Включить версию для слабовидящих

Гимн письменам

^Back To Top

«ГИМН ПИСЬМЕНАМ ИЗ ДАЛЁКИХ ВРЕМЁН»                12+
Литературно – историческое путешествие ко Дню славянской письменности и культуры

   Цель: Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Чтец:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,просветители
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.

Чтец:
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!

     Ведущий: 24 мая, мы от­мечаем замечательный празд­ник — Праздник славянской письмен­ности и культуры. Этот день напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культу­ры, о роли письменности в ее становле­нии и развитии.
    А еще в этот день мы вспоминаем тех, кто воплотил в жизнь многовековую мечту славянских народов написать и прочитать слова родного языка. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создав­ших славянскую азбуку, донесших до нас слово Божье, способствовавших просвещению славян.
  По своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником, объединяющим всех нас, сплачивающим духовно.

   Ведущий: Письменность появилась давно. Но это не те привычные нашему глазу буквы, которыми мы пользу­емся сегодня. Было узелковое письмо, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. В Древней Руси пользовались «чертами и ризами» — простейши­ми знаками в форме черточек и за­рубок. Древнейшую письменность мы называем пиктографией. Соб­ственно, это еще не совсем надпи­си, но уже и не просто рисунки. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня? (Ответы ребят)
    Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пикто­граммы — это дорожные знаки. Че­му учат ребят, пришедших в школу? Конечно, читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Лю­ди могли общаться, только разгова­ривая друг с другом. Знания переда­вались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело.

    Ведущий: Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.
   «Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит нам уже много веков. Благодаря их деятельности нам сегодня доступно такое чудо, как книга!

   Ведущий: Сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами… Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
    Сегодня книги окру­жают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя.  Книгой человек пользуется  с первого года своей жизни и до последних дней… Но так было не всегда.

Чтец 1: (держит в руках словарь В. Даля):
Мне книга дивная попалась,
Такие здесь словечки есть,
Каких ни разу не встречалось,
А тут их столько, что не счесть!
Кто ж выдумал словарь такой?
(Читает.) Владимир Даль.
Ого! неужто человек один
Составить смог его?

Чтец 2:
Где Даль нашел так много слов,
Хотелось бы нам знать,
Как смог он их в словарь внести,
И все истолковать?

Чтец 1:
Ну, что же! Если ты готов,
Перенесемся в глубь веков!

Владимир Даль: (на экране портрет В. Даля, словарь):
Я постараюсь рассказать
Тебе, мой юный друг:
Несложно записать слова,
Что слышишь ты вокруг!
Куда сложнее объяснить,
Как слово зародилось,
Когда и где, в каком краю
Впервые появилось.
На это нужно много сил!
Почти всю Русь исколесил,
С людьми простыми говорил,
Их записать старался речь,
Чтоб русские слова сберечь.
Всю жизнь мою служил словам,
Чтоб мой "Словарь" попал и к вам.

Чтец 1:
Читать любой из нас привык,
Но говорили старики,
Что раньше было мало книг
И их писали от руки,
Хотелось бы узнать о том,
Кто напечатал первый том!

Первопечатник: (на экране изображение И. Фёдорова у печатного станка ):
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал,
В них видел мудрости исток,
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чем незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять — уж редкая удача!

Чтец 2:
А я про это и не знал!
И почему ж так редки были книги?
Первопечатник:
Так долго ведь вручную их писать!
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Давалось дело новое непросто,
И часто приходилось ночь не спать.
И вышла книга первая —"Апостол",
И "Азбуку" нам удалось издать.
(на экране фотографии этих книг).

Чтец 1:
А буквы русские ведь были не всегда!
Слыхал я, братья азбуку творили,
Нам побывать у них осталось,
Тогда мы точно будем знать,
Как удалось им азбуку создать.

(на экране изображения Кирилла и Мефодия)

Мефодий:
Мы были б не совсем точны,
Коль не признали б истины.
Что даже в древни времена
Писали прежде письмена,
Использовав не буквы, а значки.

Кирилл:
Священником я был и многое читал,
Ведь в храме я библиотекой управлял.
А книги все на греческом писал.
Нам предстояло трудный путь пройти,
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский.
Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий:
Ее тогда кириллицей назвали —
В честь брата моего так величали.
Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного у евреев и армян.
Чего недоставало, сам добавил.
И от невежества славян избавил.

(на экране изображения  азбуки).

    Ведущий: Именно благодаря это­му историческому событию, которое произошло более тысячи лет назад, стало возможным более тесное об­щение народов, живших рядом друг с другом, но не имеющих единой письменности.
    Братья родились в маке­донском городе Солуни, который расположен на территории про­винции, входившей в состав Ви­зантийской империи. Отец их был военачальником, а мать — гречан­ка, которая постаралась дать своим детям разносторонние знания.

