Включить версию для слабовидящих

Наиболее значительные памятники Дона

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДОНСКОГО КРАЯ

«Лю­дям понадобится прошлое, когда они уяснят себе связь и характер текущих явлений и начнут спра­шивать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести».
                                 В.О. Ключевский

Тихий Дон

     Памятники истории культуры, оставшиеся на донской земле, в том числе и в г. Ростове-на-Дону, связаны с этапными событиями в развитии науки, искусства, просвещения и иных сфер культуры. Охраняя их, мы обогащаем нашу культуру, совер­шенствуем окружающую нас среду и помогаем сохранять равновесие некой «культурной экологии».

ТАНАИС

    Донской край богат замечательными памятниками культуры. К одним из древнейших памятников относится древнегреческий город Танаис, самое северное поселение эллинов, самое большое после Пантикапея.
   Танаис Расположен Танаис недалеко от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка. В течение многих веков Танаис был крупным политическим, экономическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией.
 Танаис считается одним из самых крупных археологических музеев-заповедников России. Площадь его составляет 3 тыс. га и соединяет в себе множество исторических и культурных памятников разных эпох от палеолита до XIX века. В городище сохранились остатки хозяйственных построек и улиц. В здании музея хранятся древние экспонаты – предметы быта и труда, населявших столько веков подряд город жителей.
   Музеи Танаиса на его раскопках создан в 1960 г. В нем экспонируются свидетельства развитых ремесел — ювелирные, керамические, литейные изделия. Но самое интересное — руины самого города, фундаменты домов и хозяйственных построек, части декора зданий и остатки башен, с которых жители Танаиса обозревали степной простор — не покажется ли враг? Варвары-степняки разрушили город в III веке.
    Кроме того, можно побывать на Царском кургане, поучаствовать в театрализованном представлении в древнегреческом стиле, своими руками вылепить кувшин.
   Царский курган расположен к северу от современного музея-заповедника Танаис у дороги, ведущей от трассы Ростов-Таганрог к главному входу на территорию музея. Это самый высокий и ныне единственный уцелевший курган из былой курганной гряды, протянувшейся с древнейших времен от нынешнего села Синявское до Каменной балки на окраине хутора Недвиговка, а также единственный из сохранившихся в курганном могильнике Танаиса. Остальные курганы к настоящему времени распаханы, срыты, разграблены.

ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ТАНАИСА

   Иногда бывает так, что археологические открытия делаются совершенно случайно: шел пастух по горной тропе, и вдруг его посох застрял в выбоине, а сам пастух провалился в пещеру, полную удивительных артефактов…
  Но все же в основном находки древностей — результат кропотливой работы по анализу множества письменных свидетельств, преданий, древних карт, а иногда и множества данных из разных областей знаний: геологии, физики, химии — всего и не перечислишь.

Приближение к открытию

   Именно так произошло в 1823 г., когда на Дон прибыл Иван Алексеевич Стемпковский, военный по профессии и неутомимый исследователь древностей по призванию. Он задался целью найти древний город Танаис, который упоминался у нескольких античных авторов. Это был большой город и порт на севере Боспорского царства, в котором греки вели активную торговлю с местными, степными, народами. Существование города не было легендой, о нем сохранилось несколько вполне конкретных свидетельств. Так, понтийский историк Страбон писал, что «Танаис стоит на реке и на море одновременно». Было установлено, что Танаисом греки называли и город, и реку Дон, а значит, город надо искать недалеко от того места, где река впадает в Азовское море. Расспросив местных жителей, не видели ли они какие-нибудь развалины в районе дельты Дона, И.А. Стемпковский пришел к выводу, что следы древнего поселения возле хутора Недвиговка не могут быть не чем иным, как Танаисом. Если вы уже бывали в Танаисе или посмотрите на карту, вы, конечно, возразите, что Танаис расположен вовсе не на море, а в стороне от него. Этот феномен может объяснить наука геология. За полторы тысячи лет, прошедших после гибели города, Азовское море отодвинулось от его границ на 10 км в результате естественных процессов дельтообразования.
   Стемпковский понял, что ему улыбнулась удача, когда обнаружил черепки глиняной посуды и увидел древние монеты, найденные хуторянами, — они были греческими. Так был найден Танаис. Но раскопки начались только в 1853 г. Руководил экспедицией профессор Московского университета Павел Михайлович Леонтьев. Он с азартом принялся за работу, но его ждало разочарование. Вместо богатого греческого города с мраморными колоннадами в раскопе виднелась криво сложенная стена из необработанных камней. «Греки никогда... не строили так плохо», - заметил профессор и засомневался, что исследуемые развалины и есть Танаис.
   Как было известно из трудов Страбона, город был разрушен в конце I в. до н.э. по приказу боспорского царя Полемона за неповиновение. Значит, это могли быть более поздние сооружения. Следующая экспедиция прибыла в 1867 г., но работы велись без особого энтузиазма.
   И тут, надо отметить, на сцену все же выходит «заблудившийся пастух с посохом». Его роль сыграли рабочие, строившие железную дорогу на участке Ростов—Таганрог. В районе Недвиговки они, по слухам, нашли гигантский подземный ход и клад из нескольких золотых монет и золотого венка. Это сообщение подхлестнуло археологов. Слухи о кладе, правда, оказались сильно преувеличенными, а вот подземный ход оказался древней канализацией.
    И все же интенсивные раскопки Танаиса были фактически заморожены до 1955 г., когда была создана Нижне - Донская экспедиция под руководством Дмитрия Борисовича Шелова из Института археологии АН СССР. Позднее именно Д.Б. Шелов добился присвоения Танаису статуса археологического музея-заповедника, а древний город тем временем стал понемногу раскрывать свои тайны.

Древний город

    Сегодня Танаис — самый большой из трех заповедников античной эпохи, расположенных на территории России. Его площадь — 29,5 гектара, и состоит он из нескольких частей: цитадели в форме четырехугольника, Западного района, Западного пригорода и Нижнего города (приречная часть). Как выяснили ученые, город был основан в III в. до н.э. и за короткое время стал, по словам Страбона, «общим торговым центром азиатских и европейских кочевников, с одной стороны, и прибывавших на судах... с Боспора, с другой...». Население колонии занималось транзитной торговлей с городами Боспорского царства и Малой Азией, а еще ремеслом, рыболовством, земледелием, скотоводством. В Танаисе жили греки, скифы, сарматы, меоты, которые совместно управляли городом. Верховная власть принадлежала наместнику боспорского царя — пресбевту. Вокруг города были выстроены оборонительные стены, толщина которых достигала 3 м, они были сложены из каменных глыб и необработанных плит известняка на глиняном растворе, башни выкладывались из прямоугольных блоков. Одна такая башня была воссоздана на сценической площадке заповедника.
    Как уже говорилось, на заре новой эры Танаис покарал боспорский царь Полемон, но во II в. началось его восстановление. Археологи нашли много надписей о этих работах. III век принес настоящую катастрофу: вторгшиеся в Приазовье готы разрушили крепостные стены, сожгли все городские постройки. И хотя жизнь на пепелище возобновилась, жители по неизвестным пока причинам окончательно покинули Танаис в V до н.э..Амазонка

Легенды об амазонках
   Красочные описания оставили нам Геродот, Гиппократ и другие античные авторы о жизни и быте амазонок, породивших немало легенд и мифов. Один из них имеет отношение к Танаису, о котором Страбон говорит как о городе, «соименном реке».
 Своим названием Танаис обязан месту расположения. В те далекие времена «восьмую реку Скифии» (совр. Дон) греки называли Танаисом. В греческой мифологии Танаис - сын титана Океана и амазонки Лиссипы (вариант: Тефиды). Из всех богов Танаис почитал только Ареса - бога коварной и вероломной войны. За это был наказан богиней любви Афродитой, наделившей его страстью к собственной матери. Чтобы не поддаться соблазну, Танаис бросился в реку, где купались амазонки, и утонул. С тех пор она и называлась Танаисом. А Лиссипа «вошла в историю» как талантливейший военачальник, создавший первую в мире конную армию.
    Установила обычай, по которому мужчины делали домашние дела, а женщины сражались и правили. Построила Фемискиру (столица амазонок, главный город) и нанесла поражение всем племенам вплоть до Танаиса. На добычу от своих походов она строила храмы Аресу и Артемиде Таврополе, чей культ установила.
    В одном из боев Лисиппа погибла.

