Включить версию для слабовидящих

Друшляков КПА

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Первые шаги завода КПА //Друшляков, В.Ю. Купола. Часть 1 / В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.46-56.: ил.

  После окончания Великой Отечественной войны жители Азова в короткие сроки не только восстановили разрушенные фашистами предприятия, но и приступили к созданию новых заводов.
  В 1946 году, Совет Министров СССР, принял решение о строительстве в городе Азове нового завода. В 1947 году, на окраине древнего Азова, на бывшем пустыре развернулось крупное строительство завода, который позже получил название - завод Кузнечнопрессовых автоматов (КПА).
  Днём и ночью, в летний зной и зимнюю стужу, отряды строителей воздвигали корпуса, устанавливали и налаживали оборудование, вели упорную борьбу за досрочную сдачу объектов в эксплуатацию. По генеральной смете на строительство завода было выделено более 198 миллионов рублей. Основным застройщиком являлась Азовская УНР-107, возглавляемая в то время Станкевичем. К 1 января 1951 года строители УНР-107 освоили 22.8 млн. руб., что составило 14,5% генеральной сметы. За первое полугодие 1951 года объём строительно-монтажных работ увеличился на 6 млн. 620 тыс. руб. 6 июня 1951 года на совещании при РК ВКП (б), начальнику УНР-107 Станкевичу было поручено до конца 1951 года, завершить, строительство корпуса «Б», сдать в эксплуатацию котельную и подвести железнодорожную ветку от станции Азов.
  Сложилось так, что в 1951 году не смогли сдать в эксплуатацию котельную и подвести к заводу железнодорожную ветку. Первое тепло главный корпус завода получил в ноябре 1952 года, и не от котельной, а от паровоза, списанного с Азовской железной дороги. Паровоз от вокзала до корпуса транспортировали при помощи трактора почта полтора месяца. Паровоз «тащили» по подкладываемым вручную рельсам, перенося их и укладывая перед паровозом, прямо в октябрьскую грязь.
  И все же в 1951 году начался выпуск товарной продукции.
  Вот как вспоминает то время, бывший главный инженер завода М.П. Маврин: «В период, когда завод начинал выпускать продукцию он представлял собой строительную площадку, на которой возвышался недостроенный механический корпус. Рядом с ним были установлены металлоконструкции блока литейных цехов. На заводе отсутствовали водоснабжение и электроэнергия, оставались неподготовленными к сдаче в эксплуатацию подкрановые пути в корпусе, да и самих кранов на заводе не было. Транспортный цех располагал только автокраном грузоподъемностью 1,5 тонны. Бытовые помещения использовались в недостроенном виде. Это только часть трудностей. Их было значительно больше». И все же люди, строившие завод и выпускающие продукцию, делали все возможное и невозможное, чтобы давать стране изделия хорошего качества.
  Электроэнергию для станочного парка, в начале своего пути, завод производил сам, от двух сильно изношенных дизельных станций. Двигатели работали с перебоями, их приходилось ремонтировать на ходу, чтобы обеспечивать непрерывность работы предприятия. А рабочие обогревались, обогревали свои закоченелые руки у костров, разведенных в цехах.
  Работники завода - сварщики, токари, слесари, фрезеровщики, инструментальщики, строгальщики, плотники, вальцовщики, рабочие всех других профессий, работали сознательно и с неимоверным вдохновением. Выполняли порученную работу и изготавливали продукцию высокого качества.
  Министерство почти ежедневно торопило с отгрузкой готовой продукции. Но вот как перевозить ее на железнодорожную станцию «Азов» если нет подъездных путей. Выход был найден. Изготовили, из листов стали салазки и по грязи тянули крупногабаритные изделия на станцию тягачом. В качестве тягача использовали танк, который в войну прошел не одну тысячу километров.
  С особой тщательностью на завод подбирались кадры. В числе первых рабочих, инженерно-технических работников и служащих на завод были набраны бывшие воины Советской Армии, сражавшиеся с гитлеровскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны. Приезжих рабочих было мало, основная масса их набиралась из местного населения, совершенно незнакомого с промышленным производством.
