Включить версию для слабовидящих

Гоголь_творческий путь

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Гоголь творч путь

   Николай Васильевич  Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю)  1609 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы Гоголя прошли в имении родителей Василевка того же Миргородского уезда, неподалёку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в русские и украинские летописи, здесь Кочубей враждовал с Мазепой. От своей бабушки Татьяны Семёновны Гоголь слушал долгими зимними вечерами народные украинские песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Первого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах русской и украинской истории, о запорожской казачьей вольнице. Мальчик заслушивался игрой странствующих кобзарей, открывавших ему мир народных песен и преданий.
    Семья Гоголей принадлежала к числу культурных помещичьих семей Украины. Писательский дар и актёрский талант Гоголь унаследовал от своего отца, Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Его богатый дальний родственник устроил в своей усадьбе в селе Кибинцы, недалеко от Василевки, домашний театр, в котором Василий Афанасьевич стал режиссёром и актёром. Он составлял для этого театра и собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. Писал он и стихи на русском языке.
    Мать Гоголя была глубоко религиозной женщиной, нервной и впечатлительной. Она, потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, окружила мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Николаю Васильевичу её рассказы о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников, сопровождаемые наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту во имя спасения. Образ лестницы, с которой, по рассказам его матери, спускаются ангелы и подают руку душам умерших благочестивых людей, пройдет потом через все его размышления об участии и призвании человека к духовному подъему и нравственному росту, к самосовершенствованию. От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к мистической созерцательности и богобоязненную религиозность. На воображение мальчика повлияли и народные языческие верования в домовых,  ведьм, водяных и русалок.

    В 1818 г., получив первоначальное домашнее образование. Гоголь поехал учиться в Полтаву, а в 1812 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в г. Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Это была одна из лучших школ в украинской провинции, по типу и учебному плану она несколько напоминала Царскосельский лицей. В ней гимназический курс сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет, с 1821 по 1828 г., проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. В первые годы мальчик, на учебе которого сказывалась недостаточная домашняя подготовка, чурался своих однокашников, которые знали языки и вообще были более образованными и смеялись над ним. Болезненный, хилый, мнительный, он плохо учился и был унижаем не только сверстниками, но и некоторыми нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дали Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, — Мертвая Мысль. Но вскоре у Гоголя обнаружился незаурядный талант в рисовании, а потом и завидные литературные способности. В гимназии возникали литературные кружки, была организована ученическая библиотека, которую постоянно пополняли лучшими произведениями русской и иностранной литературы. Заведовал этой библиотекой Гоголь. В последние три года пребывания в гимназии он не только много читал, но и много писал. С единомышленниками он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения, из которых дошли до потомков только два. Затем он увлекся театром, который был организован в училище. Гоголь великолепно исполнял женские роли и роли стариков, писал декорации для школьных спектаклей и выступал в качестве режиссера. Внезапно в нем проснулись комический талант и неиссякаемый юмор, уже в гимназические годы формировалась неповторимая особенность его дара. Тогда же он получил от своих товарищей новую кличку — Таинственный Карла. Годы учения Гоголя в гимназии совпали со знаменательными событиями в общественно-политической жизни России. Это было время, когда на севере и юге страны развертывалось декабристское движение, завершившееся восстанием в Петербурге и вслед за ним — восстание Черниговского полка на Украине, недалеко от Нежина. Группа профессоров прогрессивных взглядов в гимназии в своих лекциях развивала мысли, близкие идеям декабристов. Также в это время происходил поворот русской общественной мысли от французской культуры классицизма к романтической философии и поэзии Германии. Гимназисты внимательно следили за литературным движением, выписывали передовые литературные журналы и альманахи, читали все, что печатал Пушкин.
    В июне 1828 г. Гоголь окончил гимназию, а в декабре уехал в Петербург, чтобы там осуществить свое стремление служить народу. Несмотря на рекомендательные письма, он не смог найти себе подходящего места службы. Тогда, решив начать путь писателя, он издал поэму Ганц Кюхельгартен", на которую получил уничтожающие отзывы. Потрясенный этим, он сжег все нераспроданные экземпляры и на два месяца уехал за границу.