Сказания о земле Донской, о лукоморье синем...
     Не скуднеет легендами и преданиями древняя приазовская земля, которую АП. Чехов назвал «фантастическим краем». Сама ее природа - благодатная основа для рождения поэтического вымысла и чудесной сказки.
   Изгиб берега серебристо-голубой глади Таганрогского залива Азовского моря, что проходит близ Танаиса, напоминает очертания изогнутого лука. Издавна эти места в народе называли Лукоморьем. Через почтовый тракт вдоль берега по дороге на Кавказ следовал АС. Пушкин. Возможно, красота вод залива, искрящихся в лучах южного солнца, породили у поэта строки: У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том...
    Современный путешественник отметит, что в низовьях Дона никаких дубов нет. Но как не поверить в сказку, если в некрополе городища археологи не раз вскрывали дубовые саркофаги, в которых жители Танаиса хоронили своих умерших. По мнению ученых, когда-то здесь все-таки были леса, значит, и прообраз знаменитого дуба мог существовать тоже.


Хомутова, Ю. Танаис – древнее  место силы / Ю. Хомутова // Азовская неделя.- 2020.- № 8.- С.13.

  За всю историю существования нашей планеты на ней обитали представители множества загадочных древних цивилизаций. Они оставили после себя зашифрованные знания. Артефакты и секреты мудрости были погребены и хитроумным образом сокрыты, иногда вполне намеренно и с определенной целью.
  Одним из самых известных мест силы нашего края является Танаис - древний греческий город. Он был раскопан около 150 лет назад и расположен в тридцати километрах от города Ростова-на-Дону.
  Само слово «Танаис» имеет греческое происхождение. Так называли «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленный угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов». Танаис можно считать одним из древнейших поселений на территории России вместе с Дербентом и Керчью.
  Античный историк и географ Римской Греции Страбон, живший в I веке нашей эры, так описывает это место: «Город Танаис – самое большое у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше».
  Древние греки проникли сюда в III веке до н.э, и Танаис стал самым северным местом продвижения их великой колонизации (самым восточным был современный Поти). Греки торговали с местными жителями - скифами Танаис пережил разорение готами, и его восстанавливали сарматы. В Средние века это место понравилось венецианцам и стало самым северным их торговым центром в регионе.
  Название «Танаис» сократилось до более простого - «Тана». Славная история города закончилась в 1395 году с нашествием захватнических войск Тамерлана. Тимур (Тамерлан) был среднеазиатским тюрко-монгольским военачальником и завоевателем. Он сыграл существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси.

ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА О ТАНАИСЕ

  Танаис1Существует древняя легенда, объясняющая происхождение названия «Танаис». Согласно заметкам греко-римских историков, около двух тысяч лет назад на Донской земле жили и правили воинственные женщины - амазонки. В те давние времена река Дон называлась Амазонией.
  Царицей этого народа была юная прекрасная дева Лизиппа. Даже греческие верховные вожди были поражены ее мудростью, красотой и красноречием и владением искусством дипломатии. Кроме того, Лизиппа слыла бесстрашной воительницей и завоевательницей.
  Если верить историческим сведениям, она могла сутками не слезать с коня, умело владела оружием и тайными приемами рукопашного боя. В одном из военных походов она полюбила молодого воина-союзника. Его звали Беросс. Воин ответил взаимностью на чувства Лизиппы, но им не суждено было остаться вместе.
   Царица Лизиппа вернулась со своим войском в родные края и больше никогда не увидела Беросса. Вскоре родители отважной воительницы умерли, а она родила крепкого и здорового сына. Мальчика назвали Танаисом, что означало «рожденный от реки». Он должен был стать наследником престола.
   Мальчик вырос и превратился в прекрасного юношу, который уже к четырнадцати годам безупречно владел оружием и разными видами боевых искусств. Все свободное время он посвящал изучению воинского дела. Мать души не чаяла в своем сильном и красивом сыне и видела в нем будущего великого царя. Но ее планам не суждено было осуществиться. Судьба распорядилась иначе...
  По одной из версий легенды, Лизиппа не разрешала Танаису общаться и кокетничать с девицами, пока он не взойдет на трон. Юноша следовал ее велению, но однажды на берегу Амазона он увидел группу девушек. Танаис заговорил с одной из красавиц, и она очень ему понравилась.
  Наследник престола влюбился в девушку, но та укоризненно сказала, что царевичу нельзя водиться с простолюдинками. Законы это запрещают. Разгневанный юноша обратился за поддержкой к матери. Он желал убедить ее переписать существующие «несправедливые» законы. Однако Лизиппа разгневалась и не поддержала намерений сына.
   Она строго-настрого запретила ему видеться с девушкой-простолюдинкой. Мало того, проснувшись утром в своем шатре, Танаис увидел воинов, которые теперь должны были следовать за ним, куда бы он ни пошел. Царица отдала приказ своей личной страже – сопровождать сына и обо всем сообщать ей.
   Будущий наследник престола был глубоко оскорблен. Его сердце разрывалось на части от любви и ненависти. «Если в этом мире я не имею права любить, то такой мир мне не нужен!» - гневно воскликнул он и выбежал из шатра. Танаис направился к обрывистому берегу Амазона (Дона). Там гордый юноша в последний раз посмотрел на восходящее солнце и бросился вниз.
  Когда царице сообщили о гибели любимого сына, она долго не могла в это поверить. Потрясенная горем Лизиппа направилась туда, где произошла трагедия. Охваченная скорбью, взглянула она на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Танаиса».
  Согласно другой легенде, красавца Танаиса полюбила сама греческая богиня любви Венера (Афродита). Она была рождена из морской пены и удивительно прекрасна. Но молодой человек не отвечал на ее чувства, чем очень разгневал Венеру. Уязвленная богиня пообещала, что жестоким образом накажет не только Танаиса, но и его мать. Чтобы избежать наказания, юноша бросился с обрыва в реку.
   После смерти сына Лизиппа очень изменилась. Жизнь ее была навсегда омрачена этой трагедией. Царица часто уходила в долгие походы. Теперь только битвы радовали ее скорбящее сердце. В одном из сражений Лизиппа получила тяжелое ранение, но не отступила и не вернулась домой. Она умерла в чужих краях, но ее имя, как и имя Танаиса, навечно связано с Донской землей.

