Включить версию для слабовидящих

Гайдар герой, Гайдар писатель

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 ГАЙДАР - ГЕРОЙ,
ГАЙДАР - ПИСАТЕЛЬ
/сценарий литературно-театрализованной программы
для детей младшего школьного возраста/

Ведущий:  Дорогие, ребята! В этом году мы отмечаем 115 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Это был замечательный человек.
  Имя писателя Аркадия Петровича Гайдара знают все. Его книги читают и перечитывают. Они всегда вызывают интерес, как и его жизнь - жизнь писателя и солдата.
   Родился Гайдар  22 января 1904 года в городе Льгове, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова.
  Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Здесь Гайдар тринадцатилетним мальчишкой встретил Великую Октябрьскую революцию. В Арзамасе он сблизился с большевиками, и под их влиянием стали определяться его взгляды на жизнь.
  Гайдар о своей жизни говорил так: «Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время».
  Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в Высшей стрелковой  школе и в шестнадцать лет командовал полком.
   Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».
  Кончилась гражданская война. Страна перешла к мирному строительству. Гайдар пишет книги о мирном времени, о новых героях - «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», и, наконец, «Тимур и его команда».
   Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб, как солдат, как герой. В 1941 году он пошёл добровольцем на фронт. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар пал смертью храбрых в смертном бою с фашистами. Посмертно он награждён орденом Отечественной войны 1 степени.
  Вечно живым памятником писателю стали его книги. По книгам Гайдара было снято 25 фильмов (художественных и мультипликационных).  Гайдар написал для детей более 100 произведений. Самые любимые и известные - «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Совесть», «Поход», «Бумбараш», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «Школа», «Р. В. С.», «На графских развалинах», «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», «Дым в лесу» и другие.  Книги Гайдара были настолько популярны и любимы детьми, что детвора играла в книги Гайдара.
   Особенно хотелось бы вам рассказать о замечательной его  книге  - «Тимур и его команда».
   Повесть «Тимур и его команда»  была написана в 1940 году. В течение всего сентября 1940 года она печаталась в «Пионерской правде» и одновременно передавалась по радио. Вскоре она вышла отдельной книгой. Гайдар также написал сценарий «Тимур и его команда». Картину сняли, к концу 1940 года она вышла на экраны.
   Ребята сразу заметили новое произведение Гайдара, полюбили его героя - смелого, правдивого и гордого Тимура, настоящего пионера, настоящего советского человека.
   Появилась книга очень  своевременно - накануне Великой Отечественной войны. Тревогой пронизан дневник писателя в тот год. 14 июня 1940 года Гайдар записал: «Сегодня начал ... повесть. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну».
   Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Наступило трудное, горькое и героическое время. Встал вопрос: что же должен делать каждый?
     Этот вопрос встал и перед советскими детьми.
     Повесть о Тимуре помогла детям найти ответ на этот вопрос.
     У этой книги необыкновенная судьба.
     Ни одна книга того времени не завоёвывала та быстро и так прочно читателей, как книга о Тимуре; ни одна книга не обладала такой силой воздействия на их сердца и умы, ни одна ещё не становилась сразу после своего появления таким славным организатором детей, как это случилось с книгой Гайдара «Тимура и его команда».
    В городах и сёлах, в пионерских отрядах и школах, во дворах возникли тимуровские команды, подобно команде из книги Гайдара. Тысячи тимуровцев, подражая герою книги, помогали семьям воинов Советской Армии чем только могли.
   Черты, которые легли в основу характера Тимура, Жени, Коли, их друзей и недругов. Гайдар наблюдал у разных мальчиков и девочек в жизни. Сама жизнь дала ему богатый материал для книги.
   Замысел повести возникал исподволь, постепенно. Он любил детей, дружил с ними. Игру, подобную той, которая положена в основу повести о Тимуре, Гайдар постоянно разыгрывал сам.  Знакомые мальчики и девочки были командой, а её командиром сам Гайдар.
  Тимур, созданный Гайдаром, увлёк за собой миллионы мальчиков и девочек, читателей книги.
  Почти восемьдесят лет прошло с того времени, как была написана повесть «Тимур и его команда». Но сейчас это одна из самых любимых детских книг.
   Имя Тимура стало уже нарицательным.
   Когда раньше видели, как мальчики или девочки помогают больным, старикам, одиноким людям, попавшим в беду, про них говорили: «Вот настоящие тимуровцы!». Когда замечали, как ещё в детстве складывался  характер - настойчивого и благородного, характер человека правдивого, преданного Родине, про него говорили: «Он растёт настоящим тимуровцем, настоящим  человеком».
   «Книгу «Тимур и его команда» дети всегда будут читать с большим интересом, потому что такие качества, как доброта, сострадание, великодушие остаются в любые времена самыми ценными» (из отзыва читателя)
   А сейчас предлагаю послушать обращение Аркадия Петровича Гайдара к ребятам. Оно так и называется «Ребята!»
   Обращение  Аркадия  Гайдара  к  советским  школьникам  накануне  нового учебного года  было записано на  пленку в  августе 1941 года,  во  время его короткого приезда с фронта в Москву.  30 августа оно прозвучало по радио и в тот же день было напечатано в газете «Пионерская правда».
      Пленку удалось разыскать, запись восстановлена. Она сохранила нам голос Аркадия Гайдара.

