба, и вижу, что с ними занимаются не только физическим совершенствованием, но и наполняют духовными смыслами.

- Почему у Преображенского храма так много друзей и почитателей со всего Юга России, никогда не иссякает паломничество?

- Храм намоленный, иконы с потрясающей историей в несколько веков. Особое благоволение Господа к Преображенской церкви, ведь народ защитил ее успешно в самые трудные времена с риском для жизни, не щадя себя. Такой пример христианской самоотверженности впечатляет паломников.

- Говорят, православное воспитание начинается с семьи…

- Безусловно. Пример жизни и образа мыслей родителей – самое главное для ребенка, это даже намного важнее влияния социума. Молитва, соблюдение постов, благопристойность – подобные ценности формируют личность, отпечатываются на долгие годы. Восстановится в подлинном православном понимании Семья как патриархальный, охранительный элемент – настанет порядок в обществе, и Русь вновь по праву назовут Святой.

А еще велика роль восприемников, крестных родителей – людям, возлагающим на себя такие обязанности, надо отлично понимать свою ответственность. Крестные – это родители! Без всяких оговорок. Восприемники ручаются перед Богом, что сделают все, дабы ребенок вырос порядочным гражданином и христианином: не воровал, не делал людям гадости, не блудил, почитал Святыни, родителей, традиции. Крестные – первые воспитатели и учителя нравственности для малыша.

- Мне кажется, будто наше общество чересчур коммерциализировано, финансовый успех поставлен во главу угла, деньги – мерило счастья. Однако поклонение золотому тельцу не может принести добрые плоды.

- Воры и мошенники живут сегодня роскошной жизнью. Но ночью их могут мучить кошмары. Так то в земной жизни. А что же они скажут на Страшном Суде? Смешно им завидовать – несчастные люди. Веруйте – и вы никогда не лишитесь куска хлеба. Благодарите Бога за каждый прожитый день, и вам воздастся! Господь питает даже птиц, кои не сеют и не жнут. А человек, который трудится, не останется голодным. У него не будет яхты, самолета и бриллиантов (а нужно ли все это?), но нищеты избежит точно. Грех не в богатстве, а в нечестных, недопустимых способах его наживания, в потере стыда, совести, человеколюбия. Вспомним: Христос силой изгнал из Храма торговцев, превративших Святыню в недостойное место. В то же время, занятие бизнесом вовсе не богопротивное дело, а профессия, в которой есть место и порядочности, и благородству, и разумной целесообразности. Надо просто во всем знать меру и не затмевать сиюминутными благами себе дорогу в Царствие Небесное. Вот русское дореволюционное купечество. Как много сделало для процветания России, было особо уважаемым в обществе сословием; честному слову купца доверяли безо всяких вопросов. Кстати, купеческая среда являлась очень христолюбивой, богобоязненной.

- Данный вопрос не могу не задать. Людей поражает бушующая несправедливость, творящаяся в мире, пугает агрессивное зло, что почти не встречает отпора, удручают болезни и несчастья, а их даже и перечесть невозможно. Мир устроен абсолютно несовершенно?

- Мы меряем события, происходившие и происходящие на Земле, по нашей шкале, по ограниченной человеческой логике. А у Творца всего сущего и этого мира, в частности, есть великая и непостижимая для человеческого интеллекта логика. Нам не дано до конца узреть Божественный Замысел. Лучше сосредоточиться над совершенствованием личности, стремиться к добру, возлюбить ближнего как самого себя. Может тогда и несправедливости вокруг станет меньше? Может быть. Да и высшая цель христианина все-таки не земное благополучие, а наследование Царствия Небесного.

- Отец Николай, какие моменты в своем служении священника Русской Православной Церкви вы считаете для себя самыми важными, самыми запоминающимися?

- Во время таинства крещения на мой вопрос: «Отрицаешься ли ты от сатаны?», - люди обычно, на мгновение задумываясь, отвечают: «Отрицаюсь!» и… радостно улыбаются, словно камень упал с их души. В столь значимый момент вместе с ними торжествую и я: ведь они пришли ко Христу Спасителю, открыли сердца для встречи Пресвятой Троицы, восприняли вечные истины Православия.