Включить версию для слабовидящих

Матухно А., «Всё начинается от печки…»: из истории возникновения русской печи

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ ОТ ПЕЧКИ...»

Из истории возникновения русской печи

(Печатается в сокращении)

 

Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Толкование и определения слова «Печь» в разных словарях разное.

Так, в толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «печь - это устройство для отапливания помещения и варки пищи».

В толковом словаре СИ. Ожегова «Печь - это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская ольшая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова усиливает роль печи: «Русская печь - для варки пищи, печенья хлеба».

Более подробно она описана в толковом словаре В.И. Даля: «Печь - это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. написано, что «слово печь общеславянского происхождения, буквально значит место, где пекут, жарят».

 Русская печь в своё время достигла совершенства и до сих пор является лишь вариациями. Чтобы понять насколько недавно с исторической точки зрения появились такие печи, посмотрим, как развивалось печное дело в России. Все материалы об истории печи изучены и обобщены, большим источником этих знаний стали книги Г. Федотова, А. Школьника, А. Галанина и других. Интернет-ресурсы дополнили эти знания.

До появления русской печи были очаги-каменки с открытым пламенем. Раскаленные камни использовались для нагревания воды - их просто опускали в горшок. Кстати, очень долго деревенские бани топились по-черному и печи-каменки можно считать легкой модификацией древнейшего очага. Очень жаль, что пока не удалось найти ни одной фотографии.

Основная особенность русской печи - тоннелеобразное горнило, варочная камера, которая разогревается до 200 градусов. Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться часами без дополнительной протопки. Для приготовления пищи - идеальный вариант.

С момента своего изобретения технология русской печи претерпела много изменений. Первоначально (с начала 15 века) печи были глинобитными и не имели трубы.

Такая печь получила название курной, так как сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара и она «курилась» на малом огне. Отсюда же и изба, топившаяся по-черному, получила название курная изба. Строительство такой печи начиналось ещё до постройки самого жилища. Так как труб ещё не придумали, то топить такую печь приходилось «по-чёрному», то есть дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене над печью. Когда печь не топилась, отверстие это затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками, вследствие чего и получило название волокового окна. Есть и другое объяснение - дым "выволакивался" через это отверстие, которое и стало первым окном в доме.

У современного человека почему-то сложилось неправильное представление, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и режим горения.

К началу 17 века система была вновь усовершенствована. Во многом этому способствовало появление производства кирпича. Появились первые дымоотводы и дымосборники. Появились первые трубы, выполненные из тёса (тёсаное топором дерево), правда, они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Символ дома приобрёл человеческие очертания, не зря одним из названий дымосборника было «чело». Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность (кто не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи). Встал вопрос о невозгораемых трубах. Кирпич оставался ещё очень дорог и использовать его могли себе позволить только очень обеспеченные люди, поэтому долго ещё «чёрные» печи оставались в ходу.

Русская печь с кирпичной трубой называется «белой» и соответственно топят её по-белому. Конструкция оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её показатели.

Образ русской печи в русском фольклоре

Ой, ты, печка - сударыня, помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки, обогрей, освежи,

Помоги и спаси, в дом богатство принеси.

Русская печь оказала значительное влияние на традиции русского народа. От того она часто упоминается в русских былинах, песнях, сказках, пословицах и поговорках. Об особом отношении к печи, говорит тот факт, что на ней в сказках любят лежать или сидеть положительные персонажи. Например, Илья Муромец провел на печи 33 безмятежных года жизни и только потом поднялся на подвиг. Емеля, тот вообще не пожелал покидать уютную лежанку и поехал прямо на печи, по "щучьему велению и по его хотению".

Иногда печка наделялась человеческими чертами - способностью разговаривать. Например, в сказке "Гуси-лебеди" девочка в поисках пропавшего брата набрела на печь, стоящую в чистом поле и спрашивает у неё совета. Печь предлагает девочке отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет ее от погони.

Для наших предков печь была живой - членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок, частушек и сказок. Всё, что собрано краеведами нашей школы, не раз использовалось на фольклорном празднике «В гостях у бабы Веры».

По своей сути, русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа. Вспомним, что в печи готовили абсолютно всё.

К ней относились с большим уважением, поэтому в устном народном творчестве ей уделяется большое внимание и подчеркивается большое значение. В загадках, в частушках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В фольклоре обыгрывается всё то, что относится к печи, и какое место занимает она в доме.

Печь же по праву занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимала почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата - не хата». Кроме того печь - это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Добра речь, коли в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, только с печи не гони».

Роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к ней было особенным. Печь была главной в доме, без неё обойтись было никак нельзя, потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. Недаром в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!

 История печки в селе Пешково

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

В селе утро начинается!