  Технология изготовления первых изделий не была сложной, но существовавшие тогда примитивные приспособления и оснастка доставляли много хлопот. Многое приходилось делать вручную. В цехе горели костры, на которых листовой металл накаливали докрасна, а затем при помощи кувалд сворачивали в трубу. В таких условиях приходилось создавать квалифицированные кадры завода и выпускать качественную продукцию.
  К концу 1951 года коллектив завода уже насчитывал около 200 человек. Была создана профсоюзная организация. Перед заводским комитетом стояла сложнейшая задача организации коллектива и его сплочения, и это первому заводскому комитету удалось. На заводе сформировался коллектив художественной самодеятельности, который в Азове пользовался большой популярностью. С помощью ЦК профсоюза судостроительной промышленности (Завод был передан Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР в 1956 году и профсоюз тоже.) завком приобрел инструменты для духового оркестра. На предприятии была организована большая библиотека. Создавались условия для организации досуга и занятия спортом, был приобретен спортинвентарь.
  Сентябрьский (1953 года) Пленум ЦК КПСС, предложил промышленным предприятиям оказать помощь сельскому хозяйству. Азовскому заводу КПА было поручено освоить выпуск кормозапарников для колхозов и совхозов. С этой, как оказалось, нелегкой задачей, молодой рабочий коллектив успешно справился.
  С 19 мая 1956 года, после передачи Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности завод КПА начал осваивать производство кузнечнопрессовых автоматов. Требовалось в кратчайший срок перейти от котельного производства к машиностроению, где преобладают высокие технологии. С начала 1958 года завод стал производить машины-автоматы для навивки пружин, изготовления болтов и гаек, цепевязальные автоматы. К концу 1958 года завод с успехом изготавливал автоматы для правки и рубки электродной проволоки, кожницы разных моделей, автоматы для навивки шайб, автомат-комбайн для изготовления болтов и прочую продукцию. Это свидетельствовало о технической подготовленности завода к освоению сложной техники. Предприятие стало работать устойчиво, перевыполнять государственные планы. Завод неоднократно заносился на городскую Доску Почета.
  Инженерные работники разрабатывали технические задания, чертежи и проекты главного механосборочного корпуса, литейного комплекса, модельного корпуса и многих других объектов. Немалый вклад в развитие завода внесли творческие люди, конструкторы, создавшие кузнечнопрессовые машины и оборудование. Вот имена этих замечательных людей: А.Я. Штейн, Ю.С. Сазонов, Г.Л. Крылов, П.И. Твердохлебов, Г.В. Лотарев, Е.А. Мрыхин. А.Н. Шепелев, И.И. Шелков, Т.Ф. Чернокунец, Л.Л. Бондаренко, Г.В. Кильдюшов, B.C. Кобизь, В.П. Моргунов, B.C. Соколов, Э.П. Луговой, Д.Ф. Мирошниченко, И.Я. Попов.
  В те времена нельзя было добиться высоких достижений без социалистического соревнования, которому администрация и профсоюзы завода уделяли огромное внимание на всех участках производства. С 1953 года оно приняло организованный характер, стало более действенным и гласным. Движение за звание ударников производства явилось составной частью соревнования, его высшей формой и началось на Азовском заводе КПА в 1959 году. (Своим высокопроизводительным трудом ударники досрочно выполняли плановые задания, выступали инициаторами за экономию и бережливость на производстве. Вот имена лишь некоторых из них: токари В.И. Ковыла, И.К. Новиков и В.П. Бондаренко, фрезеровщик Г.Ф. Яковенко, стерженщица Л.В. Дроботько, строгальщикн Н.П. Гузиев и Г.И. Нечетов, расточники В.И. Кравченко и В.А. Головченко, электросварщик В.А. Трут, разметчик Н.Ф. Брехунцов, и многие другие ударники производства. Необходимо отметить, что «пионером» этого движения был Юрий Фёдорович Горковенко, первым подняв на заводе знамя борьбы за ударный труд. В это время на заводе насчитывалось уже более 500 ударников труда.