     Ведущий: В семье было семь сыновей, причем Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу. Кирилл уже в детстве горячо полюбил на­уку, поражал своих учителей блес­тящими способностями. Начи­танность молодого человека, ис­ключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания — все это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказав­шись от предложенной ему высо­кой административной должнос­ти, занял скромное место библио­текаря в Патриаршей библиотеке. Также он преподавал философию. Возвратившись в Византию, Ки­рилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря после долгих лет разлуки братья встрети­лись в монастыре, где Мефодий скрывался от мирской суеты.

Чтец:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

    Ведущий: В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Им нужны были проповедники, чтобы рассказывать населению о христи­анстве. Император решил отпра­вить в Моравию Кирилла и Мефодия. Там братья продолжали перево­дить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали сла­вян чтению, письму и ведению бо­гослужения на славянском языке. Кирилл и Мефодий пробыли в Мо­равии более трех лет, а затем отпра­вились с учениками в Рим к папе римскому. Среди некоторых бого­словов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех «свя­щенных» языках: еврейском, гре­ческом и латинском. Поэтому Ки­рилл и Мефодий, проповедовав­шие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немец­кого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распростране­нию славянской письменности.

    Ведущий: В первой славянской азбуке было 40 букв. Называлась она «глаголица». Это был своеобраз­ный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими систе­мами, но каждое из этих сопостав­лений объясняло только часть на­чертаний. Поэтому, скорее всего, глаголица является результатом ав­торского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.

Чтец:
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ян Гольцман

Глаголица 

Ведущий: (изображение рисунка на экране) Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы
      Этими значками можно было записать простые слова.

Вера 

      Расшифруйте это слово: (вера)

 Солнце

     А теперь расшифруйте предложение? Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Солнце всех солнц есть сердце).

    Ведущий: Вторая азбука — кириллица бы­ла составлена по довольно просто­му принципу. Вначале в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозна­чали одинаковые звуки, потом бы­ли добавлены новые знаки — для звуков, не имевших аналогов в гре­ческом языке. Каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Все­го их было 43.
    По мере того как развивалась славянская письменность, кирил­лица вытеснила глаголицу и за­крепилась в качестве основы мно­гих славянских языков, в том чис­ле и русского.

Чтец:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые 
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть, 
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“ Аз есмь!”- заявила Вселенной,
“ Аз есмь!”- заявила векам.

    Ведущий: Без изменения кириллица про­существовала в русском языке практически до Петра I, при кото­ром были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы, которые существовали в алфавите только по традиции, на деле без них пре­красно можно было обойтись.

  Ведущий: Но вернемся к основателям письменности. Ус­пешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, кото­рое пыталось опорочить славян­ских просветителей. Чтобы защи­титься, братья едут в Рим и доби­ваются успеха: им разрешают продолжать начатое дело.
   Длительное и долгое путешест­вие, напряженная борьба с врага­ми славянской письменности по­дорвали здоровье Кирилла. Он тя­жело заболел.

Чтец:
В обители горные переходил
Славян просветитель философ Кирилл.
Кирилл умирал. И вставали вдали
Прекрасные храмы далекой земли.
И звон колокольный сквозь трепетный сон
К нему доходил из грядущих времен;
Где книжною сладостью ум напитав,
Народ отходил от жестоких забав.
И в памяти вновь проходил перед ним
не гордый Царьград, не властительный Рим,
А юный народ на Дунае – реке,
Что славил Христа на своем языке.
Смиренный Мефодий скорбит недвижим.
Славянские книги приветствует Рим.
И с верой христовой навеки сплелась
Славянского слова узорная вязь.
М. Махонина

   Ведущий: После смерти брата на Мефодия обрушились нескон­чаемые невзгоды: его преследова­ли, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страда­ния, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели. Уничтожить дело право­славных просветителей не уда­лось. Огонь, зажженный ими, не погас. Их азбука начала свое шес­твие по странам. Из Болгарии она попала в Киевскую Русь. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», ста­ли символом духовного подвига.

Чтец:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

    Ведущий: Ребята, а почему азбука так на­зывается? (По первым буквам рус­ского алфавита — «аз» и «буки».)
   А теперь приглашаю всех принять участие в викторине

«Знатоки истории русской письмен­ности».

