Включить версию для слабовидящих

Как вечно пушкинское слово

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

 «КАК ВЕЧНО ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»
Вечер-реквием к Дню памяти А.С. Пушкина

Зал украшен портретом А.С.Пушкина, цветами, горят свечи, звучит  классическая музыка.

Ведущий:  «…Пистолетов пара, две пули — больше ничего...».  Еще раз о дуэльном  оружии Пушкина и Дантеса.    Трагическая дуэль на Чёрной речке. 182 года назад. Напомним  историю и зажжём свечу возле портрета Пушкина.
   182 года назад, 27 января (по старому стилю) 1837 года, на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, в пятом часу пополудни прогремел выстрел…

Звучит романс   «По пути на Чёрную Речку» в исполнении Вадима Егорова

Перекрести меня, Наталья, -
еще не явь, уже не тайна,
что наши скрещены пути.
Легла дорога на дорогу...
Надолго ли - известно Богу.
а наш удел - по ней идти.
а наш удел - по ней идти.
И нам загадывать не надо,
куда она - к вратам ли ада
или к заоблачным вратам.
Какая разница, ей-Богу!
Ведь главное - обресть дорогу
и до ворот дойти. А там
поймем, уже не так ретивы,
что бытие неотвратимо
свои вращает жернова,
и нам скрипят они, Наталья,
что жизнь - она всегда летальна,
а смерть - она всегда жива.

Ведущий:   История дуэли Пушкина с Дантесом, как кажется, изучена досконально. Однако впечатление это обманчиво: в необъятной литературе, посвященной роковому поединку, как правило, тиражируются сведения, добытые из весьма ограниченного круга источников. Между тем одна часть этих источников нуждается в проверке, другая — в дополнениях или уточнениях. Ложное ощущение хрестоматийной известности связывается также с обстоятельствами обмена выстрелами, прогремевшими на Черной Речке 27 января 1837 года, и с оружием, из которого они были произведены. 
   Как  явствует из военно-судного дела, на место поединка секунданты явились со своими дуэльными гарнитурами, каждый из которых состоял из пары пистолетов и принадлежностей к ним: «Пистолеты, из коих я стрелял, — показал на следствии Ж. Дантес, — были вручены мне моим секундантом на месте дуэли; Пушкин же имел свои».  Излагая показания К.К. Данзаса, секунданта Пушкина, следственная комиссия констатировала: «барьер означен был шинелями секундантов. Потом  г. д’Аршиак и Данзас зарядили каждый свою пару пистолетов и вручили  по одному противникам».
   Другими словами, Пушкин был вооружен пистолетом из гарнитура, привезенного Данзасом, а Дантес — из гарнитура, привезенного д’Аршиаком.
   Непреложным условием дуэли служило равенство в возможностях, предоставляемых противникам. Поэтому дуэльные гарнитуры всегда состояли из пары одинаковых пистолетов с принадлежностями. Оптимальным считалось обращение  к  новому, ни разу не употреблявшемуся, комплекту; во всяком случае, с дуэльным оружием соперники должны были познакомиться лишь на месте поединка. Однако дуэльный кодекс допускал использование соперниками и собственных пистолетов, если различие в длине их стволов незначительно, а калибры тождественны.
   Применение противниками собственного оружия имело то очевидное преимущество, что позволяло избежать огласки, почти неминуемой при поисках незнакомых противникам пистолетов. Вспомним: накануне дуэли Ленский наносит прощальный визит Лариным:

Чтец:
Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл...
Онегин, его противник, наутро
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой...
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним...

