Включить версию для слабовидящих

Родное слово нет тебя милее

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

РОДНОЕ СЛОВО, НЕТ ТЕБЯ МИЛЕЕ!

(Команды собираются в зале. Появляются Библиотекарь и Филолог)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Добрый день, ребята!

ФИЛОЛОГ: Сегодня мы предлагаем вам стать участниками увлекательного квеста и отправиться в захватывающее путешествие по стране Родное слово, где хранятся несметные богатства, накопленные нашим народом на  протяжении многих веков.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, речь идёт о русском языке — одном из самых прекрасных и образных. Древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп однажды сказал: «Что может быть на свете лучше языка!  При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка!»

ФИЛОЛОГ: Думаю, пора рассказать о правилах нашего квеста. Вы будете перемещаться от станции к станции. Там вас ждут Помощники со своими заданиями. За каждый верный ответ вы будете получать карточку с фрагментом фразы. В финале вам нужно будет сложить из добытых элементов пословицу о русском языке.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Прежде чем отправиться в путь, я прошу капитанов получить карты страны Родное слово — ваши маршрутные листы.

(Капитаны подходят к Библиотекарю и получают маршрутные листы)

Ну что же, наша игра начинается! Вы можете перейти на первую станцию. Желаем вам удачи!

(Команды выходят на маршруты)

СТАНЦИЯ 1. СЕЛО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

(Команду встречает Помощник (1))

ПОМОЩНИК (1): Приветствую вас, юные путешественники! На моей станции вам предстоит ответить на несколько вопросов, посвященных необычным лингвистическим фактам.

(Помощник (1) задаёт вопросы. Ребята отвечают)

Вопросы

  1. Сколько слов насчитывает «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля? (Более 200 тысяч)
  2. Верно ли, что в русском языке есть слова на букву «ы»? (Да. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёлъ)
  3. Назовите слово с тремя буквами «е» подряд. (Длинношеее)
  4. Какое заимствованное слово В.И. Даль хотел заменить исконно русскими «колоземица» и «мироколица»? (Атмосфера)
  5. Вспомните самое длинное  «спортивное» междометие. (Физкульт-привет)
  6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга)
  7. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
  8. В каком городе один мальчик и 100 девочек? (В Севастополе - Сева сто Поль)
  9. Какой полуостров жалуется на свой рост? (Ямал)
  10. У человека одна, у вороны — две, а у медведя — ни одной. (Буква «О»)

ПОМОЩНИК (1): Молодцы! Вы успешно справились с моим  заданием, хотя оно было непростым. Получайте карточку со словом и можете продолжать путь.

(Помощник (1) передаёт карточку со словом «сколотишь». Команда переходит на вторую станцию)

СТАНЦИЯ 2. ДЕРЕВНЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ

(Команду встречает Помощник (2))

ПОМОЩНИК (2): Друзья, как вы думаете, что обогащает нашу речь, делает её яркой и выразительной?

(Ребята отвечают)

Верно! Пословицы и поговорки! Сейчас вы получите два комплекта карточек. На одних — начало пословиц, а на других — окончание. Вам нужно верно их сопоставить.

(Помощник (2) раздаёт карточки. Ребята выполняют задание)

Задание

  1. Слово не совет, а сила ... (не брань).
  2. Без языка и колокол... (нем).
  3. Глупые речи — что пыль на... (ветру).
  4. Говори по делу, живи по ... (совести).
  5. Дурной язык голове не ... (приятель).
  6. На чужой роток не накинешь ... (платок).
  7. На языке медок, а на сердце ... (ледок).
  8. Хорошая книга — лучший... (друг).
  9. Азбука — к мудрости... (ступенька).
  10. Мир освещается солнцем, а человек... (знанием).

ПОМОЩНИК (2): Я вижу, что вы, ребята, отлично подготовились. Забирайте вторую карточку со словом и переходите на третью станцию.

(Помощник (2) передаёт карточку со словом «без». Команда переходит на третью станцию)

СТАНЦИЯ 3. СТАНИЦА СЛОВАРНАЯ

(Игроков встречает Помощник (3))

ПОМОЩНИК (3): Ребята, в одной старинной русской былине про богатыря Илью Муромца встречаются такие строки: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его повёртывать». Всем известно, что мы читаем и пишем слева направо. Сейчас предлагаю вам необычное задание. Я раздам вам карточки со словами, которые написаны наоборот. Попробуйте их прочитать!