  • Как называется пособие по обучению грамоте? (Букварь.)
  • Как называлась первая сла­вянская азбука? (Кириллица.)
  • Какой царь ввел новый граж­данский шрифт, бытующий в России и сегодня? (ПёmpI.)
  • • Объясните происхождение слов «азбука» и «алфавит». Являют­ся ли они синонимами? (Азбука — перечень, список букв, принятых в данной письменности, расположен­ных в установленном порядке; об­разовано по названию первых букв старославянской азбуки; «аз» и «буки», известно с XIII века. Алфа­вит — принятый порядок располо­жения букв в письменности того или иного языка, совокупность этих букв; образовано по названи­ям первых букв древнееврейского алфавита «алеф» и «бет».)
  • Сколько букв имел славянский алфавит? (43)
  • Сколько букв в современном алфавите? (33.)
  • Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
  • Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)
  • Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)
  • Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)
    Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
    Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)
    —Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
    —Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано? (Буква Ф, форма схожа с человеком подбоченившимся)
    —Из какой главной русской летописи мы узнаём о начале славянской письменности? («Повесть временных лет»)
    —Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)
    Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)
    Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

   Ведущий: Трудно сегодня найти человека, который бы совсем ниче­го не читал. Подсчитано, что за всю жизнь человек успевает прочитать в среднем три тысячи книг. По срав­нению с "океаном" книг, которые люди пишут уже многие сотни лет, это не очень много. И самое главное для тех, кто любит читать, выбрать свои три тысячи.

«Листая прошлого страницы»

  1. Из каких материалов делали древ­ние книги?( глина, папирус, пергамент)
  2. В виде чего были изготовлены па­пирусные книги? ( Свитки).
  3. В какой стране была изобретена бумага? ( в Китае).
  4. Когда и кем был создан первый пе­чатный станок? ( XV век, Иоганн Гуттенберг).
  5. Кто в России напечатал первую книгу? ( Иван Федоров).
  6. Как называлась первая книга Ива­на Федорова? ( «Апостол»),
  7. Что значит выражение «от доски до доски»? ( от первой страницы до последней).
  8. Что в переводе с греческого озна­чает «тетрадь» («сложенное вчетве­ро»).
  9. Почему на Руси книги называли харатейными? (Первый материал для изготовления книг назывался пергамен или ха­ратья - бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и ис­пользовали в качестве заменителя сегодняшней бумаги, отсюда книги -харатейные).
    10. Как называется учреждение, которое организует сбор, хранение, общественное использование про­изведений печати? (Библиотека.)

Ведущий:
Всем название дано - и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно! 
А.  Шибаев.

       Мы так привыкли к сло­вам... Читаем, пишем, разго­вариваем, смеемся, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух, При этом мы редко задумаемся о том, как появилось слово, каково его значение.
       Задание: дать правильное толко­вание слова.

«Такие старые слова»

  • Тараторка - тот, кто много гово­рит, сорока
  • Сирый - волк, сирота
  • Светелка - лампа, небольшая комна­та
  • Чуни - лапти, дома чукчей
  • Армяк - житель Армении, крестьянс­кая одежда
  • Сушняк - засохшие деревья, жаркая, су­хая погода
  • Хмара - темнота, густой туман, преступник
  • Каракуль - ценный мех, непонятная запись
  • Пыльник - пылесос, легкий плащ без подкладки
  • Книгочей - библиотекарь, любитель книги

«Собери команду»

      На карточках написаны имена геро­ев. Необходимо отобрать в команду только персонажей своего произведения.
   Капитан — Буратино. Команда: Мальвина, Золушка, Кот Базилио, Пьеро, Бармалей, Змей Горыныч, Лиса-лапотница, Артемон, Шарик, Ли­са Алиса, Сверчок.
   Капитан — Дядя Федор. Коман­да: Кот Матроскин, Иван-царевич, Шарик, Емеля, Незнайка, Почтальон Печкин, Белоснежка, Корова Мурка, Галчонок Хватайка, Трактор Митя, Доктор Айболит.

     Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас продолжите, пожалуйста,  пословицы на тему:

«Ум — грамота — ученье»

  • Голова без ума, что фонарь … без свечки.
  • Птица красна пером, а человек… умом.
  • Не краса красит человека, а … ум.
  • Красота увянет, а ум не … об­манет.
  • Встречают по одежке, а прово­жают … по уму.
  • Ум за деньги … не купишь.
  • Добрый разум наживают … не разом.
  • С умным разговориться — что … меду напиться.
  • Ум хорошо, а … два лучше.
  • Мир освещается солнцем, а че­ловек … учебой.
  • Человек неученый, что топор … неточеный.
  • Век живи — … век учись.
  • Ученье — путь … к уменью.
  • Кто хочет много знать, тому на­до … мало спать.
  • Корень ученья горек, да … плод сладок.
  • Кто грамоте горазд, тому … не пропасть.

     Ведущий: Каждый человек, который говорит на русском языке, гордится и дорожит своей культурой и историей, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
   Кирилл и Мефодий твёрдо верили, что трудятся во имя всех славян, объединённых одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей.
     За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.

Чтец:
Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.

Чтец:
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян...
И с падким звуком их имен
Спои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Слава Кириллу, слава Мефодию –
Братьям святым!

 Литература:

  1. Ребусы на русский лад: Материалы для проведения урока, посвящённого истории письменности//Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек. – 2009. - №6.
  2. Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных мероприятий и праздников/Сост. Н.М. Макарова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 168с.
  3. Филякова, Е. Русская письменность /Е. Филякова, В. Меньшов. – М.: Белый город, 2004. – 48с.

 Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько