Включить версию для слабовидящих

Азов средневековый

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Сераш, В. Индустрия красоты средневекового Азака / В. Сераш // Приазовье.- 2021.- №2.- С. 6. – (13 января)

  Человек на протяжении всей своей истории всегда любил себя украшать. Сначала ракушками и когтями орлов, сейчас - бриллиантами и изумрудами. И всегда это требовало немало затрат времени и ресурсов. Не были исключением и жители Золотоордынского Азака 14 века.

КОСМЕТИКА И ПАРФЮМЕРИЯ

  Сам расцвет города в 14 веке был обусловлен перевозкой товаров, связанных с индустрией красоты: шелк, сукна, драгоценные камни, и даже мыло. Жители Азака могли приобрести любой товар, известный цивилизованному миру. Почти все они бесследно исчезают в земле. Но кое-что археологам Азова всё же удаётся найти. Среди них вещи, которые могут рассказать о самой неуловимой части красоты - неуловимых запахах.
  Благовония средневековья - это товары, которые занимали небольшой объем, но дорого стоили, поэтому для их транспортировки и хранения использовали достаточно дорогую тару. Например, изысканные стеклянные сосуды.
  В средние века центром парфюмерной промышленности был Ближний Восток. Здесь, в Сирии, производили десятки видов благовоний. Поскольку спирт еще не использовался в парфюмерии, ароматические составы того периода не были похожи на современные средства, при этом они были очень разнообразны.
   О том, что в Азак ввозились сирийские благовония, свидетельствуют находки стеклянных флаконов и бутылочек. Самыми роскошными являются сосуды из голубого, зеленого, бордового стекла, с росписью эмалями, но была упаковка и попроще.
  Жители округи Азака тоже имели отношение к парфюмерной промышленности 14 века. В письменных источниках упоминаются благовония из корней аира. Возможно, для его транспортировки использовались свинцовые ампулы, которые находят археологи при раскопках в Азове. Помимо благовоний, использовалась и косметика, но косметические средства средневековья были намного проще современных.
  В качестве маски для лица даже знатные кочевницы использовали смесь бараньего жира и золы. Но были и более привычные нам косметические средства, такие как румяна, белила. При раскопках изредка находят миниатюрные сосуды из рога, слоновой кости и глины, которые использовалась в качестве туалетных сосудов.
  В экспозиции Азовского исторического музея-заповедника Вы можете увидеть изящный сосуд из слоновой кости с крышкой, в котором сохранились даже остатки румян.

МЫЛО ИЗ СОКА РАСТЕНИЙ

  Чистоту тела человечество поддерживало во все времена, но мыло в прямом своем понимании появилось далеко не сразу. Например, в Древней Греции гигиену соблюдали при помощи мелкого песка, а Древнем Египте - порошка из пчелиного воска, который разводился в воде. Кому принадлежит изобретение мыла - мнения ученых разошлись. Большинство из них утверждают, что право «первооткрывателей» принадлежит Древнему Риму, именно там была придумана смесь из растопленного жира с золой морских растений - средство, которое пенилось в воде, в результате чего получалось довольно качественное мыло. Эту версию подтверждают также и зарубежные археологи - раскопки показали, что первые мыловарни находились именно на территории Древнего Рима, в знаменитых Помпеях. По консистенции мыло в те времена было не таким, как сейчас, твердым, а полужидким, но при этом оно прекрасно пенилось благодаря соку древнейшего лекарственного растения под названием «мыльнянка». Кроме того, для ухода за внешностью было много различных ухищрений, к ним стоит отнести так называемые банные мочалки, изготовленные из трав, в том числе и морских.

ГРЕБНИ ИЗ РОГА ОЛЕНЯ

  ..Перейдём к более весомым аспектам красоты. Для ухода за внешностью у женщин был целый набор инструментов. Средневековые гребни для расчесывания волос - это Вам не дешевые современные пластиковые расчески. Они изготовлялись из рога оленя или самшита. Стоили немало. И поэтому многим приходилось довольствоваться пальцами рук. Все гребни, найденные в Азаке, двусторонние, и имеют длину до 10 сантиметров.

ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ ИЗ КИТАЯ

  Волновались жители средневековья и о чистоте дыхания. Правда, человечество научилось очищать зубы ещё в доисторические времена — используя зубочистки, разлохмаченные волокнистые веточки, жевательную смолу и многое другое. Также для свежего дыхания применялись различные полоскания. Некоторые предпочитали жевать душистые растения и корочки цитрусовых, или же рассасывали освежающие пастилки - в зависимости от эпохи. Главный вопрос с гигиеной рта состоял в том, насколько у человека хватало времени, сил и средств, чтобы ухаживать за зубами.
  Уход за зубами до двадцатого века был доступен не каждому, и порой оказывался вреден для зубов.
  Зубы отбеливали только модники, когда хотели выглядеть моложе. Для чистки и отбеливания использовали толчёный уголь, мел и даже размельчённый фарфор. Это действенное средство для удаления налёта, правда, оно серьёзно повреждало дёсны, а со временем стиралась и зубная эмаль.
  Если обобщить всё сказанное, в борьбе за чистоту горожане средневекового Азака и округи делали всё, что было возможно из доступных для них средств, чтобы не отпугивать друг друга ни своим видом, ни запахом.
  В 14 веке жителям Восточной Европы стали известны зубные щетки, изобретенные в Китае. Они были не многочисленны, в большинстве своём мало отличались по форме от современных. Для чистки зубов использовался порошок из смеси золы или мела с измельченными травами. Но некоторые зубные щетки очень своеобразны. Например, известны золотоордынекие щетки, которыми можно было почистить не только зубы, но и уши. Одна такая щетка была найдена в Азаке.
  Но всё же чаще встречаются копоушки, которые предназначались только для чистки ушей. Как правило, они имели медный перекрученный стержень. Несколько реже археологи встречают целые косметические наборы, когда несколько инструментов для ухода за внешностью монтировались на одно кольцо. Их было удобно носить с собой, но если потеряешь, то сразу все. Помимо копоушек, в набор входили маленькие пинцеты, ногтечистки и миниатюрные лопаточки.

«СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ…»

  Наведение красоты сложно себе представить без зеркал. И в распоряжении модниц Азака было большое количество круглых бронзовых зеркал. Они имели самые разные размеры, одно из самых маленьких зеркал, найденных археологами в Азаке, в диаметре - всего шесть сантиметров. В отличие от современных зеркал, средневековые бронзовые зеркала имели на оборотной стороне орнамент. Иногда это был очень сложный и пышный декор, например, изображение царской охоты, шествия зверей по кругу, двух рыб или крылатых бессмертных духов цянь, которые так похожи на европейских ангелочков.
  Часть таких зеркал производилась в самом Азаке, откуда местные и привозные зеркала поступали в сельскую округу.
  Бронзовые зеркала были достаточно хрупким предметом, и при раскопках в Азаке их чаще находят в виде обломков. Поэтому их носили в специальных футлярах из кожи или пробки.
  В 15 веке в Азаке уже появляются даже стеклянные зеркала. Хотя средневековые ремесленники давно разработали технологию создания амальгамы, но только к 15 веку они догадались, что если нанести амальгаму на одну сторону стекла, то в этом стекле можно увидеть и себя. Так родились современные зеркала.
  В экспозиции Азовского музея-заповедника представлены одни из самых старых зеркал в мире. Их размеры не впечатляют. Всего пять-шесть сантиметров в диаметре. Амальгама сохранилась хорошо, их можно использовать и сейчас по прямому назначению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  Среди женщин ценились густые сросшиеся брови. Брови считались признаком высокого интеллекта, римские модницы шли на разные ухищрения, чтобы увеличить густоту и пышность своих бровей.
  Например, использовали искусственные брови, делали их из козьей шерсти и  приклеивали их на лицо с помощью древесной смолы.
  А тушь – это пепел из роз.
  Археологические раскопки показали, что древние египтяне использовали в качестве подручного средства палочки, выпиленные из слоновых бивней. Именно с их помощью они наносили на ресницы краску, сделанную из жженого миндаля, сурьмы, графита и даже крокодильего помета.
  Причем, целью древних египтян было вовсе не подчеркнуть красоту своих глаз – они верили, что таким образом защищают себя от злых духов.
  А в Европе в это время использовали более простой способ украшения ресниц – обычную сажу. В Древнем Риме красавицы при помощи финиковых косточек наносили на ресницы пепел сожженных лепестков роз, смешанных с золой. Позже был открыт другой способ – кашица из толченой скорлупы грецкого ореха, смешанная с сурьмой.