   Вернувшись, Гоголь попытался устроиться актером в Александрийский театр, но его естественная, без надрыва манера чтения не понравилась экзаменатору. Лишь в конце 1829 г. ему удалось поступить на государственную службу канцелярским чиновником в один из департаментов. Впечатления от этой кратковременной службы помогли ему в дальнейшем в изображении в своих произведениях чиновничьего мира Петербурга.
    Служба в департаменте не могла удовлетворить Гоголя. Он снова начал писать. Глубокий интерес к народной жизни и народному художественному творчеству определил направление его творчества. Гоголь написал, используя украинское народное творчество, — предания, сказки, песни, поверья, а также свои личные впечатления, повести из старинной украинской жизни, в которых, рассказывая о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. В 1831— 1832 гг. эти повести были опубликованы в двух сборниках под общим заглавием "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Вечера..." имели большой успех, после выхода в свет книги имя молодого писателя стало широко известно.
    В этот период Гоголь познакомился с А. С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Всю свою жизнь Гоголь считал себя учеником и последователем Пушкина.
   После написания "Вечеров..." Гоголь обратился к истории, задумал написать ряд научных трактатов. Он начал сначала преподавать историю в одном из учебных заведений, затем читал лекции в Петербургском университете. Однако вскоре он начал тяготиться "казенной работой" и в конце 1835 г. ушел из университета, решив посвятить свою жизнь целиком литературе.

    В 1835 г. появляются в печати два его сборника: "Арабески" и "Миргород". Они принесли Гоголю еще большее признание. Содержание сборника "Арабески" разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, истории, живописи и архитектуре и три художественных произведения — "Невский проспект", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Все эти повести объединяет в одно целое, прежде всего, общая тема, определенная Гоголем как "столкновение мечты с существенностью". Действие во всех них происходит в одном месте — в Петербурге, столичном городе, в котором особенно ярко проявлены социальные противоречия. В "Невском проспекте" художник Пискарев, восторженный мечтатель, гибнет при столкновении с "низкой, презренной жизнью", становится жертвой разлада мечты и действительности. "Портрет" — печальный рассказ о художнике Чарткове, утратившем и человеческие качества, и свой талант в погоне за богатством.
   В "Записках сумасшедшего" Гоголь обращается к теме "маленького человека", бедного мелкого чиновника. Сборник "Миргород" имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением "Вечеров на хуторе близ Диканьки"». Эти два сборника действительно очень похожи: в обоих украинская тематика, романтически-сказочные произведения перемежаются с реалистическими. "Тарас Бульба" повествует о героическом прошлом народа, а "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" — о нравственных пороках современного общества. Впервые в русской литературе были высмеяны ограниченность  и  пошлость, низость и тупость помещиков.

   Важное место в творчестве Гоголя занимает цикл «Петербургские повести» Особое значение в нем имеет повесть «Шинель» (1841), в которой он выражает протест против социальной несправедливости и защищает «маленького человека», резко сатирически изображает высшее чиновничество. С большим сочувствием Гоголь показывает забитого "маленького человека", униженного мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин стоит на низшей ступени социальной лестницы, лишен самых простых человеческих радостей. Над ним зло насмешничают сослуживцы, но он отвечает им "проникающими" словами с просьбой отстать от него. У него нет понимания ничтожности собственного положения. Бессмысленная канцелярская служба — переписывание бумаг - убила в нем всякую живую мысль и всякие человеческие стремления. Наслаждение доставляет ему лишь то, что лишает его нормальной человеческой жизни — переписывание бумаг; это становится поэзией его жизни. Лишь когда появилась единственная цель в его жизни — новая шинель — он "...сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собой сомнение, нерешительность..." Покупка шинели — это такое грандиозное событие в тусклой жизни Башмачкина, что она приобретет значение символа, условие самого существования чиновника. Надев новую шинель, Акакий Акакиевич счастлив, но недолго: первой же ночью его ограбили, сняв ее. Попытавшись обратиться за помощью к частному приставу, "значительному лицу", он везде встречает равнодушие, презрение и даже грозные окрики. Не найдя нигде поддержки, лишившись своего символа, он заболевает нервной горячкой и умирает. Гоголь создает фантастическую концовку повести: после смерти Башмачкин появляется в виде мстителя на улицах Петербурга и отбирает у "значительного лица" его шинель, выказывая тем самым свой протест и неповиновение.

