Включить версию для слабовидящих

Откуда есть пошла грамота на Руси

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

 «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ГРАМОТА НА РУСИ»
Праздник славянской письменности и культуры

      Библиотекарь: Дорогие ребята, мы приветствуем вас на празднике СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ, который отмечается всеми славянскими народами 24 мая.

Сцена: Входят  ведущие.

       Ведущая 1: Кирилл и Мефодий создали АЗБУКУ, которая способствовала бурному развитию письменности.
      Ведущая 2: Они создали новый литературный язык для целого народа. Они сделали славянские государства равными на политической арене с цивилизованными государствами. Они дали возможность славянскому народу приобщиться к сокровищнице мировой науки и культуры.
     Ведущая 1: И благородные народы чтят их дела, ибо без памяти прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Послушайте стихотворение «Память»

Посмотри, как быстро в жизни
Все забвенье поглощает!
Блекнут старые преданья,
Блекнут подвиги героев,
Гибнут знанья и искусства!
Память о великих людях
Умирает вместе с нами,
Мудрость наших дней исчезнет,
Не достигнув до потомства,
К поколеньям, что сокрыты
В тьме таинственной, великой.

    Ведущая 3: Каждая цивилизация старалась оставить память о своем народе, о его делах и делала это очень просто, изображая на скалах, плитах условные изображения, повествующие о событиях в жизни этого народа.
     Послушайте и посмотрите, как передается писателем Лонгфелло мудрость индийского вождя, как проста она эта память, обращенная к грядущим поколениям и как она понятна.

Сцена: Закреплен лист ватмана, краски. Гайавата в костюме индейца чертит на листке обращение.

Чтец 1:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски,
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков
Дивных и фигур ихнаков
Все они изображали наши мысли, наши речи
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком Смерти.
Для земли нарисовал он краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре - время ночи,
А волнистые полоски - тучи, дождь
И непогоду.

     Ведущая 2: А теперь слово -  Кириллу и Мефодию.

Сцена. Выходят Кирилл и Мефодий.

 Кирилл:
Родились мы в Солуни -
Мы греки по рожденью.
Но видно по святому провиденью,
Среди славян всегда мы жили
И их язык мы с детства изучили,
Хоть в школах греческий царил.

       Ведущий: год 863.

Кирилл:
Послал нас царь в тот самый год
Славянский просвещать народ
И про ученье Христово сказать им просто и толково.
Нам предстояло трудный день пройти:
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский
Пришлось нам Азбуку изобрести.

Мефодий:
Ее тогда кириллицей назвали -
Так брата моего повеличали.
От разных азбук буквы, звуки
Так хитроумно он соединил,
Что сразу всех славян вознаградил
Чтоб и они познали все науки.
Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного - у евреев и армян, Чего недоставало - сам добавил  
И от невежества славян избавил.

Сцена: Входят пять чтецов.

       Ведущая 2: Кириллица для славян - это не просто азбука, не просто буквы. Это поэма, это философия, это песня. И вы сейчас в этом убедитесь.

Сцена: на экране начальные буквы алфавита.

       Чтец 1: Азбука начинается с первой буквы А (Аз). Как широко, будто человек, по богатырски, по-святогорски. уперлась эта буква обоими своими опорными основаниями в родную нашу Землю, утверждая изначально в алфавите, утверждая Аз как Я, как личность человека, что все на этой земле начинается с Человека. Что во всем все надо делать для него. Она дала начала названию Азбуки.
        Чтец 2: Буква - Буки. Вторая буква, давшая название Азбуке. Буки - это книжки.
        Чтец 3: Веди - мы мудрецы. Человек - это знание, и знанием он силен.
        Чтец 4: А дальше - Глагол - это слово. Без слова мы немы... Глаголом жечь сердца людей...
        Чтец 5: затем в кириллице - буква Д - добро. Будто дом, по-домашнему, стоит это слово на земле до сих пор, утверждает добро, как изначальное, человеческое.

Сцена: чтецы уходят, выходят ведущие.

Ведущая 1:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.

     Ведущая 2: Зима 1040 года. Сквозь дремучие леса Западной Европы двигался свадебный поезд. Ехала невеста короля Франции Генриха 1 Киевская княжна Анна. Это дочь Ярослава Мудрого, такая же книжница, как и ее отец. Среди книг — 43 потемневших от времени дощечки, ан которых виднелись странные угловатые письмена. Задолго до принятия христианства эти письмена - черты и резы - использовали славянские волхвы. В течение V-IX века они выцарапывали раскаленным писалом на буковых досках молитвы и гимны богам.
     Ведущая 3: Ребята, познакомьтесь с великим писателем и историком Н.М. Карамзиным, автором «Истории государства Российского», (фото на экране) которую  вполне справедливо назвали «монументом, воздвигнутым для потомства, это не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Так сказал о нем А.С.Пушкин. Тем более его отзыв о значении славянской письменности нам очень интересен. Н.М.Карамзин: «История у нас представляет две главные эпохи - изобретение букв и типография, все другие были их следствием». Без письменности нет культуры.
       До XVI века на Руси литература была рукописной.