(Помощник (3) раздаёт карточки. Ребята выполняют задание)

Задание

  1. Акетоилбиб. (Библиотека)
  2. 2.Агинк. (Книга)
  3. Кинбечу. (Учебник)
  4. Оволс. (Слово)
  5. Ациволсоп. (Пословица)
  6. Арутаретил. (Литература)
  7. Алокш. (Школа)
  8. Акдалказ. (Закладка)
  9. Исипорп. (Прописи)
  10. Акискел. (Лексика)

ПОМОЩНИК (3): Отлично! Моё задание оказалось вам по плечу. Ещё одна уникальная особенность нашего языка — возможность составлять палиндромы. Это буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях! Один из самых длинных палиндромов в мире звучит так: «А роза упала налапуАзора». Постарайтесь вспомнить ещё несколько примеров — из одного слова. (Топот, доход, казак, заказ, довод, боб, поп и др.)

(Ребята отвечают)

Молодцы! И с этим испытанием вы легко справились. А вот над следующим предстоит поломать голову капитану. Прошу подойти ко мне!

(Капитан выполняет)

(Капитану) Твоя задача — составить как можно больше новых существительных из букв термина «космонавтика». (Космонавт, канат, коса, вата, окно, сова, сом, мост, кот, ток, сон, нос, авто, кит, сок, мак, мина, атом, актив, ком, комок, совок, кивок, овин, мотив, мостик, виток, смак, кома, оса, тик, основа, тоска и др.)

(Помощник (3) передаёт капитану лист бумаги и ручку. Игрок выполняет задание)

Ну что же, юные эрудиты, вы можете продолжать путешествие по нашей удивительной стране!

(Помощник (3) передаёт карточку со словом «языка». Команда переходит на четвёртую станцию)

СТАНЦИЯ 4. ПОСЁЛОК ПИСАТЕЛЬСКИЙ

(Игроков встречает Помощник (4))

ПОМОЩНИК (4): Ребята, я думаю, вы согласитесь с тем, что талантливые писатели и поэты в совершенстве владеют словом и могут «приручить» множество лексических средств и приёмов. Авторы ясно, грамотно и умело выражают свои мысли, украшая текст пословицами, поговорками, фразеологизмами.
    На моей станции вам предстоит, ответив на вопросы викторины, вспомнить русскую классическую литературу.

(Помощник (4) задаёт вопросы. Ребята отвечают)

Вопросы

  1. У какого русского поэта в тумане моря голубом белел одинокий парус? (У М.Ю. Лермонтова)
  2. Этот русский поэт и учёный-энциклопедист придумал такие слова, как «кислота», «вещество», «градусник» и другие. (М.В. Ломоносов)
  3. «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу». Кто автор этих строк? (Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Кстати, он придумал слово «трогательный».
  4. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру». Какой русский литератор восхищался красотой величественной реки? (Н.В. Гоголь)
  5. Какая сказка А.С. Пушкина начинается с описания трёх девиц-рукодельниц? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

ПОМОЩНИК (4): Браво! Вы верно ответили на все мои вопросы и можете переходить на пятую станцию.

(Помощник (4) передаёт карточку со словом «сапога». Команда переходит на пятую станцию)

СТАНЦИЯ 5. ГОРОД ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ

(Игроков встречает Помощник (5))

ПОМОЩНИК (5): Добрый день, юные знатоки родного языка! Задания моей станции посвящены фразеологизмам. Напомню, что фразеология — один из разделов языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов. Наверняка каждый из вас знаком с выражениями «бить баклуши», «водить за нос», «как гром среди ясного неба», «спустя рукава» и т. д. Это и есть фразеологизмы, они делают нашу речь образной и яркой.
   Задание вас ждёт следующее. Вы получите карточку, на которой написано несколько фразеологизмов. Вам нужно их объяснить.

(Помощник (5) передаёт карточку с фразеологизмами. Ребята выполняют задание)

Задание

  1. Валять дурака. (Бездельничать, в другом значении — потешать других глупыми выходками)
  2. Ушки на макушке. (Слушать очень внимательно)
  3. Держать хвост пистолетом. (Не унывать, не падать духом)  
  4. Вилами на воде писано. (Ещё неизвестно, что будет. Пока исход не ясен)
  5. Ждать у моря погоды. (Ждать благоприятных условий)
  6. Как снег на голову. (Что-то случилось неожиданно)
  7. Плыть по течению. (Подчиняться влиянию обстоятельств)
  8. Тише воды, ниже травы. (Вести себя тихо и быть незаметным)
  9. Умывать руки.  (Отстраняться от чего-либо)
  10. Гоняться за двумя зайцами. (Стараться успеть сделать несколько дел одновременно)

ПОМОЩНИК (5): Спасибо, ребята! Вы справились с этим заданием легко и быстро. Можно сказать, что оно оказалось проще пареной репы! Сейчас вы получите очередную карточку, и — в путь!

