Включить версию для слабовидящих

Азов средневековый

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Сераш, В. Мечети и церкви Азака / В. Сераш // Приазовье.- №46-49. – С.7.

  В Золотоордынском Азаке в XIV веке проживало несколько десятков тысяч человек. Как и во всяком другом средневековом городе, здесь должно было существовать большое количество культовых сооружений. Ведь среди других функций городов - быть религиозными центрами. Основатель монгольской империи Чингисхан в Ясе, содержавшем своеобразные наставления своим потомках, завещал им не только не вмешиваться в верования своих подданных, но и освобождать всех священнослужителей от налогов и повинностей.
  Правители Золотой Орды следовали наставлениям своего великого предка. Об этом говорят большинство письменных источников. Это было уникальное государство, на территории которого длительное время безбоязненно могли осуществлять миссионерскую деятельность представители всех конфессий. Для католических миссионеров в Крыму был составлен своеобразный самоучитель по языку половцев - Кодекс Куманикус, который сохранился для нас благодаря Франческо Петрарке среди бумаг его архива. Он содержал латинско-половецкий  словарь, сведения  о грамматике, переводы отдельных христианских текстов от Библии до оригинальных проповедей на половецкий язык, а также образцы половецкого фольклора.
  О том, что в Золотой Орде соблюдали заветы Чингисхана, мы знаем и благодаря документам, сохранившимся в архивах Московской патриархии - ярлыкам, выданным ханами. Первый из них был выдан в 1267 году первым самостоятельным правителем Улуса Джучи - Менгу Тимуром, а последний - в 1378 году, уже после начала вооруженного конфликта Мамая с великим князем Дмитрием Ивановичем, которого позднее назовут Дмитрием Донским.
  Последний ярлык был выдан от имени марионетки Мамая - хана Тюляка, погибшего на Куликовской битве. Ещё до возникновения Золотой Орды как самостоятельного государства, в новом городе Сарае в 1261 где и была создана особая епархия - Сарайская, одна из старейших на Руси. Она продолжала существовать под таким названием ещё несколько столетий спустя после исчезновения самого города. Возникли и католические епархии. Даже после принятия ханом Узбеком и его окружением ислама и начала пропаганды ислама, сохранялась  широкая  веротерпимость.  Она распространялась, хотя может и неофициально, даже на язычников.

О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
  Именно благодаря такой государственной политике Золотой Орды в Азаке могли строиться здания храмов самых различных конфессий. У нас, к сожалению, нет их списка, но можно говорить по аналогии с другими крупными городами того времени, что на территории города существовало несколько десятков, а может быть, сотня различных храмов. Большинство из этих храмов имело небольшие размеры площадью в несколько десятков квадратных метров, поскольку было рассчитано на прихожан из одного квартала.
  Письменные источники сохранили для нас названия некоторых церквей. Поскольку большинство из них были составлены итальянцами, то нам известны названия католических церквей - Гостевой, венецианских: Святого Марка, Святого Иакова, Святого Антония и Святой Марии, францисканских церквей - Пресвятой Богородицы и Святого Франциска, доминиканской церкви Святого Доминика.
  Известно о существовании армянской церкви Святого Григория Просветителя. К сожалению, нам не известны названия православных церквей Азака  XIV века. Однако, поскольку в документах один из православных священников назван протопресвитером (это высшее звание православного белого духовенства), можно утверждать, что этих церквей было несколько, и они составляли особый округ, который, как мы знаем, был подчинён митрополиту Алании. В XV веке на пожертвования крещеной татарки Нарахаты возводится православная церковь Святого Николая Греческого.
  Арабский богослов Ибн-Батута, побывавший в нашем городе в 1333 году, не оставил для нас описаний и названий городских мечетей. Зато он описал, как его торжественно встречали и угощали в ханаке - мусульманский аналог монастыря с домом для паломников, при котором могло существовать медресе Хызрильяса, расположенном к востоку от городской застройки. Возможно, такое же название имела мечеть, размещавшаяся в ханаке. В XV веке Иосафат Барбаро упоминает старую мечеть, расположенную на расстоянии выстрела из лука от венецианской Таны.

ПЕРВАЯ НАХОДКА АРХЕОЛОГОВ В 1890 ГОДУ
  К сожалению, ни одно из упомянутых в источниках культовых сооружений не может быть привязано к карте современного города. За     единственным исключением. Этим исключением является   здание,   обнаруженное в 1890 году на перекрестке  современных улиц  Петровской  и Ярославского в ходе первых в городе Азове археологических раскопок, проведённых Владимиром Николаевичем Ястребовым. Это прямоугольная постройка 17x10,1 метров из рваного известняка, ориентированная по оси запад-восток. В турецкий период она была превращена в мечеть и неоднократно перестраивалась.
  Археологический поиск всех этих зданий - задача нелёгкая. Почти вся территория средневекового Азака находится под современной застройкой, что исключает целенаправленный их поиск, например, с использованием современного геофизического оборудования. Но даже если бы не существовало этих сложностей, шансы найти остатки капитальных зданий из камня или кирпича удовлетворительной сохранности очень невелики.
   Причина этого в том, как считает главный археолог Азова Андрей Николаевич Масловский, что эти строительные материалы в золотоордынском Азаке были в дефиците:
  - На левом берегу Дона в окрестностях Азака строительный камень отсутствовал. Даже ближайшие месторождения низкосортного рыхлого ракушечника, использовавшегося для строительства в Азаке, расположены более чем в 20 километрах от города на правом берегу Дона. При этом его транспортировка по прямой маловероятна, учитывая, что для этого пришлось бы пересекать заболоченную дельту реки.
  Месторождения более качественного светло-серого известняка и песчаника расположены более чем в 100 километрах к северо-востоку на территории Восточного Донбасса, в районе современных городов Новошахтинска и Каменоломен. Поставкой камня в город занимались купцы.
  - Нам известно имя одного из них - Магомет Ходжа. Острый дефицит камня отмечают и письменные источники венецианского происхождения. 6 апреля 1336 года в Венеции адвокаты коммуны и Совет 40 рассматривали дело об использовании доминиканцами для строительства своего храма камня, закупленного для строительства дома консула и караван-сарая. Благочестивые купцы, проживавшие в Тане, уговорили правительство Венеции узаконить это воровство, - рассказывает Андрей Масловский.
  Кирпич обжигали на месте, но его производство было достаточно дорогим. Поэтому в Золотой Орде целиком из обожжённого кирпича возводились только культовые сооружения. В остальных случаях кирпич использовали для выкладки полов, возведения цоколей, отдельных кладок. Даже дворцы аристократов строились большей частью из сырцового кирпича или досок с обмазкой глиной. О том, что город Азак был построен из дерева, говорит и сирийский араб Абу-л-Фида, составивший свой труд по географии в 1320-е годы.
  Дефицит строительных материалов приводил к тому, что здания начинали растаскивать сразу после того, как их забрасывали. Это началось ещё в период «Великой замятии» 1359-1381 годов, когда на территории города появились заброшенные кварталы. Разрушение продолжилось и после гибели золотоордынского города в XV-XVII веках. Использование старых зданий как карьеров для добычи дефицитного строительного материала ускорилось с началом русско-турецких войн в конце XVII века и продолжалось до конца XIX века. Это было возможно благодаря тому, что остатки зданий можно было заметить с поверхности. Вплоть до начала XX века местами сохранялся рельеф развалин средневекового города. В результате деятельности охотников за стройматериалами современные археологи в тех случаях, когда им всё же удаётся обнаружить остатки архитектурных построек, могут получить представление о них, исследуя фундаментные траншеи с мелкими обломками камня или кирпича и лишь изредка с небольшими фрагментами кладок. Намного чаще археологи встречают обломки разнообразного декора зданий, скопления кусков кирпича, ямы для замешивания извести. Они как хлебные крошки позволяют напасть на след крупных зданий XIV века. Фрагменты декора от каменных колонн и пилонов до деталей мозаики и стеклянных ламп позволяют также определить назначение обнаруженных зданий.

