Включить версию для слабовидящих

Легко ли быть избирателем

^Back To Top

УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЕМ?»

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери своей,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Н.А.Некрасов

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашей библиотеке. Сегодня мы с вами проведём урок гражданственности с элементами ролевой игры.
Какой бы жизненный путь ни сложился у каждого из вас, какую бы профессию и сферу деятельности вы ни выбрали, одной из главных наук для вас всегда будет правоведение. И директору фирмы, и сторожу, и медику, и аграрию, и космонавту, и водителю необходимо разбираться в государственном устройстве своей страны.
Какими законодательными актами установлены наши права на жизнь, образование, здоровье. в каких кодексах прописаны наши обязанности, какими нормативными актами предусмотрены правила избирательного процесса — всё это должен знать каждый человек.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конституция Российской Федерации провозгласила ряд прав и свобод для россиян. Избирательное право – одно из важнейших в этом списке. Оно является неотъемлемой  частью  демократического государства.
Избирательное право даёт людям свободу выбора, возможность высказывать своё мнение. Именно за это боролись, да и сейчас ещё борются во многих странах. Люди хотят беспрепятственно выбирать стиль одежды и книги, работу и место жительства, вероисповедание и политические позиции, правительство и президента.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

ВЕДУЩАЯ: Избирательное право зародилось ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Свободные греки и римляне имели обязательство заниматься политикой страны; заседали в народных собраниях. Выбор народа становился законом.
Великая французская революция в XVII в. пополнила словарь цивилизованного человека такими словами, как «активное и пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».

БИБЛИОТЕКАРЬ: В нашей стране к голосу простых людей тоже прислушивались. Так, в Древней Руси воля народа высказывалась на Новгородском вече. Это яркий пример прямой демократии. И сегодня россияне не лишены права выбирать.
В Конституции РФ закреплено равное право граждан России участвовать в управлении делами государства лично или через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; участвовать в референдуме.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» от 1994 г. закрепил постоянный статус избирательных комиссий субъектов России и установил порядок их формирования.

ВЕДУЩАЯ: Многие из вас, ребята, скоро достигнут того возраста, когда можно стать избирателем. Сейчас мы и проверим ваши знания в вопросах избирательного права. А поможет нам в этом конкурс. Правила совсем простые: отвечаете на вопросы — получаете жетоны. Ответы принимаются только после поднятия руки.

КОНКУРС «ЗАКОН И ПОРЯДОК»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущей и Библиотекаря, за правильные варианты получая жетоны)