ТАНАИС - ГОРОД-ЛЕГЕНДА

   Танаис... Город, потерянный и найденный. Город-легенда. Город, полный неразгаданных древних тайн.
  Достопримечательность находится не так уж и далеко: в тридцати пяти километрах от Ростова-на-Дону. Танаис привлекает множество людей: профессиональных археологов, исследователей-волонтеров, историков, туристов, эзотериков, искателей приключений. Когда бродишь по улицам навеки уснувшего города, словно ощущаешь особый, мистический дух этого места.
  История существования основанного в III веке до нашей эры большого шумного поселения до сих пор не разгадана до конца. Кто только не жил на этой удивительной земле в устье Дона: скифы, амазонки, греки, венецианцы, половецкие племена и, конечно, русские люди. Здесь проходила граница между Европой и Азией. На этой территории эллинский (греческий) мир встречался с миром степных кочевников.

ВЕРНУВШИЙСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ

  Как уже упоминалось, Танаис - один из старейших объектов в России. Он являлся значительным центром торговли греков с народами Северного Причерноморья. Долгое время о местонахождение Танаиса было неизвестно. Хотя историки и археологи знали и помнили о существовании этого города.
  В начале XIX века профессор минералогии Кембриджского университета Эдвард Даниэль Кларк тщетно искал следы греческого поселения на левом берегу Дона. После тщательного изучения трудов Кларка один из основателей русской археологии, член- корреспондент Парижской академии, полковник Иван Алексеевич Стемпковский (1779-1832 гг.) сделал собственный вывод. Он был твердо уверен, что на самом деле древний Танаис находится на «европейской стороне» реки.
  По мнению Ивана Алексеевича, город располагался в «десяти верстах от села Недвиговка». И, как оказалось, Стемпковский «попал в яблочко». Ему удалось обнаружить следы Танаиса. В 1823 году он исследовал его руины на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца.
  И.А. Стемпковский оставил записи о своей удивительной находке: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут, на возвышенном и крутом берегу реки, нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов...
  По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».
  Так античный город вернулся из небытия. А вот заняться раскопками Стемпковский так и не успел.
  В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М. Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители-танаиты.
  В 1908 году группа местных археологов раскопала некрополь древнего города, и в нем обнаружилась богатое захоронение. В могиле нашли серебряный сосуд, золотую гривну (шейное украшение) и золотой венок.
   После 1909 года раскопки затерянного города прервались почти на пятьдесят лет. В 1950-е гг. советские археологи под руководством Д.Б. Шелова добыли новые данные, позволившие написать экономическую, политическую и культурную историю Танаиса. Им также удалось установить время образования древнего города. Согласно их данным, Танаис возник 2300 лет тому назад.

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ НЕ РЕШИЛСЯ ВОЕВАТЬ ПРОТИВ НИХ

  Для греков Скифия, где находился Танаис, была страной, овеянной множеством легенд. Гомер в своей «Одиссее» описывал эту территорию как место, окруженное мраком и мистицизмом. Она (Скифия) «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не является оку людей там улица лучезарного Гелиоса (солнца)… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».
  Кроме того, существует мнение, что в давние времена в приазовский степях (тогда они назывались меотийскими) жили воинственные амазонки. В греческих рукописях упоминается о Городе Амазонок, расположенном в нынешних донских степях. В мирное время эти грозные женщины сами обрабатывали землю, сеяли зерно, разводили и пасли большие стада скота и, конечно, охотились.
  Осенью, после сбора урожая, амазонки разводили огромные костры и устраивали пиры и танцы. Если же их племени угрожал враг, они с легкостью «меняли соху на смертоносное оружие» и превращались в беспощадных воительниц. Амазонки умели не только постоять за себя и защитить собственные территории. Время от времени они отправлялись в походы, чтобы завоевать чужие земли.
  Эти женщины были умелыми наездницами; свободно владели копьем, луком и искусством боя. Согласно легенде об амазонках, они удаляли (выжигали) правую грудь для того, чтобы удобнее было бросать копье. Хочется надеяться, что этот страшный обряд не существовал в действительности. И амазонские девушки не калечили себя ради воинского мастерства. А на то, что они были превосходными воительницами, указывает следующий летописный рассказ.
 Великий царь и завоеватель Александр Македонский не рискнул отправиться в поход против меотийских воительниц. Выдающийся полководец, имя которого известно каждому, сказал так: «Если я одержу победу над амазонками, - моя слава не возрастет. Если же они меня победят, это будет страшным позором. Будут говорить, что великого Александра побили женщины...». И поход в земли меотов не состоялся. Это произошло за 300-400 лет до нашей эры.
   Некоторые историки придерживаются мнения, что именно быт сарматских племен лег в основу легенд об амазонках. У этих суровых кочевников именно женщины играли основную роль в военной организации. В частности, девушка считалась совершеннолетней и могла выйти замуж только после того, как убивала первого врага.

ГОРОЖАН ПОСТИГЛА СМЕРТЬ В ОГНЕ

  Согласно историческим данным, в сороковых годах III века нашей эры Танаис постигла чудовищная катастрофа. Город был взят и до основания разрушен неприятелем. При раскопках археологи повсюду обнаружили следы огромного пожара: обгорелые балки, «тронутые» пламенем различные предметы, уголь, золу, следы огня на каменных строениях.
  У ученых-исследователей не осталось сомнений в том, что легендарный город погиб в огне. После такой масштабной катастрофы Танаис не восстанавливался более ста лет. Большая часть его населения погибла. Выжившие были угнаны в рабство.
   В целом, история города разделяется на три четко прослеживаемых по археологическому материалу этапа.
   Первый этап - III-I вв. до нашей эры; второй этап - I-III вв. нашей эры; третий этап - последняя треть IV - начало V вв.
  На основании археологических данных, принято считать, что на рубеже первого и второго этапов город был не просто разорен, а безжалостно разрушен боспорским царем Полемоном. За что последний так жестоко обошелся с Танаисом и его жителями, остается загадкой.
  Мнения историков касательно этого вопроса разнятся, и, как следствие, существует две противоречивых теории. Согласно первой версии, древний город исправно выплачивал дань боспорским владыкам. Конфликтов со столицей Боспорского царства Пантикапеем у Танаиса тоже не было.
  Сторонники другой теории утверждают, что, пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности. Власти богатого торгового города не желали подчиняться боспорским правителям. По этой причине на рубеже нашей эры Танаис был разграблен и разрушен Полемоном.
  Боспорский царь не стерпел неповиновения. Он уничтожил непокорный город для устрашения и усмирения жителей подвластных ему территорий.
   Удивительно, но уже в следующем веке восстановленный город достиг своего наивысшего расцвета.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

  А как возник Танаис?
 Каким образом превратился в богатый торговый город, упоминаемый греками в своих рукописях? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно попытаться заглянуть в далекое прошлое. А именно: вернуться на десять веков назад.
  В VIII веке до нашей эры началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате, уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия - на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира - в устье Днестра, Херсонес - в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем, - на месте современной Керчи.
  Территория Донского края когда-то очень давно имела название Скифия. Впервые греки проникли сюда в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. В числе последних районов, освоенных греческими колонистами, был «самый отдаленный угол меотийского озера».
  В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии на этой территории возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.
  Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. основали новый город в устье реки Танаис (греческое название Дона). Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения вглубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.
  Удивительный город состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225 на 240 метров. Он был обнесен мощными оборонительными стенами, до четырех метров толщиной, с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале. С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200 на 150 метров, тоже защищенный каменными стенами, но без башен.
  Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры. Вдоль берега Донца на западе от стен городища располагались хозяйственные пригороды с верфями, мастерскими и складами. На востоке от стен городища находились пригородные скифские поселения. А напротив Танаиса, на берегу реки, - прибрежный район гавани.

