Включить версию для слабовидящих

Он растил прекрасные сады

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

ОН РАСТИЛ ПРЕКРАСНЫЕ САДЫ
сценарий

(Сцена украшена комнатными цветами в виде сада. Раздаются звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум деревьев. Звучит тихая фортепианная музыка. Выходит Хозяйка сада, начинает поливать растения. Появляются Дамы (1) и (2) – в руках  у них зонтики от солнца, они прогуливаются по саду и беседуют. Музыка стихает)

ДАМА (1) (Даме (2): Посмотрите, дорогая, какой чудесный сад!

ДАМА (2): Восхитительный!  Как мы раньше не замечали?

ДАМА (1) (Хозяйке сада): Добрый день! Скажите, сударыня, кто владелец этого чуда?

ХОЗЯЙКА САДА: Здравствуйте! Хозяйка сада я.

ДАМА (2): Разрешите выразить своё восхищение! У вас прекрасный сад. Он напоминает мне тот, который я видела в Ялте у Антона Павлович Чехова.        ДАМА (1): Да, вы правы! У Чехова в Ялте действительно необыкновенный сад!

ХОЗЯЙКА САДА: Конечно, в первую очередь Антон Павлович был писателем, но он сам однажды заметил: «Я, если бы не литература, мог бы быть садовником».

ДАМА (2): Неужели он сам создал свой сад? Расскажите, это так интересно!

(Звучит тихая фортепианная пьеса. Занавес открывается. На сцене — комната, где стоят диван и пианино. На экране демонстрируются слайды — чеховский сад в Ялте. Хозяйка сада присаживается на диван и приглашает Дам присесть рядом)

ХОЗЯЙКА САДА: Тёплой и сухой осенью 1898 г. Антон Павлович купил небольшой кусочек земли на окраине Ялты на склоне южной гряды Крымских гор. Виды на море и горы были великолепны, но другими достоинствами участок, увы, не обладал...
   Через год здесь была завершена планировка сада. Одновременно хозяин подбирал ассортимент растений. Благоприятный климат Средиземноморья позволял высаживать ценные и редкие сорта.
    Сад был небольшой. На этой территории Чехову хотелось разместить как можно больше деревьев. Он посадил шелковицу, акацию, самшит, кипарис и тополь, потому что они имеют пирамидальную форму и занимают не слишком много пространства.

ДАМА (1): Но там, видимо, были и цветы?

ХОЗЯЙКА САДА: Конечно. Им уделялось особое внимание. Высаживалось много роз, к которым Чехов относился с большой любовью. Он писал театральному режиссёру Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко: «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто, и все самые благородные, самые культурные сорта».
   Всего сортов было 57. Причём сведения обо всех посадках Антон Павлович записывал в особую тетрадь с названием «Сад».

(Демонстрирует тетрадку с надписью)

ДАМА (1): Такой подбор растений показывает глубокое проникновение Чехова в мир природы, увлечённость широко эрудированного человека.

(Танцевальный фрагмент — «Вальс цветов») 

ХОЗЯЙКА САДА: Нежно влюблённый в среднерусские пейзажи, писатель хотел, чтобы в его ялтинском саду с южными вечно-зелёными соседствовали милые сердцу деревья Севера. Пальма, берёза и плакучая ива — такой необычный союз был создан хозяином Белой дачи. Думаю, берёзка была высажена в память о Подмосковье.
   Особенную слабость Чехов питал к плодовому саду, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Там выращивались великолепные сорта черешни размером с китайское яблоко, вишни, сливы, груши, смородина, крыжовник, а также теплолюбивые персики, миндаль, абрикосы и айва. Нашлось место бахчевым и огородным культурам: дыням, арбузам, кукурузе, спарже. На территории сада до сих пор растут 60 чеховских деревьев: кедры, пихта, кипарисы, магнолия, индийская сирень, бамбуковая роща... И даже сохранился заданный автором принцип круглогодичного цветения. Это сад вечной весны!

ДАМА (2): Осенью и в течение почти всей зимы здесь цветёт мушмула японская. С октября и до конца марта посетителей удивляют отдельные ярко-синие головки многолетнего ириса ноготковидного. В ноябре и декабре радует глаз вечнозелёное деревце османтус. Нежный аромат его белых небольших соцветий чувствуется издали, особенно в солнечные дни.
    В декабре с голых веток фундука свисают изящные серёжки. С начала января до начала марта цветёт подснежник складчатый. В феврале увеличивается количество распускающихся растений: манит белыми лепестками жасмин, привлекают внимание небольшие белые душистые бутончики жимолости, обильно цветут гелеборусы, миндаль и кизил, примулы и фиалки. С середины марта распускаются в гармоничном контрасте форзиция с жёлтыми цветами и айва японская — с шарлахово-красными.
  В апреле-мае наблюдается апогей буйства красок. Наступает время плодовых культур, сирени, розы Банкса, глицинии. Летом сад оживляют магнолия, индийская сирень, сирийская и чайно-гибридная розы, текома... В конце лета появляются душистые клеродендроны, а осенью вновь зацветает мушмула.