МЕЧЕТЬ БАЯЗИДА ВЕЛИ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО МАРКА
  К сожалению, ни одно из упомянутых в письменных источниках культовых сооружений не может быть привязано к карте современного города. За единственным исключением. Этим исключением является здание, обнаруженное в 1890 году на перекрестке современных улиц Петровской и Ярославского в ходе первых в городе Азове археологических раскопок, проведённых Владимиром Николаевичем Ястребовым.
  Это прямоугольная постройка 17x10,1 метра из рваного известняка, ориентированная по оси запад-восток. В турецкий период она была превращена в мечеть и неоднократно перестраивалась. С восточной стороны к ней был пристроен минарет.
  Ученые предполагают, что это здание называлось мечетью Баязида Вели. Но как это здание называлось в золотоордынский период? Подсказку даёт находка, с которой началась археология Азака.
  В 1889 году на Петровской улице при прокладке водопровода была обнаружена расколотая на несколько частей тонкая мраморная плита - надгробие, которое, судя по толщине, помещалось в церкви. Принадлежало это надгробие венецианскому консулу и послу в Тане и всей империи Газарии Иакову Корнарио, умершему 18 августа 1362 года, вероятно, во время одной из вспышек чумы.
  Где должны были похоронить главное должностное лицо венецианской фактории? Очевидно, в главной церкви города.  Одним из названий Венеции было - Республика Святого Марка - в честь святого покровителя города. Главной церковью Венеции был собор Святого Марка. Поскольку среди церквей венецианской Таны упоминается церковь Святого Марка, то очевидным предположением, как считают археологи, является то, что именно она была главной церковью фактории, и именно ее нашел в 1890 году В.Н. Ястребов.
  К сожалению, ничего, кроме надгробной плиты, от убранства церкви Святого Марка найдено не было. В турецкий период здание, превращенное в мечеть, было покрыто поливной черепицей зеленого цвета. Но от декора мечети не сохранилось ничего. К югу от церкви было найдено католическое кладбище. В турецкий период рядом с мечетью хоронили только самых уважаемых членов общины. Плиты от мраморного саркофага XVII-XVIII веков с изображением цветов также были найдены в ходе раскопок 1889-1890 года.
  Очень долго венецианская церковь оставалась единственной исследованной полностью культовой постройкой на территории города Азова. Только в 2018-2019 годах, на участке по улице Макаровского, 66, главным археологом Азова Андреем Николаевичем Масловским было обнаружено здание мечети. Охотники за кирпичом разрушили его полностью. Контуры постройки удалось проследить, только фиксируя обломки кирпича и камня, оставленные в фундаментных траншеях сборщиками стройматериала. Современным подвалом уничтожена северная стена, а фундамент минарета остался, вероятно, за пределами раскопа на одном из соседних участков.
  Само здание имело подквадратную форму, размером 10,5 на 9,0 метров, и было ориентировано стенами по сторонам света. О том, что перед нами здание мечети, позволяет утверждать наличие небольшого выступа в средней части южной стены. Здесь, у мечетей, построенных в нашем регионе, находилась михрабная ниша, которая показывала направление на священную для мусульман Мекку.
  Михрабная ниша является очень важным элементом мечети, поскольку при молитве мусульманин должен быть обращен к Мекке лицом. Известны мечети, состоящие всего из трех камней, которые указывают направление на Мекку. Интересно, что здание мечети было построено прямо поперек улицы с ливнесточной траншеей, проходившей с востока на запад. О том, что здание имело нарядный декор, удалось узнать благодаря тому, что строители выбросили лишние или испорченные обломки мозаики из кашинных плит в близлежащую хозяйственную яму. Находки из этой ямы и уличной траншеи под мечетью позволяют ученым датировать постройку мечети концом первой половины - серединой ХIV века. Это была, как считают археологи, рядовая, так называемая - квартальная мечеть.
  - Увы, ни одна другая культовая постройка полностью в пределах раскопок не попала, - сетует Андрей Николаевич. - Поэтому археологам остались неизвестными их размеры.

МЕЧЕТЬ НА УГЛУ УЛИЦ ЧЕХОВА И ТОЛСТОГО
  В 1976 году, в котловане под здание милиции, на углу улиц Чехова и Толстого, Николаем Михайловичем Фомичевым были обнаружены каменные фундаменты, которые определены им, как остатки мечети. К сожалению, провести полноценное исследование фундаментов археологам не дали. Но дальнейшие исследования археологов поблизости от этого места позволили подтвердить это предположение.
  В 1988 году на месте дома по улице Чехова, 19, в хозяйственных ямах было найдено немало стеклянных ламп, которые на протяжении всего средневековья использовались для освещения мечетей. Одну из ламп даже удалось собрать. Здесь же было найдено мусульманское надгробие, которое в настоящее время можно увидеть в экспозиции Азовского музея-заповедника.
  В 1991 году, при раскопках на участке по улице Чехова, 8 , напротив здания милиции, был найден маленький фрагмент мраморной плиты с арабской надписью. Несмотря на обрывочность сохранившихся слов, удалось опознать строку из Корана, которую нередко использовали для оформления мечетей на Ближнем Востоке.
  В 1994 году при раскопках на месте пристройки к дому по улице Толстого, 28, было обнаружено ещё одно мусульманское надгробие. В 2000-2003 годах на месте строительства дома по улице Толстого, 41, было собрано немалое количество фрагментов декора этого здания - облицовочные мраморные плитки, детали кашинной мозаики, кашинные изразцы разных цветов, поливные кирпичи.
  - Судя по количеству и разнообразию декора, можно предполагать, что мечеть на месте здания милиции являлась соборной или пятничной молитвой - Джума-мечетью. В небольшом городе это могла быть одна мечеть, которая вмещала всех мусульман. В крупных городах соборных мечетей было несколько. Принимая во внимание размеры золотоордынского Азака, можно с уверенностью говорить о том, что здесь было несколько пятничных мечетей. Но здание на месте милиции было, вероятнее всего, главной мечетью города, поскольку находилось рядом с главной городской улицей в самом центре города.
  К западу от мечети начиналось главное городское кладбище, где археологами обнаружены почти все каменные склепы и мусульманские надгробия.
  - Вообще, наличие неподалеку от мечети кладбища не редкость, и Азак в этом плане не был исключением.

ПЯТНИЧНАЯ МЕЧЕТЬ ПО УЛИЦЕ ИЗМАЙЛОВА, 48
  Ещё одной пятничной мечетью было здание, обнаруженное в 2016 году Михаилом Юрьевичем Гончаровым на участке по улице Измайлова, 48. К сожалению, как считают археологи, основная часть постройки находится на территории городского парка. О том, что здесь находилось большое здание, можно было догадаться еще в 1973 году, когда рабочие, копавшие яму на территории парка под строительство административного здания, обнаружили большое число кашинных изразцов с орнаментом. На одном из изразцов сохранилась часть арабской надписи, которую уже в наши дни определили как изречение из Корана.
  - Следовательно, этот изразец украшал здание мечети. О богатом убранстве постройки можно судить по фрагментам декора и обломкам архитектурных деталей из камня, найденным в ходе раскопок 2016 года.
  Здание начали разбирать еще в третьей четверти ХIV века, а камень, включая разбитые архитектурные детали, использовать для новых построек. В результате археологам досталась только фундаментная траншея, заполненная землей вперемешку с каменной крошкой и кусочками известкового раствора. Судя по ширине и глубине (более 1 м), здание имело большой размер. Оно находилось рядом с городской магистралью XIV века, возможно, южной частью главной городской улицы. Будущие археологи имеют возможность исследовать это здание полностью. В этом им могут помочь георадары, поскольку на территории парка намного меньше всевозможного металла и всевозможных остатков старых построек, которые создают значительные помехи на большей части Азова.
  На этом исследования археологов не завершились. В 3-й части вы узнаете о еще одной пятничной мечети и других культовых постройках средневекового Азака 14 в.

