Включить версию для слабовидящих

Цветок засохший

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

«ЦВЕТОК ЗАСОХШИЙ, БЕЗУХАННЫЙ...»
Литературный вечер

Оформлена книжная выставка   «Волшебство пушкинской строки»

Чтец

Цветок
Александр Пушкин

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
1828 г.

Значение слова «безуханный». БЕЗУХА'Нный, ая, ое (поэт. устар.). Утративший аромат, не пахнущий. Цветок засохший, …

Ведущий
  Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.
  Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.
  Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Чтец

«Цветок»
В. Жуковский

Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокой,
Лишён ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает:
С тебя листочек облетел —
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри… очарованья нет;
Звезда надежды угасает…
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?
1811 г.

Ведущий
  Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.
  В 1805 году В.А. Жуковский познакомился с Марией Протасовой, для которой был нанят учителем. Вскоре он понял, что любит девушку. Признаться  в этом он смог лишь в 1811 году, ведь на момент знакомства ей было всего 12 лет. На предложение руки и сердца в 1812 году Мария ответила отказом. В период любовных переживаний – в 1811 году – был создан стих «Цветок», отображающий внутреннее состояние автора.  В. Жуковский отнес его к жанру романса, сделав соответствующий подзаголовок.
  Тема стихотворения «Цветок» - осеннее увядание природы и скоротечность жизни, уносящей с собой веселье. В произведении звучит идея неминуемого увядания природы и человека. Автор показывает, как быстро летят дни, утверждает, что быстротечности не удастся избежать никому. Единственное, что остается человеку – наблюдать, как «звезда надежды угасает».
  Первые строки стихотворения переносят читателя в поле, где он видит одинокий, увядший цветок. Как оказывается далее, этот образ символический, под ним подразумевается жизнь. Цветок, погибший от «руки осени», побуждает лирического героя  к  философским раздумьям над вечным вопросом человеческого бытия. Он начинает сравнивать судьбу людей и цветка, используя художественный прием параллелизма. Он заявляет, что такой «рок нас угнетает», обобщая, таким образом, идею произведения. К самому цветку поэт относится с трепетом и нежностью, жалеет его.
  Образ увядшего цветка можно толковать в более узком смысле. Он символизирует  разочарование   лирического героя, его разрушенные мечты  и надежды, не зря лирический герой так сокрушается над исчезнувшим цветом. Такой вывод напрашивается  сам собой, если знать биографию поэта, учитывать особенности его личной жизни.
  Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Чтец

«Ветка Палестины»
М. Лермонтов

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод  ли  чистых  Иордана
Востока  луч  тебя  ласкал,
Ночной  ли  ветр  в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву  ль  тихую  читали
Иль  пели  песни  старины,
Когда  листы твои сплетали
Салима  бедные сыны?
И пальма  та жива ль поныне?
Все так же манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной  главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний  прах ложится жадно
На  пожелтевшие листы?…
Поведай: набожной  рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил  он часто над тобою?
Хранишь  ли след горючих слез?
Иль, Божьей рати лучший воин,
Он был с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми  и божеством?
Заботой  тайною хранима,
Перед  иконой золотой
Стоишь ты, ветвь  Ерусалима,
Святыни  верный  часовой.
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест – символ святой,
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
1837

