Включить версию для слабовидящих

Икона Азовской Божией Матери

^Back To Top

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Борин, В. Икона Азовской Божией Матери /В. Борин //Донской временник. – 2009. – С. 110-113.

В 2007 году на Пасху, в Азове, в новом Полковом храме, прошла первая долгожданная служба. До революции у нас действовали четыре храма, впоследствии уничтоженные. Рядом с нынешним Полковым находился храм Усекновения Иоанна Предтечи.

Место красивое, горожане называют его Берёзовой аллеей. Предполагалось построить здесь жилой дом. Но благодаря настоятелю отцу Александру в 1999 году всё-таки начали возводить храм.

Через год из-за недостатка средств стройку заморозили. Затем её взяли под своё покровительство Верховный атаман Всевеликого войска Донского Виктор Петрович Водолацкий, архиепископ Ростовский и Новочеркасский   Пантелеймон и мэр города Азова Сергей Леонидович Бездольный.

Как принято говорить, строили храм всем миром. Сегодня он —украшение древнего Азова: высота его колокольни превышает тридцать метров, венчают храм голубые купола с золотыми звёздами. Колокол «Князь Владимир», подарок губернатора Ростовской области Владимира Чуба, отлит в Каменске-Уральском из специального сплава по старинной технологии. Диаметр его — 120 сантиметров, высота — 130 сантиметров, вес — 1300 килограммов.

На площади разбиты клумбы, проложены дорожки, установлены скамейки. Полковой храм назван в честь Азовской Божией матери.

Почитание этой иконы началось при царице Софии Алексеевне, со времён первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя В. В. Голицына. Распространено суждение, что Азовская икона написана после явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Эту версию можно услышать даже от священнослужителя. Так ли на самом деле? Свидетельства божественной помощи казакам удалось найти в «Сказочной повести об Азове» А. С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.

«Повесть» гласит: когда казакам пришлось особенно трудно — турки шесть суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходит смерть скорая, и вси казаки притомишися, а иные у них ранены, и начаша казаки Господу Богу молитеся и обещатися, глаголюще: аще нас Господь Бог от сея смерти избавит, то мы не будем в Азове городе жить, идём на тихой Дон и построим мы казаки монастырь во имя Ионна Предтечи и Николы Чудотворца». Кинули казаки оружие на сырую землю и начали прощаться между собой, просить прощения у православного царя Михаила Фёдоровича, у святейших патриархов, всех православных христиан, жён и детей малых. И был в крепости «плач и вопль и рыдание неутешное».

В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей». И прогнала та Дева с юношами турок с той горы высокой, откуда обстреливали крепость. И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «ой есизлочестивый царю поганый, доколе тебе людей божихтомити! Да изыдеши ото всюду, дондеже не умрешисмертию».

С великим страхом и ужасом убежали с царём поганым последние воины.

Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая Дева, а с нею ангелы и покровители казаков — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец.

Взятие Азова в 1696 году армией и флотом Петра I отразило изобразительное искусство того времени. Азовские походы нашли выражение в двух памятниках иконографии — Прорись и икона Азовской Божьей Матери.

В Азовском музее хранится копия иконы Божьей Матери, оригинал же находится в Государственном историческом музее в Москве.

Л.И. Отарова

В историческом музее имени Императора Александра III хранятся два своеобразных памятника русской иконографии, относящихся один к концу XVII века — прорись, а другой к половине XVIII века — икона так называемой Азовской Божией Матери. История этого памятника, я разумею прорись, чрезвычайно любопытна и соединена с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Прорись эта вначале была составлена по поручению Фёдора Шакловитаго: «тщанием Данилы да Якова Ивановых, детей Перекрестовых», «назнаменована она была на большом листе» в Ахтырке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрёстова, и надо полагать, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского Азовского похода, совершённого в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском. В этой прориси, как видно из «дела о Фёдоре Шакловитом и его сообщниках, было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Коего исходят седмь лучей, достигающих до главы Богоматери, означающих седмь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий; или же: Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа Саваофа — Святые, соименитые царям Петру и Иоанну: Св. апост. Пётр с ключамив руках и Св. Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с воздетыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в «орле».

Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Её к воплощению Сына Божия и основания им на земле церкви Своей. По сторонам «орля» Святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и ещё другие святые. Внизу же были помещены, «призывая к ратному строю» — князь В.В. Голицын, верхом на лошади, в характере Георгия Победоносца, поражающего крылатого змия и льва великого, сиречь Турок и Татар; с другой же стороны и также на конях— царевичи Пётр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, а сзади них гетман Иван Самойлович и ещё небольшая группа пеших воинов в римских доспехах.

С этой «назнаменованной» прориси была вырезана гравюра на меди, в Ахтырке же, «черкашенинымТарасевичем» по заказу Шакловитаго «в похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и седмь даров Духа Святаго написано на неё одну». Гравюра эта была поднесена царевне сыновьями Перекрёстова в 1688 году в бытность их с отцом в Москве, где она была на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. От этих последних гравюр не осталось ни одного экземпляра.

«Впоследствии оттиски этого портрета, - говорит известный исследователь и отец русской истории по иконографии Д.А. Ровинский, - по приказанию Петра I, отбирались и так исправно, что до нас не дошло из них ни одного экземпляра».

Между прочим, следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Тобольский): «Сие изображение, поясняет иеромонах, знаменует Софию, сиречь Премудрость Божию, которая с Апостолом Петром и Крестителем Иоанном охраняет Российское государство. Такоже и вы с двумя братьями Петром и Иоанном восседаете на престоле Государства Российскаго исполнены благим попечением о нем.

Два крыла орла означают двух тёток: Анну Михайловну и Татиану Михайловну, при помощи молитв коих, как бы при помощи крыльев, ты, благоверная царевна Софья, управляешь Государством Российским. Благославляющий Господь Саваоф означает, что Сын Божий исполнен премудрости, а премудрость Ветхаго и Новаго Завета – Божественной церкви основание, мученическая кровь и апостольская исповедь – пророческое Божественное учение. Христос камень веры, камень его же небрегошазиждущий сей бысть во главу угла, на сём камне созда церковь Свою. Глава же церкви Христос».

Такова была прорись Перекрёстовых и гравюра на меди Черкашенина Тарасевича.

Следует ли добавлять, что имена сих русских «изографов» история иконописания в России не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьаком Федором Шакловитым и Сельвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» и «жестокими пытками» по розыску «великаго господина святейшагоИоакима (Савелова) московского и всеаРуссии и всех северных стран патриарха», после которых по указу Петра I казнены, какранее их были казнены Шакловитый и Медведев и, следовательно, только в розыскных делах о Федоре Шакловитом и его сообщниках имена Перекрестовых и Тарасевича вместе с другими вписаны кровью в летопись русского искусства и иконографии.

Обращаясь же теперь к прориси Исторического музея, мы находим, что она тождественна с вышеприведенной прорисью и такова же по своему идейному содержанию только с пояснительным священным текстом и архитектурным стаффажем, размещенным внизу прориси.

В этой нижней своей части прорись не вполесохранна. Определяя время написания этой сохранившейся прориси, я полагаю, что она «назнаменована» уже после второго Крымскаго похода кн. Вас. Вас. Голицына, предпринятого в 1689 году и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином.