Ведущий: Итак, Ленский и Онегин отправляются на поединок каждый с собственным оружием. Очевидно, пушкинские слова: «и каждый взял свой пистолет» — должны пониматься буквально.
    С собственными пистолетами явились на дуэль и Пушкин с  Дантесом.
   Впрочем, собственным оружием — в буквальном смысле этого слова — было лишь оружие Пушкина. Известно, что 24 января 1837 года он отнес  ростовщику А.П. Шишкину  столовое серебро, под залог которого получил 2200 рублей ; по-видимому, часть этих денег пошла на оплату  пистолетов, которые он выбрал в «Магазине военных вещей» Алексея Куракина на Невском проспекте, 13. По словам К.К. Данзаса, секунданта Пушкина, «пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д’Аршиака» . Три дня спустя, 27 января, около 2 часов дня, Данзас, условясь встретиться с Пушкиным в кондитерской Вольфа, отправился за пистолетами. Уложив их в сани, Данзас подъехал к расположенной в двух шагах от магазина Куракина кондитерской; отсюда путь Пушкина и Данзаса пролег к Черной речке, к месту дуэли.
   К.К.Данзас вспоминал: «Пушкин  первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал: 
    — Je crois que j’ai la cuisse fracasse. -«Мне кажется, что у меня раздроблена ляжка» — фр
   Яркая вспышка огня ослепила поэта. Пушкин почувствовал сильный удар в бок и ощущение  чего-то горячо стрельнувшего в поясницу. Ноги у него подкосились, и он упал на левый бок  лицом в снег, лишь на короткое мгновение потеряв сознание. Секунданты бросились к нему, и, когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами:
    — Attendez! je me sens assez de force pour  tirer mon coup. -«Подождите, у меня еще достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел». — фр.
    Дантес остановился  у  барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина  пистолет его попал  в  снег .Раненый Пушкин нашел в себе силы приподняться, сесть и потребовал заменить пистолет, так как при падении дуло забилось снегом. Данзас  подал ему другой.  Опершись левой рукой, он, страдая и превозмогая физическую боль, долго прицеливался, бледный, вероятно, с затуманенным взором. Ярко-красное пятно медленно расплывалось по его одежде, кровь просачивалась сквозь ткань и алой тонкой струйкой стекала на снег. Пушкин спустил курок.
   Дантес  упал. На вопрос Пушкина  у  Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал:
    — Je crois que  j’ai la balle dans la poitrine».- «Я думаю, что я ранен в грудь». — фр
   — Браво! — вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону, и вновь потерял сознание, сейчас  уже на несколько минут, упав на шинель, обозначавшую барьер.
    А.С. Пушкин получил ранение незадолго до 17 часов 27 января, после чего он жил еще около 46 часов.

Чтец 1: Итак, следует признать  неоспоримым  фактом, что в ходе поединка в его руке побывали  оба  пистолета, приобретенных в этот день в магазине  Куракина; в руке Дантеса — один из двух пистолетов, доставленных на Черную речку  д’Аршиаком.
    В ночь с 27 на 28 января Пушкин попытался в последний раз спустить курок своего пистолета. «Вечером ему сделалось хуже. В продолжение  ночи страдания Пушкина  до того усилились, что он решился  застрелиться, — сообщает А.Аммосов со слов пушкинского секунданта. — Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек  исполнил его волю. Но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса.  Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло; отдавая их Данзасу, Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы».
   Заметим, что Аммосов  вслед за Данзасом неслучайно говорит здесь о двух пистолетах, хотя для того, чтобы застрелиться, достаточно и одного. Пушкин  не  мог рассчитывать, что оружие ему зарядят, не разгадав  его намерения, следовательно, ему нужны были пороховница,  пыж, пуля, шомпол, молоток и капсюль — одеялом он накрыл,  по-видимому, ящик с дуэльным гарнитуром…

Чтец 2: 28 января.  День прощания с близкими. Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья  Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев, которые до самой смерти Александра Сергеевича находились в его доме, отлучаясь на самое короткое время. Александр Сергеевич чувствовал себя настолько плохо, что решил попрощаться со всеми. Он попросил  к себе жену, детей и свояченицу Александру Николаевну.
   29 января.  День скорби, день смерти поэта. У постели умирающего неотлучно находятся В.А. Жуковский, Н.Н. Гончарова.
  Около 14 часов Александру Сергеевичу захотелось морошки. Он с нетерпением ждал, когда ее принесут, и попросил Наталью Николаевну покормить его из рук. Он съел 2-3 ягодки и с наслаждением выпил несколько ложечек сока, подаваемых женой, говоря: “Ах, как это хорошо!”
   Пушкин потухающим взором обвел шкафы своей библиотеки и, имея в виду своих самых лучших и верных друзей – книги,  прошептал: “Прощайте, прощайте”. Последними словами поэта были: “Жизнь кончена… Тяжело  дышать, давит…”. В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть.

14-45 -  Звучат колокола. Минута молчания.

Ведущий: Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.
   Однако у великих людей не бывает даты смерти. Они уходят из жизни – в бессмертие. Вот почему День памяти А.С.Пушкина  мы отмечаем как светлый праздник. Пока издаются книги Пушкина, пока произведения Александра Сергеевича читают, он будет жить.

Звучит романс   «Тени на Мойке» в исполнении Вадима Егорова.

Возле Пушкинского дома, что на Мойке,
где уже на парапете снег белеет,
птицы стихли и прохожие умолкли,
и молчат себе, и прах его лелеют.
Экскурсанты даже дышат втихомолку,
еле слышные вопросы задавая,
а по Пушкинскому дому, что на Мойке,
ходят тени и живых не задевают.
 
Ходят тени, стонут тени, плачут тени...
Им, теням, от этой боли нету мочи.
И скупые о здоровье бюллетени
тень Жуковского вывешивает молча.
Не чинов во имя и не ради денег,
назначения друг друга отменяя
докторов его беспомощные тени
все снуют вокруг него и лед меняют.
 