Вопросы

  1. Виды избирательных комиссий. (ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии;  районные, городские избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии)
  2. Всенародное голосование, которое проводится с целью принятия наиболее важных решений. (Референдум)
  3. Глава муниципального образования — это... (Выборное должностное лицо,   возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования)
  4. Дата принятия Конституция РФ. (12 декабря 1993 г.)
  5. Допустимо ли присутствие нескольких человек в одной кабинке для голосования? (Нет)
  6. Если в день выборов вашей фамилии не оказалось в списках избирателей, что вы сделаете? (Необходимо заявить об этом в участковую избирательную комиссию)
  7. Законопроект — это... (Проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа)
  8. Избирательное право — это... (Совокупность правовых норм, регулирующих порядок избрания органов государственной  власти местного самоуправления)
  9. Избирательный округ  — это... (Определённая территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо)
  10. Как долго идёт голосование? (Избирательные участки открываются в 8 часов утра и работают до 20 часов вечера по местному времени без перерыва в выходной день)
  11. Как долго проводится предвыборная агитация? (После того как кандидат зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию. За сутки до дня голосования объявляется «день тишины» — предвыборную агитацию проводить запрещено)
  12. Как можно получить избирательный бюллетень? (Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включённым в список на соответствующем участке, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина)
  13. Как проголосовать, если у вас временно нет паспорта? (Предъявить документ, заменяющий паспорт: военный билет, паспорт моряка)
  14. Какие основные принципы выборов вам известны? (Свободы выборов, всеобщего избирательного права, равного избирательного права, прямого избирательного права, тайны голосования)
  15. Каким требованиям должен отвечать кандидат на должность депутата в представительные органы местного самоуправления и главы муниципального образования? (Гражданин России старше 21 года)
  16. Кандидаты, выбранные в Государственную думу. (Депутаты)
  17. Количество дней, за которое разрешается досрочное голосование. (15 дней)
  18. Кто и как  осуществляет подсчёт голосов и подводит итог голосования? (Подсчёт голосов происходит по окончании голосования. При подсчёте голосов на избирательном участке могут находиться наблюдатели, сам кандидат, корреспонденты газет и телевидения. По итогам голосования члены избирательной комиссии составляют протокол в трёх экземплярах, который подписывают все члены избирательной комиссии. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией)
  19. Кто из кандидатов на пост главы муниципального образования признаётся избранным? (Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Если кандидатами получено ровное число голосов, избранным знается кандидат, зарегистрированный ранее)
  20. Можно ли проголосовать за своих родителей? (Нет)
  21. На какой день недели всегда выпадают выборы? (На воскресенье)
  22. На какой срок избирается Президент Российской Федерации? (На 6 лет)
  23. Основа избирательного права в России заложена именно в этом законодательном акте. (Конституция РФ)
  24. Основные требования к агитации. (Предвыборная агитация может проводиться через СМИ, путём проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций),путём выпуска и распространения агитационных материалов)
  25. По достижении какого возраста вы можете стать избирателем? (18 лет)
  26. Правомерна ли выдача избирательного документа наблюдателем? (Нет)
  27. Продолжите фразы. «Чтобы быть свободным, нужно...» (подчиняться законам), «Закон суров, но...» (это закон), «Нет прав без ...» (обязанностей), «Свобода есть право делать всё, что...» (дозволено законами).
  28. С какого возраста можно баллотироваться на пост Президента России? (С 35 лет)
  29. Сколько лет работают депутаты в Государственной думе? (Пять лет, до следующих перевыборов)
  30. Функции избирательной комиссии. (Обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, подготовка и проведение выборов, рассмотрение поступивших жалоб на нарушение законодательства в ходе выборов, ответы на жалобы).

ВЕДУЩАЯ: Что ж, викторина показала, что вы хорошо разбираетесь в вопросах избирательного права. И теперь нам предстоит определить двух лучших знатоков.

(Подсчёт жетонов. Определение двух победителей)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Каждый гражданин России участвует в выборах добровольно, этим он проявляет гражданскую ответственность и показывает уровень своей правовой культуры. Пока возраст не даёт вам права принимать участие в политических выборах в масштабах страны. Но сегодня у вас есть уникальная возможность почувствовать себя кандидатом на пост представителя класса или избирателем и даже поработать в избирательной комиссии.
По итогам викторины мы определили двух самых активных и эрудированных учащихся. Это ... и ... (называет имена и фамилии ребят). Выходите!

(Победители выходят)

ВЕДУЩАЯ: Теперь вы станете кандидатами на пост представителя класса. А что он будет делать? (Победители отвечают)
Правильно — решать важные проблемы, отстаивать права одноклассников, представлять ваши интересы в школе.
Сейчас кандидаты подготовят свои предвыборные программы и заполнят анкеты-представления.
(Кандидаты получают анкеты (см. ниже) и заполняют их, чтобы потом озвучить)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Пока кандидаты готовят свои предвыборные речи, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» по мотивам сказки С.Г. Козлова.
(Кандидаты заполняют анкеты. Демонстрируется фрагмент мультфильма «Трям! Здравствуйте!»)
Давайте обсудим этот отрывок. Выборы были? У кого? У Ёжика был выбор? Какой? (Выбор подарка, ехать в Тилимилитрямдию или идти на день рождения Зайца, дружить с Медвежонком или Зайцем.)
(Ребята отвечают)
А что бы сделали вы на его месте?
(Ребята отвечают. Затем Ведущая смотрит на кандидатов, те делают знак, что готовы)

ВЕДУЩАЯ: Кандидаты готовы к выступлению, давайте их поприветствуем. После каждому из них можно будет задать вопрос, касающийся его намерений на посту представителя класса.
(Выступления кандидатов. Ответы на вопросы одноклассников)

БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь я буду задавать каверзные вопросы кандидатам, но уже не по избирательному праву. А вы внимательно слушайте, делайте выводы и определяйтесь со своим выбором. Итак, я рассказываю о ситуации, а кандидат должен высказать свою точку зрения на неё.

