Включить версию для слабовидящих

Семикаракорская керамика

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 РУССКАЯ МАЙОЛИКА – СЕМИКАРАКОРСКАЯ КЕРАМИКА

   Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена КАРАКОРЫ. Поселение известно с VIII века как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
  1(6) С 1972 года поселение имеет статус города и народного промысла традиционного бытования.
  Семикаракорский фаянсовый завод считается «жемчужиной Дона», ведь это единственное предприятие, которое выпускает в данном регионе подобную продукцию. Изготовление фаянсовой посуды здесь является продолжением многовековых традиций, которые зародились в городе еще во времена процветания гончарного ремесла в казачьей станице Семикаракорской. Научные исследования местности показали, что в данном регионе гончарное искусство зарождалось практически в каждой станице и городке, где были залежи глины.
  Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и «горшечные заводы», так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров. Был «горшечный завод» и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова ЧЕРНЯЕВА.
    В отличие от других многочисленных мастерских «горшечников», прекративших свое существование на рубеже XIX-XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион РЫЛЬЩИКОВ тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.
   Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширный ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все Н.С. АРАБСКИЙ, геолог по образованию, эрудированный человек — первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.
    Поиск начали с более простой технологии — с майолики. Все изделия сплошь покрывались плотными глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми. Часто майоликовые изделия украшались рельефами различной сюжетной тематики.
  4487Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила АЛДОШИНА, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр КАЗАНКОВ, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.
   Поиски стиля, который бы отличил изделия цеха от продукции других фаянсовых производств, навели художников на мысль расписывать изделия ангобами, то есть цветными жидкими глинами. На комбинате был организован участок ангобной росписи. Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшимся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Если ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней акварельности, то солевая роспись была недостаточно яркой, мало выразительной. Еще десять-пятнадцать лет назад одновременно выпускались майолика и фаянс с различными приемами декорировки, господствовало разностилье форм, приемов росписи и красок.
   В то время художникам активно помогал Научно-исследовательский институт художественной промышленности министерства местной промышленности РСФСР. Так, в июне 1983 года на комбинате был проведен творческий семинар, посвященный улучшению художественно-стилевой направленности продукции. Решено было перейти на подглазурные краски, за основу принять букетно-растительный орнамент с мелким цветком и со всевозможными пестрениями, в красочной гамме придерживаться топов: зеленоватых и розовато-охристых.

   Пленерные зарисовки трав и цветов донских степей дали художникам благодатный материал для творческих поисков и находок. Зарисовки, как правило, проходили летом. А степь с выжженной солнцем травой, летом дает приглушенный колорит зеленовато-коричневой охристой гаммы. От летних зарисовок появился первоначальный вариант семикаракорского письма — «знойное лето». Некоторое время ряд изделий выходил с подобным колористическим решением.4495
   Но недолго работали художники в данном направлении. Со временем за основу колористического решения было определено все цветовое богатство донского букета. На изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий теневой мазок. Таким образом, сформировалась полихромия семикаракорского букета, сформировалась и его манера росписи.
   Напряженный многолетний творческий поиск коллектива художников-единомышленников предшествовал  появлению своего письма, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном  центральном цветке (цветок фантазийный часто пополняется сеткой, арабеской) с другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться  стилизованные изображения флоры и фауны  Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли отражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые,  зеленовато-изумрудные м коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы.
  Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса  тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки чайники, салатницы.

  Семикаракорский завод На предприятии работает 29 человек, из них 80 «живописцев» так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 год цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.
   Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках ярмарках в нашей стране и за рубежом — во Франции, в Японии, Англии, Германии, Югославии, Болгарии, Польше.
 Промысел отмечен многими наградами и достижениями международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.

Русская майолика – Семикаракорская керамика // Читай-Теленеделя, 2017, № 31.- С.68.

0b5da4367ffc11e6bee5ac220b0f88e5 cd0cf052be0911e6829c902b3431095a

С ЛЮБОВЬЮ К ЛАЗОРЕВОЙ СТЕПИ

   Вы когда-нибудь бывали у нас, на Нижнем Дону, весной? Когда ещё ничто не предвещает знойного, с раскалённым воздухом, удушающего лета, а правый высокий берег Дона покрыт свежей, радующей глаз и душу зеленью и яркими первоцветами. Когда-то в это время года донскую степь устилал ковёр из цветов, и казалось, что искусная мастерица до горизонта вышила разноцветным узорьем всё степное пространство. Сейчас весной тоже можно встретить островки-полянки степных тюльпанов с трепетными остролистыми алыми лепестками; в донском краю их называют лазориками, а степь, вслед за Михаилом Шолоховым - лазоревой.
  ekskursiya v semikarakorsk 3 Исторически сложилось так, что колыбелью донского казачества стали степи Нижнего Дона.
  Бывшее дикое поле за прошедшие века сохранило следы пребывания многих этносов, что отразилось в культуре населения, впоследствии осевшего на территории нижнего течения Дона и со временем получившего название донских казаков. Кроме присутствия традиций южных губерний России (русских и малороссийских областей), здесь также отслеживается влияние народов Северного Кавказа, тюркских народов региона. Процесс формирования современного населения Нижнего Дона завершился в начале XIX в. Особенности уклада жизни во времена казачьей вольницы, а затем и в период несения казаками воинской службы у российских государей сформировали самобытный жизненный строй донского казачества.
   Донские казаки, кроме несения военной службы, занимались землепашеством, садоводством, виноградарством, выращиванием домашнего скота, особенно лошадей, рыболовством.
   Ремёсла, бытующие на Нижнем Дону, такие как лозоплетение, кузнечное и столярное дело, гончарство и ткачество, женские рукоделия, в процессе своего становления и развития не приобрели ярко выраженных, характерных только для данного региона художественных стилевых особенностей. Но исследователи отмечают простоту, прочность, функциональность, продуманность в выборе материала, формы и цвета при изготовлении предметов быта и орудий труда. При этом они выделяют сдержанное художественное оформление, а порой и полное отсутствие какого-либо декора в изделиях ремесла.
   Сначала это касалось и керамики, тем более что в ранний период казаки считали гончарный промысел «не по званию». Кроме того, ее привозили в готовом виде. Так, например, большое количество керамической посуды, украшенной ярким крупным растительным орнаментом, на Дон доставляли на продажу из Опошни (Украина). Примечательно и то, что многие находящиеся в употреблении на Дону названия керамических изделий имеют тюркское происхождение (например, чинак, бальсан).
   Но постепенно ситуация менялась. Если первоначально изготовлением керамики на месте занималось не казачье население - малороссы, русские - то уже к началу XVIII в., оценив выгоду и пользу от производства керамических изделий, гончарство признали уважаемым занятием в среде казачества. Так постепенно у казаков Нижнего Дона сложилась традиция производства керамики.

   В казачьем быту глиняная посуда занимала значительное место, и прежде всего, ценились её практические свойства, так как она сохраняла свежесть молока и воды, а приготовленная в такой посуде еда приобретала особый вкус. Размер, форма, цвет посуды сообщали о том, для каких продуктов она предназначалась.
   Так светлая - для молока, чтобы легче её обнаружить в тёмном погребе или подвале, тёмная - для пива и кваса, чёрная - для приготовления пищи в печи, расписная, орнаментированная - для подачи блюда на стол. Сосуды имели различную форму: кубышки - узкогрудые посудины с широко раздутыми боками, махотки - низкие кувшины с широким горлом, макитры - большие широкие горшки. Это также кувшины - вертикально вытянутые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой; для доставки продуктов в поле - горшки, спаренные одной ручкой. Отдельно нужно сказать  о курительных  керамических трубках. Некогда на Дон из Турции как образцы, сделанные на месте, они отличались отсутствием орнамента, но были более функциональны, имели тонкий и плотный черепок.
   Предшествующая история развития перелома способствовала формированию здесь самобытной и узнаваемой традиции, принадлежащей керамике, известной, как «Семикаракорский фаянс», центр производства которого - ЗАО «Аксинья» - находится в г. Семикаракорске Ростовской области. (официальный сайт: https://aksinia.ru/).