ТРЕТЬЯ ПЯТНИЧНАЯ МЕЧЕТЬ
  Третья пятничная мечеть была обнаружена в ходе исследований поблизости от стадиона имени Лакомова на месте строительства помещения для спортивной школы, которое так и осталось не завершенным. В 2004 году здесь была обнаружена фундаментная яма от квадратной кирпичной башни минарета размерами 2x2 м. Хотя вся башня до самого основания была разобрана, в ходе этого немало кирпичей разбилось. Их обломки и были сброшены в фундаментную яму, что и позволило археологам определить форму и размеры минарета. Кроме ямы от минарета ученым досталось только пара мелких обломков деталей мозаики и ещё одна удивительная находка - водопровод XIV века, подходивший к заданию мечети с юга. Трубы имели диаметр около 10 см.
  - Вопрос об источнике, откуда в водопровод поступала вода, заслуживает отдельного рассмотрения, но то, что в нашем степном городе к водоему рядом с мечетью был проведён отдельный водопровод, говорит о том, что мечеть была предназначена для богатой части горожан, - рассказывает главный археолог Азова Андрей Масловский. - По мнению азовских археологов, здесь находился аристократический район средневекового города. Водопровод был разобран ещё в эпоху средневековья. Правда, не в XIV, а в XVII веке. Об этом рассказала уникальная для нас находка литовской монеты этого времени, найденная среди обломков водопроводных труб.
   Остатки мечети, возможно, были окончательно уничтожены в конце 1970-х годов, когда в ходе застройки этого района многоэтажными домами был срезан верхний слой грунта, содержавший остатки средневекового города. На это указывает то, что водопроводная траншея внезапно обрывалась, и на месте, где должен был находиться приёмный резервуар, не было найдено ничего.
  О декоре этого здания удалось получить некоторую информацию в ходе археологических исследований в 2017 году, когда к стадиону имени Лакомова прокладывали водопровод. Тогда в хозяйственной яме было найдено большое число обломков кашинных изразцов и деталей мозаики. Другие находки из этой ямы подтверждают утверждение о большом богатстве жителей района вокруг этой мечети.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТНИЧНАЯ МЕЧЕТЬ
  Местоположение четвертой пятничной мечети азовским археологам до настоящего времени точно определить не удалось. На нескольких раскопах, расположенных неподалеку друг от друга, найдено немало осколков этого здания, но ни в одном из них не был прослежен даже маленький фрагмент фундамента. В 1990 году на раскопе по улице Ленина, 46, был найден фрагмент небольшой мраморной колонны с орнаментом в виде сельджукской цепи - переплетение двух лент с округлыми расширениями.
  Такая колонна, учитывая небольшие её размеры, могла быть частью навеса над минбаром, который сооружался только в пятничных мечетях - это кафедра справа от михраба, откуда имам произносил свою хутбу - пятничную проповедь. Известно, что минбары богато декорировались. То, что эта небольшая колонна относилась к внутреннему убранству мечети, а не, скажем дворцового сооружения, было подтверждено последующими находками.
  В 2007 году, напротив первой находки на участке по улице Ленина, 53, был найден развал стеклянной лампы с росписью эмалями и позолотой, которая освещала мечеть. В 2003 году на улице Толстого, 74, в 2005 - на улице Толстого, 70, и в 2014-м - на участке по переулку Социалистический, 53, были обнаружены фрагменты мраморного декора мечети. На двух фрагментах сохранились арабские буквы. В том числе, на одном можно прочесть слово - река, которое встречается в строках из Корана, которые используются в оформлении мечетей.
  Фрагменты поливных изразцов, в том числе с надписями, встречены археологами на раскопах по улице Ленина, 49, в 1995 году, улице Ленина, 46, в 2003-2004 годах, на улице Ленина, 53, в 2007 году. Но больше всего находок, связанных с мечетью, было встречено на раскопе по переулку Социалистический, 53, в 2014 году. Помимо уже указанных находок, здесь были встречены фрагменты черепицы и водопроводные трубы. В отличие от красивых изразцов и стеклянных ламп, тяжелые и невзрачные фрагменты черепицы, использовавшиеся для перекрытия крыш общественных зданий, не разлетались на значительное расстояние от построек. Возможно, здание мечети осталось всего в нескольких метрах от края раскопа.

ПЯТАЯ МЕЧЕТЬ
  Последняя мечеть, которая, предположительно, может быть отнесена к числу пятничных, была обнаружена в 2019 году на Петровском бульваре напротив здания почты. Водопроводная траншея пересекла место, где располагалось здание мечети, зигзагом, поэтому ученым не удалось исследовать постройку полностью. В пределы раскопа попали отрезки нескольких фундаментных траншей. Они позволяют говорить о том, что здание имело прямоугольную форму, и было ориентировано длинными стенками с севера на юг, как и положено мечети, построенной в нашем регионе.
  Приблизительно длина здания составляла около 32 метров. Ширина здания осталась неясной. Стены и фундаменты были разобраны полностью. Однако, заполнение фундаментных траншей - грунт, смешанный с кусочками камня и известкового раствора. Слой такого же грунта толщиной до 20 см перекрывал всю площадь разобранной постройки. Помимо мелких кусочков камня и раствора, в слое разрушения было найдено самое большое за весь период раскопок в Азаке количество фрагментов местной черепицы со следами известкового раствора, кашинные изразцы с одноцветной поливой.
  Но самое интересное ожидало археологов с северной стороны от здания. Здесь в старой водопроводной траншее было найдено три тесаных блока, составлявших один пилон от входного портала мечети. Общая высота пилона составляла более 2 метров. На лицевой стороны блоков были вырезаны пазы, в одном из которых сохранился фрагмент мрамора. Значит, ещё в начале XX века здесь можно было расчистить остатки входа в мечеть! Вдоль стен мечети, с внешней стороны, было расчищено несколько мусульманских погребений.
  Некоторые из них совершены в деревянных конструкциях. По крайней мере, над одним из погребений было установлено каменное надгробие, от которого сохранился небольшой обломок. С мечетью была связана ещё одна интересная группа находок. К северу от здания найдено аномально большое скопление фрагментов афтоб и тазов. Здесь же были встречены фрагменты водопроводных труб. Очевидно, сосуды использовались для ритуальных омовений перед входом в мечеть, где находился водоем, к которому подведен водопровод.
  Всего в 2019 году на Петровском бульваре обнаружено четыре каменных здания, включая описанную только что мечеть.
  - Установить назначение двух других построек не представляется возможным, поскольку в пределы раскопа попали только незначительные их фрагменты, - говорит Андрей Масловский.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ КОТОРОГО НЕ УДАЛОСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ УЧЕНЫМ
  Последнее здание представляет особый интерес. Оно располагалось на главной улице города XIV века там, где сейчас пересекается Петровский бульвар и улица Толстого, сейчас рядом с этим зданием построен фонтан. В пределы раскопа попала только часть здания. Можно только сказать, что площадь постройки составляла не одну сотню квадратных метров. Его возвели не на голом месте. Ранее здесь находились усадьбы ремесленников, занимавшихся обработкой кожи. Им пришлось подвинуться.
  В течение XIV века здание серьёзно перестраивалось. Его руины сохранялись вплоть до конца XVII века. Об этом ученым стало известно благодаря находке бердыша времён Петра I среди слоя разрушения. Но русские солдаты не разобрали здание до последнего камешка. Сохранились крупные фрагменты каменной кладки фундаментов. Прямо среди камней встречались осколки кашинных изразцов и оконных дисков. Найдены мелкие обломки каменных архитектурных деталей. Самой яркой находкой архитектурного декора, связанной с этой постройкой, является мраморная плита с вырезанным сложным орнаментом в виде растительного побега с крупными цветками.
  Но для чего же служила эта постройка? Об этом рассказали некоторые находки, сделанные среди слоя разрушения и неподалеку от здания. Прежде всего, это две кандеи хоросов. Хоросы представляли собой большие церковные светильники, в которых свечи или лампы устанавливались по кругу на обруче. Обруч соединялся несколькими цепочками с находившейся сверху кандеей, которая служила для подвешивания этого светильника. Хоросы были широко распространены в эпоху средневековья.
  Благодаря раскопкам на территории Древней Руси, ученым известно, что хоросы использовались только в крупных церквях городов, являвшихся административными центрами княжеств. В нескольких десятках метров был найден обломок каменного креста. Высота целого креста, вероятно, составляла около метра. Очевидно, он был частью внутреннего убранства церкви. Также, среди слоя разрушения был обнаружен фрагмент креста-энколпиона.
  Энколпион был не простым крестом, вовнутрь которого помещали некую реликвию. Его носили не простые верующие, а священнослужители. Вероятно, с этим зданием связана ещё одна интересная находка - коробчатая открытая подвеска, внутри которой была закреплена античная монета Боспорского царства II в.н.э. Подобные подвески использовались в качестве подвесок к иконам.
  Все эти находки позволяют предполагать, что здание на перекрестке Петровского бульвара и улице Толстого было православной церковью. Причём, не простой церковью, а главной православной церковью Азака.
  - Возможно, даже известно имя настоятеля этой церкви в середине XIV века. Дело в том, что в документах этого времени указаны имена трёх православных священников Азака. Один из них - Михаил - носил звание протопресвитера - высшее звание для белого православного духовенства, - поясняет Андрей Николаевич Масловский. - Вероятно, именно он выполнял обязанности поповского старосты Азака, и был, таким образом, фактическим главой православной общины Азака.
  Среди слоя разрушения здания, находившегося на пересечении Петровского бульвара и улицы Толстого, был обнаружен фрагмент креста-энколпиона. Энколпион был не простым крестом, а реликварием, то есть футляром, внутрь которого помещали некую реликвию. Его носили не простые верующие, а священнослужители. Вероятно, с этим зданием связана ещё одна интересная находка - коробчатая открытая подвеска, внутри которой была закреплена античная монета Боспорского царства II в.н.э. Подобные монеты использовались в качестве подвесок к иконам.
  Такие находки позволяют предполагать, что здание на перекрестке Петровского бульвара и улице Толстого было православной церковью.
  Причём, не простой церковью, а главной православной церковью Азака. Возможно, нам даже известно имя настоятеля этой церкви середины XIV века. Дело в том, что в документах этого времени указаны имена трёх православных священников Азака. Один из них - Михаил носил звание протопресвитера - высшее звание для белого православного духовенства. Вероятно, именно он выполнял обязанности полкового старосты Азака и был, таким образом, фактическим главой православной общины Азака.