Ситуация 1

В конце четверти учитель математики назначил контрольную работу на среду. Но тема была сложная, и портить оценки в классе многим не хотелось. Поступило предложение урок прогулять. Как вы на это посмотрите? А если весь класс решит прогулять урок, вы пойдёте с ребятами, несмотря на неправильность этого поступка?
(Слово кандидатам)

Ситуация 2

На диктанте по русскому языку как на грех всё время попадались непонятные слова. Чтобы выкрутиться, один из учеников стал подглядывать в тетрадь соседки. В итоге ошибки у них получились одинаковые. Учительница при всём классе объявила положительную оценку у ученика и отрицательную у ученицы. Как вы поступите на месте ученика? А на месте ученицы?
(Слово кандидатам)

Ситуация 3

В школьной столовой продавали булочки. Вкусные, хрустящие, ароматные. Очередь за ними была длинная, но вам повезло — вы купили две последние. За вами остался только второклашка... Что ж, наверное, придётся ему терпеть голод до дома. Или нет?
(Слово кандидатам)

Ситуация 4

Все знают, что Иван с детства играет в шахматы. Он часто вы-ступает на различных соревнованиях и занимает призовые места. Однажды классный руководитель попросила мальчика поучаствовать в школьном турнире по шахматам в воскресенье. Но этот день Иван уже распланировал: кино, парк аттракционов и ролики — он ждал этого всю неделю! А школьные соревнования низкого уровня, этот выигрыш даже в портфолио не положить. Что делать?
(Слово кандидатам)

ВЕДУЩАЯ: А теперь самый ответственный момент — голосование. Необходимы два добровольца, желающих поработать в избирательной комиссии.
(Выходят два ученика)
(Членам избирательной комиссии) Один из вас будет председателем, второй — его помощником. Вот вам урна для голосования, вот бюллетени. (В зал) Теперь каждый по очереди подходит и вписывает фамилию кандидата в свой бюллетень, затем опускает его в урну. Всё понятно?
Начинаем!

БИБЛИОТЕКАРЬ: А чтобы наши избиратели не заскучали, пока каждый высказывает свою волю, проведём сказочно-правовую викторину.
(Викторина проводится во время голосования.)

СКАЗОЧНО-ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА

(Ребята отвечают на вопросы Библиотекаря)

