Включить версию для слабовидящих

Платковая кадриль

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

 «ПЛАТКОВАЯ КАДРИЛЬ»
Театрализованный вечер

 (В центре сцены стоит большой сундук, в котором лежат платки. На столике — граммофон или патефон. Гости собираются в зале и рассаживаются. Тихо звучит русская народная песня. Появляются Библиотекарь и Ведущий)

БИБЛИОТЕКАРЬ:   Здравствуйте, друзья! Рады вас видеть! Сегодня мы поговорим о платках...

ВЕДУЩИЙ:    Оренбургские, павловопосадские, они ассоциируются у нас с чем-то уютным, родным и домашним — бабушкиными сказками, сундуком, стоящим в деревенском доме... Кстати, а давайте-ка в него заглянем! (Открывает сундук, вытаскивает платок и набрасывает на плечи)

БИБЛИОТЕКАРЬ (вынимая из сундука второй платок и демонстрируя его гостям в зале): Посмотрите, какая красота! Друзья, а вы знаете, когда появился этот аксессуар?

(Ребята отвечают)

    Хорошо. Тогда давайте совершим небольшое путешествие в историю.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

ВЕДУЩИЙ: В 1974 г. на территории Китая было обнаружено 7500 терракотовых статуй воинов императора Цинь Шихуанди. Учёные установили, что они были созданы в 210 г. до нашей эры. У каждой фигуры индивидуальные черты, и, что интересно, почти у всех на шее вылеплен платок из глины.

(Слайды — статуи воинов императора Цинь Шихуанди)

БИБЛИОТЕКАРЬ: В Древнем Египте платками из дорогих тканей украшали себя фараоны. В Древнем Риме этот аксессуар был только в гардеробе воинов. Легионеры защищали кусками прямоугольной ткани шею, чтобы не натереть её жёсткими пластинами доспеха. Также платки надевали древнеримские актёры во время представлений.
   В поздний античный период этот элемент гардероба был показателем статуса. Ораторы накидывали на плечи роскошные шёлковые покрывала, напоминающие современные палантины. Чем дороже был материал, тем выше оценивались статус и достаток его обладателя.

ВЕДУЩИЙ: В Древней Иудее носили талит — прямоугольное покрывало из льняной или хлопчатобумажной ткани. В Византии платки могли себе позволить только особы императорских кровей. Дамы закрепляли струящуюся лёгкую ткань на левом плече или локте, и она красиво колыхалась при ходьбе.

(Слайды — платки в Византии)

   В Средние века рыцарь был счастлив, если получал из рук своей прекрасной возлюбленной вышитый ею изящный платок. Также эти аксессуары использовались во время коронаций и церковных обрядов.

БИБЛИОТЕКАРЬ: На Руси с XII в. замужние женщины покрывали голову убрусом — длинным куском льняной, хлопковой или шёлковой ткани. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой или в качестве самостоятельного головного убора. Знатная женщина украшала свой убрус жемчугом, вышивкой серебряной или золотой нитью, драгоценными камнями. Позднее этот головной убор стали изготавливать в форме квадрата. Женщины складывали его по диагонали и закалывали под подбородком. Концы убруса богато расшивали.
   Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову замужней крестьянки, когда она появлялась на людях. Выходить из дому с непокрытой головой не дозволялось. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься» — показать волосы, то есть опозориться.

(Слайд—женщина в убрусе)

ВЕДУЩИЙ: В эпоху Возрождения платок являлся дополнением к женскому костюму, был частью приданого невесты. В Западной Европе, богато украшенный, он выполнял роль обручального кольца — его преподносили невесте, делая предложение руки и сердца.
   В XVI-XVII вв. стали популярны изящные кружевные платки, узоры которых повторяли отделку на воротнике и манжетах. Такая мода была распространена в Испании.