ПЯТЬ МЕЧЕТЕЙ И ДВЕ ЦЕРКВИ
  Таким образом, археологам удалось обнаружить пять мечетей и две церкви, которые имели для верующих особый статус. Много это или мало? В Джума - пятничных мечетях, за которыми в русском языке закрепилось также название соборных, по пятницам имам произносил проповедь для всей мусульманской общины. Первоначально в городе могла быть только одна Джума-мечеть, но со временем это правило перестало действовать. Само наличие Джума-мечети было одним из признаков, отличающих город от не городского населения.
  По сообщениям марокканского богослова, объехав-шего Золотую Орду, - Ибн - Батутты в 1333 году, в столице Золотой Орды городе Сарае было на этот момент 13 Джума-мечетей -12 ханафитских и одна шафиитская. Азак был во много раз меньше столицы, но мы обнаружили уже пять Джума мечетей. И ведь вполне возможно, что обнаружены ещё не все.... Но, помимо больших, богато украшенных соборных мечетей, существовало намного большее число небольших, скромных квартальных мечетей.
  Квартальные мечети Золотой Орды известны учёным гораздо хуже. Во-первых, большие соборные мечети являются более предпочтительным объектом для исследований, объём которых всегда ограничен. И, во-вторых, найти их гораздо легче, поскольку от них сохраняется больше следов, и размеры они имеют намного больше. Можно не сомневаться, что в Азаке был построен не один десяток квартальных мечетей, но поиск их дело нелёгкое.

КВАРТАЛЬНЫЕ МЕЧЕТИ
  При раскопках Азака с уверенностью удалось определить только одну квартальную мечеть, которая находилась на углу современных улицы Комсомольской и переулка Красноармейского. Здесь в 2005 и 2022 годах был расчищен круглый минарет диаметром 3,8 метра, сложенный из сырцового кирпича. Судя по искусству, с которой выполнена кладка, мастера были не новичками в подобном строительстве. Очевидно, что минарет возводили выходцы из Средней Азии, для которых строительство из сырцового кирпича было делом привычным.
  К сожалению, в пределы раскопа попал только минарет, и мы не знаем, как выглядела мечеть в целом. Вероятно, вся она была возведена из сырцового кирпича. Несмотря на своё скромное значение, мечеть также имела декор. От него сохранился фрагмент изразца с рельефным орнаментом и бирюзовой глазурью.
  Ещё несколько зданий могут быть отнесены к мечетям условно или могут быть локализованы лишь очень приблизительно. Одно из них находилось на углу улиц Ленинградской и Измайлова, оно было обнаружено в 1997 году на участке по ул. Ленинградской, 71. К сожалению, здание было разобрано настолько тщательно, что даже его контур проследить не удалось, только россыпь мелких обломков обожженного кирпича и обломки изразцов. Вероятно, к этому зданию относились фрагменты каменных архитектурных деталей, найденные на раскопе по улице Ленинградской,67, в 2004 году. Здесь были встречены и база колонны, и часть фигурного блока, обрамляющего дверной проём.
  В 2009 году на участке строительства 9-этажного жилого дома по улице Макаровского, 31 Б, были обнаружены фундаментные траншеи большого здания. Кажется, у этого здания был выступ в средней части южной стены, который можно было бы считать михрабом. Однако, проблема в том, что здание, судя по незначительным следам древесного тлена, было деревянным и сильно повреждено поздними перекопами, затронувшими и район михрабной ниши.
  Судя по находкам обломков архитектурного декора, скоплениям кусков камня и жженого кирпича, сделанным в разные годы, большое здание находилось между домами №47 и 73 по улице Калинина.
  Ранее мы уже говорили о том, что исследованиями 2019 года на Петровском бульваре было выявлено ещё два каменных здания, назначение которых установить сейчас невозможно, но не исключено, что это также были мечети.

КВАРТАЛ ИУДЕЕВ - ДЖУДЕККА: АРМЯНСКАЯ И КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ
  В Азаке был отдельный квартал иудеев - Джудекка. Письменные источники упоминают, что он находился к востоку от Венецианской Таны. Сейчас на этом месте находится заброшенный ныне пивзавод и несколько жилых домов. Следовательно, здесь находилась и синагога. Но шансов обнаружить её у археологов крайне мало, поскольку раскопки этого квартала не проводились, и вряд ли их стоит ожидать в обозримом будущем.
  Как уже было сказано в самом начале, письменные источники указывают названия нескольких католических церквей. Сложно себе представить, как все они умещались на площади чуть больше 10 гектаров, вытянутой вдоль Дона. К сожалению, маловероятно, что они будут выявлены археологическими исследованиями в обозримом будущем. Зато можно высказать предположение о том, где находилась армянская церковь Григора Просветителя.
  Дело в том, что нам известно примерное расположение армянского квартала. По рассказам местных жителей, под землей неподалеку от пересечения спуска Александра Невского и улицы Лермонтова под землей находятся развалины большой постройки из тонкого кирпича квадратной формы. Это место как раз должно было входить в пределы армянского квартала.
  Есть одна необычная находка, которая косвенно подтверждает, что армянская церковь располагалась именно в этом районе.
  В 2001 году на месте строительства трапезной современной церкви на спуске Александра Невского в одной из хозяйственных ям было обнаружено донце поливной чаши с коротким словом, нацарапанным армянскими буквами. Слово это читается как «бай». Но такого армянского слова, подходящего к данному случаю, нет. Зато в тюркском языке это слово значит «господин». Но что бы это могло обозначать? Почему не указано имя этого господина? Обратимся к аналогиям. И в русском, и на латыни обращение к богу, собственно, и означает - господин, господи, домине.
  Логично предположить, что слово бай является также обращением к господу богу. Но почему тюркское слово написано армянскими буквами? И почему на чаше написали обращение к богу? Об этом говорят письменные источники и армянские надгробия, сохранившиеся в Крыму. На них нередко встречаются тюркские имена. Золотая Орда была местом, где местное тюркское население нередко принимало христианство. С другой стороны, нередко в язык местных христиан проникали тюркские слова. Так что, вероятно, слово на чаше нацарапал местный татарин, принявший армянскую веру. И надпись эта маркировала церковную утварь. Ведь  специальной утвари могло просто не хватать.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
  Нам известно местоположение только одной православной церкви, но наверняка их было значительно больше. К сожалению, источник, из которого нам известно о православных священниках Азака, это не роспись приходов, а документы тяжбы, которая тянулась много лет между ними и митрополитом Алании, в подчинении которого они находились. В это время митрополия Алании оказалась соединена с митрополией Трапезунда, куда должны были ездить священнослужители Азака.
  В середине XIV века место митрополита занимал человек сомнительной нравственности. Он закрыл три православных церкви Азака. С жалобой на это священники обратились к патриарху Константинополя, который встал на их сторону, но всё это тянулось годами, а церкви оставались закрытыми. И православные проводили богослужения и таинства в армянской церкви. Где находились другие православные церкви Азака, можно только предполагать. Например, вторая церковь могла находиться в районе современного военкомата.
  Азак и Золотая Орда в целом являли собой редкий пример. Здесь хватало различных конфликтов, но отсутствовали конфликты на религиозной почве. Скорее можно говорить о самом широком экуменизме. Источники неоднократно сообщают о межконфессиональных браках, и неясно, сопровождались ли они сменой веры супругами. Нередки упоминания о крещении татар, которые в то время официально уже были мусульманами.
  Наверняка впереди у учёных ещё не одно открытие, связанное с культовыми постройками Азака...