   Гоголь, с юности увлекаясь театром, ценил его как вид искусства, имеющий особенно большое значение: общественное и воспитательное. Для него главное в пьесе — ее идея, содержание. Он продолжает общественно-сатирическую линию в русской драматургии, начатую Д. И. Фонвизиным в комедии "Недоросль" и А. С. Грибоедовым в "Горе от ума", применительно к современным ему условиям жизни. Все драматические произведения Гоголя написаны в жанре комедии, так как смех является, по его убеждению, большой общественной силой. В 1836 г. состоялось первое представление комедии "Ревизор", сюжет которой ему подсказал Пушкин. В ней Гоголь высмеивает чиновников и поместное дворянство.

   Летом 1836 г. Гоголь уезжает за границу. Около двенадцати лет он жил в Италии, Франции, Германии, изредка наведываясь по делам на родину. Гибель Пушкина глубоко потрясла Гоголя. В это время он начал работать над поэмой "Мертвые души". Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал это свое произведение "священным завещанием" великого поэта. Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, "хозяев страны", которые отвечают за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. В поэме все социальные слои крепостной России представлены страшным миром помещиков и чиновников — всех, кто живет "за счет ...крестьянских оброков", трудовой народной России. В этом произведении отразилась вся Русь с ее добром и злом. "Мертвые души" Гоголя, первый том которых вышел из печати в мае 1842 г., — связующее звено между творчеством Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины XIX в. Именно Гоголь ввел в литературу критическое направление. Сатира "Мертвых душ" сыграла важную роль в развитии русской прогрессивной общественной мысли. Ненавистному царству помещиков и чиновников Гоголь противопоставил свою любовь к России и веру в русского человека.

   В конце 1840-х гг. Гоголь сильно изменился под влиянием окружавших его консервативно и религиозно настроенных людей, при отсутствии связей с прогрессивной общественностью. В 1847 г. он опубликовывает свою новую книгу "Выбранные места из переписки с друзьями", в которой выступил с проповедью личного самосовершенствования и религиозности и призвал к отказу от борьбы с самодержавием и крепостничеством. Эта книга была резко негативно встречена прогрессивными людьми России, критик В. Г. Белинский написал Гоголю знаменитое письмо.
   "Знаю, — говорил Николай Васильевич, — что мое имя после меня будет счастливее меня..." И он оказался провидцем. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на все последующее развитие русской литературы, причем характер этого воздействия и его понимание с течением времени все более и более углубляются. Как писал В. Г. Белинский, "...Гоголь — поэт, поэт жизни действительной". Его творчеству присущи "...простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния".

Гоголь: творческий путь //Читаем, учимся, играем. – 2004. - №1. – С.17-19.


КАЛЕНДАРЬ ЖИЗНИ  Н.В.ГОГОЛЯ

1809 год Календарь жизни Портрет Гоголя1 апреля (20 марта по ст. стилю) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь.

1821 год  
В мае Гоголь принят в Нежинскую гимназию высших наук.

1824 год 
Гоголь активно участвует в постановке школьных спектаклей, играет в них, помогает в изготовлении декораций, продолжая этим заниматься и в последующие годы учебы.

1825 год 
Смерть отца Гоголя, которую Николай, как признаётся он в письме к матери, перенёс с «твёрдостью истинного христианина». Гоголь пишет первые свои литературные произведения: поэму «Россия под игом татар», балладу «Две рыбки», трагедию в стихах «Разбойники» и др. Гоголь начинает «Книгу всякой всячины, или Подручную Энциклопедию» и публикует в школьном журнале «Метеор» стихотворение «Новоселье». Гоголь пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», а также идиллию «Ганц Кюхельгартен» Гоголь окончил Нежинскую гимназию, получив право на чин коллежского регистратора. Некоторое время живёт в Васильевке, занимаясь хозяйством, а в декабре вместе со своим другом А.С. Данилевским выезжает в Петербург.

1829 год
Гоголь делает неудачную попытку познакомиться с А.С. Пушкиным. В июне выходит в свет «Ганц Кюхельгартен», а вскоре - журнал «Московский телеграф» с отрицательной рецензией Н.А. Полевого. После этого Гоголь собирает весь тираж книги и сжигает его. Отъезд в Германию. По возвращении в Петербург неудачная попытка поступить на сцену и хлопоты по устройству на службу.

1830 год
В февральском и мартовском номерах «Отечественных записок» публикуется (без указаний автора) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». В декабре Гоголь знакомится с В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом и П.А. Плетнёвым.

