Включить версию для слабовидящих

Так колядовали в Приазовье

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Павленко Н.Я. Так колядовали в Приазовье //Н. Я. Павленко, Т. Стаценко. – 2010. - №1(510). – 7 января. – С. 7.

При советской власти велась активная пропаганда атеизма и преследовалось все, что имело отношение к религии. Несмотря на это, в деревнях и малых городах сохранялись народные традиции, а праздника Рождества молодежь с нетерпением ждала целый год.

Моя бабушка Нина Яковлевна Павленко записала воспоминания о том, как колядовали и щедровали в селе Александровке Азовского района в 30-40-е годы прошлого столетия. Они написаны тем малороссийским языком, на котором говорило большинство жителей Приазовья. Чтобы в полной мере передать настроение и сохранить традиционную колядку в первозданном виде, я решила не править стилистику, лишь минимально откорректировав текст:

«Колядовали мы 7 января вечером, одевались потеплее и шли по селу. Постучим в хату и поем колядку:

А в чистый четверг, тай с вечера,

собиралисязлодеи:

«А як бы нам, як бы

Юдуподкупыты,

Иисуса Христа уловыты,

Уловыты, умертвить,

тай на древо разипнуты».

Уловили, умертвили

тай на древо разипнулы.

Руци, нози гвоздем прибывали,

Терновый веночек на лоб накладалы.

Терновый веночек на лоб наложили,

уновый гробочек его положили.

А пришла к нему Дева Мария

Дева Мария, Исусова маты.

Стала плакать, плакать тай рыдаты,

Тай своему сынку промовляты:

«Ой сынку ж мий, ой, Боже ж мий,

Чем ты до менэтай не заговоришь,

Чем ты менэтай не заговоришь

и словечка не промолвишь».

«Ой, мама моя, Дева Мария,

я же не навеки помираю,

я же не навеки помираю -

за всех православных страсти принимаю».

Принял Господь муки и раны

за всех православных крестианов.

Хозяева слушают колядку, плачут. Дают нам денежку.

На 13 января щедровали, а мальчики «водили козу». Они наряжались в тулупы, вывернутые наизнанку, привязывали себе бороды, как старики, а один из них был «козой». Маску козы делали сами. Начинали ее делать с ноября, и к 13 января она уже была готова. Вытачивали козью голову из дерева, на морде рисовали глаза и бороду, рога были настоящие, и на них висел звоночек маленький. Когда просились в дом, чтобы пустили их прославить Бога, то «коза» звенела звоночком и говорила:

- Добрые хозяева, пустите козу в хату.

Когда хозяева разрешали завести «козу», все ребята заходили и очень хорошо пели, но я плохо помню слова. «Коза» входила в хату на четвереньках, одной рукой держа маску, кланяясь хозяевам и звоня колокольчиком. Ребята пели:

«Тут коза упала, неживая стала.

Встань, коза, проснись, пану поклонись».

Пропоют эту песню, «коза» поклонится, и ряженые благодарят хозяев за то, что впустили в дом. Хозяева им платят, дают деньги, конфеты, пряники, а кто и пирожки дает. Нам, колядовщикам, редко давали «белые» деньги - это 10, 15, 20 копеек. Все деньги давали желтенькие - 5,3,2,1 коп. А «козе» давали даже рубли. Но мы были рады и этим деньгам, потому что родители никогда нам денег не давали, у них тоже их не было».

Вот так, вопреки запретам, дошли до нас отрывки старинных традиций. Бабушка рассказывает, что рождественские праздники были самыми веселыми и долгожданными. К сожалению, с тех пор прошло немало времени, и она многое забыла. Сейчас, как никогда, важно бережно сохранять наследие наших предков. В них отразилась душа нашего удивительного великого народа.

2     425    facebooklarger