Сераш, В. Архитектура средневекового Азака / В. Сераш // Приазовье.- 2022.- № 41-42.- С. 9.

АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗАКА.
  По данным археологии.
  Азак был одним из крупнейших городов Золотой Орды. Письменные источники упоминают о целом раде зданий: мечетях, церквях, банях, караван-сараях, венецианской лоджии
  Письменные источники сохранили ряд названий общественных построек на территории золотоордынского Азака, но ни одно капитальное здание не сохранилось до настоящего времени. На то есть несколько причин: дефицит строительного камня, обожжённого кирпича, да и сама гибель города в 1395 году, к тому же - сплошная современная застройка территории городища.

СВИДЕТЕЛИ - ФУНДАМЕНТЫ ЗДАНИЙ
  В ходе археологических исследований обнаруживаются только фундаментные траншеи и, в редких случаях, отдельные фрагменты кладок. За несколько десятилетий исследований накоплена определенная информация, которая всё же позволяет сделать определенные выводы по ряду вопросов, связанных с архитектурой Азака. В ней сочеталось строительство из камня и кирпича.
  В центральной части города имелось большое количество фундаментальных общественных построек. Для их декора использовались каменные рельефы, кашинные и терракотовые изразцы. Для каменной архитектуры можно предположить местные причерноморские провинциально-византийские истоки. Кирпичное строительство имеет более сложный генезис с участием как провинциально-византийских, так и закавказских и среднеазиатских элементов.
  Наличие  фундаментальных архитектурных построек является одним из существенных признаков городского статуса поселения. Азак был одним из крупнейших городов Золотой Орды. Письменные источники упоминают о целом ряде зданий: мечетях, церквях, банях, караван-сараях, венецианской лоджии, о чем и писал Барбаро.

УЧЕНЫЕ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЛИ АЗАК
  Есть строки Тизензаузена, который перевел слова Ибн-Батуты в 1884 году, где говорилось, что присутствуют абстрактные указания на то, что Азак «отличается красивой постройкой». Между тем, до недавнего времени его архитектура оставалась почти неизвестной для науки, что особенно бросалось в глаза при сопоставлении с другими городскими центрами Золотой Орды и с учётом очень большого объёма ежегодных полевых исследований.
  Учеными Игорем Волковым, Вадимом Перевозчиковым была опубликована информация об отдельных постройках Азака. Обзору упоминаний архитектурных объектов в письменных источниках посвящена и статья Николая Михайловича Фомичева. Краткий обобщённый очерк данных археологии приведён в одной из работ Андрея Масловского.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ АЗАК ТАК МАЛО ИЗУЧЕН
  Существует ряд объективных причин плохой изученности архитектуры Азака. Прежде всего, это связано с дефицитом строительного материала - камня и жженого кирпича. Даже ближайшие месторождения низкосортного рыхлого ракушечника, использовавшегося для строительства в Азаке, расположены более чем в 20 километров от города на правом берегу Дона. При этом его транспортировка по прямой маловероятна, учитывая, что для этого пришлось бы пересекать заболоченную дельту реки. Месторождения более качественного светло-серого известняка и песчаника расположены более чем в 100 км к северо-востоку на территории Восточного Донбасса, в районе современных городов Новошахтинска и Каменоломен. Острый дефицит камня отмечают и письменные источники венецианского происхождения. Адвокаты коммуны и Совет 40 в 1336 году рассматривали дело об использовании доминиканцами для строительства своего храма камня, закупленного для строительства дома консула и караван-сарая. Этот факт упоминается в книге академика Сергея Павловича Карпова, посвященной истории Азака.
  Обжиг кирпича на территории с небольшим количеством лесов был делом дорогостоящим. Сириец Абу-л-Фида отмечает, что город построен из дерева. Данные археологии позволяют уточнить, что всё же большая часть наземных жилых построек была, видимо, возведена из турлука - это камышовые маты с двусторонней обмазкой глиной. В жилых постройках Азака камень и жженый кирпич использовался для вспомогательных конструкций. Например, ими обкладывались тамбуры для входа в земляночные сооружения, цоколи перегородок между помещениями внутри крупных построек. Камень и фрагментированный кирпич использовался также для возведения склепов.

НОВЫЕ ЗДАНИЯ ИЗ КАМНЯ И КИРПИЧА
  Дефицит строительного материала приводил к тому, что уже в XIV веке, спустя несколько десятилетий после постройки, каменные и кирпичные здания начинали разбирать. Ещё в золотоордынский период из вторично использованного камня и кирпича, включая обломки архитектурных деталей, возводятся постройки. Это стала известно благодаря раскопу по улице Измайлова, 48.
  Вторичное использование материалов с остатками известкового раствора фиксируется во многих других случаях. После гибели Азака в 1395 году разрушение продолжилось, поскольку, в отличие от ряда других золотоордынских городов, территория города никогда не оставалась заброшенной на длительный период. Этот процесс интенсифицировался в период русско-турецких войн.
  Сохранились археологические свидетельства разборки зданий в XVII веке. В ходе реконструкции исторической части города было установлено, что даже в конце XIX века тротуары в Азове мостились вторично использованным золотоордынским кирпичом. В результате, от золотоордынских зданий сохраняются в большинстве случаев только фундаментные траншеи с незначительными остатками кладок.

ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРЫ АЗАКА
  Ещё одной сложностью для изучения архитектуры Азака является современная сплошная застройка его территории. В силу этого, даже в случае обнаружения в ходе спасательных раскопок фундаментальных  построек, возможности их полного изучения отсутствуют. На многие вопросы мы никогда не сможем получить ответы.
  Например, не приходится говорить о выявлении каких-то особенностей архитектурного стиля или хотя бы о закономерностях планировки зданий. Существовала заметная разница в развитии отдельных регионов Золотой Орды. Поэтому любые аналогии и параллели с архитектурой даже сопредельных Нижнему Подонью регионов Крыма, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, которые основываются на косвенных данных и умозрительных построениях могут бить только гипотетичными. Несмотря на всё вышеперечисленное, за последние десятилетия удалось по крохам собрать некоторую информацию об архитектуре золотоордынского Азака.

ЧТО УСТАНОВИЛИ АРХЕОЛОГИ
  Прежде всего, удалось установить, что в Азаке существовало большое число капитальных построек из кирпича и камня. В центре средневекового города в пределах современных ул. Чехова - Мира - Измайлова -Московская каменные постройки располагались друг от друга на расстоянии от 100 до 200 метров. Как можно заметить, в северной и центральной части города строились исключительно каменные здания, в которых жженый кирпич не использовался.
  Ближе к южным окраинам города здания возводились либо только из жженого кирпича, либо из кирпича и камня. В этом же части Азака найдена единственная известная общественная постройка из сырцового кирпича. Это необычное явление может быть объяснено либо различием в этнокультурном составе населения, либо хронологической разницей.
  Дело в том, что кирпичные здания возникают, вероятно, только спустя более полстолетия после возникновения города, а именно во второй половине правления хана Узбека, где-то в 1330-е годы. Это подтверждает и стратиграфия. Так, большое кирпичное здание мечети на улице Макаровского, 66, возводится поверх городской улицы.