Исследуя текст, имеющийся на прориси Исторического музея, нельзя не видеть, что он особенно приурочен к состоявшемуся миру после второго Крымскаго похода, в остальном прорись остается той же композицией, что и Перекрестовых, а именно: вверху изображен Бог Отец с надписью в тимпанном (треугольном) нимбе: «Бог Отец», несколько выше нимба идет полукружием другая надпись: «Господи благослови на люди Своя миром», несколько ниже нимба изображен Святой дух также в виде голубином, с семью лучами, исходящими от Него, выше его надпись: «Дух Господен», а ниже другой текст: «Мир Мой даю вам». В развернутых свитках тексты, один с правой стороны, идущий от Св. ап. Петра, такого содержания:: «Да будет мир много любящим закон Божий», а другой с левой стороны – от Св. Иоанна Предтечи: «Благодать и милость да умножится вам». Ниже развернутых свитков идет полукружием изображение радуги, в которой вписано: «Знамение множества мира». В самом центре прориси находится изображение двуглавового орла с венцами над каждой его головою и одной большой посередине; над изображением Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, изображенных на орле, надпись: «Дано бысть жене двое крил орла великаго», далее «Матерь Божия», «Иисус Христос»; затем по бокам орла текст: «Здесь вселюся яко изволих». Изображенный орел в когтях имеет в одной лапе державу, а в другой – скипетр, перевитый веткой лавра. По сторонам орла предстоят Святые: с одной стороны преп. Антоний, а с другой – преп. Феодосий, с поименованием; «пр. Антоний», «пр. Феодосий», рядом с ними намечены в прориси по двое Святых, но они не поименованы. Несколько ниже, с каждой стороны, изображены ветви лавра, символов мира, перевитые лентами с надписями на них, на левой — «Буди мир велий Твой», а на правой — «Воздежитеруци ваши». Нижняя часть прориси заполнена с одной стороны изображением одного всадника, по портретному сходству кн. Вас. Вас. Голицына, в характере изображения Георгия Победоносца, поражающего крылатого дракона, но без надписи и нимба с текстом вверху: «И понереши льва и змия». Здесь выражено иносказательно поражение Турок и Татар, а может быть указание на попрание личности врата Голицына Льва Кирилловича Нарышкина.

С другой стороны изображения два всадника на конях, надо полагать, Пётр и Иоанн, в характере Св. муч. Бориса и Глеба, но также без надписей и нимбов; первый всадник с воздвинутымимолебно руками, над ним пояснительный текст: «Благодарение Богу, даровавшему победу».

Под изображениями всадников — земная гористая поверхность, на первом плане её видны части городов со шпилями и шатровыми крышами, над которыми надписи, с правой стороны внизу: «И ты Капернаум до небес возвысишися ниже до ада снидеши» — «князи кермен» (керчен), а с левой стороны: «паде град великий Вавилон», — «Азов». Подпись «Азов» написана другими чернилами.

Под надписями как с одной стороны, так и с другой изображены строения городов, как бы мечети с минаретами и другими архитектурными силуэтами.

Если мы обратимся за разъяснением этого момента к нашей истории, то второй крымский поход, по мнению историка С. М. Соловьёва, начался при очень неблагоприятных условиях для главных вождей, особенно для «большого полка двороваго воеводы, царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя» и наместника Новгородского, князя Вас. Вас. Голицына, который, выступив в феврале 1689 года с 112-ти тысячным войском, должен был уже 20 марта писать царям из Ахтырки, ныне уездный город Харьковской губ., что «походу чинится замедление за великою стужею и глубокими снегами, да и денежная казна по сие время в полк не прислана и ратным людям и рейтарам и солдатам дать нечего». С большими затруднениями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекопи, предварительно разбивши в степи хана, о чём Голицыным было своевременно послано извещение в Москву.

Голицын стоял с войском у Перекопи в очень тяжёлом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей, вследствие сего лошади падали, а между тем в них являлась особенно необходимая потребность, чтобы перевозить войсковой наряд из пушек; поэтому, чтобы с чем-нибудь возвратиться назад, Голицын завёл мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия, и, действительно, Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но, но восточному обычаю, переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя, и он, не дождавшись заключения мира, повернул назад, предоставив окончательные переговоры другим.

Возвращаясь, русские воины были очень рады, что в безлюдной степи, в страшный зной, при мучительном томлении жажды никто их не преследовал, а тем более татары.

Этот поход в Москве признали очень важным, по крайней мере, друзья Голицына и в особенности правительница, царевна София. За этот поход кн. Голицын был не забыт царями, что было отмечено данной ему грамотой, где особенно указывалось на важность достигнутого мира: «Мы, великие государи, говорилось в грамоте ближняго нашего боярина и оберегателя, за твои многую и радетельную службу, что такие свирепые и исконные (враги) Креста Святаго и всего христианства неприятели твоею службою не нечаянно и никогда не слыханно от наших царских ратей в жилищах их поганскихпоражены и побеждены и прогнаны, и что объявились они сами своим жилищам разорителями: отложа своюсвирепую дерзость пришед в отчаяние и в ужас, в Перекопи посады и сёла и деревни пожгоша, и из Перекопи своими поганскими ордами тебе не показались и возвращающимся нам не явились, и что ты со своими ратнымилюдьми к нашим границам с вышеописанными славными во всем свете победами возвратились в целости   - милостиво и премилостивопохваляем»,