Та, которой был сражен и очарован,
та, с которой невесомы все тенета,
тень Натальи  Николавны  Гончаровой
на кушеточке лежит у кабинета,
и какая б его боль ни обуяла,
что б ни грезилось ему в предсмертной дали,
умирающий  укрыт, как одеялом,
сухопарой и сутулой тенью Даля.
 
Мукой пушкинской объята и ведома,
не снимая эту горькую осаду,
тень толпящихся у Пушкинского дома
полтора столетья мерзнет у фасада.
И, забрызганная пушкинскою кровью,
света пушкинских окон не омрачая,
николаевская тень лежит на кровле,
но ее уже никто не замечает...  
          1988

 Ведущий:  Вспомним  любимые стихи:

Выступление  участников вечера.

Ведущий: Какова была дальнейшая судьба оружия, употребленного в поединке на Черной Речке?
   После дуэли пистолеты Дантеса и Пушкина на целый век исчезли из поля зрения пушкинистов. «Поединок Пушкина обследован и изложен в настоящее время с совершенной полнотой. Все относящиеся сюда материалы и сохранившиеся памятники собраны, описаны, зарегистрированы. Нет только самого оружия, которым был сражен поэт — дуэльных пистолетов, — констатировал Н.И.Соболев в заметке «Пистолеты последнего поединка Пушкина», датированной 20 марта 1933 г. — Куда они девались? Почему такая реликвия не сохранилась? Какие они были?»
   Выстрел, оборвавший жизнь Пушкина, был произведен из пистолета, врученного Дантесу, по его словам, секундантом на месте дуэли. Следствие  вполне  удовлетворилось этим утверждением и не пыталось  установить  владельца  гарнитура, привезенного на Черную Речку д’Аршиаком — родственником и другом Дантеса.
    Пистолеты  Дантеса были неожиданно  явлены  миру  накануне столетней годовщины со дня гибели Пушкина: в 1937 году в Париже, в фойе зала Плейель (Pleyel), на выставке «Пушкин и его эпоха», приуроченной к этой скорбной дате, их впервые представил публике Серж Лифарь.
    В путеводителе по выставке М.Л.Гофман посвятил пистолетам де Баранта краткий, но яркий очерк: «Следующая (пятая) витрина посвящена дуэли Пушкина с Дантесом и вызывает невольную жуть и трепет. В ящике лежат пистолеты, бывшие на месте дуэли 27 января 1837 года: два пистолета, шомпол, молоток, пороховница с порохом, с тем самым порохом, большие свинцовые пули...

Чтец:
Вот пистолеты уж блеснули.
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще...

Ведущий: Кажется, эти стихи «Евгения Онегина» описывают дуэльный ящик витрины — так точно совпадение… История этих пистолетов такова: их одолжил виконту д’Аршиаку, секунданту Дантеса, граф Барант, сын французского посланника, и после дуэли они сохранялись в семье Барантов (в настоящее время они принадлежат Л.Шательперону)».
   Если  до 1937 года имя Э. де Баранта не упоминалось даже в  классическом труде П.Е.Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», то после обнародования принадлежности барону этих пистолетов возник соблазн связать их и с другим поединком — с дуэлью, произошедшей 18 февраля 1840 г. между их владельцем и М.Ю.Лермонтовым. Стремление это понятно — сам Лермонтов ставил Эрнеста де Баранта на одну доску с Жоржем Дантесом: «Je dйteste ces chercheurs d’avantures, — говорил он. — Эти Дантесы и де Баранты заносчивые сукины дети».
    От барона П. де Баранта пистолеты перешли к де Шательперонам. Устроителям выставки «Пушкин и его эпоха» пистолеты предоставил  сын полковника Поля де Шательперона.
   Возвращенные владельцу по окончании парижской выставки, пистолеты де Баранта вновь погрузились в забвение почти на треть столетия. Интерес  к  ним оживил в 1969 году содержательный очерк «Роковое оружие», опубликованный в «Огоньке»  правнуком Пушкина Г.М.Воронцовым-Вельяминовым (20.04.1912–20.12.1982).

 Чтец:               
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня  всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
 
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
     А.С.Пушкин

Ведущий: Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много.
     Мы постарались воссоздать картину ухода Александра Сергеевича Пушкина из жизни, щемящее чувство добавила музыка Г. Свиридова к драме «Метель». Большое спасибо всем за то, что так трогательно сумели окунуть нас в мир пушкинской поэзии.

Использованная литература:

  1. Воронцов-Вельяминов, Г.М. Роковое оружие //Огонёк». - 1969.
  2. Файбисович, В. «…Пистолетов пара, две пули — больше ничего...» Еще раз о дуэльном  оружии Пушкина и Дантеса //Наше наследие. - 2008. -  № 8-7.

Составитель: Назарова Т.И., ведущий библиотекарь Центральной библиотеки  им. Н.К. Крупской.

2         425