ИЗ ЧЕГО СТРОИЛИ В АЗАКЕ?
  Для строительства применялся известковый раствор, наполнитель которого на настоящее время установить не удалось. Достаточно часто каменная кладка выполнялась «на сухую». Большую часть использованного камня составлял рваный светло-серый известняк. Гораздо реже можно встретить ракушечник и песчаник. Размер камней чаще всего не превышал 0,3 метра. Судя по небольшому числу обтёсанных блоков, они использовались только для оформления углов зданий, оконных и дверных проёмов.
  Отмечены и очень крупные обтёсанные блоки. Обожжённый кирпич Азака имел формат в пределах 20-24x20-24 см. Наиболее часто встречаются изделия толщиной несколько менее 5 см. Однако, отмечены партии кирпича толщиной от 3 до 7 см.
  В единичных случаях удаётся археологам зафиксировать систему каменной кладки. Судя по ним, для кладки толстых стен использовалась система с двумя панцирями из более крупных камней правильной формы с забутовкой внутреннего пространства более мелким камнем. Эта забутовка чередовалась с рядами более крупного камня.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  За весь период раскопок золотоордынского Азака удалось полностью исследовать только три здания. Первое из них - венецианская церковь на перекрестке современных улиц Петровской и Ярославского, раскопанная Владимиром Николаевичем Ястребовым в 1890 году. Это прямоугольная постройка 17x10,1 метра, ориентированная по оси запад-восток из рваного известняка. В турецкий период она была превращена в мечеть и неоднократно перестраивалась. К её восточной стене был пристроен минарет.
  - Если говорить относительно её принадлежности венецианцам, благодаря находке надгробной плиты консула Якобо Корнаро, сомнений не возникало, то относительно её идентификации были высказаны две точки зрения. Согласно одной из них, высказанной Игорем Волковым, - это Гостевая церковь, упомянутая в ярлыке, выданном венецианцам ханом Узбеком в 1332 году.
  Отталкиваясь от факта погребения рядом с церковью консула Таны, Николаем Михайловичем Фомичевым было выдвинуто предположение о том, что это главная церковь венецианской Таны - церковь Святого Марка.

ЗДАНИЕ БАНИ
  Вторым стало здание бани, исследованное Владимиром Викторовичем Чалым в 1982 году на стадионе Азовского оптико-механического завода на Петровском бульваре (ныне Петровский бульвар, 46). К сожалению, раскопки начались уже после уничтожения бульдозерами культурного слоя. Поэтому были прослежены только конструкции, заглубленные в материк.
  Само здание имело одну отапливаемую комнату под квадратной формой, размером 3,6x3,3 метра. От топочного помещения сохранилась только кирпичная печь, сложенная на глиняном растворе. Предбанник не фиксировался. Фундаменты отапливаемой комнаты были сложены из рваного ракушечника и обломков кирпичей. Опорные столбики пола - кирпичные. Подпольные дымоходы заканчивались за пределами теплого мыльного помещения в подковообразных конструкциях из кирпича.
  Баня является единственным зданием, исследованным в золотоордынском Азаке, где зафиксировано достаточное количество информации о его конструктивных особенностях для того, чтобы его можно было сопоставить с комплексами из других золотоордынских городов. Подобная специфическая планировка зафиксирована только в Мохши, где исследовано семь аналогичных бань.
  - Азакская постройка отличается только меньшими размерами и ещё более упрощенной конструкцией. Учитывая состояние изученности золотоордынских памятников проблематично говорить о распространённости такого типа бань и путях их распространения. Небольшие размеры постройки и расположение здания в районе больших аристократических усадеб позволяют предполагать, что баня не была общественной, а обслуживала обитателей одной усадьбы.

ЗДАНИЕ МЕЧЕТИ
  Третьим стало здание мечети, исследованное Андреем Николаевичем Масловским в 2018-2019 годах на раскопе по улице Макаровского, 66. Контуры постройки удалось проследить, только фиксируя обломки кирпича, оставленные в фундаментных траншеях сборщиками стройматериала. Современным подвалом была уничтожена северная стена. Здание имело подквадратную форму, размером 10,5x9,0 метров, и было ориентировано стенами по сторонам света.
  - Наличие выступа в средней части южной стены позволяет определить постройку как мечеть. С учётом данных стратиграфии и истории застройки района здание мечети может быть датировано концом первой половины XIV века.

МИНАРЕТ И МАВЗОЛЕЙ
  Помимо вышеуказанных, целиком исследованных зданий, были обнаружены ещё несколько построек, назначение которых, как считает Андрей Николаевич, возможно определить. Так, на раскопе по Петровскому бульвару, 46, были исследованы: котлован фундамента кирпичного минарета и водопровод, подходивший к зданию. Размеры минарета благодаря тому, что обломки кирпича были сброшены обратно в отрытую, добытчиками стройматериала, яму определены примерно - 2,2x2,2 метра.
  На перекрестке улиц Васильева и Севастопольской археологами были исследованы остатки кирпичного мавзолея с подземным помещением. На участке по улице Комсомольской, 8 - расчищено основание круглого минарета из сырцового кирпича диаметром 3,8 метра. Данная постройка интересна тем, что это, возможно, единственная находка квартальной мечети из сырцового кирпича не только в Азаке, но и на территории всей европейской части Золотой Орды.
  О расположении на участке по улице Комсомольской, 43, мавзолея известно из опроса местных жителей, проведенного в период раскопок могильника по соседству.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ, ДЕКОР
  Учитывая дефицит данных об архитектуре Азака, как считает Андрей Масловский, большое значение имеет изучение находок архитектурных деталей, декора, фрагментов внутреннего убранства и утвари. Это позволяет ученым существенно дополнить представления об облике зданий, определить их назначение, локализовать местоположение построек, не попавших в пределы раскопов, и даже высказать некоторые общие соображения о генезисе архитектуры Азака.
  Находок, которые можно связывать с архитектурными постройками Азака, достаточно много. Они отмечены почти на всех раскопах центральной части города. К их числу следует отнести черепицу, которой в Азаке покрывали крыши только общественных построек. Все обнаруженные до настоящего времени образцы относятся к одному типу и представляют собой полуцилиндры, полученные вытягиванием на круге, затем разрезанные в продольной плоскости диаметром около 10 см. Археологам пока не удалось найти аналогии подобных черепичных крыш.
  Зато археологами зафиксированы следующие категории находок, связанных с фундаментальными архитектурными постройками - это фигурные каменные архитектурные детали, служившие для обрамления порталов, дверных и оконных проёмов, карнизов. Сюда же следует отнести базы или капители декоративных колонн.
  Как правило, для их изготовления использовался плотный светло-серый известняк, песчаник или ракушечник, но иногда их вытёсывали из рыхлого ракушечника, что лишний раз иллюстрирует дефицит строительного камня. В силу их малочисленности в настоящее время затруднительно дать развернутую классификацию. К этой же категории, наверное, следует отнести, скорее всего, как предполагают археологи, фрагмент большого алтарного креста. Каменные плиты с рельефными орнаментами. Целая и фрагментарная находки сильно отличаются по стилю друг от друга и, вероятно, использовались для оформления разных частей здания.

МРАМОРНЫЕ ДЕТАЛИ
  Азак был самым северо-восточным пунктом, где регулярно использовался мрамор, импортировавшийся с территории Византийской империи. Археологами обнаружено три типа изделий: длинные облицовочные плиты шириной около 10 и толщиной 1,5-2 см. На двух из них вырезан углубленный сложный растительный орнамент, аналогии которому многочисленны в искусстве Золотой Орды.
  - Очевидно, это работа местного мастера на стандартной по размерам плите. Были и более крупные и толстые плиты с рельефным растительным орнаментом или кораническими изречениями, кроме того, и детали декоративных колонн. Следует упомянуть использование мрамора для вставок в пазы, вырезанные в пилоне из серого ракушечника.
  Четвёртый вид изделий - это ступки, которые напрямую не является архитектурным декором, но учитывая, что мрамор привозился, очевидно, по заказу партиями изделий для оформления конкретных построек, можно предположить, что они также использовались в качестве утвари в мечетях и церквях.
  Скопления кирпича - также признак былых построек. Несмотря на широкое распространение вторичного использования, большие скопления кирпичного боя всё же могут быть использованы для локализации местоположения зданий. Помимо квадратного кирпича, археологами встречены кирпичи  шестиугольные, небольшие трапециевидные и треугольные кирпичи-вставки.

КАШИННЫЕ ИЗРАЗЦЫ И ДЕТАЛИ МОЗАИКИ
  В Азаке встречены, как изразцы с полихромной росписью, так и монохромные, преимущественно бирюзовые изразцы.
  Последней категорией архитектурного декора являются терракотовые изразцы, которая очень неоднородна. Чаще всего археологами встречаются брусковидные изразцы производства Маджара с бирюзовой глазурью. Наряду с ними - плоские поливные плитки с рельефным орнаментом и неорнаментированные. Здесь же археологами были найдены поливные чаши, которые вмуровывались в стены. Подобные находки также отмечены и для Азака.