Прорись доступными   ей   средствами выразила тот «зело радостный день, по выражению царевны Софьи, что Господь Бог прославил имя Своё Святое, также и матери Своея Пресвятые Богородицы, по предстательству Святых угодников Божиих и преподобного Сергия Чудотворца милостиваго. Чего от века не слыхано, ни отцы нашаповедаша нам такого милосердия Божия. Слава Богу нашему, даровавшему мир и помиловавшему нас, через тебя, Батюшка мой!»

Таким образом, современники Голицына во втором Крымском его походе (кн. Вас. Вас. Голицына) видели великий подвиг, великую победу над «исконными неприятелями всего христианства», изображёнными в виде крылатого дракона и льва великого.

Следовательно, прорись Исторического музея является как бы аллегорией, изображающей одно из знаменательных событий нашей истории конца XVII века.

Переходя к рассмотрению иконы называемой Азовской Божией Матери, можно видеть, что она имеет такую же общую композицию, как и рассмотренная выше прорись, но с некоторыми особенностями, отличными от прориси; такова суть: во-первых, отсутствие некоторых священных текстов; во-вторых, Богоматерь изображена во весь рост, стоящей на облаках, двуглавый орел имеет значительную величину и горизонтально распростертые крылья и, в-третьих, имеется рифмованный текст в четыре строфы следующего содержания:

«Царь неба и рая землю миром ограждает,

«Пётр Святый и Алексий предстоят свидетель.

«Зрят мир той вечный главы орде разделены,

«Глаголя: здевселюся да живу вовеки,

«Орёл како и когда юность обновляет.

«Миротворцы предстоят от пещер святыми.

«Яко сотрён змий и лев сице поражённый,

«И знамение мирное сему представляет,

«Глаголя: мир ти царю даде Вседержитель,

«Пречистою Девою здесовокуплены

«Аки в горнем селении со ангельски лики

«Почтим кто разумеет да отвещевает,

«Святые с миром за мир благодарят сий

«Будет Богородичен в руце заграждённый;

«Знамение же сие ветве райского сада

«И Дух Свят мир той грёз ветвь масличну являет

«Миродательницабо себе избрала (мужа дивна)

«Даны суть жене двое крил орла великаго

«Мирове зрим яве орла царски воскриленна

«Виде яко над змием победу преславну

«Царь же благочестивый будет победитель.

«Радуга небесный знак и ограда священна

«С Отцем и. Сын миром мир благословляет

«А две крыле орла в сем возжелала

«И жена орлу в союз мир то зде до века

«Дадеся Девою и ея Сыном над змием победу прекрасну

«Внегда даст тако и надо львом победу равну

«Всегд a в недрах Матери Христос мирови Зиждитель.

У вышеприведённого рифмованного текста, имеются надписи, почти тождественные с надписями, имеющимися на прориси.

Там в самом верху: «Господь благословит люди Своя несколько ниже: «И на земле мир в человецех благоволение», по сторонам, слева: «Благодать и мир да умножит им», — справа: «Да будет мир, мир людем», посредине: «Дух свят», «Мир мой даю вам», по кругу радуги: «Знамение множества мира»; ниже: «Дано бысть жене двое крилорлявеликаго», Матерь Божия и Христос «Здесь яко изволих». По сторонам над   предстоящими Святыми слова: «Преподобный Антоний Печерский, пр. Прохор, пр. Алимпий Печерский»; справа: «Преподобный Феодосий Печерский, Св. Моисей Угрин, Марк преподобный». Над ними по двум развёрнутым свиткам написаны слова: «Благодарение Господеви о неисповедимом даре его»; справа: «Благодарение Богородицы о данном нам мире». На венках лавра, перевитых свитками, написано слева: «Буде мир в силе Твоей»; справа: «Благодарение Господу. Воздешите руки ваша». В самом низу слева: «Падепаде град великий Вавилон и Азов»; справа: «И ты Капернаум до небес вознесшийся низвергнешисяеси», и далее стертое слово и «кермен». В этих надписях на иконе нет точности и последовательности, какая замечается в текстах её прориси, я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеином при участии Петра I-го, т.е. после 1696 года, так в начале XVIII века, но несомненно иконописец выражал мир после взятия Азова. Это событие было весьма значительным для русских; оно показало, что дела, предпринятые некогда Донскими казаками и поддержанные крымскими походами князя В.В. Голицына, при участии Запорожских и Малороссийских казаков, наконец, увенчались успехом.