1831 год
В январе публикация нескольких статей Гоголя в «Литературной газете». Гоголь становится учителем истории в Патриотическом институте и даёт частные уроки. Знакомство с А.С. Пушкиным и выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1832 год
Первый приезд Гоголя в Москву (июнь); знакомство с М.П. Погодиным, И. И. Дмитриевым, М.Н. Загоскиным, М.С. Щепкиным и семейством Аксаковых. В октябре - второй приезд в Москву; знакомство с Киреевскими. Гоголь начинает повесть «Старосветские помещики».

1833 год
Гоголь жалуется в письмах на «творческий кризис», но уже в декабре читает Пушкину «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и начинает работу над «Тарасом Бульбой».

1834 год 
В марте Гоголь избирается в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, а за труд в Патриотическом институте императрица жалует ему бриллиантовый перстень. В сентябре писатель заканчивает повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего»; становится адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории Петербургского университета.

1835 год
Выход в свет сборников «Арабески» и «Миргород». В мае Гоголь приезжает в Москву, где читает у М.П. Погодина «Женитьбу» и знакомится с В.Г. Белинским. В октябре он сообщает Пушкину, что начал писать «Мёртвые души» и просит дать сюжет для комедии. В декабре Гоголь заканчивает «Ревизора», а 31 декабря Гоголя увольняют из Петербургского университета.

1836 год
Гоголь читает «Ревизора» в доме В.А. Жуковского, а в апреле - первое представление в Александрийском театре, где присутствует Николай I. В мае - премьера «Ревизора» в Москве, в Малом театре. Гоголь отправляется в путешествие по Европе, где продолжает работу над «Мёртвыми душами».

1837 год  
Продолжается путешествие Гоголя по Европе: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, снова Италия... Пишет матери, что в Россию возвратиться пока не может, так как ещё не поправил здоровье.

1838 -1839 годы  
Гоголь живёт в Италии, где знакомится       с художником А.А. Ивановым, ухаживает за умирающим другом И.М. Виельгорским, совершает поездки во Францию, Германию и Австрию, а в сентябре 1839-го выезжает в Россию, где в гостях у петербургских приятелей читает первые главы «Мёртвых душ».

1840 год  
Гоголь в Москве, встречается с друзьями и знакомыми, читает им новые главы «Мёртвых душ», а в мае устраивает в саду у М.П. Погодина свой именинный обед, и присутствующий на нём М.Ю. Лермонтов читает собравшимся «Мцыри». В мае Гоголь уезжает в Италию; перерабатывает «Тараса Бульбу», а в декабре сообщает в письме СТ. Аксакову, что завершает работу над первым томом «Мёртвых душ».

1841 год  
Осенью Гоголь возвращается в Петербург из-за границы, а вскоре выезжает в Москву для печатания «Мёртвых душ». Получив неодобрительные отзывы из московской цензуры, Гоголь забирает рукопись «Мёртвых душ».

1842 год  
В январе Гоголь отправляет рукопись первого тома «Мёртвых душ» с В.Г. Белинским в Петербург, прося друзей помочь с разрешением на её опубликование. Цензурное разрешение получено 9 (21) марта с обязательным изъятием из книги «Повести о капитане Копейкине». В апреле началось печатание «Мёртвых душ» и одновременная переработка писателем «Повести о капитане Копейкине», на которую в мае получено цензурное разрешение. В мае «Мёртвые души» поступают в продажу, а в июне Гоголь уезжает за границу.

1843 – 1846 годы
Гоголь живёт в Европе, переезжает из страны      в страну, всё более углубляясь в чтение религиозной  литературы, встречается с друзьями, лечится на курортах Австрии и Германии, но, по его утверждению, чувствует себя всё хуже и хуже. Он сжигает первую редакцию второго тома «Мёртвых душ» и пишет завещание, но в октябре 1845-го возобновляет работу над поэмой. Гоголь много путешествует по Италии, Франции, Австрии, Германии; работает над «Выбранными местами из переписки с друзьями».

1847 год
В январе опубликованы «Выбранные места...», из которых цензурой были исключены несколько статей. Гоголь пишет резкие письма некоторым из своих знакомых, плохо отозвавшимся на выход книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1848 год
Гоголь совершает путешествие в Иерусалим. Возвращение в Россию - морем через Одессу, где ему пришлось задержаться в связи с карантином по случаю холеры. Лето проводит в Васильевке, выезжая в Полтаву, Сорочинцы, Киев. В сентябре писатель прибывает в Москву, откуда отправляется в Петербург, но уже 13 (25) октября окончательно возвращается в старую столицу. Гоголь «недоволен состоянием души своей», о чём пишет протоиерею отцу Матвею Константиновскому. В декабре он посещает митрополита Московского Филарета.