СКИФЫ И ЭЛЛИНЫ

  Население города было неоднородным и в течение первого столетия существования поселения состояло из двух больших групп - эллинов и скифов.
  Интересный исторический факт: греков и скифо-сарматов хоронили в могильниках, которые располагались по разным сторонам города. К востоку и западу от Танаиса, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, где погребены жители-греки. А к северу - курганный, где покоились скифо-сарматские жители. Вблизи города - на акрополе - археологи обнаружили могилы с богатыми захоронениями. Здесь было найдено много дорогих привозных изделий. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головами львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков-кочевников любовь к украшениям.
   В Центре города находился комплекс общественных зданий и храмов: Аполлона, Артемиды, и других греческих божеств. В северо-восточной части города располагался комплекс национального храма для жителей-скифов. Их верования были, по-видимому, близки к зороастрийским.
    В древности Танаис, вероятнее всего, был единственным мощным культовым центром на сотни километров.

Азовская неделя.- 2020.- № 10-11.


ТАНАИС

  В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке, имевшем площадь около пяти гектаров. Он представлял собой крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.
  Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Дома внутри обмазаны глиной. Полы и очаги тоже глинобитные. Вся утварь и мебель деревянные. Посуда глиняная. В каждом доме имеется собственный алтарь с богами, сделанными из глины, камня или бронзы (у зажиточных горожан).
   По своей планировке жилища напоминают греческие: несколько комнат, хозяйственные помещения. В домах находятся печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью. Все помещения имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах - колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов.
  Торговля являлась основным занятием населения. По предположениям историков, в III-I вв. до нашей эры она велась на основе безденежного товарного обмена. Это подтверждается археологическими находками. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I веку нашей эры. Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия. Вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы.
  Помимо торговли, жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Кроме того, выращивалось просо. Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе были найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов.
  Археологи обнаружили целые комплексы по переработке зерна, в которых использовались одновременно мельницы разного типа. Зерно и мука хранились либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах - больших керамических сосудах в форме шара.

НЕРАЗРЕШИМАЯ ЗАГАДКА

  В античном городе было развито ремесленное производство. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, построй-ка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников - все это требовало большого объема работ каменщиков.
  Нередко жители Танаиса строили свои дома сами. В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но  в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства - такие как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции.
   Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева изготавливали мебель, многие предметов домашнего обихода, необходимые рыбакам лодки. В Танаисе распространена была и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки. Также было налажено кожевенное производство. Искусно выделанная телячья кожа и изделия из нее служили предметом торгового обмена.
   Кроме вышеперечисленных ремесел, в городе существовало собственное производство керамики. Для обжига мастерами использовались особые печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: различные горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы - курительницы.
  О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки...
  Процветающий южный город, которые населяли искусные ремесленники, земледельцы, скотоводы, рыбаки. Развитая торговля. Мягкий климат, удобное территориальное расположение. Близость водного пути. Танаис был не только первостепенным торговым городом, но и крупной крепостью, и военной базой Боспора. Что же произошло? По какой причине столь могущественный древний город внезапно опустел и превратился в руины?

ВСЕ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ИСЧЕЗЛИ ЗА ОДИН ДЕНЬ

  Можно смело сказать, что в истории Танаиса есть немало удивительных и загадочных фактов. Большинству из них современные ученые не могут найти объяснения. Вопрос - куда исчезли все жители античного города? - волнует историков и археологов всего мира. И на него до сих пор не найдено однозначного ответа.
  Согласно одной из легенд, все население Танаиса исчезло за один день, а на следующий день город полностью выгорел. Как такое могло случиться? Если придерживаться версии сторонников внеземных цивилизаций, то инопланетяне забрали все население города на свой корабль и, взлетая, сожгли опустевший Танаис огнем из своих сопел. Случилось это в V веке нашей эры. Смелое предположение, которое, к сожалению, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
  История Танаиса - это череда взлетов и падений. За упадком следовал расцвет, и - наоборот. Возможно, в конце концов, город просто был уничтожен новой волной степных завоевателей. Это самое простое и банальное объяснение его исчезновения.

ТАНАИССКИЙ НЕКРОПОЛЬ И ЦАРСТВО МЕРТВЫХ

  Раскопки на месте древнегреческого поселения ведутся в течение нескольких столетий. Эта территория имеет негласное название «археологическая Мекка». Каждый год сюда съезжаются исследователи из разных стран.
  Одним из наиболее интересных и таинственных объектов является Танаисский Некрополь. Та часть античного кладбища, которая расположена рядом с городским центром, являлась престижным местом. Там хоронили только знатных и богатых жителей. Археологи уверены, что кладбище это греческое: покойных хоронили головой на восток. Так было принято у греков. Согласно древнегреческой мифологии, на Востоке находились подземные владения бога Аида, царство Мертвых.
  После того как союз богов одержал победу над титанами, три брата разделили между собой мир. Зевс-громовержец получил во владение небо и землю и стал верховным богом. Посейдон властвовал над морями и океанами. Аиду же досталось царство Мертвых. Он являлся владыкой смерти.
  Если верить мифологии, его не любили другие боги и боялись люди. В царство Аида можно было попасть только после смерти. Душа усопшего вначале попадала на берег подземной реки Стиксг которую называли рекой Забвения. После этого умерший человек уже не помнил своего прошлого. Паромщик Харон переправлял его на своем плоту в мир мертвых. «Услуги» Харона необходимо было оплатить. Поэтому у греков на протяжении нескольких веков существовал обычай - класть покойному под язык монету.
  Неизменным спутником и стражем подземного владыки Аида был гигантский трехголовый пес Цербер. Бог Мертвых передвигался по своему царству на колеснице, запряженной четырьмя черными, как самая темная ночь, конями...
Азовская неделя.- 2020.- № 12.