Этому успеху взятия Азова особенно радовались люди, близкие к Петру, да и сам Пётр, впоследствии, после взятия Азова, в своих письмах и реляциях не скрывал сей радости: «Мой господин князь, - писал Пётр князю Ромадановскому, - известно вам, государю, буди, что благословил Господь Бог оружие ваше государское: поне же вчерашнего дня молитвою и счастием вашим государским, Азовцы, видя конечную тесноту сдались», а своему 1воспитателю Виниусу писал так: «Ныне со Святым Павлом радуйтеся о Господе и паки реку; радуйтеся! Ныне же радость наша исполнися: поне же Господь Бог двалетние труды и пролитые крови наши милостию Своею наградил; вчерашнего дня (18) числа июля Азовцы видя свою конечную беду сдались. Изменника Якушку (Янсена) отдали жива в руки наша». Когда 31 июля получено было известие о сдаче Азова, то все знатнейшие люди Москвы собрались у «перваго министра» Льва Кирилловича Нарышкина, чтобы выслушать от него донесение о сём, после чего был послан Виниус к патриарху Иоакиму с извещением о взятии Азова; святейший заплакал от радости и велел ударить в большой колокол к молебну, на который сошлось безчисленное множество народа, после которого думный дьяк Емельян Украинцев читал Царскую грамоту к патриарху: «По прежде писанному нашему извещению вашему святейшеству и целости здравия нашего и о военных наших трудах довольно предложено, а ныне извествуем: егда по повелению нашему Промыслом и усердно радетельными трудами боярина нашего Алексея Семёновича Шеина [1] великорусские и малороссийские наши войска земляной вал к неприятельскому отовсюду равномерно привалили, и из-за того валу ров заметав и заровняв, тем же валом через тот ров до неириятельскаго валу дошли и валы сообщили толь близко, еже возможно было с неприятели, кроме оружия, едиными руками терзатися; уже и земля за их вал метанием в город сыпались. И сего же настоящего июля месяца 17 числа, в пяток, малороссийския наши войска, по жребию своему в тех трудах пребывающия, при которых неотступно пребывая муж в добродетели и военных трудах гетман наказной Яков Лизогуб, обще Донского нашего войска с атаманом Фролом Миняевым и с донскими казаками предварили неприятельский раскат подкопать, и на него мужескивзойтить, и с неприятели бившись довольно, и тем раскатом овладели и, дождавшись ночи, с того раската четыре пушки стащили; а в 18 числе, в субботу, о полудни, неприятели, азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на град наступление и Промысл радетельный, а свою конечную погибель, замахали шапками и знамёна приклонили и выслали для Договора от себя двух человек знатных людей, и били челом, чтобы даровать живот им и отступить бы им с жёнами и с детьми, а на знак уверения в твёрдости и в праве оставили двух человек аманатов (заложников) и отдали немчинаЯкушку, который, изменяя, из войск наших ушёл к ним в Азов и обусурманилсяпрошлаго году. А в 19 число азовские сидельцы город Азов со всем, что в нём было отдали».

Какое впечатление было произведено взятием Азова на народ, можно усмотреть из сказания и народной песни на взятие Азова; но эта же радость отразилась и в рассматриваемой иконе Азовской Божией Матери, особенно в её священных текстах и рифмованной внизу надписи.

Икона эта является единственной своеобразной композицией, выразившей наступивший мир. Покровительница и Зиждительница мира, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица Своим представительством и с нарочитыми Святыми, предстоящими в молении «о мире всего мира», так что икона выражает символически «мир мирови», такова высокая идея, положенная в основу написания иконы.