(Помощник (5) передаёт карточку с буквой «и». Команда переходит на шестую станцию)

СТАНЦИЯ 6. РАЙОН ГРАМОТНЫЙ

(Игроков встречает Помощник (6))

ПОМОЩНИК (6): Рад приветствовать вас на своей станции, друзья! Местных жителей в нашей сказочной стране называют грамотеями, потому что они не выносят, когда выражаются неправильно, портят речь словами-паразитами, сленгом и жаргонизмами. Если грамотеи такое услышат, сразу исправляют говорящего. Вот и вам сейчас предстоит переписать несколько высказываний красивым русским языком.

(Помощник (6) передаёт листы бумаги, ручки и карточку с выражениями. Ребята выполняют задание)

Задание

  1. Меня тут типа чувак один, короче, на тусу пригласил. (Друг пригласил меня на встречу)
  2. Круто выглядишь! (Хорошо выглядишь!)
  3. Прикинь, мои родоки на все выхи на дачу срулили! (Представляешь, мои родители уехали на все выходные на дачу)

ПОМОЩНИК (6): Спасибо, ребята! Старайтесь говорить правильно, не засоряйте свою речь, читайте побольше хороших книг и пополняйте словарный запас. Учитесь красиво и грамотно выражать свои мысли. А теперь вас ждёт шестая станция!

(Помощник (6) передаёт карточку со словом «русского». Команда переходит на седьмую станцию)

СТАНЦИЯ 7. ПОСЕЛЕНИЕ УДАРНОЕ

(Игроков встречает Помощник (7))

ПОМОЩНИК (7): Юные путешественники, рад вас приветствовать на последней, седьмой станции. И здесь мы посмотрим, умеете ли вы правильно ставить ударения в словах.

(Помощник (7) передаёт карточку со словами и ручки. Ребята выполняют задание, проставляя ударения)

Задание

  1. Дразни́ть
  2. Симме́трия.
  3. То́рты.
  4. Столя́р.
  5. Приня́ть.
  6. Зада́ть.
  7. По́нял.
  8. Катало́г.
  9. Звони́т.
  10. Кладова́я.

ПОМОЩНИК (7): Большое спасибо, ребята! Вы получаете последнюю карточку и можете отправляться в зал, который называется город Великих мыслей.

(Помощник (7) передаёт карточку с частицей «не». Команда переходит в следующий зал. Там её встречают Библиотекарь и Филолог)

ИСТИННОЕ БОГАТСТВО

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, вам понравилось путешествие по волшебной стране Родное слово? Какое приключение больше всего запомнилось?

(Ребята отвечают, идёт обсуждение)

ФИЛОЛОГ: Мы рады, что вы успешно справились со всеми испытаниями. А сейчас, пока мы ждём вторую команду, предлагаем    посмотреть    фрагмент мультфильма «Опять двойка», посвященного школьнику Коле. Однажды, чтобы исправить двойку, по географии, он решил отправиться на Северный полюс. А как у него это получилось, вы сейчас увидите!

(Демонстрируется фрагмент мультфильма «Опять двойка». Вторая команда возвращается в зал)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, сегодня вы продемонстрировали эрудицию, ответили на разнообразные лингвистические вопросы. Все, кто хочет получать по русскому языку только самые высокие оценки, могут после завершения нашей встречи выбрать себе одну из книг, представленных на экспозиции. (Обращает внимание ребят на книжную выставку)

ФИЛОЛОГ: А сейчас просим капитана команды, пришедшей первой, сложить фразу и прочитать её вслух.

(Капитан складывает пословицу, а затем произносит: «Без русского языка не сколотишь и сапога»)

Молодец! Ты сложил пословицу верно...

БИБЛИОТЕКАРЬ: ...И твоя команда получает заслуженную награду! Прошу подойти ко мне!

(Под аплодисменты победители поднимаются на сцену. Проходит награждение)

ФИЛОЛОГ: Друзья, писатель К.Г. Паустовский однажды сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Берегите свой родной язык! Это настоящее богатство!

Бухаркина, Е.С. Родное слово, нет тебя милее! /Е.С. Бухаркина // Читаем, учимся, играем.- 2019.- №10.- С. 66-70.

 

 

2         425