  Следует отметить, что звание ударника присваивалось не только по итогам и результатам ударной работы. Учитывалось повышение знаний, квалификации, отношение к семье, поведение в быту, участие в общественной жизни.
  На заводе также проводились индивидуальные соревнования на звание «Лучший по профессии». По итогам соревнований победителей награждали чемпионскими лентами, вручали денежные премии. Событие освещалось в «Молнии». У проходной вывешивались фотомонтажи с портретами передовиков производства. По заводскому радио сообщались их имена.
  На заводе КПА большой популярностью пользовалась многотиражная газета «Автоматостроитель» и цеховые стенгазеты, в которых широко освещалась жизнь завода, а также ход соревнования на предприятии, обобщался передовой опыт работы цехов и отделов.
  Завод постоянно креп и рос. Если в 1951 году завод состоял из двух цехов, то через 20 лет в 1971 году насчитывается уже 14 специализированных цехов. В 1951 году на заводе выпускалось 10 единиц простого оборудования, а в 1971 изготовлено 473 единицы сложных кузнечно-прессовых автоматов.
  Продукция завода КПА стала, востребована за границей. Завод с успехом поставляет продукцию более чем в 20 стран мира. Вот эти страны: Испания, Турция, Греция, Норвегия, Бангладеш, Иран, КНДР, Индия, Ирак, Алжир, АРЕ, Югославия, Куба, ДРВ, Румыния, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Болгария.
  150 работников завода 8-й пятилетний план выполнили за 4,5 года, а 58 человек - за 4 года. В числе этих рабочих строгальщик Ю.Ф. Горковенко, токарь, А.Г. Спасов, расточники В.Н. Сотников и Н.И. Левченко, слесари Н.В. Манченко, В.М. Устинов и многие другие. За туже 8-ю пятилетку, достигшие высоких показателей работники были награждены орденами и медалями. Вот их имена. Электрик Г.В. Лобанов удостоен ордена Октябрьской Революции; медник И.А. Бышков, строгальщик Ю.Ф. Горковенко, слесари Д.К. Орищенко и Б.А. Середин, фрезеровщик М.Ф. Прокопенко, строгальщица Н.Ф. Юрченко награждены орденом Трудового Красного Знамени; грузчик В.И. Душин, директор завода В.А. Иванков, фрезеровщик И.П. Кашуба, газорезчик С.К. Комратов, маляр В.Ф. Кричухин, стерженщица Т.Т. Марченко, токарь И.К. Новиков, старший мастер Г.Д. Стилос - орденом «Знак Почета»; крановщица С.Д. Диточкина, начальник цеха Н.К. Литвиненко, модельщик А.П. Федотов - медалью «За трудовую доблесть». Слесарь И.В. Архипов, старший мастер В.А. Бойко, заточник И.Ф. Гришко, инженер Т.А. Кожушко - медалью «За трудовое отличие».
  Нla Азовском заводе КПА, в начале 9-й пятилетки, впервые в стране готовится сооружение цеха высокопрочного чугуна. Идет строительство других уникальных цехов и устанавливаются поточно-механизированные линии для обработки деталей и изделий. Согласно плана на 1971-1975 годы, завод КПА ускоренными темпами ежегодно осваивает серийное производство новых моделей автоматов и автоматических линий. Если до 1969 года завод серийно выпускал девять моделей, то к концу 1972 года им освоено 32 модели, не считая специального оборудования.
  За два десятилетия, с 1951 по 1972 годы, работники завода получили 20670 квадратных метров жилья. Построено два детских сада (третий в 1974 году). Для рабочих создана база отдыха у села Кагальник. Построена при заводе ещё одна столовая на 260 мест современное здание из стекла и бетона. В районе села Маргаритовка, на берегу Азовского моря строится пионерский лагерь на 350-400 мест. И многое другое, что создавало прекрасные условия для всех категорий работников.
  Немалый вклад в развитие завода внёс Василий Александрович Иванков, назначенный директором завода КПА в 1968 году. Работая творчески, В.А. Иванков сумел сплотить коллектив, что позволило вывести завод в число передовых. В 1971 году В.А. Иванков был награждён орденом «Знак Почёта».
  Широкое распространение на предприятии получило движение под девизом: «Сегодня - рубеж новатора, завтра - рубеж каждого!». Азовский завод КПА неоднократно заключал договоры о социалистическом соревновании с такими предприятиями страны, как Азовский завод КПО, Одесский завод КПО, Каменский машиностроительный завод. Таганрогский завод КПО, и выходил в этом соревновании победителем по всем показателям.