(включение фонограммы «Обращение Гайдара к ребятам»)

ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ ГАЙДАРА

«РЕБЯТА!
     Беспрестанно гудят паровозы.  Уходят длинные эшелоны.  Это  ваши  отцы, братья,  родные,  знакомые идут на фронт -  туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой,  равного  которому еще никогда на свете не было.
     По  ночам,  отражая нападения вражьих самолетов на наши города и  села, ослепительно вспыхивают  огни  прожекторов,  грозно  грохочут  орудия  наших зенитчиков.
     Утром вы  слышите слова военной команды,  мерный топот.  Это  мимо окон вашей школы проходят батальоны народного ополчения.
     Но  так же,  как всегда,  ни  днем,  ни часом позже первого сентября вы начинаете свою школьную учебу.
     В добрый путь!
     Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, стоек и мужествен.
     В  этом  году  вы  должны будете не  только хорошо учиться,  не  только крепить дисциплину -  эту основу победы в  тылу и  на  фронте,  -  вы должны будете много работать,  помогая старшим дома,  во дворе, на заводе, в поле - повсюду и всем чем можете.
     Грош цена тому пылкому стратегу, который, стоя и тыкая пальцем в карту, азартно  и  складно  предрекает врагу  погибель,  взмахом  руки  окружает  и уничтожает его  полки  и  дивизии,  а  сам  боится натереть мозоль на  своей ладони,  принести ведро  воды,  вымыть  пол  или  выкопать из  грядок  мешок картошки.
     Позор тому "герою",  который мечтает,  вскочив на коня, ринуться в гущу боя и  изрубить шашкой десяток-другой танков,  а  сам боком-боком,  трусливо норовит отлынить, свалить на плечи товарищей всю черную и непарадную работу.
     В  славе  у   нас   всюду  те   честные,   скромные  ребята-труженики, пионеры-тимуровцы,  которые по примеру своих отцов и  старших братьев упорно учатся,  работают, терпеливо постигают сложное военное дело, помогают семьям бойцов и заботятся о наших героях-раненых.
     Это много? Да! Это немало, но для победы нужны немалые усилия.
     Страна о вас всегда заботилась,  она вас воспитывала,  учила, ласкала и частенько даже баловала.
     Пришло время и вам -  не словами, а делом - показать, как вы ее цените, бережете и любите».

Ведущий:  Гайдар был очень талантливым писателем и мог рассказать детям очень просто и доходчиво даже о самых сложных вещах, объяснить детям,  как надо поступать, как жить.  Вот послушайте его короткий рассказ, который называется «Совесть». Слушайте внимательно. Я потом обязательно задам вам вопросы после чтения - «Почему плакала Нина Карнаухова?», «Когда Нина вела себя правильно, а когда неправильно?» «Что такое совесть?».

(ведущий читает рассказ вслух)

ТЕКСТ РАССКАЗА ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ»

     Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
   Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
  Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
   А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
  — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
   — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
   Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
   А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
   Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
   Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. 

(ведущий задаёт вопросы детям по тексту - проводит обсуждение прочитанного) 

Ведущий:  А кто из вас был счастлив в жизни? Какое счастье было у вас? Расскажите...

Дети: (говорят о своих счастливых событиях)

Ведущий: Вопрос о счастье не был случайным - сейчас  вы посмотрите кукольный спектакль по сказке Гайдара «Горячий камень». В этой сказке Гайдар рассказывает, что надо делать, чтобы быть счастливым.
    Итак, смотрим сказку Аркадия Петровича Гайдара «Горячий камень»...

(начинается показ сказки) 

(включение музыкального сопровождения - музыка В. Дашкевича)

Рассказчик: Жил на селе одинокий старик...

(появляется старик)

   Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. Он пришёл на село давно, издалека, но все сразу поняли, что он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролёг кривой  рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

(звук музыкального фрагмента постепенно убирается)

Старик: О - хо - хо - хо - хо! Тяжело ходить, ноги так устали. Пойду в саду присяду. Отдохну маленько.

(старик уходит)

Рассказчик: В это время мимо сада проходил деревенский мальчик Ивашка Кудряшкин.