В заключение следует сказать, что судьба этой иконы прежде, чем она дошла дл нашего времени (XX века), как и судьба самого «града Азова», прежде чем отойти окончательно к России, имела свои переживания; исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей, из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, как возвращался политический интерес к Азову, и только во второй половине XVIIIвека, т.е. после окончательного присоединения Крымского полуострова в 1769 году, икона, надо полагать, остаётся уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II-й (1763—1796). Причём можно утвердительно сказать, как прорись, так и икона, хранящаяся в Историческом музее имени Императора Александра III, являются единственными экземплярами, оставшимися от конца XVII века.

В этой интересной композиции иконы и её прориси заметно западное влияние, но всё же она остаётся оригинальной композицией в русской иконографии с высоким научным и богословским интересом. Обращаясь к рифмованной надписи, помещённой внизу, то она первоначально была составлена Сильверстом Медведевым, о которой говорит Ровинский: «Внизу под портретом помещена ещё надпись содержащая хвалебныя вирши», и только она, может быть Феофаном Прокоповичем, изменена по условиям времени написания иконы.


Иващенко, Т. Азовская Божья Матерь – заступница государства российского: история иконы /Т. Иващенко //Азовская неделя. – 2004. - № 7. – С. 8.

На Русь икона пришла из Византии c принятием христианства в 988 году. Пришла и оказалась ко двору. Не так много времени минуло – икона стала самым распространенным видом живописи. Она украшала храмы и жилища. Причем не только знатных, но и простых людей. И это несмотря на то, что технология ее создания была достаточно сложной: так, мастера особым образом готовили доски, растирали на яичном желтке минеральные краски. Писать образы разрешалось только в соответствии с регламентами, которые устанавливала церковь. Но и в их рамках талантливые мастера на Руси всегда могли выразить свое представление о красоте и человеческих чувствах.
104

  Самыми любимыми у православных были иконы, изображающие Царицу небесную. Христос, воплотившись в теле Богоматери, освятил ее. Через освящение чистой плоти Девы Марии совершилось соединение несоединимого – земного и небесного, плоти и духа. А сама Богоматерь удостоилась святого права молиться и представительствовать перед сыном за всех христиан. Обращаясь к матери Бога, православные верят, что ее материнская любовь распространяется на каждого из них. В то же время Мария сохранила целомудрие, которое дает ей духовную стойкость, крепость, непобедимость. Именно поэтому к ней, заступнице, защищающей от врагов, обращались и города, и государства.
  В Москве, в Государственном историческом музее хранится икона напрямую связанная с нашим городом – икона Азовской Божьей матери (ну о многих ли из малых городов можно сказать подобное?). Написана она в честь славной победы русской армии и флота, которой увенчались Азовские походы Петра I. Богородица на ней изображена во весь рост, стоящая на облаках с воздетыми в молитве руками. За спиной у нее – двуглавый российский орел, а значит, что Азовская Божья Матерь – заступница всего государства Российского…
  Богородица с предстоящими святыми выступает в молении. И как сказано в рифмованной надписи внизу – Бог отец с Сыном Иисусом «миром мир благословляют». Кроме текста, есть надписи, прославляющие победу и наступивший мир. В самом низу изображена панорама Азовской крепости во время ее штурма.
  Только в 80-е годы прошлого века Азов впервые увидел копию «своей» иконы. Ее освятили, казаки ходили с ней крестным ходом. В 2003 году копия иконы Азовской Божьей матери экспонировалась во время выставки православных икон в выставочном зале «Меценат».
  Каждая икона заключает в себе целый мир образов и идей, близких людям тех далеких времен, когда она создавались. И если мы хотим понять, кто мы и откуда, мы непременно должны вжиться в этот мир.
  Новая эпоха открывает иконы заново. Ведь при всем своеобразии религиозных представлений о мире, в иконах отразился реальный жизненный опыт, извечная мечта о мире и справедливости, раздумья о любви, жизни и смерти. Разве все это не волнует нас в начале третьего тысячелетия?