1849 год 
Гоголь живёт в Москве, на Никитском бульваре, посещая время от времени званные вечера в домах друзей, навещая подмосковные дачи и имения (Абрамцево, Мураново, Б. Вяземы и др.), путешествуя по сопредельным губерниям. Он продолжает работать над вторым томом «Мёртвых душ», хотя болезнь, как он пишет в письмах, «сильно мешает».

1850 год 
Гоголь читает друзьям главы второго тома «Мёртвых душ», встречается (в последний раз) со своим однокашником Н.В. Кукольником; посещает Оптину пустынь, а летом живёт в Васильевке, ремонтируя дом.

1851 год 
Новый 1851 год Гоголь встречает в Одессе, а весной уезжает в Васильевку. В июне он снова в Москве, гостит у Аксаковых в Абрамцеве, а живя на даче С.П. Шевырёва, читает ему семь глав второго тома «Мёртвых душ», беря обещание «хранить это чтение в секрете». И снова встречи с друзьями, поездки в Оптину пустынь, Хотьков монастырь и Троице-Сергиеву лавру.

1852 год 
Гоголь «дурно себя чувствует», жалуется на «расстройство желудка и на слишком сильное лекарство, которое ему дали». В начале февраля он исповедуется у своего духовника, перед принятием Святых Даров падает ниц и плачет; шатается от слабости. Отказывается следовать советам врачей, не хочет видеть их у себя, почти не ест. Консилиум врачей, приглашенных А.П. Толстым, решает лечить Гоголя насильно. В ночь на 21 февраля (по ст. ст.) он впадает в беспамятство, кричит: «Лестницу, поскорее давай лестницу!..», а последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать!».
      В 8 утра 21 февраля Н.В. Гоголь скончался.
      Похороны на кладбище Данилова монастыря состоялись 24 февраля...

Иллюстрация: Портрет Н.В. Гоголя. Художник В.М. Шаталов



Гоголь интер факты

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ДЕТСТВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

·      Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в сельской семье. Он стал третьим по счёту ребёнком, но остался старшим, так как два мальчика появившиеся на свет раньше него умерли при рождении. Всего в многодетной гоголевской семье родилось 12 детей. В живых остались кроме самого Гоголя лишь три его самые младшие сестры. Одним из самых заметных детских потрясений для Николая Васильевича стала смерть младшего брата.

·     Мать Гоголя была невероятно красивой женщиной. Она вышла замуж, едва достигнув 14-ти лет, за человека вдвое старше. От неё будущий писатель унаследовал трепетное отношение к смерти, редкую интуицию, мнительность, веру в вещие сны и в прочую мистику. Когда Гоголь был ещё совсем мальчишкой, его мать в красках поведала ему о существовании Страшного суда, перед которым предстоит предстать с грехами и добродетелями каждому после физической смерти.

·   С самого детства Гоголь был замкнут, застенчив и мало общался с окружающими. Он был чувствителен, трудно переживал невзгоды. Однажды, оставшись дома один, пятилетний Гоголь так испугался домашней кошки, что схватил её и утопил в пруду. Возможно, это воспоминание из детства, этот страшный поступок затем и вылился в эпизод с ведьмой, обратившейся чёрной кошкой, в произведении «Майская ночь, или утопленница».

·      Школьные сочинения Гоголя оставляли желать лучшего.

·     Будущий классик очень любил рисование, но его «шедевры» никто не воспринимал всерьёз. Критика любимого дела самым негативным образом отражалась на самооценке юного Гоголя. 
   · Кроме того у Гоголя было странное по меркам окружающих увлечение — он обожал рукоделие. Он вязал на спицах, кроил и шил, ткал пояса. С великим удовольствием придумывал наряды для своих сестёр.

· В десятилетнем возрасте Гоголя отправили обучаться в Полтавскую гимназию. Там он вступил в литературный кружок.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЗРОСЛОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ ГОГОЛЯ,
О ЕГО СТРАХАХ И ПРИВЫЧКАХ

·   Заложенная ещё в детские годы низкая самооценка Николая Васильевича с возрастом нагнеталась и переросла в душевное расстройство. Писатель был очень робким, но любил близких, друзей и их визиты.