(Слайды—знатные дамы на портретах Д. Веласкеса)

БИБЛИОТЕКАРЬ: В XVII в. в гардеробе французских модниц появились фишю. Это тонкие треугольные или сложенные по диагонали квадратные платки из лёгкой ткани — муслина, батиста либо кружева. Фишю прикрывали шею или декольте.
    В 1635 г. шёлковые шейные платки стали носить мужчины. У французского короля их было несколько сотен. Иногда, чтобы зафиксировать платок, поверх него повязывали шёлковую ленту, делая пышный бант под подбородком.

(Слайды — мужские шейные платки XVII в.)

ВЕДУЩИЙ: Первой дамой, украсившей себя шейным платком, стала фаворитка короля Людовика XIV очаровательная Луиза де Лавальер. Она завязывала лёгкую кружевную ткань с многочисленными рюшами в виде пышной бабочки, оставляя развевающиеся концы. Выглядело это очень смело и привлекало внимание. Такой платок даже получил название «лавальер». Любила лёгкие шейные платки и известная французская модница — маркиза де Помпадур.

(Слайд—маркиза де Помпадур)

БИБЛИОТЕКАРЬ: В XVIII в. во Франции появились кашне — платки из ярких, узорчатых тканей, смеси шёлка и шерсти. Ими мужчины в холодную и сырую погоду прикрывали шею и нижнюю часть лица, спасаясь от простуд. 23 сентября 1784 г. французский король Людовик XVI издал указ о том, что «длина платка должна равняться его ширине». С тех пор квадратная форма стала стандартом во всём мире. В России шейные и носовые платки вместе с европейским костюмом ввёл в употребление царь Пётр I.

ВЕДУЩИЙ: В XVIII-XIX вв. на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства, где располагались ручные ткацкие станки и красильни. Постепенно ручное производство сменили ситценабивные машины.
   Сложное золотое шитьё стали воспроизводить на специальном приспособлении для узорного ткачества. Вскоре роскошные русские платки и шали попали на международные выставки и завоевали небывалую популярность. Модницы многих стран хотели приобрести такую красоту.

ЧУДО В ПАВЛОВСКОМ ПОСАДЕ

(Слайды — павловопосадские платки)

ВЕДУЩИЙ: Друзья, перед вами знаменитые павловопосадские платки. Узнаваемые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: мы видим цветы, травы, резные узоры наличников и прялок, вышивку и даже элементы иконописи.

(Слайды — узоры павловопосадских платков)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Изготовление платков в подмосковном Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства. Предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1796 г. крестьянином села Павлово И.Д. Лабзиным. Его правнук, Я.И. Лабзин, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком.
   Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е гг. В 1881 г. Яков Лабзин становится поставщиком великой княгини Александры Петровны, а предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.

ВЕДУЩИЙ: Павловопосадский платок — один из самых ярких и узнаваемых символов России. Сегодня мануфактура производит около 400 видов платков, шалей, кашне, палантинов, скатертей из натуральных тканей — шёлка, шерсти и хлопка. Изобилие красок и узоров позволяет каждой моднице подобрать изделие по вкусу.

(На сцену выходит танцевальный коллектив и демонстрирует танец с павловопосадскими платками)

   Друзья, о не менее знаменитых оренбургских платках мы поговорим чуть позже, а сейчас предлагаем немного отдохнуть и поучаствовать в конкурсах!

(Звучит динамичная музыка. Библиотекарь и Ведущий уходят. На сцену выбегают Коробейники (1) и (2) с лотками, на которых разложены разнообразные платки.)

КОРОБЕЙНИК (1): Ярмарка! Ярмарка!

КОРОБЕЙНИК (2): Да не простая, а платковая!

(Коробейники демонстрируют свой товар)

КОРОБЕЙНИК (1): Друзья, давайте поиграем — пословицы и поговорки о платках и тканях вспомним. Мы будем начинать, а вы — заканчивайте. Для каждого приз найдётся!

Конкурс 1 «ЗАВЕРШИ ПОСЛОВИЦУ»

(Коробейники (1) и (2) зачитывают начало пословиц, а ребята заканчивают, за правильные ответы получая сувениры)

Задания

  1. На чужой роток не накинешь... (платок).
  2. Больной голове платок не... (спасенье).
  3. И новый платок наденешь, да половина Москвы... (не проведает).
  4. Бабы бранятся, так платки с голов... (валятся).
  5. На зависть платок не... (купишь).
  6. Не стоит изба без крова, а баба без... (покрова).