КРЕПОСТЬ СВЯТОЙ АННЫ

    Крепость святой АнныУ нас достаточно мест, где наши предки осуществляли ратные подвиги на родной земле.
    Под станицей Старочеркасской на правом берегу реки Дон находится крепость святой Анны или Аннинская крепость. В 1700 –х годах эти места называли Васильевскими буграми, потому что с востока от холмов течет река Васильевка.
  Аннинская крепость – это единственная земляная крепость в России, которая дожила до наших дней. Кроме того, это единственный на Юге страны памятник военного зодчества XVIII века таких размеров.
    По Указу от 16 марта 1730 года эта крепость должна была строиться из камня или из крепкого дерева, и быть обведена валом и острогом. Построена была крепость в 1731 году и названа была в честь императрицы Анны Иоанновны и её покровительницы святой Анны.
   Крепость строили солдаты Воронежского гарнизона. При строительстве возникал ряд проблем, которые решали по ходу возведения сооружения. Его возводили на песчаном грунте, периодически подтопляемым весной. Из-за этого ее сдали на восемь месяцев позже запланированной даты.
    Крепость была возведена из земли, которую срыли с тех самых Васильевских курганов. Потом ее укрепили кирпичными редутами. После того, как она была закончена, там стали селиться люди. Ее площадь занимает 50,2 гектара. Сегодняшние земляные валы, которые протянулись почти на пять километров — это как раз и есть ее остатки.
    Крепость представляет собой многоугольник (стороны шестиугольника длиной 360 метров каждая) с шестью выдвинутыми бастионами, а перед ними глубокий, порядка четырех метров ров. После ям шли редуты – так называемые небольшие укрепления, сделанные также из земли. Протяженность валов была почти два километра. В крепости были ворота: с северной, юго-восточной и юго-западной стороны. Они тоже были дополнительно укреплены. Общая длина крепостных валов превышала 2 километра.
    Для ее охранения учрежден особый казачий полк, под названием «Азовского» в числе 365 человек, который набирался из «служилых» казаков и калмыков, получал определенное жалованье и состоял до 1749 года в особом ведении каммер-коллегии.
   Гарнизон размещался внутри, в землянках. Комендант жил в кирпичном доме. На территории были служебные помещения, казармы, пороховой погреб и деревянная Покровская церковь. После того как она сгорела, казаки разместили там пороховой склад.
    Южным русским форпостом на юге страны Аннинская крепость оставалась в течение 30 лет.
   И стратегически и с точки зрения географической – крепость находилась не совсем в удобном месте. Во-первых, и без того болотистую местность, то и дело подтапливало паводками, во-вторых она находилась далековато от устья Дона и Азовского моря. Это со временем нивелировало её военное значение.
    В 1739 году Россия заключила мир с Турцией, и вскоре империя начала строительство нового укрепления, ближе к Дону.
    Спустя двадцать лет из-за трудностей с содержанием ее было решено упразднить. Однако здесь остались жить торговые люди и через какое-то время они организовали лесную биржу, а около крепости открыли первую черкасскую ярмарку. Еще через несколько десятилетий здесь построили лепрозории для лечения больных проказой казаков. Позже, уже во второй половине XIX века, не стало и этих строений.

АКСАЙСКАЯ КРЕПОСТЬ МУЗЕЙ

   Аксай крепостьАксайская крепость-музей расположена в районе посёлка Берданосовка города Аксай. Строительство крепости началось одновременно с возведением Ростова-на-Дону в середине XVIII века, а точнее, сооружена она в 1763 году. Крепость была земляной. Основная стратегическая задача крепости – контроль над торговыми путями и защита Черкасска.
   Сегодня в экспозиции музейного комплекса представлено более 70 тысяч экспонатов, относящихся к археологии, палеонтологии, вооружению и искусству.
  Нужно tещё отметить, что история Аксая интересна и примечательна тем, что здесь разбил свой стан половецкий хан Кобяк, пленивший русского князя Игоря. В XIX веке это была почтовая станция, через которую в разные годы проследовали Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Пётр Чайковский, Лев Толстой, Алексей Толстой, Николай I, Александр I, Николай Раевский, ссыльные декабристы и другие видные деятели Российской империи.
   Ещё в Аксае есть удивительный экспонат – подземный двухъярусный бункер командного пункта Северо-Кавказского военного округа, построенный в 60-е годы XX века, в разгар холодной войны. Бункер имеет разветвлённую сеть ходов, коридоров, залов, комнат, предназначенных для укрытия командования округа.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЙСКОВОЙ СОБОР СТАРОЧЕРКАССКА

    Воскресенский войсковой соборИнтереснейшим памятником казачьей культуры, а также петровского барокко является историко-заповедная часть города Старочеркасска, первой казачьей станицы на Дону. Здесь сохранились казачьи курени и атаманские каменные дома.
   Но исключительный интерес представляет собой Воскресенский войсковой собор. Он строился по указанию Петра I так, чтобы его купола были видны туркам в Азове. Собор венчают девять глав, он не велик по размеру, однако среди станичной одно-двухэтажной постройки производит монументальное впечатление. Воскресенский собор состоит из трех восьмигранных башен, поставленных по главной оси, и двух боковых, в плане он образует крест. Промежутки между башнями, несущими большие купола, заполнены еще четырьмя башенками и малыми куполами. Сдержанное наружное оформление собора указывает на его родство с деревянными храмами.
  Внутреннее же убранство поражает великолепием. Иконостас Воскресенского собора дает блистательный, уникальный образец раннего русского барокко. Многоярусное сооружение украшено обильно и изобретательно деревянной позолоченной резьбой, отчасти орнаментальной, отчасти изображающей растительные мотивы, в которых многие видят отражение донской флоры: листья и плети хмеля и винограда. Среди икон, написанных итальянскими мастерами, выделяется храмовая подписная икона Ефима Грека «Воскресение Христово». Ее колорит особенно насыщен, икона пронизана глубоким религиозным чувством.
    Хоры собора расписаны сценами из Ветхого и Нового заветов. Различие в стилистике частей росписи заставляет предположить, что над росписями деревянной обшивки хоров работал не один мастер.

НОВОЧЕРКАССКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

    Новочеркасск собор В 1806 г. столица казачества переносится в Новочеркасск. Но еще в 1805 г. там производится закладка нового войскового собора. Его строитель­ство будет полно драматизма и продолжится 100 лет. Храм строился в нововизантийском стиле. Его должен был венчать большой купол, но поспеш­ность и неточность в работе дважды приводили к тому, что купол обрушивался. Довести замысел до конца удалось архитектору А.А. Яшенко. Сегодня Новочеркасский Вознесенский кафедральный со­бор с куполом 17 м в диаметре не только главный архитектурный акцент города Новочеркасска, об­разующий центр ансамбля главной площади и цен­тральных улиц города, но и один из крупнейших храмов православного и христианского мира.
   Проект храма за время его строительства ме­нялся. И если в результате нарушилась чистота византийского стиля, то зато приобретено светлое и радостное решение архитектурного убранства. Огромное здание украшено множеством проемов и окон, окна на барабане главного купола делают его легким и светлым. Колонны коринфского ордера делают фасад нарядным, праздничным. Ко­лоссальное здание в плане крестообразно. Пира­мидальная композиция и большая высота (74,6 м) также усиливают впечатление легкости и устрем­ленности к небу.
   Внутреннее убранство собора торжественно, оно сдержанно по колориту, стенные росписи, за образец которых были взяты росписи киевского собора Святого Владимира, строги, но нарядны. Работы выполняло «Санкт-Петербургское обще­ство художников». Консультантом выступал ки­евский профессор, знаток византийского искусст­ва А.В. Прахов.

РОСТОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

   История Ростовского кафедрального собора неразрывно связана с историей города. При сооружении крепости Димитрия Ростовского на правом берегу Дона сразу же началось строитель­ство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богороди­цы, которая была освящена в 1761 г. Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 г. деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и пе­ренесен на торговую площадь города, т.е. на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 г. бого­боязненные ростовчане строят на месте сгоревше­го храма новый — каменный, с деревянными ку­полами. В 1822 г. Указом Святейшего синода ростовская церковь Рождества Пресвятой Богороди­цы получает права «Соборной», а еще через 25 лет — кафедрального собора.
 Собор Ростов В середине XIX в. население Ростова значи­тельно выросло, и главный собор уже не вмещал верующих. Тогда-то два православных ростовских купца Семен Николаевич Кошкин и Федор Нефедович Михайлов начинают ходатайствовать перед Святейшим Синодом о строительстве на их соб­ственные средства нового вместительного здания собора. Вместе с разрешением они получают про­ект будущего храма. Автором его был известный в то время академик архитектуры Константин Андреевич Тон, проектировавший позже и храм Христа Спасителя.
   Строительство кафедрального собора началось в 1854 г., а закончилось в 1860 г. Высота собора — 45 м до подкрестного яблока. В плане он представляет равноконечный крест. Ходы в собор были сделаны с трех сторон, как и широ­кие мраморные паперти (снесенные в 20-е гг.). В 1875 г. рядом с собором начали строить 4-ярус­ную колокольню, по проекту художника Д.В. Ле­бедева и войскового архитектора Антона Кампиони на средства купца Петра Романовича Макси­мова. В октябре 1887 г. колокольня освящена, на нее поднят колокол весом около 17 т (1032 пуда) и установлены четырехсторонние часы. Высота коло­кольни была 75 м, и она была самым высоким зданием в городе. Звук колокола был слышен на расстоянии 30 км, а сама колокольня была видна с расстояния 42 версты.
   Комплекс кафедрального собора, расположен­ный в центре бывшей тогда главной площади горо­да, стал его духовным и административным центром. Северная мраморная паперть выходила на Соборную площадь, где стоял памятник Александ­ру II (работы академика скульптуры Микешина). На площади проходили парады, народные гуляния. Южная паперть собора, тоже мраморная, вы­ходила на торговую площадь. Отсюда был глав­ный вход в собор.
   На восточной стороне площади находились ад­министративные здания городского магистрата и торговые ряды. Собор дал имя Соборному переулку и Рождественской улице (сейчас — ул. Обороны).
   С установлением на Дону советской власти для собора начинается летопись утрат и разрушений. В 20-е гг. была разобрана южная паперть и возве­дено кирпичное ограждение подворья со стороны базара. Затем разобраны западная и северная па­перти. В 30-е годы собор был закрыт, кресты с ку­полов сняты, здание использовалось как склад зер­на; иконостасы и все внутреннее убранство было утрачено. В первый раз иконостас был разграблен в 20-е годы. Все ценные, старинные, богато убран­ные иконы, украшавшие собор до 1917 г., были вывезены из Ростова.Собор Ростов 1
   В 1942 г. из-за боязни демаскировки два яруса колокольни были снесены. Когда в июне 1942 г. вновь открыли двери храма, в нем действительно ничего не было — ни икон, ни иконостаса, фрески и росписи были испорчены, вся церковная утварь уничтожена, повсюду были хлам и мусор. Прихо­жане помогали восстанавливать храм, стали при­носить иконы, столы, стулья, скатерти и все необ­ходимое для совершения богослужений. Вскоре прибыл архиепископ Николай Амосийский, кото­рый стал управляющим ростовской епархией. Архиепископ Николай и несколько священников, при­ехавших с ним, отслужили молебен, и с этого вре­мени богослужения в кафедральном соборе стали совершаться регулярно.
   Восстановление и реконструкция собора на­чались сразу после войны. В 1950 г. приступили к первому послевоенному ремонту собора. Главный купол его покрыли новым железом, сделали побелочные работы, приступили к восстановлению фресок. В 1951 г. в Ростовскую епархию прибыл митрополит Вениамин (Федченков). Известный богослов, проповедник, оставивший огромное пись­менное наследие: труды по богословию, богослу­жебные тексты, проповеди, жития и автобиогра­фические записки. Чрезвычайно актуальны сегод­ня его замечательные книги «О вере, неверии и сомнении», «Письма профессора о вере» и «На рубеже эпох» — живое свидетельство о событиях нашей истории, свидетелем и участником которых довелось быть Владыке Вениамину, о людях, с которыми он встречался. Даже если мы просто назовем некоторые имена этих людей, то один этот перечень вызовет неподдельный интерес: митро­полит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский), епископ Феофан (Быстров) — царский духовник, император Николай II и его супруга им­ператрица Александра Федоровна, митрополит Антоний (Храповицкий), Г.Е. Распутин, А.Ф. Керен­ский, барон П.Н. Врангель и многие другие... При Владыке Вениамине и настоятеле собора прото­иерее Георгии Кострюкове был сооружен главный иконостас.
    Иконостас реставрировали мастера из Моск­вы, а иконы для него и настенные росписи писал художник Волков. К сожалению,, биографических сведении о нем не имеется. Старожилы вспомина­ют, что это был истинный богомаз, — так говори­ли в старину про художников, владевших особым даром иконописания. Прежде, чем приступить к работе, Волков усердно постился, много молился, читал жития святых и другую духовную литерату­ру. Он знал, за какое дело берется, и вкладывал в работу свою душу, — после освящения такая ико­на становится иконой, на нее сходит Дух Божий.
    Иконостас Ростовского кафедрального собора представляет собой уменьшенную копию иконос­таса храма Христа Спасителя. В этом можно убе­диться, взглянув на сохранившиеся снимки внут­реннего вида Московского храма Спасителя — та же оригинальная форма в виде часовни, то же расположение икон на четырех ярусах.
   К 1000-летию Крещения Руси при митрополи­те Владимире (Сабодане) были произведены рес­таврация икон, обновление фресок. Купола покры­ли медью, а сверху — позолотой. Приступили к восстановлению колокольни. Был позолочен цент­ральный иконостас, а впоследствии и боковые, Петропавловский и Преображенский. Передела­ли солею и расширили кафедру, в алтаре посте­лили паркет. В Московских Патриарших мастерс­ких были заказаны специальные золотые оградки из цветного металла, которые очень украсили со­бор. Кафедральный собор преобразился. Эти из­менения и детали лишь подчеркнули строгую кра­соту икон. У художника Волкова свой стиль ико­нописи. Глядя на иконостас, хочется сказать: «Ис­полнен чистоты». В первом ярусе, помимо традиционных образов Спасителя и Царицы Небесной и храмовой иконы — Рождества Пресвятой Богородицы, находятся иконы святителя Николая и Богородичных двунадесятых праздников. Во вто­ром ярусе — иконы остальных двунадесятых праз­дников. Ярусом выше — Спаситель и лики апос­толов, а над ними — Господь Саваоф в окруже­нии ветхозаветных пророков.
   Сегодня в Ростовском кафедральном соборе размещены две святыни: Донская икона Божией Матери и икона Пресвятой Троицы с час­тицей от Мамврийского дуба, освященной в Иерусалиме. Эти иконы написаны ростовскими ху­дожниками епархиальной иконописной мастерской. К 135-летию собора (1995 г.) в этой же мастерс­кой была написана икона Рождества Пресвятой Богородицы. Список иконы Рождества Пресвятой Богородицы сделан с канонической иконы XV в. В соборе она теперь находится справа от амвона, напротив Донской иконы Божией Матери.
    Люди приходят и будут приходить в собор к святым образам и молитвенно смотреть на лики святых, словно приоткрывая для себя завесу горнего мира, где Сам Господь, Царица Небесная и Божий угодники. С упованием и надеждой верующие при­текают к казанской иконе Божией Матери, иконам преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частичками их честных мощей.
    Одна из главных святынь собора — мощевик, оставленный в дар почившим Патриархом Пиме­ном.
    В 1989 г. городские власти принимают реше­ние об охранной зоне вокруг собора. На подворье было построено здание малого храма. К нему при­мыкает новое двухэтажное здание воскресной шко­лы. В этом же здании с 1994 г. находится ростовское Епархиальное духовное училище.
   Наши предки строили и созидали славу, честь и величие России, долг ныне живущих — восста­новить и эту славу, и это достоинство, и былое величие Родины. Медленно и трудно созидается разрушенное. И все же мы с радостью видим: со­бор живет, купола сияют над Ростовом, далеко слышен благовест его колоколов...