 Ведущий 

  Сам великий русский поэт Лермонтов в Святой Земле не был. Поэтический образ этого стихотворения был навеян пальмовой ветвью, привезенной А. Н. Муравьевым из паломничества по Святой Земле. Точный год создания «Ветки Палестины» неизвестен. По свидетельству писателя Андрея Николаевича Муравьева, Лермонтов сочинил стихотворение у него в квартире в феврале 1837 года.
  Впервые напечатанное в журнале «Отечественные записки» в 1839 г., стихотворение М. Лермонтова «Ветка Палестины» до сих пор остается загадкой для исследователей с точки зрения истинной даты создания. Одни утверждают, что оно было написано в 1836 году, другие, что в 1837 г.
   М. Лермонтов  использует в стихотворении  вдохновляющий образ пальмовой ветви, которую ему подарил А.Н. Муравьев. Сначала автор посвятил свое стихотворение А.Н. Муравьеву, другу  по  писательским кругам, который  помогал  опальному поэту избежать  наказания. В дальнейшем  посвящение  было убрано. Ветвь – это символ веры. Идея для стихотворения  была  почерпнута из христианской мифологии. Об этом свидетельствуют образы, которые автор использует в больших количествах: «Воды чистые Иордана», «Молитву ль тихую читали», «Все полно мира и отрады».
  Произведение пропитано темой спасения и прощения, близкими самому поэту. Но трагичность мысли Лермонтова заключается в том, что счастливый финал маловероятен.
  Первые строки стихотворения задают настроение всему произведению, которое построено на приемах риторических  вопрошаний  и повелительных наклонений: «И пальма та жива ль поныне?», «Кто в этот край тебя занес?», «Поведай: набожной рукою». Такая специфика стихосложения отсылает к медитативной мелодике стихов Жуковского и Пушкина, с двумя стихотворениями которого сильно перекликается «Ветка Палестины». Это «Цветок» и «Бахчисарайский фонтан».
  С первым его связывает дух исканий. И там, и там герои обращаются к засохшим цветам, которые несут в себе отпечаток личностей самих авторов. Ветвь и пальма символизируют любящих людей, тоскующих в разлуке, а так же разобщенные части одной души, некую оторванность от родного дома (от самого себя). Такие чувства приходится переживать неугодному властям автору. И одновременно с этим поэт перенимает несгибаемость христианского духа: «Заботой тайною хранима», «Все полно мира  и отрады вокруг тебя и над тобой».
  С «Бахчисарайским фонтаном» перекликается целая строфа, где перед читателем предстает твердая в вере и чистая душой девушка:

«Лампады свет уединенный,
 Кивот, печально озаренный,
Пречистой девы кроткий лик
И крест, любви символ священный…»
А.С. Пушкин

  Мифологизм стихотворения сочетается с романтизмом и идеализацией, что делает его отражением глубоко личного переживания автора, складываясь в исповедь.

Викторина-тест
Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…)

 1. История создания.  В каком году было написано стихотворение «Цветок»?
  Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта. Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности. В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

2. К какому литературному направлению можно отнести  стихотворение «Цветок»?
  Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции. Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.

3. Род.  К какому образцу можно отнести стихотворение?
  Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.

 4. Какой жанр представляет стихотворение?
  По форме «Цветок» представляет собой элегию. Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.

 5. Какая проблема затронута в стихотворении?
  Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия. Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.

 6. Какая тематика звучит в стихотворении?
  В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного. Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения,  неслучайности каждой встречи.

 7. В чем состоит идея стихотворения?
  Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.

 8. В чем пафос стихотворения?
  Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка. Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.

 9. Какую систему образов можно наблюдать в стихотворении?
  Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым». Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.

 10. Что вы думаете о центральных персонажах?
  Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня. Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка. «Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.

 11. Как вы думаете, кто является лирическим героем    стихотворения?
  Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия. Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.

 12. Что можно сказать о сюжете стихотворения?
  Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван. Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок. Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.

13. Какой композицией обладает стихотворение?
  Стихотворение обладает линейной композицией.

  • Первая строфа повествует о нахождении цветка.
  • Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
  • В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
  • Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.

 14. Рифма, ритм, строфика. В какой рифме написано стихотворение?
  Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).Встречаются  простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.

 15. В чем художественное своеобразие стихотворения?
  Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения. Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали. В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал. Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

 16. Какие используются средства художественной выразительности?
  Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою странной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения. Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»). Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

17. Как вы думаете, в чем значение стихотворения?
  Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.

18. Как вы думаете стихотворение сегодня актуально?
  Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить. Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.

19. У вас изменилось отношение к этому стихотворению?
  Это стихотворение глубоко западает  в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.
  Мы нередко думаем о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.
  Мы  благодарны Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.

20. Чему учит это стихотворение? Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Составитель: Назарова Т.И., ведущий библиотекарь
Центральной  библиотеки им. Н.К. Крупской

 

 

2         425