Включить версию для слабовидящих

Первая радиостанция на Дону

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Первая радиостанция на Дону //Дон: 12 месяцев. – 2012. - №9. – С. 7.

103Развитие радиосвязи на Дону связано с деятельностью «Комитета Донских Гирл», который был создан в 1865 году. В задачу Комитета входило: разработка и осуществление мероприятий, связанных с поддержанием гирл в удобном для прохода судов состоянии и наблюдение за самим проходом судов. Обсуждая мероприятия по улучшению судоходства, Комитет решил установить постоянную связь Ростовского порта с районом гирл. Это позволило бы оповещать капитанов судов об изменениях глубин и тем самым предупреждать аварии. В начале с этой целью была создана оптическая сигнализация, которая была далека от совершенства. В конце 19 века она была заменена на телеграфную связь, но и она действовала нечётко и с перебоями. В то же время, в печати стали появляться сообщения об успехах, достигнутых по телеграфированию без проводов с помощью аппарата, созданного русским физиком А. С. Поповым. Узнав об этих работах, Комитет Донских Гирл решил обратиться к изобретателю с просьбой наладить регулярную связь в низовьях реки. Летом 1901 года А. С. Попов приехал в Ростов-на-Дону. В городе он провёл лишь несколько часов и сразу же отправился на остров Перебойный, где находился Лоцмейстерский пост, чтобы лично руководить монтажом и наладкой оборудования.

Один из аппаратов был установлен на плавучем гирловом маяке, другой - в здании Лоцмейстерского поста. В этом же здании находились правительственная телеграфная станция общего пользования. Таким образом, все сведения, передаваемые беспроволочным телеграфом с плавучего гирлового маяка на Лоцмейстерский пост, направлялись без промедления в г. Ростов-на-Дону и дальше по обыкновенному телеграфу. Первую радиограмму Александр Степанович передал сам. Для этого он отправился на плавучий маяк и оттуда радировал на остров Перебойный: «Внимание! Всем! Всем! Всем! 27 августа 1901 года. 2-й час пополудни».

28 августа 1901 года А. С. Попов вернулся в Ростов-на-Дону. Перед отъездом из города он встретился с представителями Гирлового Комитета – в ответ на их благодарность он сказал: «Это я должен быть вам благодарен за внимание к моему детищу. Будем надеяться, что оно не подведёт вас».

В августе 1902 года Попов вторично приехал в Ростов-на-Дону, чтобы проверить работу радиостанции на острове Перебойный. В этот приезд он провёл один интересный опыт. Он перенёс аппаратуру передатчика с маяка на борт парохода и тот взял курс на Таганрог. Несмотря на сильный дождь и ветер, связь с островом Перебойный не прекращалась. От Таганрога пароход отправился ещё дальше, на расстояние 37 верст от острова, но и это расстояние не испортило связи между пароходом и Лоцмейстерским постом. Один из корреспондентов ростовской городской газеты, находящийся на этом же пароходе писал: «Опыты были вполне удачны и указывали на возможность перенесения маячных аппаратов на буксирный пароход на время ледохода и ледостава в гирлах». Это имело исключительно важное значение для дальнейшего успешного судоходства на севере Азовского моря и в нижнем течении Дона. Созданные в низовьях Дона Поповым радиостанции работали до начала первой мировой войны. Они сыграли важную роль в развитии донского судоходства – благодаря им, капитаны судов регулярно имели сведения о колебаниях уровня воды в низовьях Дона. Попов очень гордился работой, проделанной им в донских гирлах, поскольку это были первые в России гражданские радиостанции.

2     425    facebooklarger