Сцена: за столом сидит монах и пишет.

Ведущая 1:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

На экране портреты Гуттенберга и Федорова.

    Ведущая 2: Способствовала бурному развитию письменности печать, в XV веке немец Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, над которым он работал 10 лет. Первая печатная книга вышла в Европе в 1456 г. (Апостол).
      Первым книгопечатником на Руси был Иван Федоров. Он изобрел печатный станок в XVI веке ценой больших страданий, гонений, безденежья. Первая печатная книга в России вышла в 1564 году, спустя 108 лет. С этого времени письменность в России стало бурно развиваться.

Ведущая 3:
В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом,
Обложку-дверь откроешь второпях -,
И ты вошел, и ты уже в гостях.
Как переулок каждый книжный ряд
А весь мой шкаф — чудесный Книгоград,
Когда ты будешь в этот город вхож, -
Из прошлого в грядущее пройдешь,
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга - время и страна...
Здесь в комнате из года в год
Все человечество в ладу живет.

Сцена: Входят чтецы.

 Ведущая 1:    
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.

Чтец 1:
Книга поможет в труде, выручит в беде.
У Земли спутник - Луна, у человека - Книга.
Золото добывают из Земли, а знания из книги.

Чтец 2:
Книга подобна воде - дорогу  пробьет везде.
Добрая книга понятна всем людям Земли.
Не красна книга письмом, а красна умом.

      Чтец 3:
     Книга, быть может, наиболее сложно и великое чудо из всех чудес.
     Хорошая книга ярче звездочки светит.
      Чтец 4:
     Книги - корабли мысли, странствующие  волнам памяти.
     Читая книгу, человек тянется к свету гармонии.
    Чтец 5: Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему место.
      Любите  книгу, она облегчит вам жизнь, поможет разобраться в пестрой путанице мыслей, чувств и событий. Она научит вас уважать человека и самих себя.

      Ведущая  1: Ребята, а вы знаете  русские пословицы о грамоте? Я начинаю пословицу, а вы продолжите ее:

Грамоте учиться всегда … (пригодится).
Побольше грамотных, поменьше… (дураков).
Азбуку учат во всю избу…(кричат).
Азбука  - наука, а ребятам... (мука).
За Аз да за Буки, так и указку... (в руки).
Написано пером, не вырубить... (топором).
Лучше печатного …(не скажешь).
Не на пользу читать, коли только вершки... (хватать).
Не пером пишут... (умом).
Повторенье…(мать ученья).
Век живи – век… (учись).
Красна птица перьем, а человек... (уменьем).

      Ведущая 2: Где хранятся книги? (ответы детей). Верно, библиотека -       хранительница знаний.

(на экране фото библиотек)

       Ведущая  3:  Первая книжная библиотека построена в г. Александрия (Греция) в 332 году до нашей эры. Это храм науки. Она представляла: зал для лекций, общий зал, хранилище и трапезную.
      Там занимались философы, математики, астрономы. В ней хранилось свыше 700 тысяч книг.
    На  Руси первая книжная библиотека была создана в XI веке в Киеве во времена правления Ярослава Мудрого и была размешена в Софийском соборе.
       Вторая библиотека была создана в г. Новгороде.
  Ведущая 1: Что хранят библиотеки? Самое непостижимое - время. Публичная библиотека - сеятель разума, взаимопонимания, дружбы. Библиотека  есть достоинство нации, поэтому завоеватели во все  времена старались уничтожить библиотеки.

( на экране фото книг старинных и книжных полок)

Чтец 1:
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь  смысла жизни во Вселенной
Найди на полке книгу и раскрой,
Источник мысли - чистый, вдохновенный.

Чтец 2:
Ты полюби ее,  как любишь мать,
Все жаждущим умом, большой душой.
Она поможет мир тебе узнать,
Она пред взором многое раскроет.

Чтец 3:
Ты чти ее! Когда полки врага
Громили города и поселенья
Он на кострах с героями сжигал
Правдивые и мудрые творенья.

Чтец 4:
Ты ищешь знаний, мудрости земной
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной
Найди на полке книгу и раскрой,
Источник мысли — чистый, вдохновенный.

     Библиотекарь: Ребята, книга с детства нас учит добру, справедливости, трудолюбию, стремлению к знаниям. Это не только рассказ. Книга - музыка, книга - песня, книга - друг! Мы ждем Вас! Книги ждут Вас!

Использованная  литература:

  1. Зархи, С.Б. Удивительное творение человечества /С.Б. Зархи//Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11.-С. 71-74.
  2. Кузякина, Н. Любите книгу и цените библиотеку /Н.Кузякина //Библиотека в школе. - 2004. - №13.-С. 9-18.
  3. Лысенко, Л.В. Лишь слову жизнь дана /Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. - 2006. - С.65-40.

Составили и провели: Михайлова Н.В.,  Жукова Н.В. , библиотекари  абонемента среднего и старшего школьного возраста Детской библиотеки им. А.Чехова

 

 

2     425    facebooklarger