АРХИТЕКТУРА И СТЕКЛО
  С капитальными архитектурными постройками связано большинство находок оконного стекла. Местонахождение мечетей позволяют уточнить также находки стеклянных ламп. Все их находки являются импортами с территории Ближнего Востока и Ирана.
  С мечетями могут быть связаны некоторые виды керамики. Например, не случайным выглядит аномальное скопление фрагментов сосудов санитарного назначения - афтобы и тазы в непосредственной близости от большого каменного здания. Как считает Андрей Николаевич Масловский, анализ вышеперечисленных категорий находок позволяет уточнить назначение фрагментарно изученных зданий и предположительно указать местоположения ещё не найденных построек.


Сераш, В. Индустрия красоты средневекового Азака / В. Сераш // Приазовье.- 2021.- №2.- С. 6. – (13 января)

  Человек на протяжении всей своей истории всегда любил себя украшать. Сначала ракушками и когтями орлов, сейчас - бриллиантами и изумрудами. И всегда это требовало немало затрат времени и ресурсов. Не были исключением и жители Золотоордынского Азака 14 века.

КОСМЕТИКА И ПАРФЮМЕРИЯ
  Сам расцвет города в 14 веке был обусловлен перевозкой товаров, связанных с индустрией красоты: шелк, сукна, драгоценные камни, и даже мыло. Жители Азака могли приобрести любой товар, известный цивилизованному миру. Почти все они бесследно исчезают в земле. Но кое-что археологам Азова всё же удаётся найти. Среди них вещи, которые могут рассказать о самой неуловимой части красоты - неуловимых запахах.
  Благовония средневековья - это товары, которые занимали небольшой объем, но дорого стоили, поэтому для их транспортировки и хранения использовали достаточно дорогую тару. Например, изысканные стеклянные сосуды.
  В средние века центром парфюмерной промышленности был Ближний Восток. Здесь, в Сирии, производили десятки видов благовоний. Поскольку спирт еще не использовался в парфюмерии, ароматические составы того периода не были похожи на современные средства, при этом они были очень разнообразны.
   О том, что в Азак ввозились сирийские благовония, свидетельствуют находки стеклянных флаконов и бутылочек. Самыми роскошными являются сосуды из голубого, зеленого, бордового стекла, с росписью эмалями, но была упаковка и попроще.
  Жители округи Азака тоже имели отношение к парфюмерной промышленности 14 века. В письменных источниках упоминаются благовония из корней аира. Возможно, для его транспортировки использовались свинцовые ампулы, которые находят археологи при раскопках в Азове. Помимо благовоний, использовалась и косметика, но косметические средства средневековья были намного проще современных.
  В качестве маски для лица даже знатные кочевницы использовали смесь бараньего жира и золы. Но были и более привычные нам косметические средства, такие как румяна, белила. При раскопках изредка находят миниатюрные сосуды из рога, слоновой кости и глины, которые использовалась в качестве туалетных сосудов.
  В экспозиции Азовского исторического музея-заповедника Вы можете увидеть изящный сосуд из слоновой кости с крышкой, в котором сохранились даже остатки румян.

МЫЛО ИЗ СОКА РАСТЕНИЙ
  Чистоту тела человечество поддерживало во все времена, но мыло в прямом своем понимании появилось далеко не сразу. Например, в Древней Греции гигиену соблюдали при помощи мелкого песка, а Древнем Египте - порошка из пчелиного воска, который разводился в воде. Кому принадлежит изобретение мыла - мнения ученых разошлись. Большинство из них утверждают, что право «первооткрывателей» принадлежит Древнему Риму, именно там была придумана смесь из растопленного жира с золой морских растений - средство, которое пенилось в воде, в результате чего получалось довольно качественное мыло. Эту версию подтверждают также и зарубежные археологи - раскопки показали, что первые мыловарни находились именно на территории Древнего Рима, в знаменитых Помпеях. По консистенции мыло в те времена было не таким, как сейчас, твердым, а полужидким, но при этом оно прекрасно пенилось благодаря соку древнейшего лекарственного растения под названием «мыльнянка». Кроме того, для ухода за внешностью было много различных ухищрений, к ним стоит отнести так называемые банные мочалки, изготовленные из трав, в том числе и морских.

ГРЕБНИ ИЗ РОГА ОЛЕНЯ
  ..Перейдём к более весомым аспектам красоты. Для ухода за внешностью у женщин был целый набор инструментов. Средневековые гребни для расчесывания волос - это Вам не дешевые современные пластиковые расчески. Они изготовлялись из рога оленя или самшита. Стоили немало. И поэтому многим приходилось довольствоваться пальцами рук. Все гребни, найденные в Азаке, двусторонние, и имеют длину до 10 сантиметров.

ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ ИЗ КИТАЯ
  Волновались жители средневековья и о чистоте дыхания. Правда, человечество научилось очищать зубы ещё в доисторические времена — используя зубочистки, разлохмаченные волокнистые веточки, жевательную смолу и многое другое. Также для свежего дыхания применялись различные полоскания. Некоторые предпочитали жевать душистые растения и корочки цитрусовых, или же рассасывали освежающие пастилки - в зависимости от эпохи. Главный вопрос с гигиеной рта состоял в том, насколько у человека хватало времени, сил и средств, чтобы ухаживать за зубами.
  Уход за зубами до двадцатого века был доступен не каждому, и порой оказывался вреден для зубов.
  Зубы отбеливали только модники, когда хотели выглядеть моложе. Для чистки и отбеливания использовали толчёный уголь, мел и даже размельчённый фарфор. Это действенное средство для удаления налёта, правда, оно серьёзно повреждало дёсны, а со временем стиралась и зубная эмаль.
  Если обобщить всё сказанное, в борьбе за чистоту горожане средневекового Азака и округи делали всё, что было возможно из доступных для них средств, чтобы не отпугивать друг друга ни своим видом, ни запахом.
  В 14 веке жителям Восточной Европы стали известны зубные щетки, изобретенные в Китае. Они были не многочисленны, в большинстве своём мало отличались по форме от современных. Для чистки зубов использовался порошок из смеси золы или мела с измельченными травами. Но некоторые зубные щетки очень своеобразны. Например, известны золотоордынекие щетки, которыми можно было почистить не только зубы, но и уши. Одна такая щетка была найдена в Азаке.
  Но всё же чаще встречаются копоушки, которые предназначались только для чистки ушей. Как правило, они имели медный перекрученный стержень. Несколько реже археологи встречают целые косметические наборы, когда несколько инструментов для ухода за внешностью монтировались на одно кольцо. Их было удобно носить с собой, но если потеряешь, то сразу все. Помимо копоушек, в набор входили маленькие пинцеты, ногтечистки и миниатюрные лопаточки.

«СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ…»
  Наведение красоты сложно себе представить без зеркал. И в распоряжении модниц Азака было большое количество круглых бронзовых зеркал. Они имели самые разные размеры, одно из самых маленьких зеркал, найденных археологами в Азаке, в диаметре - всего шесть сантиметров. В отличие от современных зеркал, средневековые бронзовые зеркала имели на оборотной стороне орнамент. Иногда это был очень сложный и пышный декор, например, изображение царской охоты, шествия зверей по кругу, двух рыб или крылатых бессмертных духов цянь, которые так похожи на европейских ангелочков.
  Часть таких зеркал производилась в самом Азаке, откуда местные и привозные зеркала поступали в сельскую округу.
  Бронзовые зеркала были достаточно хрупким предметом, и при раскопках в Азаке их чаще находят в виде обломков. Поэтому их носили в специальных футлярах из кожи или пробки.
  В 15 веке в Азаке уже появляются даже стеклянные зеркала. Хотя средневековые ремесленники давно разработали технологию создания амальгамы, но только к 15 веку они догадались, что если нанести амальгаму на одну сторону стекла, то в этом стекле можно увидеть и себя. Так родились современные зеркала.
  В экспозиции Азовского музея-заповедника представлены одни из самых старых зеркал в мире. Их размеры не впечатляют. Всего пять-шесть сантиметров в диаметре. Амальгама сохранилась хорошо, их можно использовать и сейчас по прямому назначению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
  Среди женщин ценились густые сросшиеся брови. Брови считались признаком высокого интеллекта, римские модницы шли на разные ухищрения, чтобы увеличить густоту и пышность своих бровей.
  Например, использовали искусственные брови, делали их из козьей шерсти и  приклеивали их на лицо с помощью древесной смолы.
  А тушь – это пепел из роз.
  Археологические раскопки показали, что древние египтяне использовали в качестве подручного средства палочки, выпиленные из слоновых бивней. Именно с их помощью они наносили на ресницы краску, сделанную из жженого миндаля, сурьмы, графита и даже крокодильего помета.
  Причем, целью древних египтян было вовсе не подчеркнуть красоту своих глаз – они верили, что таким образом защищают себя от злых духов.
  А в Европе в это время использовали более простой способ украшения ресниц – обычную сажу. В Древнем Риме красавицы при помощи финиковых косточек наносили на ресницы пепел сожженных лепестков роз, смешанных с золой. Позже был открыт другой способ – кашица из толченой скорлупы грецкого ореха, смешанная с сурьмой.