ДАМА (1): В таком саду можно круглый год наслаждаться красотой природы, вдыхать чудесные ароматы...

ДАМА (2): ...А летом — отдыхать под раскидистой акацией за чашкой чая...

ХОЗЯЙКА САДА:..И играть в любимые настольные игры! Например, в лото. Давайте и мы с вами попробуем!

ПИСАТЕЛЬСКОЕ ЛОТО

(Хозяйка сада достаёт мешочек с лото и предлагает ребятам вытащить бочонок с цифрой, на котором указана дата написания какого-либо произведения Чехова. Она же даёт подсказку)

ХОЗЯЙКА САДА: Итак...

(Зрители по очереди подходят к Хозяйке сада и вытаскивает из мешочка бочонки)

  1. Подсказка: это произведение называется так же, как природная зона. (Повесть «Степь»)
  2. Подсказка: эта книга стала результатом поездки на остров России у восточного побережья Азии. («Остров Сахалин»)
  3. Подсказка: герой этого рассказа написал адрес «На деревню дедушке». («Ванька»)
  4. Подсказка: в названии этого рассказа содержатся антонимы. («Толстый и тонкий»)
  5. Подсказка: «Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...» («Лошадиная фамилия»)
  6. Подсказка: герои этого рассказа Иван Иваныч, Фёдор Тимофеич — вовсе не люди. («Каштанка»)
  7. Подсказка: сюжет этого рассказа связан с медициной. («Хирургия»)
  8. Подсказка: у одного из героев этой пьесы было прозвище Двадцать два несчастья. («Вишнёвый сад»)

(Хозяйка сада закрывает мешочек и убирает лото) 

ДАМА (1): Любовь к природе зарождается у человека с детства. Здесь особую роль играют наши родители. Думаю, у Антона Павловича это была в первую очередь мать.

ДАМА (2): Я читала воспоминания брата писателя, Михаила. Вот что он говорил: «Наша мама, Евгения Яковлевна, внушала нам любовь и уважение не только ко всем, кто был ниже, но и к маленьким птичкам и животным, ко всем вообще беззащитным существам и даже к сорванным цветам. Вот почему во всю свою жизнь Антон Павлович не любил, когда рвали при нём цветы, и признавал их только на клумбах и на полях. Он часто говорил впоследствии друзьям: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

(Музыкальный фрагмент)

ХОЗЯЙКА САДА: Сохранились интересные детские воспоминания Михаила Павловича и двоюродного брата Чеховых Алексея Долженко.

(Выбегают Мальчики (1) и (2) — в соломенных шляпах, с ведёрками и удочками в руках. Они весело подпрыгивают, шутя и толкая друг друга) 

МАЛЬЧИК (1): Знаете, что мы больше всего любили делать в детстве? Ловить тарантулов! (Достаёт из кармана игрушку-тарантула и демонстрирует ведущим и зрителям)

(Дамы (1) и (2) в испуге откидываются на спинку дивана)

   На самом краю города находилось кладбище, за которым начиналась степь. Здесь на земле можно было наблюдать много круглых отверстий. Это норы тарантулов.
  Для чего это нам было нужно, я теперь припомнить не могу, но тогда ловле тарантулов мы отдавали много энергии. Главным инициатором ловли, как всегда, был Антон. Он выдумал для этой цели специальный способ.
  У нас были аптечные баночки с деревянным маслом, специальные удочки — простые палочки с ниткой, а к концу нитки прикреплён шарик из воска. Размер шарика был такой, чтобы он мог спокойно пройти в нору тарантула.
  Баночку с маслом мы ставили около норы. В отверстие опускали шарик из воска. Как только он доходил до дна, тарантул, разъярённый появлением непрошеного гостя, цеплялся лапками за воск и тянул шарик на себя. Мы тотчас же вынимали шарик с вцепившимся в него тарантулом и сразу опускали его в масло. Кто поймал больше всех — тот считался самым доблестным.