 Село Пешково - типичное поселение в Приазовье конца 18 начала 19 веков. Сначала, как хуторское, затем самостоятельное. Переселенцы с Украины внесли свой колорит: это и говор, и одежда, и архитектура хат, и их внутреннее убранство. Свой отпечаток был наложен и на архитектуру печей. Они не носили такой многофункциональный характер, как сибирская печь, как печь с Урала или средней Руси. Да и громоздкими они не были. Главное - это тепло и приготовление пищи. Переселенцы с Украины привезли в Пешково и умение строить печи-кобицы. Опрос показал, что и сейчас такие печи сохранились на селе. Старожил Пешков И.В. так и сказал: «Люблю, когда во дворе в печи дрова потрескивают».

Совсем другая картина наблюдалась у переселенцев малороссов и великороссов. Конечно, дома уже были не только мазанки, но и шалёванные, турлучные. И печи были побольше и пошире, с лежанками, имели место и русские печи. По воспоминаниям старожилов Гиенко З.И., Чужененко Л.Г. в такой печи в пасхальные дни по 28 пасок-куличей одновременно выпечь можно было. На чердаках в таких домах были боровки, где и травы сушили, и лук в зиму, и даже курагу от мух можно было спрятать и досушить до готовности. А сушили буквально все фрукты: и яблоки, и вишни, и алычу, и груши, а главное, жердёлы - мелкие абрикосы, которые в селе Пешково росли и в садах, и в лесополосах, и просто в посадках. А зимой курага - это главный составляющий компонент компота.

Боровок, боров имел большое противопожарное значение. Его хозяйки промазывали глиной несколько раз в году, белили известью или мелом. И эта трудоёмкая работа на чердаке была не напрасной. Следы дыма были сразу заметны, если печь была не исправна. В советское время пожарники проходили по селу и проверяли готовность печей к зимнему сезону.

А пешковчан и проверять не надо было. 9 октября - престольный праздник Иоанна Богослова. И к этому дню у хозяек всё было готово: двор подметен, деревья подбелены, окна и забор покрашены, в доме побелено, печь почищена от сажи, и часто к этому дню открывали отопительный сезон.

Одним из основных применений любой печи было приготовление пищи. И что готовили в русской печи? Конечно, русская печка - мечта любого кулинара. Те, кто пробовал еду, приготовленную в русской печи, знают, о чем идёт речь. Пешковчане готовили пищу на своих печах-голландках. Пироги пеклись в коробе, так называли духовку, а на плите жарили пончики и готовили сытные блюда. Традиционными для пешковчан в престольный день были не только пироги, но и фаршированный болгарский перец, кабачковая икра, жареная рыба, запечённая птица - куры, утки, гуси и даже индейка - были украшением праздничного стола. У каждой хозяйки есть свои блюда, свои секреты, сохранились рукописные «поваренные» книги...

В будние дни на печи готовились каша, борщ, супы, овощные соусы, любимая жареная картошка, да и просто картофель в кожуре (в "мундирах") не редко бывал на столе пешковчан. Приготовленная в чугунном горшке, картошка была верхом наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.

А чем же топили печь?

Топливом для печей традиционно являлись дрова. Это и приятный аромат в помещении, если горели дрова из березы, липы, осины, ели и других пород дерева и экологически чистое топливо. В нашем селе, как и во всём Приазовье мало дров, мы находимся в степной зоне, где нет лесов. Поэтому использовались отходы деревообработки, такие как щепа, горбыль, корьё или брак производства. Не каждый мог это приобрести, и для топки применяли всё, что горит: бурьян, солому, стебли подсолнуха, початки кукурузы после очистки зерна, перекати-поле, камыш, тростник и другие травянистые растения.

А ещё старожилы вспоминают: «Переселенцы-малороссы научили наших предков делать торф из навоза. Делали формы размером 40х60см и забивали их навозом, перемешанным с соломой.

Раскладывали их в огороде, перед домом, порой закладывали весь двор, пока не высохнет. Работали все: и стар, и мал. А после высыхания складывали «кизяки» стопками, укрывали пологом, и зимой это было замечательным топливом». Это реальное топливо было доступно всем, кто содержал скот.

Отопительная печь могла использовать и уголь, но уголь был дорогим удовольствием для пешковчан. Старожилы вспоминают: «Ближе к осени по улицам ездили машины, громко сигналили и кричали: «Уголёк!!!». Чаще всего машину с углем делили на 2-3 хозяина, поскольку было очень дорого. И уголь использовали только в лютые морозы.

Печникам в селе почёт

Без печи нет в избе жизни, но далеко не каждый человек мог сложить русскую печь, поскольку она не так проста, как кажется на первый взгляд. Поэтому большим почётом в донских сёлах и хуторах пользовались печники, а в настоящее время - особенно.

Сложить печь - это большое искусство. У каждого печника были свои секреты и передавались они из поколения в поколение.

Хорошая печь должна была иметь такие достоинства, чтобы не дымила, имела хорошую тягу, «съедала» немного дров и хорошо обогревала дом.