Штерн, А. «Когда Азов был как Лондон» /А. Штерн //Азовская неделя. – 2016. – 30 ноября (№48). – С. 12.

  В XIII веке на территории современного Азова находились два города-крепости: Азак – свободная экономическая зона во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско-венецианский город-крепость Тана.
  Археологические раскопки на территории Азова могут многое поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных взглядах и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?
  На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей Масловский.
  В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом и насчитывал 30 тысяч жителей. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.

Рождённый благородным должен кочевать в степи, - подтвердил Андрей Масловский. – Хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь города воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг.
   Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить.
   Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шёлковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мёд, сало, кожи, лён, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши.

Как сочеталось управление осёдлым населением и кочевниками, я не знаю, - говорит Андрей Масловский. – Судя по всему, эмир управлял и теми и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня.
  Существовал чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц рамадан, драки и ссоры.
  Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные – для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими.
  Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее – скорее она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, с юга – современным кладбищем. На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там не было.
  Что касается основного населения, то, прежде всего, это были аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, русские и тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы.
  Также на территории Азака проживали греки, армяне, евреи, кочевники, которые могли на время осесть в городе, представители европейских народов, преимущественно итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.
  Множество народов – множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно, была христианами. Но большинство некрополей – мусульманские.

В исламе существовали экономические методы принуждения, - пояснил Андрей Масловский. – То есть, приняв ислам, ты мог снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных верований.
  Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм был под большим запретом, чем  культ Тенгри – обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали именно буддисты.
  Золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась о  ига, и Азак, лишённый центральной власти, скоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10-20 лет на месте разрушенных факторий были возведены два замка – венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась…
   В XV веке турки из Османской империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России.
  Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывёт, зовётся он Азак». Два века Азов был султанским рыбным двором и невольничьим рынком.
   И только после череды русско-турецких войн Азов становится русским городом…


Стаценко, Т. Мухоловка и «заначка»: раскоп поместья богатого ордынца, средневековый Азак /Т. Стаценко //Приазовье. – 2011. – 20 июля (№ 28). – С. 6.

Дорогие безделушки
  В районе Центрального рынка, там, где в скором времени поднимутся стены нового торгового комплекса, некогда располагалось поместье богатого ордынца. Конструктивные особенности жилища, весьма комфортабельного по тем временам (теплый кирпичный пол, обогреваемая лежанка – канн, умывальная комната) позволяют сделать вывод, что владелец дома был человек приезжий, поскольку такие постройки характерны для жителей Нижнего Поволжья, где в XIVвеке располагалось два столичных города Золотой Орды – Сарай и Сарай аль-Джедид.
  38В пользу этой теории говорит также одна из находок – старинный, покрытый декорированной глазурью сосуд с небольшим отверстием, выполненный из редкого материала – Кашина. Изделия из этого вида керамики встречаются в наших краях очень редко, тогда как в Поволжье их находят довольно часто – именно там существовали мастерские по производству предметов из Кашина. Следовательно, предмет был привозной и, вероятно, выполнен по заказу. Что же касается предназначения сосуда, то археологи сделали вывод, что это не что иное, как мухоловка. Устроена она была практично и просто: в сосуд наливался сироп, привлекающий мух. Проникая в мухоловку через небольшое отверстие, насекомое уже не могло выбраться наружу и погибало.На территории поместья была также найдена практически не поврежденная металлическая чаша. Она находилась в выгребной яме, и то, что она там оказалась, подтверждает вывод о зажиточности владельца. Металлические изделия очень ценились в те времена, и сломанную утварь переделывали многократно.
  Там же был найден весьма редкий керамический кувшин с росписью и глазурью, происхождение которого пока остается загадкой. По словам старшего научного сотрудника Азовского музея-заповедника Андрея Масловского, такие штампованные кувшины время от времени находят на территории стран, которые когда-то были подчинены Золотой Орде, но пока не удалось установить место, где они производились.
  Что же касается вероисповедания владельца поместья, то можно определенно сказать, что он был язычником-шаманистом. Об этом свидетельствует характерный амулет «онгон». Этот предмет личного благочестия в виде условно выполненной бронзовой фигурки человека сродни нательному кресту христиан. Культ онгонов – духов-хранителей, был очень распространен в золотоордынскую эпоху. После принятия ислама в Орде долгое время сохранялось двоеверие, связанное с глубоко укоренившимися в сознании степняков языческими представлениями и шаманскими обрядами.

Онгон - оберег
  Оногоны (онгон, «чистый», «священный», «первоначальный», «девственный») в шаманской мифологии монгольских народов – умершие предки и их духи. Материальным воплощением онгонов, вместилищем духов умерших предков считались их изображения, которые делались из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Существовали онгоны мужские и женские, родовые и семейные, скотоводческие, кузнечные и так далее.39
  Первоначально онгоны представлялись степняками как предки тотемного происхождения (онгоны волка, медведя, оленя и др.), в дальнейшем – это преимущественно антропоморфные предки, наиболее почитаемые из них – онгоны великих шаманов. На территории Азова и Азовского района чаще всего находят антропоморфных онгонов, изготовленных из листовой меди и жести.
  Изображения родовых онгонов хранились в священных местах (рощах, горах, пещерах); семейные онгоны, которыми ведали женщины, сберегались в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах. Кроме того, изображения онгонов использовали как нательный оберег. Их «подкармливали», задабривали, им посвящали животных и рабов.
  Изготовлением онгонов занимались шаманы. Считалось, что именно шаманы способны вселить духа в условное изображение предка. Основным предназначением онгона было оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях.

Кем был владелец?
  Итак, благодаря нескольким находкам можно составить приблизительный портрет владельца поместья. Вероятнее всего, это был состоятельный столичный житель, прибывший в Азак из Сарая, либо из Сарая аль-Джедида. Он собирался обосноваться на довольно продолжительное время, поскольку оборудовал свое жилище с максимальным комфортом. Судя по пристрастию к дорогим безделушкам (мухоловка) и расточительности (выброшенная чаша), хозяин поместья был аристократом (купцы – народ более расчетливый и рачительный). Он поклонялся Великому Синему Небу – Тенгри и духам предков – онгонам, несмотря на то, что в то время официальной религией Золотой Орды уже стал ислам. По какой-то причине ему пришлось спешно покинуть Азак. Жилище было просто заброшено: следов огня и разрушений не обнаружено. Поскольку на полу остались монеты, современные правлению хана Абдаллы, это произошло около 1370 года. В те времена в Орде бушевала гражданская война и, возможно, наш аристократ вернулся в Сарай, чтобы принять участие в политической борьбе.

Припрятал на века
   40Раскоп, находящийся по адресу: ул. Ленинградская, 114, также позволяет заглянуть в повседневность жителя средневекового Азака. Там найдены остатки обычного для того времени глинобитного жилища, владелец которого соблюдал веру предков, поклоняясь духам-хранителям. Подтверждение тому – онгон, аналогичный найденному на раскопе возле рынка. У стены дома был обнаружен маленький клад, который иначе, как «заначкой» не назовешь. Пять монет «пулов» времен хана Узбека (при котором, кстати, в Орде восторжествовал ислам) были совсем небольшой суммой, которую можно потратить в течение дня. Их характерное расположение говорит о том, что они были именно спрятаны, а не просто обронены, как большинство старинных монет, которые находят в нашем городе. Вызывает любопытство причина, по которой хозяин дома счел нужным спрятать эту незначительную сумму. Может у него была строгая жена? Ведь ордынцы-язычники весьма почтительно относились к женщинам, и только мусульманское вероисповедание, и то не сразу, изменило их взгляды на слабый пол. Но как бы то ни было, хозяин о заначке забыл, и она дождалась своего часа лишь в веке XXI. Вот уж припрятал, так припрятал…

 

2         425