Включить версию для слабовидящих

Морской порт история

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

 

Приступенко, О. День рождения порта /Ольга Приступенко //Азовская неделя. – 2021. - №38 (22 сентября). – С.13.

  27 сентября 1904 года была образована администрация порта, эта дата считается официальным днем рождения Азовского морского порта.
  Исторически порт появился еще раньше и считается одним из старейших на Юге страны. После освобождения Петром Первым Азовской крепости от турков в 1696 году, порт начал расширяться. Россия получила выход в Южные моря. Была образована база армии и флота. Для обеспечения судоходства между Азовом, Таганрогом и Воронежем был издан указ – учить мореходному делу азовчан. В 1698 году была открыта «навигационная школа», выпускники которой несли службу на кораблях военного флота.
  В 1865 году было произведено углубление Азовского рукава. В 1888 году – построена каменная набережная.
 Порт играл большую роль в возрождении промышленной и хозяйственной деятельности. В XVIII веке была образована сеть хлебной торговли, порт обеспечивал развитие аграрного сектора.
  Азовский морской порт имеет статус международного. Занимается комплексным обслуживанием пассажирского и грузового флота, принимает морские и речные суда. Морской порт – главные ворота, открывающие путь к Средиземному морю.
  На территории порта располагается пограничная, таможенная и другие службы. Специализируется на перевалке грузов: угля, металла, леса, зерна, удобрений, строительных материалов и т.д. Перегрузочный комплекс состоит из 11 причалов. Перебрасывает грузы с севера на юг. Эффективно работает с грузопотоками Балкано-Дунайского и Средиземноморского направлений.
  В 1997 году в Париже Координационным Комитетом Международной программы «Партнёрство ради прогресса» за высокие показатели и производственные успехи ему был вручён приз «Золотой Меркурий».
  В декабре 1999 года в номинации «За динамику и прогресс экономического развития в условиях посткризисной экономики» был удостоен награды «Эртсмейкер-200» («Человек, определяющий лицо планеты»).
  В настоящее время вносит ценный вклад в экономическое развитие города, региона и всей страны в целом.


Азовский морской порт //Друшляков, В.Ю. Острова. Часть 2 /В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.62-66.: ил.

