Включить версию для слабовидящих

Музей судоверфи

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Чумакова, Е. Летопись предприятия: к созданию музея на судоверфи /Е. ЧУМАКОВА. Внешт. корр. «Красного Приазовья» //Красное Приазовье. – 1980. – 26 марта (№50). – С.3.

  Коллектив Азовской судостроительной верфи решил создать свой музей. В настоящее время идет напряженная работа по собиранию материалов для его экспозиции. Многие товарищи занимаются этим увлеченно, с энтузиазмом. Бывая в других городах страны, они посещают там музеи, архивы, бывших корабелов верфи и порой привозят оттуда ценные экспонаты.
  Например, экономист транспортного цеха А. А. Шатрова, будучи в Москве на стажировке, в ущерб своему отдыху много работала в подмосковном филиале Государственной библиотеки имени Ленина и нашла там немало интересных материалов по истории своего предприятия. Она очень увлеклась этим делом. Заведующая заводской библиотекой комсомолка Лариса Гончарова наряду со своей основной работой много времени отдает поискам в периодической печати всего того, что касается судоверфи.
   Много делают для воссоздания истории своего предприятия члены советов ветеранов войны и труда. Один из них — И. А. Константинов. На верфи он вырос от рядового работника до начальника цеха, почти всех здесь знает. Сейчас ветеран на пенсии, но по-прежнему активен. Он побывал в семьях многих работников верфи, ветеранов предприятия, у тех, чьи родные и близкие не вернулись с войны. Помог собрать много материалов. Например, о династии Смыковых, ветеранах А. М. Головань, Г. А. Ольховом, А. Ф. Гребенюкове и многих других. Это документы, фотографин, инструменты довоенного времени, предметы быта.
   Г. Е. Черноволов вместе со своими сыновьями изготовил модели деревянных судов, строившихся на верфи до войны.
   Большое содействие в создании музея оказывают В. С. Остроушко, М. С. Потапенко, А. Г. Алпатов, П. М. Бобырев, Д. К. Шокотько, И. С. Макаренко, П. М. Малов, Л. К. Любаров и многие другие.
  Интересные экспонаты готовят для будущего музея начальник второго цеха В. Е. Шульман, литейщик Э. Ю. Малус и работник технического отдела А. И. Похилько, а по изобретательству и рационализации — В. В. Генералова.
  На днях фонды будущего музея пополнились материалами Госархива, насчитывающими около 200 экземпляров. Это фотографии, копии статей, корреспонденции и информации из газеты «Красное Приазовье» прошлых лет. В них прослеживается вся жизнь коллектива, в которой нашла отражение история нашей страны.
   Перед нами материалы довоенного времени.
  1937 год. В газете опубликована фотография судна. На нем — группа рабочих. Ниже подпись: «Рабочие Азовской судоверфи, готовясь к 20-й годовщине Октябрьской социалистической революции, решили построить мощный катер. К 7 ноября 110-сильный катер был построен и сдан в эксплуатацию». Конечно, тог катер не идет ни в какое сравнение с сейнерами, которые выпускает коллектив сейчас. Но тогда это была большая победа.
   1939 год. Вот заметка «Митинг на судоверфи». Он состоялся в честь открытия второй сессии Верховного Совета РСФСР. Это важное событие в жизни страны труженики предприятия встречали новыми трудовыми успехами. «Корпусный цех июльский план выполнил на 164 процента, столярный — на 142, механический — на 135 процентов!» — писала газета. Росла политическая активность трудящихся.
   Газета рассказала также о встрече с рабочими верфи бригадира корпусного цеха Василия Курбалы и кузнеца Е. Н. Бережного, только что прибывших из Москвы, где М. И. Калинин вручил им высокие награды: первому — орден Трудового Красного Знамени, второму —медаль «За трудовую доблесть». В связи с тем, что это были первые на предприятии награжденные правительством стахановцы, нарком рыбной промышленности П. Жемчужина поздравила их - в специальной правительственной телеграмме.
   Василий Курбала в годы Великой Отечественной войны стал партизаном и погиб в борьбе с врагами. Патриотизм его выковывался на трудовом фронте. Когда началась Великая Отечественная война, большинство тружеников верфи ушли на фронт, оставшиеся выполняли военные заказы под вражескими бомбежками и артобстрелами.
   После освобождения города от фашистской оккупации началась восстановление верфи. Вот что писала тогда газета «Красное Приазовье»: «В период временной оккупации города Азова немцы разрушили и сожгли все производственные цехи. Трудно было работать. Недоставало нужных инструментов, и рабочие частично производили их своими силами, приносили из дому». Это говорит о высоком патриотизме советских людей.
  Упорный труд принес свои результаты. «За три года, — сообщала газета, — верфь вновь стала одним из ведущих предприятий города и снова дает свою продукцию для всего Азово-Черноморья». А далее говорилось о том, что сданы в эксплуатацию механический цех, столовая, клуб, медпункт и другие объекты.
   Так росла и развивалась Азовская судоверфь, летопись которой начал создавать коллектив.

 

 


 

2         425