Включить версию для слабовидящих

Край в котором ты живешь сценарий

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Литературно-экологическая экскурсия для детей 7-14 лет

Ведущий:     
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!

Лес, он чей? Ничей! Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Мы цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем такой важной теме, как забота и охрана нашей родной природы. Ведь сейчас наша удивительная планета нуждается в защите от нас самих. А проведем мы ее  в виде экскурсии по литературным страничкам наших писателей-земляков. Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Дети отвечают)

Ведущий: Экология - это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Ребята, а какие природные объекты есть в нашем крае? (Дети отвечают)

Ведущий: Сейчас я прочитаю вам стихотворение нашей донской писательницы Натальи Коноваленко, которое называется «Родина».

Там, где солнце красит вечер и в саду гуляет ветер,
Слушать пенье соловья
Любит майскими ночами наша дружная семья:
Мама, бабушка, сестричка, папа, дедушка и кот,
Дядя, тетя, я и птичка, что в скворечнике живет.
Там, где речка, луг и поле,
Где ведет тропинка к школе, и живут мои друзья,
Где ночами плохо спится, где с утра щебечут птицы
И пшеница колосится, мне печалиться нельзя!
Потому что лес и горы, необъятные просторы,
Эти степи и озера, дом в котором вырос я,
И поселки, и станицы, и учебника страницы -
Сердцу милые края. Это Родина моя!

Ведущий: Вот таким образом, с помощью небольшого стихотворения можно совершить путешествие по просторам нашего родного края. А продолжим мы нашу экскурсию стихотворением Вениамина Жака.

Поля, поля! Поля, куда ни глянешь, -
Пешком не доберешься до жилья,
И дремлет в зыбком мареве туманном
Растит хлеба уставшая земля.
Назойливо звенит в траве кузнечик
Да шмель гудит, как дальний самолет,
Темнит волну лиловой рябью вечер,
Белесый остывает небосвод.
Пшеницы теплой чистое дыханье,
Как вдовий вздох, - полынь-трава горька.
И бродит ветер, как воспоминанье,
Всю ночь от бугорка до бугорка.

Ведущий: Читаешь стихотворение и воображение твое рисует бескрайние зеленые степи, поля, луга. Но не все так радужно. Человек везде оставляет свои следы. Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили  города, заводы, дороги…
  Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей химикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали вредных насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали.
  Ребята, а как называется книга, в которую заносят редкие и исчезающие виды растений и животных? (Ответы детей)

Ведущий: В Красной книге Ростовской области описываются сотни редких видов животных и растений нашего края. И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Угадай животное»

  • Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
  • У какого насекомого уши на ногах? (Кузнечик)
  • Что происходит с пчелой после того, как она ужалила? (Умирает)
  • У какого животного глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
  • Какие болезни переносят перелетные птицы? (Орнитоз, птичий грипп)
  • Следы какого зверя похожи на человеческие? (Медведь)
  • Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы, змеи)
  • Как называется наука, изучающая собак? (Кинология)
  • Для чего птицы глотают камешки? (У них нет зубов, а камешки помогают измельчать пищу)
  • Какое животное было одомашнено первым? (Собака)
  • Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)
  • Каких птиц больше всего? (Воробьев и скворцов)
  • Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для своих гнезд и поедают насекомых)
  • Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  • Это животное на зиму впадает в спячку. Питается в основном насекомыми, а также грызунами, ящерками. Отличают его большие ушки, которые превышают длину его игл. (Еж ушастый)
  • Небольшой зверек, размером с мышь. Ведет подземный образ жизни и редко выходит на поверхность почвы. (Крот)
  • Этот замечательный лесной зверь к зиме белеет. Длина его тела может достигать 70 см., а вес – 6 кг. У него длинные задние ноги и широкие ступни, что помогает ему делать большие прыжки и не проваливаться в снег. (Заяц)
  • В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

Ведущий: Молодцы ребята, справились со всеми вопросами. И поэтому для вас минутка развлечений - чтение веселых стихотворений донской писательницы Марии Манаковой (Дети читают стихи)

Лягушонок-мечтатель
Один лягушонок задался вопросом:
«Возможно ль ловить комаров пылесосом?
Отдельно на каждого глупо охотиться -
Часами сидеть на болоте приходиться!
Технический век дошагал до болота,
Гоняться за мошкой одной неохота!
Включу пылесос и сейчас же поймаю
В мешок на обед комариную стаю!»
Мечтал он на кочке, на мшистой подушке,
Где кушали мошек другие лягушки,
Не мучаясь голодом, ленью и жаждою,
Охотясь на мошек - отдельно на каждую!