·   Свои первые литературные труды Гоголь сочинял, уединившись в тени деревьев сада в гимназии, когда его сокурсники весело проводили время.

·   Гоголь обожал сладости. В карманах одежды он всегда носил кусочки сахара, которые периодически доставал, чтобы погрызть.

·   Гоголь был почитателем всего миниатюрного.

·   На рабочем столе писателя часто лежали хлебные шарики. Он уверял друзей, что скатывание этих шариков помогают ему сосредоточиться и решить любую проблему.

·    Николай Васильевич панически боялся грозы. Многие это связывают с его повышенной нервозностью.

·   Гоголю посчастливилось познакомиться с Пушкиным. Великий русский поэт подарил ему миниатюрную собачку, смерть которой писатель затем очень трудно переживал, так как этот питомец стал ему самым близким существом на земле.

·   Гоголь не сразу увидел в себе писателя. Он пробовался в актёрском ремесле и служил в департаменте министерства.

·    В гимназии Николай Васильевич занимался выпуском журнала. Там, под псевдонимом Алов, он опубликовал свою первую поэму. Её жестоко раскритиковали, ранимая психика писателя не выдержала провала, и он уничтожил всю партию журнала, чтобы от его произведения не осталось и следа.

·    По поводу личной жизни Гоголя ходят разные слухи. Кто-то из исследователей уверен, что Николай Васильевич считал связи с противоположным полом чем-то недостойным и нечистым с религиозной точки зрения. Некоторые даже говорят о гомосексуальной приверженности писателя. Кто прав определить сейчас уже невозможно, фактом остаётся лишь то, что Гоголь так и не женился. Известна лишь одна его попытка предложить даме руку и сердце. Это была графиня Вильегорская, которая ответила отказом из-за социального неравенства. Это стало ещё одним страшным ударом по самооценке писателя. С тех пор Гоголь новых попыток связать свою судьбу с женщиной не предпринимал.

·    Будучи преподавателем в университете, Гоголь в 1836 году отправляется в Италию. Поездка затянулась на 10 лет. Там писатель заболел малярией и чуть не умер. Серьёзное заболевание отложило неизгладимый отпечаток на нервном состоянии Гоголя. У него как осложнения сохранились припадки, галлюцинации, длительные потери сознания.

ЗАГАДКИ И СПОРЫ ВОКРУГ СМЕРТИ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

·    Перенесённая вдали от родины болезнь фатально отразилась на психике Гоголя. Во сто крат повысилось его богобоязненное настроение. Из-за частых и длительных обмороков у писателя появился страх быть похороненным заживо. Он завещал похоронить себя лишь тогда, когда после смерти на его теле появятся признаки разложения.

·    Любая смерть в кругу Гоголя с этих пор становилась для него ударом и вызывала бурю эмоций. К 1845 году новый душевный кризис спровоцировал писателя на уничтожение через сожжение второго тома «Мёртвых душ».

·    Николай Васильевич в отчаянии даже хотел уйти в монастырь, чтобы прожить там остаток дней. Но из-за его нервного состояния и припадков в монастыре его не оставили.

·   Чем ближе подходил писатель к смерти, тем больше он её боялся. Гоголь просил аптекаря найти ему лекарство от страха. Больше всего его пугала перспектива проснуться в гробу живым. Об этом Николай Васильевич постоянно видел страшные сны, которые сам считал вещими.

·   В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь вновь сжёг свою рукопись. По предположениям исследователей его биографии это был заново написанный второй том «Мёртвых душ». После этого писатель окончательно слёг. 21 февраля его не стало.

·    По слухам на похоронах писателя был замечен огромный чёрный кот, который пропал сразу после опущения гроба в могилу.

·   В 1931 году тело Гоголя было эксгумировано с целью перенесения на кладбище в Новодевичьем монастыре. Многие из свидетелей этого события заявили, что крышка гроба писателя была поцарапана изнутри, а его голова повёрнута набок.

   Факты о погребении Гоголя живым в могилу не подтверждены документально. Но его жизнь и смерть абсолютно точно по сей день окутаны мистическими тайнами. Видения, которые он включал в тексты своих произведений, создают между строк особую атмосферу. Любой, кто читает Гоголя, часто писавшего на грани нервного срыва, до мурашек на коже ощущает психологическую силу его литературных трудов.

https://book-briefly.ru/biografii/biografiya-gogolya

 

 

 

 

 

 

 

2         425