КОБЯКОВО ГОРОДИЩЕ

   Кобяково городище Наиболее известным среди памятников скифско-сарматского времени является Кобяково городище с могильником. Оно расположено на холмистом мысу Дона, у западной окраины г. Аксая. Название городища связывают иногда с именем половецкого хана Кобяка, поселившегося на нем и попавшего в плен к русским в 1184 г.
    Однако пребывание здесь человека прослеживается археологической наукой с более древних времен. В результате длительных исследований, экспедиций, проведенных в 20-х гг. и после Великой Отечественной войны, выяснилось, что пребывание скифов на территории городища ограничивается началом IVв. до н. э. Многочисленные раскопки и исследования, произведенные Э. С. Шерафутдиновой, С. И. Капошиной и другими, позволили им охарактеризовать Кобяково городище как археологический памятник эпохи бронзы со множеством культурных слоев, приобретший уже в первых веках н. э. черты сарматского образа жизни.

КОБЯКОВО ГОРОДИЩЕ На правом берегу Дона, рядом с Аксайским мостом в Кобяковой балке, расположена зона археологических раскопок — Кобяково городище. Оно включает в себя возвышенность, на которой ранее располагался ресторан «Океан», и является прекрасной смотровой площадкой с видом на реку Дон. Молва гласит, что под этой возвышенностью расположен целый подземный город с катакомбами древнего происхождения и подземными переходами, которые пронизывают не только пространство под Ростовом-на-Дону, но и захватывают границы соседних городов — Аксая и Новочеркасска (по одной из легенд в Ростов можно было попасть по подземному ходу, ведущему от Новочеркасского Войскового Собора). Эти подземные ходы в XIX веке создавали серьезные проблемы горожанам, иногда в них проваливались целые телеги с грузом и извозчиками.
   Мистическая слава Кобяковой балки частично связана с археологическими находками — в разных слоях городища были найдены различные предметы с изображением фантастического животного, одновременно похожего на волка, кабана и дракона. По старинным преданиям это существо жило в подземельях Кобякова городища и ему приносились человеческие жертвы. Но и в советское время эти подземелья пользовались дурной славой — по свидетельствам очевидцев там пропадали люди и животные. Говорят, что в послевоенное время в подземелья направили группу солдат, чтобы составить план тоннелей. В первый день все вернулись с разведки невредимыми, а вот на второй день случилась трагедия. От солдат перестали поступать сигналы, и их сослуживцы вытащили из тоннеля телефонный кабель, на котором были видны следы крови. В подземелье была срочно отправлена группа вооруженных спасателей, которые вытащили оттуда растерзанные тела товарищей. По внешнему виду тел солдат складывалось впечатление, что они стали жертвой какого-то чудовища.
   Но не только чудовище не дает покоя местным исследователям и просто любопытным горожанам. Следующая легенда рассказывает о золотом коне Чингисхана, которого ищут не только в подземельях Кобяковой балки, но и по всей Ростовской области.

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ

    Елизаветовское городище расположено у хутора Городище, вблизи станицы Елизаветинской Азовского района. Оно является одним из основных памятников античного периода Северного Причерноморья. По данным многолетних исследований, проведенных экспедицией Ленинградского института археологии, возглавляемой И. Б. Бра-шинским, возникновение городища относится к первой половине Vв. до н. э.
  Находясь на пересечении торговых путей, связывающих скифский мир с Востоком и Кавказом, оно являлось на нижнем Дону центром, в котором переплетались экономические и культурные связи различных этнических групп. Территория городища, площадью около 44 га, была окружена двумя оборонительными поясами, каждый из которых состоял из глубокого рва и насыпей по сторонам. Следы этой внушительной крепости сохранились и до сих пор.
  Особый интерес представляют курганы группы большого могильника, окаймляющие Елизаветовское городище с восточной, южной и западной сторон. Одна из групп могильников, состоящая из 14 курганов, носит название «Пять братьев». Данная группа стала объектом исследования еще в 1871 г., когда начались первые раскопки одного из этих курганов. Обнаружив пустую гробницу, руководитель экспедиции археолог П. И. Хицунов пришел к выводу, что она была ограблена, и прекратил работы. С той поры долгое время никто не вел там исследований.
   В 1954 г. сюда прибыла с большой программой работ Южно-Донская археологическая экспедиция Ленинградского института археологии АН СССР. Она обнаружила в раскопанных П.И. Хицуновым курганах осколки греческих амфор, чернолаковой посуды, бронзовых котлов, бронзовые наконечники стрел.
   В 1959 г. эта же экспедиция под руководством В.П. Шелова вновь приступила к исследованиям. Объектом был выбран высокий курган, обозначенный номером 8, обследованный Хицуновым. Тщательно и до конца изучив гробницу, археологи обнаружили останки погребенного молодого скифского царя в воинских доспехах, украшениях из золота и драгоценных камней кавказского происхождения. Из большого количества вещей, найденных в захоронении, наибольшую ценность представляют золотой шейный обруч, коралловое ожерелье, красиво обрамленное золотом, золотой браслет, золотые перстни с резным изображением фантастических существ — грифонов, клюющих голову барана, золотая пластина с изображением животных, зверей и массовых сцен из жизни греческого героя Ахилла, железные наконечники копий и др.
   Другая группа курганного могильника, названная просто Елизаветовской, также дала интересные сведения об образе жизни скифов.
   Раскопанный в 1954 г. курган высотою в 5 м оказался давно ограбленным захоронением, но в нем были обнаружены железный чешуйчатый панцирь и кусок железного меча.
   Ленинградская археологическая экспедиция обследовала также ряд мелких курганов у станицы Елизаветинской и установила, что они представляют собой могилы рядовых скифов. В них обнаружены погребальный инвентарь, полный набор оружия, с которым не расставались скифы-воины всю свою жизнь.
   Имеются курганы и с женскими захоронениями. В 1967 г. археологическая экспедиция во главе с И.Б. Брашинским в одном из курганов Елизаветовского могильника обнаружила останки захороненной женщины-воина. При ней находились: железный меч, наконечник большого копья, бронзовые и железные наконечники стрел, обломок железного ножа, а также предметы женского украшения—золотые и стеклянные бусы, бронзовые браслеты и другие предметы. А также был найден барельеф храма Деметры.

Елизав городищеБарельеф храма Деметры

   По определению И. Б. Брашинского, это захоронение относится к первой половине V в. до н. э. По сведениям античных писателей Страбона и Гая Плиния Старшего Елизаветовское городище, основанное эллинами, было крупным городом. В то время он играл важную роль в экономической, социально-политической и культурной жизни всей округи. К концу III в. до н. э. по неизвестным пока причинам жизнь в нем замерла.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК М.А. ШОЛОХОВА, ст. ВЁШЕНСКАЯ

   Дом в кружилинском Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Его экспозиции рассказывают о детстве, юности, зрелых одах писателя, его творческой и общественной жизни. Здесь, как и принято в музеях, сохранено все, что связано с жизнью и творчеством писателя, но это не только личные вещи, рукописи, письма, но и дома, в которых он жил, изображенные в его произведениях, предметы труда и быта донских казаков конца XIX - начала XX веков и сама природа, которая называется «охраняемым ландшафтом». Музей-заповедник, таким образом, занимает поистине громадную территорию в 40 000 га, где можно и походить на экскурсии, и отдохнуть на природе. Большой интерес у многочисленных туристов вызывает мемориальный музей в хуторе Кружилинском, где родился М.А. Шолохов.
   Это был рядовой, ничем не примечательный хутор на Верхнем Дону, в котором к началу XX столетия насчитывалось около 200 дворов. Центр хутора назывался «станичкой», здесь располагались дома, магазины и лавки купцов, а также подворья казаков. К «станичке» с южной стороны примыкала и усадьба Шолоховых с прекрасным фруктовым садом, лавкой, амбаром, баней и т.д.
   В центре усадьбы - аккуратно выбеленный казачий курень под камышовой крышей: окна с наличниками, наверху три комнаты, под домом - «низы». В этом доме 24 мая 1905 года родился будущий писатель М.А. Шолохов.
   Рядом с подворьем Шолоховых открыт новый комплекс - подворье казака-«середняка», где можно познакомиться с жизнью и бытом казаков-единоличников. Здесь теперь «поселилась» домашняя живность, представлены орудия труда, различные хозпостройки. Туристы не отказывают себе в удовольствии отведать знаменитые блюда донской кухни казаков Верхнего Дона. А многие, записав их рецепты, делают их праздничными блюдами своего стола. Из хутора Кружилинского туристский маршрут лежит в станицу Вешенскую.