Божья коровка и муха
Без копыт и без хвоста родилась коровка та,
И к тому ж она пока не давала молока!
Сморит муха удивленно:
Не мычит коровка «Мууу»
И хвостом определенно, не гоняет мирных мух.
Не жует траву и сено, - тля в саду - ее обед...
И, признаться откровенно, страшных рожек вовсе нет.
Колокольчики на шее не слышны издалека.
Пару крылышек имея, улетает в облака!
Мухе спрашивать неловко: почему она «коровка»?

Пропажа
Наш бедный котенок не знает куда
Из миски его пропадает еда.
Совсем одолели нахальные птицы -
Таскают еду воробьи и синицы.
Котенок наш мал и совсем не опасен,
Вот только с пропажей еды не согласен!

Доктор Пиявка
Укус пиявок-докторов поможет медицине!
Укусим мы, и - будь здоров и не болей отныне!
Лекарство впрыснем - высший класс,
Без хворей заживете,
И Дуремар недаром нас отлавливал в болоте.

Ведущий: Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Да - нет". Я вам буду задавать вопрос, а вы должны ответить "да" или "нет".

Лес словно ходит ходуном,

Во всю орет магнитофон,
И кто-то хрипло начал петь.
Я знаю, это был медведь!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

Какой бандит, какой нахал
В лесу цветы все оборвал?
Кто там на дереве повис?
Я знаю, это хитрый лис!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

В лесу бумажки, банки, склянки,
Стекло и мусор на полянке!
Босой пройдешь - поранишь пальчик!
Я знаю, это сделал зайчик!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

Гадать уж больше нету сил!
Ну, кто же лесу навредил?!
Ни зайчик, ни медведь, ни лис...
Я знаю, это был турист!
Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ! 
Ребята отвечают: да

Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Ребята отвечают: нет
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Ребята отвечают: нет
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Ребята отвечают: да
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Ребята отвечают: да
Если разведу костер, а тушить не буду?
Ребята отвечают: нет
Если сильно насорю и убрать забуду?
Ребята отвечают: нет
Если мусор уберу, банку закопаю?
Ребята отвечают: да
Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Ведущий: Получается, что можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе.
  Правило первое: не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много деревьев, дышится легко.
  Правило второе: не повреждай кору на деревьях! Помните: деревьям больно. Они перестают расти, и долго, мучительно умирают.
  Правило третье: не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
  Правило четвертое: в лесу старайся ходить по тропинкам. Чтобы не вытаптывать траву и почву.
  Правило пятое: нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить зверей. Если вы увидите маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью.
  Правило шестое: не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет.
  Правило седьмое: не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. А мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки.

Ведущий: Очень много познавательных и интересных рассказов о родной природе написал наш земляк Иван Кучеренко. И наша экскурсия продолжается по страницам его рассказов. Предлагаю вам их послушать. (Чтение рассказов И. Кучеренко)

Ведущий: А по пути  мы поиграем в познавательную экологическую игру "В степном царстве, Премудром государстве". Я вам буду называть семь слов, связанных между собой, то есть ассоциации, которые приведут вас к ключевому слову. Например, сережки, сок, дрова, дерево, веники, лес, листья. Что это? (Береза)

Речь пойдет о животных и птицах.

  • Насекомое, гусеница, чешуекрылые, красивые, адмирал, опыление, махаон. (Бабочка)
  • Крылья, черно-белая, птица, новости, сплетница, прилетела, белобока. (Сорока)
  • Пестрый, дупло, прочный череп, насекомые, длинный клюв, долбит, санитар леса. (Дятел)
  • Рано встает, домашняя птица, перья, поет, деревенский будильник, шпоры, боец. (Петух)
  • Острые зубы, шерсть, верный друг, ошейник, будка, охранник, цепь. (Собака)

Ведущий: Молодцы, ребята. Отлично справились с этим заданием.

