Включить версию для слабовидящих

Палех

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ПАЛЕХ 

  Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. 
   Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. 
   Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням. 

   Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского искусства. 
    Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи. 
  Палех2 Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи. 
   Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка. 
   Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли своe яркое выражение в творчестве современных художников Палеха. 
   Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре. 

   Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых). 
   Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в еe состав. В настоящее время это рабочий посeлок, районный центр Ивановской области. 

Палех1

*** 

  Палех - так называется село в Ивановской области. Но «Палех» - это ещё и удивительно красивый, знаменитый на весь мир русский народный промысел. 
   Точная дата основания села Палех неизвестна. В летописях это название впервые упоминается в семнадцатом столетии, но историки убеждены, что Палех существовал уже в XIV веке. Согласно легендам, село основали жители Владимира и Суздаля, бежавшие в глухие места от татаро-монголов. Были среди них и мастера, славившиеся своим иконописным мастерством. Они знали секрет чудесных красок и так искусно владели кистью, что лики святых можно было разглядеть во всех деталях даже на маленькой иконке, спрятанной на груди, под рубахой. 
   Из поколения в поколение, от отца к сыну передавались секреты этого уникального искусства. Благодаря русскому бездорожью чужие люди наезжали в Палех редко. А это значит, что жили там размеренной, чинной жизнью, почитая старину и её обычаи. И иконописцам палехским никто не запрещал свято хранить заветы своих предшественников. Работали они в стиле византийского письма - тщательно, не торопясь, не доверяя подмастерью сделать ни одного штриха. Потому и были эти иконы такими красивыми, что ценились «на вес золота». Палех3
   Слава о чудесных русских иконах разнеслась по всей Российской империи, а затем и по Европе. В 1814 году великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте обратился за сведениями о суздальских мастерах к владимирскому губернатору. В ответ сановник сообщил, что «среди всех иконописных сёл особо выделяется своим искусством село Палех, где иконописанием занимается 600 душ», а особым мастерством миниатюрного письма славятся крестьяне Андрей и Иван Каурцевы. Написанные ими две иконы и были отправлены в подарок Гёте... 
  Современный Палех - это уникальный вид миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше (так называется спрессованный особым образом картон). Это роспись на шкатулках, пудреницах, брошах, серьгах, пеналах, бисерницах, коробочках... 
   В 1922 году по инициативе художника Ивана Голикова в Палехе была создана артель (товарищество) по производству сувенирной продукции. А уже через два года работы палехских мастеров, выставленные в Венеции, произвели настоящую сенсацию в центре мирового искусства. 
   Сюжеты для своих композиций художники и по сей день черпают из народного фольклора: былин, песен, сказок. Особенно любят в Палехе рисовать по мотивам произведений А.С. Пушкина и П.П. Бажова. 
  Роспись стилизуется под икону. Фигуры на ней выглядят чуть плоскими, перспектива - «обратной» (то, что расположено не на переднем фоне, рисуется выше). 
   Так же, как и много веков назад, палехское письмо требует от художника огромного труда, мастерства, фантазии и времени. Сначала поверхность коробочки или шкатулки покрывают тонким слоем темперных красок, благодаря чему достигается лёгкость и прозрачность позднее нанесённого рисунка. Краски изготавливаются на основе специальной эмульсии, состоящей из яичного желтка и уксуса. Этот рецепт известен ещё со времён Византии. Его использовали для того, чтобы цвета были яркими, а сама роспись - прочной. 
   Палехская роспись - это радуга красок на чёрном фоне. Рисунок лёгкий, изящный, с плавными округлыми линиями. Но на этом работа мастера не заканчивается. Следующая стадия - украшение изображения золотом. Золото, как и все другие краски, каждый художник готовит для себя сам. Тончайшие листы сусального золота перетираются со специальным составом пальцами. Золотая штриховка бывает иногда настолько тонкой, что наносят её, работая с увеличительным стеклом! Потому и кисточки используют особенные, тоже самодельные. Когда миниатюра готова, её обрамляют сложным золотым узором. Вот что такое Палех.   

Палех – жемчужина русского искусства. – Режим доступа: http://worldpaleh.ru/rus/index.html

Палех. – Режим доступа: http://www.artrusse.ca/Russian/Palekh_rus.htm

 

 

2         425