КОРОБЕЙНИК (2): Молодцы! А теперь прошу на сцену двух желающих!

(Двое ребят выходят на сцену)

КОНКУРС 2. «ДУЭЛЬ СКОРОГОВОРОК»

КОРОБЕЙНИК (2): Объявляю платково-скороговорочную дуэль. Задание у вас будет такое — произнести скороговорку «Ткач ткёт ткани на платки Тане». Однако важно не только сказать всё чётко и без ошибок, но и выразить три эмоции: радость, злость и удивление. Давайте попробуем!

(Коробейники (1) и (2) произносят скороговорку с разными эмоциями, а затем ребята повторяют. Тот, кто не сделал ни одной ошибки, получает сувенир)

КОРОБЕЙНИК (1): Отлично! Продолжаем?

(Ребята отвечают)

Тогда вам предстоит ответить на вопросы. Слушайте внимательно и руки поднимайте, если ответ знаете.

КОНКУРС 3. «САМЫЙ УМНЫЙ»

(Коробейники (1) и (2) задают вопросы. Ребята отвечают, за правильные варианты получая сувениры)

Вопросы

  1. Верно ли, что согласно обычаям замужней русской женщине полагалось прятать волосы под головным убором или платком? (Да)
  2. Какие головные уборы на Руси носили молодые девушки? (Они заплетали косы, носили венки и ленты)
  3. Верно ли, что раньше платки были очень дороги и даже передавались дочери от матери? (Да)
  4. В XVI в. появились так называемые коноватки — платки из плотной узорной коноватной ткани. Историки предполагают, что на Русь их привёз этот знаменитый купец и писатель, совершивший путешествие в Индию. Назовите его имя. (Афанасий Никитин)
  5. Из какого материала чаще всего делали косынки? (Из ситца)
  6. На гербе какого района Московской области можно увидеть стилизованное изображение павловопосадской шали? (Павлово- Посадского района)

КОРОБЕЙНИК (2): Молодцы! А теперь давайте частушки про платки вспомним! Мы будем петь, а вы подпевайте! Приплясывать тоже можно!

(Коробейники (1) и (2) исполняют частушки. Ребята подпевают)

КОРОБЕЙНИК (1): Пора и конкурс мастериц объявить! Прошу на сцену троих желающих.

(Трое девушек выходят на сцену) 

КОНКУРС 4. «ЭСКИЗ»

(Коробейники выносят три листа ватмана, цветные карандаши, фломастеры и раздают участницам)

КОРОБЕЙНИК (2): Милые мастерицы, вам нужно придумать и нарисовать эскизы будущих платков. Работать вы можете десять минут, а затем надо рассказать о своих рисунках.

(Участницы рисуют, а затем демонстрируют свои эскизы. Та, у которой получилось наиболее необычно, получает сувенир)

КОРОБЕЙНИК (1): Ай да умницы, ай да мастерицы! Мимо таких красивых платков не пройдёшь!

КОРОБЕЙНИК (2): Кстати, а вы знаете, что существует несколько способов стильно повязать платок? Давайте мы вас им научим!

(На слайдах демонстрируется несколько способов завязывания платков. На сцену приглашаются желающие. Они разбиваются на пары. Одни становятся «моделями», а другие — «стилистами». Все участники получают сувениры)

КОРОБЕЙНИК (1): Друзья, если вы научитесь дополнять свой образ, красиво повязывая или накидывая на плечи платок, то не останетесь незамеченными.

Ребята, а давайте потанцуем! Да-да, с платками и танцевать можно. Не верите? А мы вам сейчас покажем!

(Демонстрируется фрагмент фильма «Любовь и голуби» — эпизод, где Надя танцует с платком на плечах. Желающие выходят на сцену и повторяют движения. Коробейники танцуют с ними)

КОРОБЕЙНИК (2): Большое спасибо, друзья! Нам пора идти.