Степные загадки

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - … капуста

По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.   Гусь 

Злая, как волчица, жжется как горчица
Что ж это за диво? Это же … крапива

Вместо шерсти иглы сплошь
Враг мышей – колючий … еж 

Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет – станет жутко.
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает … сова

Нору день и ночь копает,
Вовсе солнышка не знает.
Кто найдет длинный ход,
Сразу скажет – это … крот 

В дупло березы, как в сундук,
Орехи прячет … бурундук

Словно вихрь летит, спасаясь,
От врагов, пугливый … заяц 

Горел в траве росистой
фонарик золотистый
Потом померк, потух
и превратился в пух Одуванчик 

Летит – пищит, сядет – молчит
Кто его убивает,
кровь свою проливает  Комар

Загадки-нескладушки

Лезет в нос летящий пух -
Весь июнь цветет (не лопух, а тополь)

Убедила всех нас Машка:
Раньше всех цветет (не ромашка, а подснежник)

Влез на грушу быстро Мишка:
Там уже поспела (не шишка, а груша)

Суп налей себе сама ты
И добавь ка свежей (не мяты,  а петрушки)

В Новый год она красива:
Вся в огнях, игрушках (не ива, а елка)

Пишут в каждой детской книжке,
Что растут на дубе (не шишки, а желуди)

Снег еще не стаял, по ночам морозы,
Но уж на проталинках расцветают (не розы,  а подснежники)

С яблони что-то упало на нас.
Это скорее всего (не ананас, а яблоко)

Ветка нам стучит в окошко,
А на ней висит (не картошка, а яблоко, груша)

Хоть спрятался в листьях ты, красный хитрец,
Но мы отыскали тебя (не огурец, а помидор)

На ветру дрожат осины -
С них слетают (не апельсины, а листья)

Летом по лесу бродил,
Ел малину (не крокодил, а медведь)

Знает даже и малыш,
Что Матроскин - это (не мышь, а кот)

Устают, наверно, скулы
Грызть орехи у (не акулы, а белки)

Повторяет все Андрейка,
Словно в клетке (не канарейка, а попугай)

С ним играть остерегусь -
На рога поднимет (не гусь, а бык)

Под землей кромешный мрак,
Как шахтер там бродит (не рак, а крот)

Быстро бегает от страха
По лесочку (не черепаха, а заяц)

Клюв и шпоры есть для драки,
Петушатся очень (не раки, а петухи)

Червяков клюют и крошки
Во дворе за домом (не кошки, а куры)

Толстый как трехдверный шкаф,
Поднял хобот свой (не жираф, а слон)

Звонко цокают подковы
На копытах у (не коровы, а лошади)

Из цыпленка вышел толк:
Вышел бравый, храбрый (не волк, а петух)

А у нас чуть раньше срока
Родила котят (не сорока, а кошка)

Ведущий: Ребята, и напоследок предлагаю вам почитать замечательные стихи Елены Пановой, уроженки Ростовской области. (Дети читают стихи)

Почему?
Тополя, черешни, ивы в середине осени
Наклонились сиротливо, а листву не сбросили.
Но роняет листья клен, почему же это?
Видно, в солнышко влюблен и грустит без лета.

                                   Листик дуба
                                   Вот, смотрите: листик дуба удлиненный, многогубый.
                                   Ветерок его качает, греет солнышко лучами:
                                   Листик солнышком обласкан,
                                   Оттого красивый - красный!

Желудь
Желудь - словно крошка-гномик.
Поселился в крепком доме,
Только в доме нет дверей,
Желудь - лакомство зверей.
Всех зубастых, кто не груб,
Угощает щедро дуб.

Кто где живет
Скворец в скворечнике живет - он любит жить повыше.
Сова в дупле свой дом найдет, а ласточка - под крышей,
А иногда и над окном. На камышинках ловко
Подвесила свой легкий дом над речкой камышовка.   

            Ведущий:      На этом наша литературно-экологическая экскурсия подошла к концу. До новых встреч!

Использованная литература

  1. Бухаркина, Е. С. В лесном царстве, премудром государстве / Е. С. Бухаркина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - №4. - С. 62-66.
  2. Где живет ветер?: Стихи, рассказы и сказки для детей / Сост. Н. Коноваленко, Л. Волошинова. - Ростов-на-Дону: ООО «Донской Издательский Дом», 2014. - 112 с., ил.
  3. Добродомова, В. Н. Живи, планета Земля! / В. Н. Добродомова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - №2. - С. 106-111.
  4. Жак, В. К. Что знает лист о дереве своем: Стихи. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1980. - 256 с.
  5. Каркачева, Н. А. Там, на неведомых дорожках / Н. А. Каркачева // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №7. – С. 95-98.
  6. Корнейчук, И. Л. По страницам Красной книги / И. Л. Корнейчук // Читаем, учимся, играем. - 2013. - №2. - С. 107-111.
  7. Кострюкова, Т. Н. Мусорознайка / Т. Н. Кострюкова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - №9. - С. 93-95
  8. Плис, С. П. По примеру маленького принца, приведем планету в порядок / С. П. Плис //  Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9. – С. 108-110.

Составитель: библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара И. Г. Соколюк

2         425