Вопросы

  1. В какой сказке  зависть к молодой сопернице толкает особу высокого происхождения на совершение тяжкого преступления — злонамеренное оставление в опасности и даже убийство. В  этой сказке тратятся огромные средства на погребение и используются нетрадиционные методы воскрешения. (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
  2. В какой сказке нарушается право человека на частную собственность? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» Л.Н. Толстого)
  3. В личную жизнь этих сказочных героинь постоянно вмешиваются. (Людмила из поэмы А.С. Пушкина, Марья Моревна — персонаж русских народных сказок, Дюймовочка и т. д.)
  4. В этой сказке девушку лишают свободы выбора спутника жизни. То её крадут накануне свадьбы, то она сама сбегает от нелюбимого. («Дюймовочка» Х.К. Андерсена)
  5. В этой сказке личность, скрывающаяся под серой шубой, осуществляет коварный план убийства двух социально незащищённых гражданок. Спасают несчастных вовремя вмешавшиеся прохожие. («Красная Шапочка» Ш. Перро)
  6. Перечислите сказки, в которых нарушены основные права человека на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
  7. Правом на свободу передвижения и выбор места жительства может воспользоваться каждый из вас. Сказочные персонажи не исключение. Кто из них никогда не отказывал себе в путешествиях? («Лягушка-путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», барон Мюнхгаузен и др.)
  8. Рабство официально запрещено Декларацией прав человека. Но в некоторых сказках оно ещё встречается. («Аладдин и волшебная лампа», «Старик Хоттабыч»)
  9. Разыскивается круглолицый, очень румяный сказочный гражданин. Ушёл из-под опеки дедушки и бабушки солнечным днём. По словам очевидцев, встречался с несколькими незнакомцами подозрительной наружности. (Русская народная сказка «Колобок»)
  10. Ребёнок имеет   право на имя и гражданство. Недружелюбные тётки со сватьей бабой Бабарихой лишили этого царевича такого права ещё во младенчестве. («Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина)
  11. Ребёнок имеет право на семью. А в этих сказках злые герои старались отобрать у детей такое право. («Снежная королева», «Гуси-лебеди», «Гадкий утёнок», «Морозко» и др.)
  12. Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли, как и эти сказочные герои: один — барон из Германии, другой — капитан из России. (Барон Мюнхгаузен, капитан Врунгель)
  13. Согласно законодательству России труд человека должен быть оплачен. Но в этих сказках — сплошное нарушение закона. («Мороз Иванович», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и др.)
  14. Личность в серой шубе, но уже в другой сказке совершила покушение на семерых несовершеннолетних. И в этой истории правосудие восторжествовало. («Волк и семеро козлят»)
  15. Этому сказочному герою обеспечили его право на образование, но он его с лёгкостью променял на билет в театр. (Буратино)

ВЕДУЩАЯ: Голосование окончено, теперь приступаем к подсчёту голосов. Пожалуйста, члены избирательной комиссии, подведите итоги и заполните протокол. (Передаёт им протокол)
(Члены избирательной комиссии под-считывают бюллетени и заполняют протокол (см. ниже))

БИБЛИОТЕКАРЬ: Пока работает наша комиссия, давайте пройдём специальный тест и узнаем, можете ли вы быть лидером. Итак, я читаю утверждение, а вы отвечаете «да» или «нет». (Ведущая раздаёт ребятам листы бумаги и ручки)

ТЕСТ «ПРИЗНАКИ ЛИДЕРА»

(Из книги А.С. Прутченкова «Школа жизни»)

Вопросы

  1. Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  2. Легко могу убедить в чём-то моих друзей.
  3. Мне обычно удаётся добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  4. Организуя какое-то   дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  5. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  6. Хорошо чувствую настроение своих партнёров.
  7. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  8. Принимая решения, я перебираю несколько вариантов.
  9. Решая проблемы, использую опыт других.
  10. Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

БИБЛИОТЕКАРЬ: За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте общую сумму. (Определение результата и его интерпретация)

Результаты теста

1-5 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто ещё не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером.

4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть над чем поработать, чтобы в ещё большей степени контролировать события, происходящие с вами.   

7-10 баллов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

ВЕДУЩАЯ: Итоги выборов подведены. Прошу председателя избирательной комиссии огласить их.
(Председатель оглашает итоги голосования)
Поздравляем с победой ... (называет имя и фамилию победившего кандидата).
(Победитель подходит к Библиотекарю, та торжественно вручает ему бейдж «Классный представитель».)
Теперь именно вам предстоит отстаивать интересы учащихся вашего класса, а для этого стоит постоянно повышать свою эрудицию. В помощь вам я могу предложить информационную листовку об избирательных правах граждан России, а также книги с нашей выставки (обращает внимание ребят на экспозицию), посвященной избирательному праву в России.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Пункт 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Гражданин России старше 18 лет имеет право голоса.
В скором времени каждый из вас станет избирателем. И именно от вашей политической грамотности, вашей гражданской позиции, ваших знаний в области права, вашего выбора во многом зависит будущее России. Будьте достойными гражданами нашей великой Родины!

ВЕДУЩАЯ: Спасибо за внимание! До новых встреч!

Герасимова, Е.А. Легко ли стать избирателем?/ Е.А. Герасимова//Читаем, учимся, играем, 2018.- №5.-С.53-58.

Легко ли быть избирателем1 

Легко ли быть избирателем