(появляется Ивашка, он весело напевает первый куплет «Лесного марша»)

Ивашка: Нам птицы просигналили подъём,
                 Знакомыми тропинками шагаем мы!
                 Мы каждую берёзку сбережём
                 В лесах любимой Родины!...

(Ивашка останавливается, смотрит на яблоки, любуется ими)

   О, какие яблоки созрели в нашем колхозном саду! (поворачивается к зрителям) Сейчас залезу в сад, наберу там яблок и тайно наемся ими до отвала...  (подпрыгивает и цепляется руками за верхний край забора)  Оп!  Какой я ловкий!

Рассказчик:  Ивашка залез на забор... И только хотел перелезть, но не удержался и свалился прямо в крыжовник...  (Ивашка падает и кричит)

Ивашка: А-а-а-а-а! Какой колючий крыжовник. Ой-ой-ой! Как  же больно!!!

Старик: Это кто это тут решил в сад залезть и  хочет колхозные яблоки украсть?

Ивашка: Ой, дедушка, миленький, не бей меня, очень тебя прошу.

Старик: Да как же тебе не стыдно?!

Рассказчик: Ивашка испугался, что старик хочет отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Ивашка: Дедушка, отпусти меня, пожалуйста... Я больше не буду-у-у-у... (плачет)

Старик: Ладно, не плачь. Иди...  (старик уходит)

Рассказчик: Старик отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и, даже, не сказав вдогонку ни одного слова.

Ивашка: (с переживанием) Вот горе-то какое! Вот стыдно-то как! Пойду, куда глаза глядят...

(Ивашка идет в противоположную сторону от сада) 
(включение музыкального сопровождения - музыка В. Дашкевича)
(звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: Ивашка долго шёл.  Он сильно переживал.

Ивашка: Вот горе-то какое... (вздыхает) Ох-хо-хо-хо...

Рассказчик:  И  не заметил, как забрёл в лес.

Ивашка: Ой, я, кажется, заблудился! И попал на болото! Что же теперь делать? Я знаю, что надо делать.  Надо отдохнуть! Сейчас найду какой-нибудь пенёк или камень и отдохну.
  А вот и камень...  Сейчас я на него сяду... (Ивашка садится на камень, но тут же подскакивает и вскрикивает от боли) Ай! Как больно! Что же это такое?  (присматривается к камню) Может это я сел на лесную пчелу, и она через дыру в штанах больно ужалила меня? Нет. (поворачивается к зрителям) Нет тут никакой пчелы. (снова смотрит на камень и осторожно трогает камень и отскакивает от   него) Ого! Да это камень такой горячий как уголь... (присматривается к камню)
   А тут ещё буквы какие-то... (поворачивается к зрителям)  Ясно, камень не простой. Он волшебный! (снова присматривается к камню) Тут что-то написано. Сейчас прочитаю... (читает) «КТО РАЗОБЬЁТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЁТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЁТ ЖИТЬ СНАЧАЛА»...   (поворачивается к зрителям)   Ничего себе!  (снова присматривается к камню)  А рядом печать. Но не простая. Не круглая, как в совете. Не треугольная, как на талонах в кооперативе... (поворачивается к зрителям)   А похитрее -  два креста, три хвоста и четыре запятые. (удивлённо) Во дела! (размышляет)  А мне-то  всего  восемь лет, девятый пошёл. И что же получится? Если я жить  начну сначала, то опять на второй  год останусь в первом классе? Нет, не хочу! (мечтательно)  Вот если бы с помощью этого камня, не уча заданных уроков, можно было бы из первого класса сразу в третий перескочить - это другое дело! Но таких камней не бывает! Пойду домой...  (идет в направлении к саду) 

(включение музыкального сопровождения - музыка В. Дашкевича)
(звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: Проходя мимо сада, Ивашка вспомнил о старике.

Ивашка: А ведь старик очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но пожалел меня. Теперь я его пожалею... (зовёт старика) Дедушк-а-а! Д-е-душка!

(появляется старик)

Ивашка: Дедушка, я верну тебе молодость.  И тогда ты не будешь кашлять, хромать и тяжело дышать. Там на болоте есть волшебный камень.  Если по нему стукнуть молотком, молодость вернётся.  Пойдём,  я покажу.

Старик: Нет, не могу уйти с караула.  А вдруг за это время сад обворуют? Знаешь что...   Ты сам притащи камень. А я потом приду и скоренько по камню стукну.

Ивашка: Хорошо! Так завтра и сделаю... (уходит) За ширмой необходимо надеть на плечо 

(продолжительное включение музыкального сопровождения - музыка В. Дашкевича)
(затем звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: На следующее утро Ивашка взяв мешок, чтобы не обжечь руки о камень,  пошёл за камнем.  И вытащил его из болота.