  ekskursiya v semikarakorsk 7 Немаловажную роль в этом процессе сыграли государство и творческая деятельность профессиональных художников, которые, впрочем, очень бережно отнеслись к местной традиции.
    С 1966 г. по всему Советскому Союзу на основании Постановления Совета Министров РСФСР №707 « О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов » развернулась работа по формированию народных промыслов в исторически подходящих для этого местах, которую возглавил Московский научно- исследовательский институт художественной промышленности. В эти годы гончарный цех Семикаракорского райпромкомбината был преобразован в мастерскую керамических изделий.
   В декабре 1972 года был сдан в эксплуатацию цех художественной керамики. Деятельность предприятия была направлена на выпуск изделий из фаянса, рассчитанных на массового потребителя. При этом изделия должны быть функциональными, экономичными, эстетичными, прочными, удобными. Был выработан свой ассортимент - вазы, кувшины, всевозможные столовые наборы, салфетницы, сырные доски, а также формы мелкой пластики. Но не только ассортимент и формы (сдержанная пластика - мягкие, округлые, плавные линии), но и декор становятся характерными особенностями семикаракорского фаянса. Так, в росписи присутствуют все краски донской природы в разное время года. В первые два десятилетия это были в основном цвета осеннего разнотравья на белом фоне фаянса тёплого сливочного оттенка - тонкий рисунок и свободная кистевая роспись золотисто-охристых цветов, лёгкие умбровые (коричневые) сочетания, изумрудно-зеленоватые тона. Общая цветовая гамма озаряется яркими всплесками голубого, розового, алого цветов, а также обязательно применяется бирюза.
  ekskursiya v semikarakorsk 3 Основа семикаракорской росписи - живописный теневой мазок, отличающийся акварельностью цветового звучания. Используются букетно-растительные мотивы и орнаменты с акцентом на более крупном центральном цветке - это ромашка, вереск, василёк, шиповник. Фантазийный цветок дополняется сеткой, арабеской и другими декоративными элементами. Рисунок очень мягко ложится на изделие, словно обтекает форму. Также присутствует сюжетная жанровая живопись на темы донского фольклора.
   В 2012 году промыслу официально исполняется сорок лет. Это было время напряжённого творческого труда художников-керамистов, модельщиков, технологов, инженеров-конструкторов оборудования, технических сотрудников. Этапы, через которые прошёл промысел, возможно, не совсем традиционны.
   На территории бывшего Войска Донского ранее не сложилось ни одного народного художественного промысла, поскольку условия, в которых развивались ремёсла на Дону, не способствовали этому. Становление семикаракорского промысла проходило в специально созданных для этого условиях, с учётом использования всех возможных культурно-исторических, информационных, кадровых, финансово-экономических, технических ресурсов.
  Пользуясь современным научным языком, можно ли назвать семикаракорский фаянс видом народного художественного промысла?

    Известный теоретик народного искусства М.А. Некрасова отмечает следующие черты народного промысла:
   - это очаг традиционной культуры с характерным для него принципом совместного творчества (взаимодействием индивидуального и коллективного начал);
   - его особенности генетически восходят к обычаям того или иного региона, неразрывно связаны с духовностью их носителей;
   - для многих людей (мастеров) он является источником средств к существованию.g58wo0sfvt9q9by 121ffcb5

    В случае с семикаракорским фаянсовым художественным производством эти показатели присутствуют. Промысел состоялся, его продукция узнаваема и любима во многих странах мира. Это белоснежная фаянсовая посуда и мелкая пластика, с росписью, содержащей полноцветную палитру красок донской степи. Стилистическая художественная традиция семикаракорской росписи, в основных чертах сформировавшаяся сорок лет назад, продолжает свою жизнь. Преемственность гончарного донского ремесла и семикаракорского фаянсового художественного промысла состоит в развитии традиции продуманной лаконичности любой гончарной формы, её благородной простоте и функциональности. Это означает продолжение с помощью специфических средств декоративно - прикладного искусства духовной традиции донского казачества, вся суровая жизнь которого некогда была подчинена служению Отчизне.
   Вся продукция, которая в настоящее время выходит из цехов ЗАО «Аксинья» (более 1000 единиц наименований), пропитана медвяным настоем трав цветущей донской степи, ароматами речного воздуха Дона, энергией тех мужественных людей и исторических событий, которые принесли славу Дону. И пускай становление традиции основных художественных выразительных средств в этом донском промысле завершилось всего лишь сорок лет назад, он представляет собой замечательное явление в культуре донского края.
   Если вы никогда ранее не бывали на Нижнем Дону, тогда непременно начать знакомство с ним нужно с семикаракорского фаянса.

Галина ЛЕЗИНА, ст. научный сотрудник Волгодонского художественного музея, Ростовская область
Лезина, Г. С любовью к лазоревой степи /Г. Лезина // Народное творчество, 2012.- № 2. – С.59-61.

 

2         425