  На страницах газет и журналов широко освещалась деятельность завода и его коллектива. Автор предлагает читателю перечень статей, в которых можно более подробно познакомиться с заводом КПА. Часть статей были использованы автором при написании данной работы.

Асадов, П. На молодом предприятии //Красное Приазовье. – 1957. – сентябрь.
Иванков, В.А. План социального развития коллектива - это компас технической  политики и общественной жизни завода //Красное Приазовье. – 1971. – ноябрь.
Идёт кокильное литьё: вопросы корреспондента //Красное Приазовье. – 1967. – ноябрь.
Кленов, Н.Ф. Прошло десять лет… //Экономическая газета. – 1960. – август.
Кононыхин, В. В заводском цехе //Красное Приазовье. – 1968. – январь.
Кубанский, А. Шлифовальщик Николай Москаленко //Красное Приазовье. – 1971. – январь.
Лебедев, В. Новые машины и изделия //Промышленный Дон. – 1960. - №5.
Лычко, Ю. Обещали – сделали //Красное Приазовье. – 1971. – август.
Олейников, Н. Заводское поле //Красное Приазовье. – 1973. – январь.
Осыка, А. Мой вклад – шесть годовых норм //Молот. – 1971. – март.
Пантелеев, П. С первого предъявления //Красное Приазовье. – 1969. – август.
Сарана, А. В поисках новых путей //Красное Приазовье. – 1972. – февраль.
Сибиль, В. Эффект поиска //Красное Приазовье. – 1972. – март.
Скидан, Т. За коммунистический труд //Красное Приазовье. – 1969. – июль.
Терещанский, М. Автоматы азовского завода //Молот. – 1957. – июль.
Штейн, А. Как создавался автомат-комбайн-А-102 //Красное Приазовье. – 1958. – январь.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И РУБЕЖИ АЗОВСКОГО ЗАВОДА КУЗНЕЧНОПРЕССОВЫХ АВТОМАТОВ С 1946 ПО 1973 ГОДЫ:

1946 год - Совет Министров СССР, принял решение о строительстве в городе Азове нового завода.

1947 год - Начато строительство завода.

1950 год - К концу года жилищный фонд завода составил 1220 квадратных метров.

1951 год - Вступил в строй блок цехов №1. В июле начался выпуск продукции.

1952 год - На территории завода проложена железнодорожная узкоколейка.

1953 год - Производительность труда по сравнению с 1952 годом повысилась на 22%.

1954 год - Закончилось строительство линии электропередачи Ростов - Азов с подстанцией в Азове.

1955 год - За счет внедрения новой техники и технологий получен экономический эффект в 1 300 000 рублей.

1956 год - Принято решение Совета Министров СССР о передачи завода Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.

1957 год - Товарный выпуск продукции достиг 19 миллионов 500 тысяч рублей. В сентябре этого года на заводе работало 1010 рабочих, служащих и инженерно-технических работников.

1958 год - Каждый восьмой производственник на заводе - рационализатор. Начался выпуск товаров народного потребления. Создан совет ВОИР.

1959 год - Проведен массовый рейд по выявлению резервов для улучшения организации рабочего места. Трудоемкость снизилась на 16, 8% к общему показателю.

1960 год - Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности приняло решение об окончании строительства литейного блока на заводе. С 1 марта завод перешел на 7-часовой рабочий день и новые тарифные ставки.

1961 год - В соревновании машиностроительный предприятий Ростовского совнархоза завод вышел победителем.

1962 год - За этот год освоен выпуск шести новых сложных машин.

1963 год - На заводе построен  инженерный корпус. Создан совет молодых специалистов.

1964 год - Сдан в эксплуатацию   блок   цехов №2. Выдана первая плавка чугуна. Началось применение алмазной обработки на различных операциях.

1965 год - В этом году 69,2% выпущенной продукции сдано с первого предъявления. Цепевязальный автомат А8123 на ВДНХ удостоен серебряной медали.

1966 год - Лучшие машины - цепевязальный автомат А 8119 и резьбонакатной автомат А2527 - экспонировались в Москве на выставке в парке Сокольники.

1967 год - Изготовление крупных форм из пластичных самотвердеющих смесей. Внедрено 11 мероприятий по освоению новой техники.

1968 год - Создан новый производственно-диспетчерский отдел с центральным пунктом контроля и регулирования для более оперативного руководства производством.

1969 год - В строй вступила первая очередь главного корпуса завода. В различные страны продано 32 кузнечнопрессовых автомата и пресса. Началось внедрение универсально-сборочных приспособлений (УСП).

1970 год - 58 рабочих ведущих профессий свои пятилетки выполнили за 4 года и более 150 человек - за четыре с половиной года. 233 рабочим присвоено звание ударников коммунистического труда.

1971 год - План первого квартала выполнен досрочно. Сверх квартального задания выпущено продукции на 250 тыс. рублей.

1972 год - Заводу КПА вручено переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. Завод награжден Почетной грамотой облсовпрофа и областного совета ВОИР за успехи в соревновании изобретателей и рационализаторов Дона.

 

 

1973 год - Третий, решающий год пятилетки завод закончил 29 декабря. Стране даны 524 кузнечно-прессовые машины.

Подробно рассказать о заводе и его коллективе очень трудно. Здесь просто не хватит места для того чтобы перечислить всё что осуществлялось на заводе и всех азовчан-передовиков некогда грудившихся на заводе КПА.

2     425    facebooklarger