Станица ВешенскаяУсадьба Шолохова

  Мемориальный дом-музей М.А. Шолохова, расположенный по ул. Шолохова, 103, представляет собой казачий курень начала XX века с «верхами», «низами» и верандой, колоритными наличниками и сандриками с накладной резьбой (сандрик — это небольшой карниз над дверью или окном). В этом доме Михаил Александрович жил с семьей с 1927 г. по 1935 г. Здесь он написал третью книгу романа «Тихий Дон» и первую книгу романа «Поднятая целина». Экспозиция музея, расположенная в четырех комнатах, знакомит посетителей с обстановкой, в которой жил и работал писатель, с духовной и интеллектуальной атмосферой, окружавшей его в те годы.
   Пожалуй, самый главный объект музея-заповедника - Мемориальный комплекс «Усадьба М.А. Шолохова в станице Вешенской», где писатель жил и работал в 1949—1984 гг. Помимо самого дома на его территории располагаются: дворовые постройки, гараж с коллекцией антикварных легковых автомобилей, принадлежащих писателю, деревья и кустарники, посаженные самим писателем и членами его семьи, «Сад памяти М.А. Шолохова» в юго-западной части усадьбы, где похоронены Михаил Александрович и его супруга Мария Петровна.

Рядом с героями шолоховских книг

  Уголок в доме писателя Познакомившись с казачьим краем на страницах шолоховских произведений, многим хочется своими глазами увидеть Дон, бескрайнюю степь, старинные казачьи хутора и станицы. Редкая по красоте природа, мягкий климат, экологическая чистота района и наличие бальнеологического курорта делают эти места приятными для пребывания в любое время года.
   Автобусная экскурсия «Природа Донского края» (станица Вешенская — Лебяжий Яр - Отрог — станица Еланская) знакомит гостей с красивейшими местами района.
   С восточной стороны Крутояра расположен хутор Лебяженский — прообраз хутора Гремячий Лог из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».
   Лебяжий Яр - это одна из наиболее красивых видовых точек, откуда открывается необыкновенная панорама разнообразных пейзажей урочища Островного и правобережья Дона. Высота обрыва - до 40 метров. Необозримая гладь реки, невиданный простор, ощущение величия и красоты природы всегда манили М.А. Шолохова. Писатель часто привозил сюда своих гостей полюбоваться красотой знаменитой реки.
   Лебяжий Яр представляет ценность и как объект для археологических изысканий. Урочище Островное расположено с восточной стороны станицы Вешенской и занимает пойму реки Дон и часть надпойменной террасы.
   Лесное озеро Островное — одно из любимых мест отдыха писателя. С удивительной красотой озера Шолохов часто знакомил своих гостей: писателя Чарльза Сноу (Англия), Мартти Ларни (Финляндия), первого космонавта Юрия Гагарина и многих других известных людей. Именно сюда туристам предлагают отправиться на рыбалку.
   Одно из примечательных мест урочища — родник Отрог. Он является источником чистейшей и вкусной питьевой воды для всей станицы.

Хранить и приумножать

   Музей-заповедник М.А. Шолохова существует с 1984 года и продолжает развиваться. В настоящее время его объекты располагаются на территории 3 районов Ростовской области. Он уже приобрел известность как у нас, в России, так и за рубежом. Несмотря на значительную удаленность от железной дороги и крупных городов, его ежегодно посещают до 60 тысяч человек; причем это число только организованных туристов, включая многочисленных поклонников природных достопримечательностей Верхнего Дона и любителей активного отдыха…
   На федеральном уровне в мае 2005 г. был отмечен 100-летний юбилей писателя. Отдавая дань уважения великому писателю, лауреату Нобелевской премии М.А. Шолохову станицу Вешенскую посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В 2006 г. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. В том же году он получил и международное признание - Европейская ассоциация наследия наградила музей сертификатом за ценный вклад в процесс сохранения мировой культуры.
   Сейчас шолоховский музей-заповедник начинает сотрудничать с музеем Э. Хемингуэя на Кубе по проекту ленд-арт мастерской «Роман под открытым небом: развитие наследия в единстве культурной и природной среды» и активно участвует в работе многочисленных международных конференций.
   То, что музей идет в ногу со временем, заметно сразу. В экспозиционных залах установлены информационные мультимедийные комплексы, в программе — разнообразные экскурсии, где каждый найдет себе занятие по душе. «Погостим у донских казаков» — так называется интерактивная игра, которая предлагается туристам. Участники этой игры приобщаются к миру прошлого, знакомятся с традиционными промыслами казаков Верхнего Дона. В гончарной мастерской они пробуют свои силы в овладении гончарным кругом, а у летней печки готовят казачьи блюда. Освоить производство корзин и коробов можно на практических занятиях по лозоплетению. Неповторимые впечатления подарит обзорная экскурсия по станице Вешенской в сопровождении фольклорной группы «Зарница», в исполнении которой звучат старинные казачьи песни.
   Музей предлагает людям разных возрастов и возможностей быть скорее соучастниками его жизни, нежели просто зрителями. Среди форм такого соучастия — исследования и пополнение фондов, соревнования и викторины, концерты, слеты и фестивали, работа или занятия в мастерских традиционных казачьих ремесел, помощь в обустройстве музейной территории. Так, например, для детей проводятся игровые занятия по темам «О чем помнит старая станица», «Как выглядел дом бабушки и дедушки», «Моя семья, моя родословная» и т.д. И, конечно, музей активно сотрудничает со школами по нескольким историко-краеведческим программам, это и «Шолоховедение», и «Донской фольклор», и «История донского казачества». По инициативе музея и на его базе создано детско-юношеское международное общественное движение «Шолоховский родник». Ребята изучают творчество М.А. Шолохова, историю, традиции и обычаи донского казачества, фольклор казаков Верхнего Дона, участвуют в этнографических викторинах и конкурсах, организуют спортивные слеты, оказывают большую помощь по уходу за зелеными насаждениями на мемориальных объектах музея-заповедника.
   Как здорово, что на этой благословенной земле бережно хранят донские традиции, память о великом донском писателе и берегут природу.


 

 КУРГАНЫ "ПЯТЬ БРАТЬЕВ"


Источники:

 Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 1997

 Андрианов В.И., Терещенко А.Г.Памятники Дона. – Ростов н/Д., 1981.

Высокий полёт на Тихим Доном //Путешествие по свету. - 2008. - №12. - С.8-11.

Тайны древнего Танаиса //Путешествие по свету. - 2008. - №12. - С.22-25.

 

 

2     425    facebooklarger