МАЛЬЧИК (2): Да, это здорово! А ещё мы любили ловить рыбу. На рыбалку ходили в Таганрогскую гавань. Обычно нас было четверо: Чеховы — Антон, Николай, Иван — и я. Ловили мы преимущественно бычков.
  Антон изобрёл специальные поплавки, которые изображали человека: у него руки поднимались и опускались во время ловли. Это указывало, какого размера рыба попала на крючок. Если человек в воде по пояс, то попалась небольшая рыбка, если по плечи — средняя, если с головой и руки подняты вверх, значит, крупная рыба, а её нужно вынимать умеючи. В таком случае Антон не доверял нам и брался за дело сам. Поплавки он мастерил из особого дерева, похожего на пробку, которое брал у местных рыбаков.
   Отправляясь на рыбную ловлю мы брали с собой сковородку и все необходимое для стряпни. Жарили рыбу и наедались до отвала! Ну, остальной улов несли домой, а по дороге набивали себе карманы орехами.

(Мальчики убегают) 

ХОЗЯЙКА САДА: В ту пору Антон действительно пристрастился к ловле рыбы, и это хобби сопровождало его долгие годы. Современник Чехова поэт Иван Алексеевич Белоусов вспоминал: «Куда бы ни приезжал Антон Павлович, его прежде всего, интересовала вода — реки, пруды, озёра, где бы водилась рыба. Недаром он говорил мне: «Я думаю, что многие лучшие произведения задуманы за рыбной ловлей».
   Что касается любви Антона Павловича  к животным, отдельный разговор. Жили у Чеховых два журавля, мангусты, привезенные какими-то знакомыми из Индии...

ДАМА (2): Да, помню, я читала об этом: «Оные мангусты бьют посуду, прыгают на столы и уже причинили нам убытку на сто тысяч, но тем не менее всё-таки пользуются общей любовью».

ХОЗЯЙКА САДА: Жили таксы Бром и Хина, которые пользовались у Антона Павловича особенным расположением. «Славный народ — собаки!» — говорил Чехов с добродушной улыбкой. А вот кошек, как утверждает писатель А.И. Куприн, он недолюбливал. Но это не мешало ему упоминать их во многих своих произведениях.

(Музыкальный фрагмент: «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Рапсодия № 2» Ф. Листа или вальс П.И. Чайковского) 

ДАМА (1): Особое место в творчестве Антона Павловича занимает тема азовской степи. Он даже написал повесть с таким названием. Автор называл её «громоздкой», «слишком специальной», «степной энциклопедией», но в то же время с удовлетворением отмечал, что в ней «есть места, которые пахнут сеном», попадаются и «стихи в прозе».

(Хозяйка сада подходит к книжной выставке и берёт повесть «Степь». Ведущие по очереди зачитывают отрывки из неё)

ХОЗЯЙКА САДА: «Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
   Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...» (Передаёт книгу Даме (1))

ДАМА (1): «А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зелёной одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один...
   За тополем ярко-жёлтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу ещё только косят...» (Передаёт книгу Даме (2))

ДАМА (2): «Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю, прозрачная, весёлая, сверкающая на солнце и, тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда-то влево.
   Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса». (Возвращает книгу Хозяйке сада)

(Хозяйка сада ставит книгу на место) 

ХОЗЯЙКА САДА: Метафора «сады из букв и слов» встречается ещё у Платона. Я уверена, что вся творческая деятельность Антона Павловича — тоже прекрасный сад, только литературный. Этот сад удивительных, поражающих нас своей глубиной и красотой произведений он оставил нам, потомкам, как редкостный дар.

ДАМА (2): За столетие в мире изменилось многое, но произведения Чехова не потеряли своего значения до сих пор.

ДАМА (1): Они выдержали самый трудный экзамен — испытание временем — и навсегда останутся живыми в истории русской и мировой художественной литературы.

ДАМА (2): Итак, друзья мои, спешите читать Чехова — великого писателя, звавшего к правде и красоте!

ХОЗЯЙКА САДА: Читайте, и он заставит вас плакать и смеяться, научит думать, станет вашим другом на всю жизнь!

(Звучит фортепианная музыка) 

Двери литературно-музыкальной гостиной, посвященной А.П. Чехову, для старшеклассников распахнули Наталья Викторовна Костенко – заведующая отделом обслуживания 5-9 классов Центральной городской детской библиотеки им. М. Горького и Елена Ивановна Кирсанова – заместитель директора по работе с детьми ЦБС г. Таганрога.

Костенко, Н.В. Он растил прекрасные сады / Н.В. Костенко, Е.И. Кирсанова // Читаем, учимся, играем, 2018.- №7.- С. 22-26.

 

 

2         425