Штерн, А. «Когда Азов был как Лондон» /А. Штерн //Азовская неделя. – 2016. – 30 ноября (№48). – С. 12.

  В XIII веке на территории современного Азова находились два города-крепости: Азак – свободная экономическая зона во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско-венецианский город-крепость Тана.
  Археологические раскопки на территории Азова могут многое поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных взглядах и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?
  На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей Масловский.
  В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом и насчитывал 30 тысяч жителей. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.

Рождённый благородным должен кочевать в степи, - подтвердил Андрей Масловский. – Хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь города воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг.
   Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить.
   Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шёлковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мёд, сало, кожи, лён, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши.

Как сочеталось управление осёдлым населением и кочевниками, я не знаю, - говорит Андрей Масловский. – Судя по всему, эмир управлял и теми и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня.
  Существовал чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц рамадан, драки и ссоры.
  Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные – для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими.
  Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее – скорее она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, с юга – современным кладбищем. На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там не было.
  Что касается основного населения, то, прежде всего, это были аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, русские и тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы.
  Также на территории Азака проживали греки, армяне, евреи, кочевники, которые могли на время осесть в городе, представители европейских народов, преимущественно итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.
  Множество народов – множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно, была христианами. Но большинство некрополей – мусульманские.

В исламе существовали экономические методы принуждения, - пояснил Андрей Масловский. – То есть, приняв ислам, ты мог снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных верований.
  Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм был под большим запретом, чем  культ Тенгри – обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали именно буддисты.
  Золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась о  ига, и Азак, лишённый центральной власти, скоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10-20 лет на месте разрушенных факторий были возведены два замка – венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась…
   В XV веке турки из Османской империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России.
  Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывёт, зовётся он Азак». Два века Азов был султанским рыбным двором и невольничьим рынком.
   И только после череды русско-турецких войн Азов становится русским городом…


Стаценко, Т. Мухоловка и «заначка»: раскоп поместья богатого ордынца, средневековый Азак /Т. Стаценко //Приазовье. – 2011. – 20 июля (№ 28). – С. 6.

Дорогие безделушки
  В районе Центрального рынка, там, где в скором времени поднимутся стены нового торгового комплекса, некогда располагалось поместье богатого ордынца. Конструктивные особенности жилища, весьма комфортабельного по тем временам (теплый кирпичный пол, обогреваемая лежанка – канн, умывальная комната) позволяют сделать вывод, что владелец дома был человек приезжий, поскольку такие постройки характерны для жителей Нижнего Поволжья, где в XIVвеке располагалось два столичных города Золотой Орды – Сарай и Сарай аль-Джедид.
  38В пользу этой теории говорит также одна из находок – старинный, покрытый декорированной глазурью сосуд с небольшим отверстием, выполненный из редкого материала – Кашина. Изделия из этого вида керамики встречаются в наших краях очень редко, тогда как в Поволжье их находят довольно часто – именно там существовали мастерские по производству предметов из Кашина. Следовательно, предмет был привозной и, вероятно, выполнен по заказу. Что же касается предназначения сосуда, то археологи сделали вывод, что это не что иное, как мухоловка. Устроена она была практично и просто: в сосуд наливался сироп, привлекающий мух. Проникая в мухоловку через небольшое отверстие, насекомое уже не могло выбраться наружу и погибало.На территории поместья была также найдена практически не поврежденная металлическая чаша. Она находилась в выгребной яме, и то, что она там оказалась, подтверждает вывод о зажиточности владельца. Металлические изделия очень ценились в те времена, и сломанную утварь переделывали многократно.
  Там же был найден весьма редкий керамический кувшин с росписью и глазурью, происхождение которого пока остается загадкой. По словам старшего научного сотрудника Азовского музея-заповедника Андрея Масловского, такие штампованные кувшины время от времени находят на территории стран, которые когда-то были подчинены Золотой Орде, но пока не удалось установить место, где они производились.
  Что же касается вероисповедания владельца поместья, то можно определенно сказать, что он был язычником-шаманистом. Об этом свидетельствует характерный амулет «онгон». Этот предмет личного благочестия в виде условно выполненной бронзовой фигурки человека сродни нательному кресту христиан. Культ онгонов – духов-хранителей, был очень распространен в золотоордынскую эпоху. После принятия ислама в Орде долгое время сохранялось двоеверие, связанное с глубоко укоренившимися в сознании степняков языческими представлениями и шаманскими обрядами.