Класть остов печи мастер мог поручить и подмастерью, роль которого, как правило, выполнял хозяин или хозяйка, но дымоход выкладывал только сам. «Чтобы не поминала меня хозяйка недобрым словом в ненастные дни, когда дым в пол ударит», - говорил печник.

Мастерство печника во все времена высоко ценилось и удавалось не каждому. Кирпичная печь в доме была очень дорогим удовольствием.

Печь в современном сельском доме

В старое время в каждом селе и в каждой деревне обязательно был свой печник, который клал печи по заказу.

По воспоминаниям старожилов в середине 20-го века большинство пешковчан стали обустраивать свои дома. Вместо шалёванных, турлучных домов, вместо мазанок стали появляться добротные кирпичные дома. И, конечно, печи в домах тоже стали строить основательно, даже изысканно. На протяжении многих лет печь совершенствовалась, изменялась в соответствии с модой, стилем, представлением о красоте. Она хранила память о давно ушедших людях и об ушедших эпохах.

В наше время печь в доме приобрела эстетическое значение. Хранительница очага стала украшением с престижной дефицитной плиточкой, с фабричными заслонками и коробом. Да и вся утварь домашняя стала фабричной: жаровни для выпечки пирогов, формы для выпечки хлеба, пасок-куличей, различной величины со своеобразными ручками. Появились кочерги, щипцы, ёмкости для углей и жужелицы были не просто вёдра, а красивые подставки на ножках, с крышками, каждая со своим неповторимым узором.

Среди пешковских жестянщиков можно вспомнить Василия Семёнова. Все его жестяные работы на крышах, знаменитые коньки и другие работы по жести до сих пор вспоминают пешковчане. А за его неповторимые жаровни он получил в народе прозвище «Жаров».

Сейчас, в век электроники, столько современной бытовой техники, что всё, что связано с печью, осталось далеко позади. Тем не менее, более 50% пешковчан при газификации своих домов оставили в них или в кухнях печи. «Так, на всякий случай»,- говорят пешковчане.

Зоя Ивановна Гиенко, Любовь Гавриловна Чужененко, Валентина Семёновна Стрельцова, Иван Васильевич Пешков и другие старожилы села до сих пор вспоминают, как они и их родители жили и работали подростками на колхозных полях. А после работы всей семьёй грелись у печи, сидели за столом, ели и слушали потрескивание дров. Да, интерес к истории села, своей семьи, истории печи - семейного очага, у молодых пешковчан никогда не угаснет, так как передаётся из поколения к поколению.

Всё начинается от печки,

В избе она всему глава.

Она накормит и излечит,

И не пусты мои слова.

Когда-то печь в избе являлась центральным элементом: она согревала дом, отдавая хозяевам своё жаркое тепло. Батареям и газовым котлам никогда не достичь того неповторимого, эстетичного, романтического шарма и уюта, которым обладают печки.

Хочется надеяться, что тем, кто решится сложить печь своими руками, помогут чертежи и рисунки из книг, приведенных в спискелитературы, особенно универсальной книги Г. Федотова.

Необходимо помнить, что успех печеклада-печника во многом зависит от трудолюбия, упорства, пытливости и смекалки, как и любого дела. Автор надеется, что сложенная своими руками русская печь будет не только исправно служить долгие годы, но и радовать глаз, создавая вокруг себя особую атмосферу домашнего уюта. В современных домах с большим успехом прижился камин - своеобразный близкий «родственник» печи. Камин, прежде всего, создает домашний уют, но также служит и обогревом дачных домов и флигелей.

Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашего села, Приазовья, нашей страны.

Литература

1. Федотов Г. Я. Русская печь, - ООО «Издательство «Эксмо», .2003, 280с.

2. Толковый словарь С.И.Ожегова, - Москва, «Русский язык», 1988г, 758с.

3. Толковый словарь В.И. Даля, - ОЛМА Медиа Групп, 2006г., 1120с.

4. Серов Вадим. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003г.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000г.

6. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под редакцией Д.Н.Ушакова. - Советская энциклопедия;       ОГИЗ, 1935- 1940.

7. Краткий этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н., М.: Дрофа, 2004г., 398с.

8. Школьник А.Е. Русская печь XXвека // Наука и жизнь. - 1988. - № 1. 9.

9. Галанин А.В. Русская печь.

image007

Плясать от печки – возрождение школьного музея.

Матухно Анна – автор статьи

image008

Не красна изба углами, а красна пирогами

Чужененко Любовь Гавриловна – знатная кухарка на селе.

Пекла хлеб для всего колхоза «Заветы Ильича».

И сейчас бабушка Люба в свои 75 лет с удовольствием печёт пирожки в духовке своей печи. Знаменитые пешковские свадебные пироги – только что из печи.

 

 

Пешков Иван Васильевич – последний ветеран Великой Отечественной войны в селе Пешково. «Люблю, когда в печи дрова потрескивают, а зимой от холода в поддувале пёс дворовый прячется…»

2         425