Включить версию для слабовидящих

Ростовская финифть

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

  original (1) Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.
   
Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

   Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.
  
 Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года. Однако мировая история эмали насчитывает несколько тысячелетий. Техника наплавления эмали на металл родилась на Ближнем Востоке в 1 тысячелетии до н.э. как побочное открытие в развитии производства стекла. Технология быстро перенималась другими народами. Вследствие прочных культурных и политических связей с Византией в XI веке эмаль попала в Россию.
   
  К этому времени были изобретены такие техники эмалирования, как шамплеве (выемчатая эмаль) и клуазоне (перегородчатая эмаль).  Революция в технологии эмали произошла в начале XVII века, когда эмальерам удалось добиться бездефектного обжига относительно больших плоскостей, покрытых белой эмалью, и, главное, когда французский ювелир Жан Тутен (1578-1644) смог значительно улучшить палитру надглазурных красок. Появившаяся благодаря этим технологическим прорывам техника расписной эмали изначально применялась для росписи циферблатов. Позже расписными эмалями стали украшать шкатулки, портсигары, вазы, изготавливать эмалевые миниатюры.17789392.1ramt0ol1d.W665

  В России технология расписной эмали появилась в конце XVII века. Историки обычно связывают её появление с именем Петра I. Именно при его правлении  мастера Оружейной палаты начали осваивать  новое ремесло. Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась  на территории Ростовского архиерейского дома  (Ростовского кремля) и выполняла церковные заказы для Ростова, Ярославля и, возможно, для других городов Ростовской митрополии.  Мастерская просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появились такие замечательные мастера миниатюрной росписи по финифти, как иерей А.И.Всесвятский, иеромонах Амфилохий, диакон П. Иванов, А.Г Мощанский. Их насыщенные, динамичные работы заметно отличаются от иконописных канонов Ростово-Суздальской школы, и уже тогда у Ростовской финифти вырабатывается собственный неповторимый стиль.

 17792562.ckrctbqa0t.W665 К середине XIX века в Ростове уже насчитывалось более 50 мастеров финифти. Самые известные из них – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И.Рыкунин, И.Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.
  Ростовские миниатюристы относились к финифти не как народному промыслу, а как к высокому искусству. В отличие от европейских мастеров расписной эмали, они не только копировали, но и создавали свои оригинальные произведения. В Ростове не были знакомы с изобретенной в XIX в. технологией декалькомании и все работы выполняли исключительно вручную. Возможно, поэтому искусство ростовской финифти до сих пор существует, тогда как в Европе техника миниатюрной живописи по эмали канула в Лету.

   В истории ростовской финифти были и взлёты, и падения. Однако, благодаря  преданным своему делу мастерам, ценящим финифть меценатам и энтузиастам, искусство ростовской миниатюрной живописи по эмали дошло до наших дней в первозданном своём виде.
  В наше время ростовская финифть стоит на пороге новой эпохи. Сейчас, как никогда, важно бережно относиться к традициям, развивать и усиливать те качества ростовской финифти, которые позволяли ей на протяжении трёх столетий оставаться востребованной: высокое качество художественной работы, главенствование в произведении творческого замысла художника, техническое совершенство исполнения. Каждый из нас – и покупатель, и художник,- несет ответственность за сохранение этого сокровища русского искусства.

Сайт: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=31

original (2)

 

 

2         425