  Большинство событий, связанных с историей города Азова, были обозначены географическим положением: находясь на стыке Европы и Азии, на пересечении караванных путей, судоходных в дельте Дона, город не мог оставаться без внимания. Вокруг права за обладание Азовом велись войны и сражения, проходили дипломатические переговоры. Различные государства сходились в борьбе за власть над городом, потому как тот, кто владел портом Азова и городом, владел выходом в южные моря и был хозяином Приазовья.
  Раскопки археологов доказывают, что уже в XII веке на речном берегу существовало средневековое поселение. Тем не менее, полностью сформировавшийся город - Азак, с административным, политическим, ремесленным и портовым центром, появился в 1270 году, когда Приазовье входило в состав Золотой Орды. Город быстро развивался и к началу XIV века стал одним из крупнейших городов, готовым принимать и торговые корабли.
  Венецианские и генуэзские купцы в части Азака, прилегающей к Дону (в районе нынешнего порта. Авт.), основали торговую крепость, которую в честь древнего торгового города Танаиса назвали Тана. Теперь Тана стала средоточием мировой торговли. Порт Таны принимал итальянские корабли и восточные караваны. Используя сухопутный Великий Шелковый путь и конечно же морской через Азак (Тану) шли грузы из стран Европы, Африки, Индии, Китая, Персии и стран Средиземноморья. В XIV веке Азак стал одним из крупнейших городов мира - не меньше Лондона - с красивейшими постройками. В 1395 году торговый город Азак был разгромлен и разграблен войсками Тамерлана.
  Вскоре итальянцы восстановили Тану, в которой, возвели мощный замок с крепостными стенами, башнями, бойницами, рвами с подъёмными мостами и естественно порт. От такой жемчужины не смогла отказаться могущественная Османская империя и в 1475 году её войска захватили Азак (Тану). На основе сооружений Таны была построена турецкая крепость Азак - в Российской Империи её называли Азов. Таким образом, Азак (Азов) стал северным портом османской империи, превратив Азовское и Чёрное моря во внутренние моря Турции.
  Турецкий Азов к началу XVI века опять стал важным центром международной торговли. В азовском порту турецкие власти изымали пошлину со всех товаров и город давал в казну султана огромные суммы. Основным товаром в то время считалась рыба, черная икра и рабы. Бочки осетрины и икры грузили на корабли и отправляли целыми караванами из порта Азова в Стамбул, отчего Азов в турецкой столице называли «султанским рыбным двором».
  18 июля 1637 года Донские казаки одержали блестящую победу в борьбе за османский Азов. В течении пяти лет Азов был столицей Войска Донского, но в 1641 году огромная турецкая армия осадила Азов. «Азовское осадное сидение» длилось четыре месяца, и казаки выстояли и не отдали Азов. Обессилив и не получив поддержки от Российского государства, которое в то время не собиралось воевать с османами, вынуждены были покинуть портовый Азов, взорвав все укрепления и постройки.
  В 1696 году Пётр I совершает свой второй поход на Азов. Азов был осаждён совместными действиями русской армии и первого российского флота, турецкая крепость Азов пала 18 июля 1696 года. Взятие портового города Азова имело огромное стратегическое значение, и Россия получила выход в южные моря, опорный пункт на южных рубежах, базу армии и флота.
  Восстанавливать Азовскую крепость стали сразу же. Строительство гавани и «устройство» морского Адмиралтейства в Азове Пётр I поручил инженеру Де-Ловалю. Усилиями огромного количества людей, согнанных к Азову (ссылкой в Азов заменяли даже смертную казнь), крепость была отстроена. Напротив Азова (у берега, где сейчас хутор Задонье. Авт.) была устроена гавань - «Крепосца Петровская», окруженная широким каналом. В этом месте базировались 14 линейных кораблей, мелкие речные суда и яхты. Для обеспечения судоходства между Азовом, Таганрогом и Воронежем Пётр I приказал учить азовских жителей мореходному делу, а в 1698 году открыл в Азове «навигационную школу». Выпускники школы несли службу на кораблях Азовского флота.
  Для лучшего сообщения между центром России и Азовом по приказу Петра I в 1701-1702 годах были начаты работы по сооружению канала между Доном и Волгой, но осуществить этот проект тогда не удалось. Помимо роли политического центра Приазовья и базы флота, Азов должен был стать крупным торговым портом, такой был замысел Петра I.
  В 1865 году провели дноуглубление Азовского рукава, а в 1888 году была отстроена каменная набережная порта Азов. В 1904 году 27 сентября была назначена администрация порта и в настоящее время эта дата официально считается днём рождения порта. Из описанного выше мы видим, что порт «родился» гораздо раньше этой даты.
  Основу грузооборота порта в то время составляли зерно, вяленая рыба и икра. Позже через Азовский порт стали проходить лес и навалочные грузы такие, как песок, гравий (щебень), уголь и другие строительные материалы для нужд города и региона.
  Что же представляет из себя современный порт Азова? Азовский морской порт располагается на линии 9-го интермодального коридора, который предназначен для перемещения грузов с севера на юг. Порт Азов является «главными воротами», которые соединяют Средиземное море с внутренними водами России и Каспием. Существует проект канала «Евразия», соединяющий Азовский бассейн с Каспийским.
  Азовский порт является воротами во Внутреннюю Водную Транспортную Систему (ВВТС). ВВТС проходит через Волго-Донской канал к Каспийскому морю и через реку Волгу и систему северных рек, Волго-Балтийский и Беломорканал соединяются с Балтийским и Белым морями. Безусловно, этот водный путь удобный к промышленным центрам, которые расположены в европейской части России, о чём в своё время мечтал Пётр I. Через Азовский порт проходят суда класса «река-море» грузоподъёмностью 3000 - 5200 тонн, с осадкой до 4-х метров. Азовский порт связывает внутренние водные пути России через Азовское море с Чёрным и Средиземными морями.
  До 1992 года Азовский порт входил в состав Волго-Донского 11ароходства. С 1992 года порт приобрёл статус самостоятельного предприятия. В 1993 году порт преобразован в акционерное общество «Азовский морской порт». В декабре 1994 года согласно Распоряжению Правительства РФ порт получил статус международного и открыт для захода судов других государств.
  Обрабатываемые в порту суда работают в акваториях Чёрного и Средиземного морей, по Дунаю доходят до стран Центральной Европы. Через Азов переваливаются грузы из Южной и Юго-Восточной Европы. Северной Африки и Ближнего востока. В порту имеется таможенная, пограничная, санитарная, ветеринарная и карантинная службы.
  Перегрузочный комплекс Азовского порта включает 11 причалов, основными из которых являются: Терминал для перевалки сельскохозяйственной продукции «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток»; Зерновой терминал ООО «Промэкспедиция»; Нефтеналивной терминал ЗАО «Азовпродукт»; Нефтеналивной терминал ООО «ДонТерминал»; Азовский морской порт.
  Специализируется порт на перевалке генеральных и насыпных грузов: зерна, угля, металла, леса, удобрений, строительных материалов, тарно-штучных грузов, глинозёма, цемента и перевалки контейнеров.
  Общая площадь территории Азовского морского порта составляет более 24 Га. Из них центральный грузовой район - 5,9 га, новые грузовые причалы (территория «нового» порта) - 17 га, грузовой участок «Лоцпост» - 1,2 га. Осваивается отведённый участок под строительство терминала сжиженного углеводородного газа (СУГ) - 36 га.

 

 

2     425    facebooklarger