Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
КАЛМЫКИ
Самоназвание - хальмг (от тюркского термина, буквально – «отделившиеся»).
Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Основная часть верующих – буддисты. Калмыки относятся к центрально - азиатскому типу монголоидной расы, т.е. близки по физическому облику монголам, бурятам, тувинцам, якутам.
В декабре 1943 г. по решению советского руководства была осуществлена поголовная депортация калмыцкого народа, в ходе которой погибло около половины депортированных. В январе 1957 г. Указом Верховного Совета СССР была образована Калмыцкая область, а в июле 1958 г. – Калмыцкая АССР. На ее территорию возвратилось большинство калмыков. Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти XIX в. разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, технические культуры (горчицу, табак, лен). В середине XIX в. возникает садоводство, с начала XX в. – бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности. Развиты художественные ремесла – вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серег), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).
Основа современного хозяйства – пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по переработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.
Мужская одежда – приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками – для лета.
Женская одежда – длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шелковой кистью. Женские украшения – серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин – серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета.
Традиционная прическа – косы: у мужчин и девушек – одна, у женщин – две.
Этническая духовная культура калмыков претерпела длительную и сложную эволюцию в условиях изоляции от основного для монголоязычных народов центрально - азиатского ареала и сосуществования с тюркскими, славянскими и кавказскими этносами. Наиболее изучено и известно устное творчество, крупнейшим памятником которого является героический эпос «Джангар».
Богато представлены и другие фольклорные жанры: пословицы, сказки, поговорки, загадки, благожелания «йорел», восхваления «магтал», состязания в красноречии «кемялгн», песни «дун», музыка и танцы.
В народном декоративно-прикладном искусстве наиболее самобытны вышивка, резьба по дереву, тиснение и плетение кожи, производство ювелирных изделий из серебра.
Традиционно изобразительное искусство представляло собой периферийный локальный вариант тибето-монгольского буддийского искусства (иконопись, пластика, изготовление ритуальной утвари), однако отдельные его достижения (архитектура и декор некоторых хурулов, сохранившиеся крупные аппликативно-вышитые иконы) оригинальны и выполнены на высоком художественном уровне.
Хурул, буддийский храм
КУХНЯ
Традиционная калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются неотъемлемой часть его культурной и материальной традиции.
Некоторые калмыцкие племена, проживающие неподалёку от реки, употребляют в пищу блюда на основе свежей рыбы.
Любимыми блюдами калмыков по сегодняшний день остаются:
МАХАН-ШЕЛЬТЯГАН – суп из крупных кусков бараньего мяса, с добавлением отварного картофеля, тоже крупными кусками и очень много лука, сырого, нарезанного, который кладётся сверху прямо в тарелку. Это блюдо у монгольских народов считается лечебным, им исцеляют от слабости и лечат изжогу.
ХУРСЫН МАХАН ГУЙРТЯГАН – лапша, приготовленная вместе с прожаренными мясом с луком.
ДОТЫР (Дотур) – суп из бараньих потрохов (печень, почки, рубец, кишки) с добавлением внутреннего сала, крови, молока и соли. Потроха тушат отдельно, потом заливают прозрачным бульоном. Суп этот очень густой, жирный, подают его с нарезанным сырым репчатым луком, который кладут сверху прямо в тарелку с дотуром.
БЁРЮГИ – большие по размеру пельмени с начинкой из мяса и большого количества лука.
Необычайно вкусен калмыцкий национальный хлеб. Он представляет собой пресную лепёшку, прожаренную в кипящем бараньем жире.
БОРЦОГ – это круглые плоские, жареные в кипящем масле лепёшки. По вкусу напоминают что-то среднее между хворостом и пончиками. И едят их вместо хлеба, с первыми блюдами (дотуром и маханом), с бёригами, да и просто с калмыцким чаем.
ЦЕЛЬВЕГ – тоненькая лепешка, напоминающая немного вкус русских классических блинов.
Любимые напитки калмыков
Калмыки активно используют в пищу молоко, коровье и кобылье. Изредка и козье. Готовят калмыцкие кулинары на его основе разнообразные блюда. Это всем известные сметана, сырные продукты и творог, простокваша и кумыс.
ЧИГЯН – молочнокислый напиток, представляющий собой что-то среднее между простоквашей и кефиром. Довольно часто им лечат различные болезни – от гриппа до желудка.
ДЖОМБА - калмыцкий чай, джомба, далеко не каждому по вкусу приходится. Он хорошо утоляет жажду. Готовится джомба из плиточного чая, воды и сливок (можно заменить молоком), с добавлением сливочного масла, соли, перца и корицы (количество и состав ингредиентов могут меняться – в зависимости от личных предпочтений, некоторые добавляют мускатный орех вместо корицы, или вместе с ней).
Особо любовью у калмыков пользуется чай с мукой средней поджарки, добавленной в него, – Хуурдг-ця.
В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал «Мандала», посвященный истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.
Ростовское калмыцкое землячество:
http://kalmchat.com/2017/10/27/kalmyki-v-rostove-na-donu/
Ростовское Калмыцкое Землячество в соцсетях: https://vk.com/club43177583 и https://www.instagram.com/jungaria_official/
ПОСЛОВИЦЫ КАЛМЫКСКОГО НАРОДА
· Умный скрывает достоинства в сердце, глупый держит их на языке
· Лучше мало, да хорошо, чем много, да плохо
· Дурного не спрашивай: сам скажет
· Идущий степь пересечет
· На ласковые речи и змея из норы выползает
· Разборчивому жениху достается плешивая невеста