Онгон - оберег
  Оногоны (онгон, «чистый», «священный», «первоначальный», «девственный») в шаманской мифологии монгольских народов – умершие предки и их духи. Материальным воплощением онгонов, вместилищем духов умерших предков считались их изображения, которые делались из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Существовали онгоны мужские и женские, родовые и семейные, скотоводческие, кузнечные и так далее.39
  Первоначально онгоны представлялись степняками как предки тотемного происхождения (онгоны волка, медведя, оленя и др.), в дальнейшем – это преимущественно антропоморфные предки, наиболее почитаемые из них – онгоны великих шаманов. На территории Азова и Азовского района чаще всего находят антропоморфных онгонов, изготовленных из листовой меди и жести.
  Изображения родовых онгонов хранились в священных местах (рощах, горах, пещерах); семейные онгоны, которыми ведали женщины, сберегались в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах. Кроме того, изображения онгонов использовали как нательный оберег. Их «подкармливали», задабривали, им посвящали животных и рабов.
  Изготовлением онгонов занимались шаманы. Считалось, что именно шаманы способны вселить духа в условное изображение предка. Основным предназначением онгона было оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях.

Кем был владелец?
  Итак, благодаря нескольким находкам можно составить приблизительный портрет владельца поместья. Вероятнее всего, это был состоятельный столичный житель, прибывший в Азак из Сарая, либо из Сарая аль-Джедида. Он собирался обосноваться на довольно продолжительное время, поскольку оборудовал свое жилище с максимальным комфортом. Судя по пристрастию к дорогим безделушкам (мухоловка) и расточительности (выброшенная чаша), хозяин поместья был аристократом (купцы – народ более расчетливый и рачительный). Он поклонялся Великому Синему Небу – Тенгри и духам предков – онгонам, несмотря на то, что в то время официальной религией Золотой Орды уже стал ислам. По какой-то причине ему пришлось спешно покинуть Азак. Жилище было просто заброшено: следов огня и разрушений не обнаружено. Поскольку на полу остались монеты, современные правлению хана Абдаллы, это произошло около 1370 года. В те времена в Орде бушевала гражданская война и, возможно, наш аристократ вернулся в Сарай, чтобы принять участие в политической борьбе.

Припрятал на века
   40Раскоп, находящийся по адресу: ул. Ленинградская, 114, также позволяет заглянуть в повседневность жителя средневекового Азака. Там найдены остатки обычного для того времени глинобитного жилища, владелец которого соблюдал веру предков, поклоняясь духам-хранителям. Подтверждение тому – онгон, аналогичный найденному на раскопе возле рынка. У стены дома был обнаружен маленький клад, который иначе, как «заначкой» не назовешь. Пять монет «пулов» времен хана Узбека (при котором, кстати, в Орде восторжествовал ислам) были совсем небольшой суммой, которую можно потратить в течение дня. Их характерное расположение говорит о том, что они были именно спрятаны, а не просто обронены, как большинство старинных монет, которые находят в нашем городе. Вызывает любопытство причина, по которой хозяин дома счел нужным спрятать эту незначительную сумму. Может у него была строгая жена? Ведь ордынцы-язычники весьма почтительно относились к женщинам, и только мусульманское вероисповедание, и то не сразу, изменило их взгляды на слабый пол. Но как бы то ни было, хозяин о заначке забыл, и она дождалась своего часа лишь в веке XXI. Вот уж припрятал, так припрятал…

 

2     425    facebooklarger