Включить версию для слабовидящих

об Азовском осадном сидении

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Рычагова, Е. Турецкий путешественник об Азовском осадном сидении /Е. Рычагова //Азовская неделя. – 2006. – 14 сентября (№37). – С. 5.

Уже не раз в нашей газете печатались материалы на тему битвы за Азов в 1641 году, но все они представляли одну точку зрения – донских казаков. Однако сохранились и воспоминания представителя турецкой стороныЭвлияЧелеби– известного путешественника, географа и писателя. Они по сей день не утратили своего значения, так как содержат огромный фактический материал. Описание двух путешествийЧелебив Азов (в 1641-1642, 1666-1667 годах) занимают несколько глав основного труда писателя – 10-томной «Книги путешествия», ценнейшего источника сведений по истории стран Европы, Азии и Африки. На мой взгляд, отрывки из рассказа турка, почти беспристрастного по отношению к казакам, дополнят и уточнят события 365-летней давности.

Путешествию Челеби в составе турецкого войска под Азов предшествовало следующее. В 1637 году казаки в союзе с запорожцами взяли турецкую крепость Азов. Произошло это, как считает путешественник, «из-за несчастной небрежности крымского хана и великого везира». Так как русское правительство было заинтересовано в том, чтобы казаки продержались в Азове как можно дольше, азовцы получали из Москвы денежное жалованье, хлеб, порох и свинец. Не сомневаясь в предстоящей упорной борьбе за Азов, они неустанно укрепляли город.

В 1641 году «подобное морю» войско Османской империи, насчитывающее «40 тысяч буджакских татар, 40 тысяч молдавских и валашских всадников, 20 тысяч войска из сел Трансильвании и 80 тысяч быстрых, как ветер, крымских татар» выступило в поход и обложил Азов. Взял курс на крепость и падишахский флот, в котором было 400 судов, а на них – 40 тысяч полностью вооруженных моряков.

С семи сторон осадили гази (мусульмане, участвующие в «священной войне») крепость, «заняв семьдесят окопов с семидесятью пушками». «Мятежные» казаки принялись палить из ружей так, что она запылала, «подобно птице саламандре в огне Немруда». Ударив в барабаны, они наполнили крепость криками: «Иисус!», а крепостные стены и башни разукрасили крестами. И началась битва между «презренными кяфирами» (т.е. неверными) и «победоносными войсками»: «целый день пушки и ружья так палили, что, вероятно, разорвало в клочья облака на трех небесных сферах и они упали на землю»; «начавшись чуть свет, в течение семи часов шла такая драка и свалка, что битвы, подобной этой, еще не видело, вероятно, око судьбы… Ворота и стены были разбиты и разрушены, а дома разнесены в щепы». Подробно описывает Челеби методы партизанской войны, которую вели казаки, называет их «дьявольскими уловками», «позорным способом вести войну»: «кяфиры неожиданно наставили кабаньих капканов, щитов, заостренных кольев», «в искусстве делать подкопы они проявили гораздо больше умение, чем земляные мыши; они даже показали мастерство проведения подкопов под водой реки Дон», «без всякого страха ходили по подземным ходам, проделывали отверстия в частоколах и завалах и убивали выдвинувшихся вперед членов общины Мухаммеда». Особенно восхитила меня следующая хитрость: «каждую ночь в крепость стали переправляться по пятьсот – шестьсот казаков, которые, раздевшись и погрузившись в воды реки Дон, плыли, дыша с помощью взятой в рот камышинки». В конце концов, как признает Челеби, нервы турков не выдержали – на них напал страх, в окопах зрело недовольство. В битвах войско ислама стало нести все большие потери убитыми. В решающий час осады «не только душа и мозг их (турков) были измотаны, их желудки были пусты, движения медлительны, от ужасной жары и жажды дошли они до грани гибели». А кяфиры, как ни в чем не бывало, готовились к очередному бою – восстанавливали стены, тайники для засад и бойницы. С этого времени газии не воевали уже «со всем сердцем и желанием, не проявляли прежнего усердия и рвения». А между тем передышки от сражений не было ни днем, ни ночью. Когда осенью из-за жестокого мороза войско ислама «едва не полегло в землю», оно и вовсе отчаялось завоевать крепость. И знать, и простолюдины в согласии отказались от ее завоевания со словами: «Давайте-ка вернемся с Богом, пока не пришла на море суровая зима!», правое и левое крыла войска заиграли на трубах отбой и, погрузив свое снаряжение на суда, оно двинулось от крепости, не добившись победы и говоря: «Такова, видно, воля божья, таково божье предначертание». Неудачной называет Челеби в своем повествовании войну под Азовом, и лишь спустя годы, словно пытаясь затушевать поражение многотысячного турецкого войска у крепости, где оборонялась горстка отважных «руссов», одну из глав в описании второго путешествия в Азов называет «Восхваление блистательной победы над казаками», но и здесь окончательно не отступает от истины, признавая, что «легкодоступное завоевание этой крепости не было достигнуто».

2     425    facebooklarger