КОРОБЕЙНИК (1): Нас на Нижегородской ярмарке ждут. Надо же и там нашими платками да шалями похвастаться. Но мы ещё вернёмся!

(Коробейники (1) и (2) уходят. Появляются Библиотекарь и Ведущий)

С ТЕПЛОМ ИЗ ОРЕНБУРГА

(Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Г. Зыкиной)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, наше мероприятие продолжается. Сейчас вы услышали знаменитую песню великолепной исполнительницы — Л.Г. Зыкиной. А появилась она так. В 1958 г. в Оренбурге создали русский народный хор, и сотрудники местной филармонии для создания репертуара пригласили поэта В.Ф. Бокова и композитора Г.Ф. Пономаренко.

(Слайды — В.Ф. Боков, Г.Ф. Пономаренко)

   Они приехали в Оренбург, сочинили несколько песен, но произведение, которое должно было стать основным в программе, никак не удавалось. Помог случай.
   Боков и Пономаренко решили купить родным сувениры и отправились на местный рынок, где Виктор Фёдорович выбрал для мамы лёгкий, тёплый и очень красивый платок.
   «Я представил себе, как морозным вечером на плечи мамы ляжет пушистый платок, согреет её и напомнит обо мне. И тут, будто бы ниточка из пряжи, потянулись слова нужной песни», — рассказывал потом поэт. Григорию Фёдоровичу очень понравились слова, он написал музыку, и получилась песня, ставшая жемчужиной в репертуаре Л.Г. Зыкиной.

(Слайды — оренбургские пуховые платки)

ВЕДУЩИЙ: Да, мимо такой красоты очень сложно пройти! Посмотрите, друзья, какие эти платки лёгкие, — словно их вязала зимняя чародейка.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Но это не волшебство, а мастерство русских умелиц. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII в. По другим данным, вязание шалей из козьего пуха в этих местах существовало ещё до образования губернии.
   Легенда гласит, что в 1731 г. императрица Анна Иоанновна приняла в российское подданство войско старшины Киргиз-Кайсацкой орды Абулхаир-хана. В знак благодарности он решил сделать государыне необычный подарок. Старшина велел согнать белых кобылиц со всех ханств и близлежащих территорий. Получился табун из 50 тысяч лошадей. Отобрав 12 лучших, хан снарядил их богатой сбруей, призвал лихих всадников и отправил в столицу.
   Но подарок держали в строжайшей тайне до самого визита во дворец. Лишь перед въездом в ворота царских палат, выстроившись в два ряда, всадники растянули огромнейший белый платок небывалой красоты размером более 50 квадратных метров. Каково же было удивление собравшихся, когда это полотно с лёгкостью протянули через обручальное кольцо!

ВЕДУЩИЙ: В более позднее время одним из первых учёных, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, стал путешественник и исследователь, академик П.И. Рычков. Его супруга Алёна Денисьевна многие годы обучала местное население узорному пуховязанию. В большом гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек. Под треск лучин и тихие напевы долгими зимними вечерами они вязали платки. (Открывает сундук и демонстрирует пуховые платки.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые были представлены на Парижской международной выставке в 1857 г. А в 1862 г. в Лондоне казачка М.Н.Ускова даже получила медаль «за шали из козьего пуха».
   Многие исследователи считают, что пух местных коз — самый тонкий в мире, поэтому изделия из него получаются такими нежными, мягкими и воздушными. При этом материал является удивительно прочным.
   Оренбургские платки бывают нескольких видов. Шали — серого цвета, толстые и очень тёплые.

(Слайды — оренбургские шали)

ВЕДУЩИЙ: «Паутинка» — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Схемы и приёмы вязания здесь очень сложные. Такие платки изготавливаются из самой чистой и мягкой шерсти.

(Слайд — платки-паутинки»)

   Тонкость изделия нередко определяют по двум параметрам: проходит ли оно через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце.
   Оренбургские мастерицы работают так: сперва прядут плотную нить из козьего пуха, а затем напрядают её на шёлковую (хлопчатобумажную) основу. Такой платок изначально выглядит гладким. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Каждый такой маленький шедевр — оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастерицы-пуховязалыцицы.