(Ивашка идёт и тащит камень в мешке)

Ивашка: Ой, какой тяжёлый камень. Ой! Думал и не вытяну его. Ох! Как же я устал. Прилечь бы отдохнуть... Но надо торопиться, надо скорее помочь дедушке...

Рассказчик: Идёт Ивашка, а сам  мечтает...

Ивашка: Вот придёт старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, изранен и счастливой жизни никогда не видел. А другие люди её видели. Уж на что я молод, а и то три раза такую жизнь видел.
   Первый раз - когда опаздывал на урок и меня подвёз шофёр на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы.
   Второй раз весною, когда голыми руками я поймал в канаве большущую щуку.
   А в третий раз, когда дядя Митрофан взял меня с собой в город на весёлый праздник Первое мая. Так пусть же и несчастный старик увидит  хорошую жизнь. Так!  Ну, всё хватит отдыхать. Сейчас ещё немного оттащу и позову дедушку... (немного отходит в сторону сада) Ну, всё! Притащил! Ура! (зовёт старика) Дедушка! Дедушка!

(выходит старик)

Ивашка: Дедушка, здравствуй!

Старик: Здравствуй Ивашка! Что принёс камень! Молодец! Такой камень тяжёлый один притащил!

Ивашка: Дедушка, ну что же ты?  Не принёс ни молотка, ни лома, ни топора. Или ты надеешься его разбить рукой?  

Старик: Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен. А на самом деле я самый счастливый человек на свете. Жизнь моя была трудной.
   Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы ещё  неумело валили заборы и строили баррикады, поднимая восстание против царя.
   Мне вышибли зубы, когда мы дружно  пели в тюрьме  революционные песни.
   Шашкою в бою мне рассекли лицо, но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили  белую вражескую армию.
   На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом солнца, узнавал я, что враг опять разбит и мы опять наступаем. И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли ещё, глупый Ивашка, не счастье?!
   И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!!!

Ивашка: Дедушка, но раз так, тогда зачем же я тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своём болоте.

Старик: А давай, Ивашка, отнеси этот камень и положи на самое видное место. 

Ивашка: Согласен. Интересно, что из этого выйдет? (старик и Ивашка уходят в разные стороны) 

(продолжительное включение музыкального сопровождения - музыка В. Дашкевича)

Рассказчик: С тех пор прошло много лет, но камень так и лежит на том же самом месте неразбитым.  Много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.  Был на том месте и Аркадий Гайдар. Что-то у него была неспокойная совесть, плохое настроение.  «А что, - думает, - стукну по камню и начну жить сначала!» Однако постоял-постоял и вовремя одумался.  «Э-э! - подумал Гайдар, - скажут, увидев меня помолодевшим соседи: «Вот идёт молодой дурак. Не сумел он видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала». И пошёл прочь - своей дорогой».

(ведущий представляет артистов зрителям,
 зрители приветствуют их аплодисментами)

Ведущий: Спектакль помогли показать читатели нашей библиотеки, учащиеся 5 класса 11 школы, наши тимуровцы (активные помощники). Они не только читают книги в библиотеке, но и занимаются в нашем библиотечном кружке «Кукольный театр». Наш библиотечный кукольный театр называется «Сказка». Вместе с ребятами мы читаем сказки, репетируем спектакли, а потом показываем их во время библиотечных мероприятий.

( артисты удаляются за ширму)

Ведущий: Ребята, вы внимательно смотрели спектакль и теперь скажите,  что нужно делать, чтобы стать счастливыми. Как мы должны жить?

Дети: Чтобы быть счастливым, надо жить ясно и честно. А ещё делать всё, чтобы страна была великой и могучей.

Ведущий: Молодцы! Не забывайте этот завет Гайдара. А ещё  читайте и другие книги Гайдара - их вы видите на выставке.  Из этих книг вы узнаете много поучительного и полезного. А самое главное станете хорошими людьми и достойными гражданами нашей великой страны.  Спасибо за внимание! Приходите в библиотеку.

 ЛИТЕРАТУРА

            Гайдар, А. П. Горячий камень: рассказы / А. П. Гайдар. - М.: Либри пэр бамбини, 2017. - 64 с.

            Эбин, Ф. Об авторе: вступительная статья / Ф Эбин  // Гайдар, А. П. Тимур и его команда: повесть / А. П. Гайдар. - М.: Музыка, 1984. - С. 3 - 4.

Эбин, Ф. Об этой книге: послесловие / Ф. Эбин  // Гайдар, А. П. Тимур и его команда: повесть / А. П. Гайдар. - М.: Музыка, 1984. - С. 78 - 79.

 Составитель: ведущий библиотекарь Т. В. Новосёлова

 

 

 

2         425