«ПОМНЮ, КАК В ПАМЯТНЫЙ ВЕЧЕР...»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а сейчас давайте послушаем ещё одну знаменитую песню, посвящённую героям нашего праздника.

(Звучит пест «Синий платочек» в исполнении К.И. Шулъженко)

   История её такова. В 1939 г. в Советский Союз приехал со своим эстрадным коллективом «Голубой джаз» польский музыкант Ежи Петерсбургский. Артисты выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах. Весной 1940 г. «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Представления проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я.М. Гольденберг (Галицкий).
   Одна из мелодий так понравилась поэту, и он написал слова, а после концерта показал их Е. Петерсбургскому. Музыкант был в восторге, и уже через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек». В сопровождении «Голубого джаза» её исполнил солист Станислав Ляндау.

ВЕДУЩИЙ:  Композитор Д.Б. Кабалевский объяснял: удивительная популярность этой композиции в том, что она «удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе», в ней есть «абсолютное сочетание текста и музыки». В годы Великой Отечественной войны эта история о любви, разлуках и встречах, о доме и русской природе напоминала бойцам о мирной жизни и о том, что их ждут родные.
   Существует несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», но самая известная из них—та, которую исполняла певица К.И. Шульженко, выезжая на фронт выступать перед бойцами.

(Слайд—К.И. Шулъженко)

   Ленинградский писатель А.А. Бартэн вспоминал о концерте, который состоялся 5 апреля 1942 г.: «Шульженко и Коралли — одни из немногих, выступавших в Ленинграде в самые тяжёлые дни. Выступают они и сейчас в прифронтовой полосе, приносят людям, идущим рядом со смертью, радость и имеют, несомненно, право на самые большие награды... Тяжёлый воздух. Тяжелораненые. Сдержанные стоны. Слабый свет. Маленькая школьная сцена с остатками детских декораций. Раненые послали записку. По их просьбе Шульженко исполнила «Синий платочек»...»

БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот слова поэта-фронтовика А.А. Суркова: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». Так и было. Более того — в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические...»
   Песня стала одной из самых популярных в военное время. И даже после Победы Клавдия Ивановна Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с платочком в руках стал хрестоматийным.
   В 1976 г. во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя исполнительница вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шёлковый платок. Публика встала и аплодировала стоя. Эти овации предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

(Слайд — К.И. Шульженко на сцене с синим платком)

ВЕДУЩИЙ: Друзья, наше мероприятие подходит к концу. Нам бы очень хотелось, чтобы платок стал непременной деталью вашего гардероба. Многие стилисты уверены, что, грамотно подобранный по цветовой гамме, этот аксессуар разнообразит любой образ и придаст ему оригинальности. Это лёгкий, яркий и смелый штрих. Кстати, изящные цветные шёлковые платки очень любит английская королева Елизавета II.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А всех, кто хочет узнать ещё несколько платковых секретов, мы приглашаем к нашей книжной выставке! (Проводит обзор выставки, предлагая ребятам взять и прочитать понравившиеся издания)

(Звучит динамичная музыка. На сцену выбегают Коробейники (1)и (2).)

КОРОБЕЙНИК (1): А вот и мы!

КОРОБЕИНИК (2): Что, успели соскучиться?

КОРОБЕЙНИК (1): Что-то вы сегодня всё слушаете да слушаете. Давайте наш праздник платковый танцем закончим!

КОРОБЕЙНИК (2): Это каким же?

КОРОБЕЙНИК (1): Да нашим любимым — кадрилью!

КОРОБЕЙНИК (2): О, да ребята, небось, такого и не знают...

КОРОБЕЙНИК (1): Ничего страшного! Мы научим! (В зал) Давайте, выходите, кто смелый да весёлый!

(Звучит мелодия кадрили. Желающие выходят на сцену и танцуют вместе с Коробейниками (1) и (2).)

 

Кузянин, Г.И. Платковая кадриль /Г.И. Кузянин // Читаем, учимся, играем, 2019.- №2.- 102-107.

 

 

2         425