Включить версию для слабовидящих

Гоголь_основные произведения

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 Основные произведения Гоголя

  Произведения Гоголя обратили на себя внимание современников художественной их оригинальностью, смелым обращением писателя к «низкой» действительности, к «мелочам жизни», изумившим читателя их художественной выразительностью. Гоголевские типажи гениально разыграны не только в драматических, но и в повествовательных произведениях писателя, их социальные роли выразительно «подсвечены» ролями комических и трагикомических героев. Быть может, художественность гоголевских произведений несколько архаична, но это архаика гениального писателя.
 Э.С.Афанасьев

Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: В 9т. /Н.В. Гоголь. – М.: Русская книга, 1994.
   Николай Васильевич Гоголь - величайший русский писатель и драматург, чье творчество оказало значительное влияние на отечественную культуру. Его произведения любимы многими поколениями читателей, они неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. "Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы..." (В. Г. Белинский). В настоящее издание вошли художественные произведения писателя - циклы "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Петербургские повести", поэму "Мертвые души", а также пьесы "Ревизор", "Женитьба", "Игроки".

Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород; Повести / Н.В. Гоголь. – М.: Мир книги, 2006. – 496с.
   В произведениях великого русского писателя, вошедших в книгу, пленительные пейзажи украинской природы, картины народной жизни сочетаются со старинными преданиями и фантастическим вымыслом. Кузнец Вакула верхом на черте летит в столицу, чтобы выполнить желание своевольной красавицы Оксаны достать царские черевички ("Ночь перед Рождеством"). В этой и других повестях автор воспевает вольнолюбивый и мужественный простой народ, добродушно посмеивается над человеческими слабостями, обличает корыстолюбие, чванство сельской и придворной знати.

Гоголь, Н.В. Вий: повести /Н.В. Гоголь. – М.: Мартин, 2014. – 448 с.
   «Вий» — мистическая повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа мужского пола, с которым связан сюжет. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. - М.: Сов. Россия, 1990. — 430с.
   В издание вошла духовная проза Гоголя, написанная в последнее десятилетие его жизни: "Авторская исповедь", "Размышления о Божественной Литургии", "Правило жития в мире", "Духовное завещание". Из-за них Выбранные..." получили особенно сильный общественный резонанс. В неприятии их сошлись разные по убеждениям люди, но П. А. Плетнев, друг А. С. Пушкина, издатель книги, назвал ее "началом собственно русской литературы".

Гоголь, Н. В. Духовная проза. /Н.В. Гоголь. – М.: Рус. Книга, 1992. – 558с.
   Творчество Гоголя нельзя верно понять вне духовных категорий: и в жизни, и в творчестве Гоголь стремился воплотить христианский идеал, поэтому и свои произведения он судил в свете Евангелия. Он верил во всемогущество слова, и это повышало требовательность к себе.
   Особое место в творчестве Гоголя занимает духовная проза, к которой относятся «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь», молитвы, духовное завещание.

Гоголь, Н.В. Женитьба: Комедия / Н.В. Гоголь. — М.: Дет. лит., 1985. — 94 с.
   Комедия "Женитьба" задумана Н. В. Гоголем в 1833 г., напечатана и поставлена на сцене в 1842 г. Положив в основу сюжета сватовство в купеческом доме, Гоголь дает сатирическое изображение невежественной и ограниченной чи­новничьей и купеческой среды. Писатель создал яркие и жизненно правдивые образы. Таковы грубый, расчетливый Яичница, сентиментальный фат Анучкин, ленивый и трусливый Подколесин, веселый враль Кочкарев.

Гоголь, Н.В. Заколдованное место /Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1976. – 244 с.
   Произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место» - это одна из повестей представленного цикла рассказов писателем под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». В творении переплетены два особенных мотива – это хулиганское поведение черта и принципы добычи клада. Создано произведение в начале девятнадцатого столетия, а первый раз печать поступило лишь в 1832 году. Точное время создания цикла неизвестно, так как он создавался частями.

Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего / Н.В. Гоголь. — М.: Дет. лит., 1985. — 79с.
   Эта повесть Н. В. Гоголя принадлежит к так называемому петербургскому циклу, в котором великий писатель с огромной художественной силой показал безысходную судьбу "маленьких людей" в самодержавно крепостнической России. Рассказ ведется от имени потерявшего рассудок бедного чиновника Поприщина. Безнадежно влюбленный в директорскую дочку, он мучительно переживает крах своей мечты, болезненно ощущает свое бесправное положение. Не выдержав столкновения с жестокой действительностью, Поприщин гибнет в сумасшедшем доме. В гротескной по форме, а по существу глубоко трагической повести писатель-гуманист передает всю глубину страдания попранного человеческого достоинства в условиях социального неравенства.

Гоголь, Н.В. Избранные статьи / Н.В. Гоголь. – М.: Современник, 1980. – 332с.
   Статьи великого русского писателя, вошедшие в сборник, дают представление о Н. В. Гоголе — критике и публицисте, его эстетических взглядах, отношении ко многим литературным явлениям. Среди материалов сборника статьи "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность", "0 том, что такое слово", критические размышления о творчестве А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. Мериме, о малороссийских песнях, обозрение "0 движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году", рецензия из "Современника", разъяснения автора по поводу "Мертвых душ" и другие. В конце помещены отрывки из писем Гоголя, содержащие суждения о литературе и искусстве.

Гоголь, Н.В. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1985. – 222 с.
   Сатирический рассказ о том, как два закадычных друга, «два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода» из-за ничтожного повода делаются заклятыми врагами. Доведенная до абсурда ситуация ссоры и тяжбы двух приятелей комична своей серьезностью и серьезна своей комичностью…

Гоголь, Н.В. Майская ночь, или Утопленница: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Наследие, 2001. – 264 с.
    Николай Гоголь – настоящий кудесник слова, который своими литературными творениями и сегодня удивляет читателей. Его произведения удивляют и самобытностью содержания, и уникальностью его замысла, и богатейшим и колоритным запасом слов. Известно, что гоголевское произведение «Майская ночь, или Утопленница» и в наше время пользуется большим интересом у читателей. Известно, что два раза по гоголевской повести были созданы киноленты. Так, первая вышла в 1910 году. Режиссер В.Кривцов изменил название, и фильм назывался «Ночь в мае». Вторая экранизация состоялась в 1953 году. Режиссером этого фильма стал известный сказочник А.Роу.
   Главные герои – прекрасные люди с чистым сердцем и поэтическим ощущением жизни. Они стараются жить полной жизнью, чтобы почувствовать все краски реальности. Они выходцы из народа, поэтому так тесно с ними связаны. Именно в их уста автор вкладывает народные и колоритные слова и выражения, они связаны с народом и своими стремлениями и помыслами. Они видят и восхищаются всеми цветами, которые преподносит им жизнь и природа.

Гоголь, Н.В Мертвые души /Н.В. Гоголь. – М.: Эксмо, 2005. – 512с.
   Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения – духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.
   Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.
   Поэма «Мертвые души» – это своеобразный социальный манифест, энциклопедия, по которой можно изучать все минусы господствующего социального строя.

Гоголь, Н.В. Миргород: Повести /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2004. – 369с.
    Н.В. Гоголь - мастер слова и деталей, сатирик и прозаик. Новый этап в творчестве Николая Гоголя открыл цикл рассказов «Миргород», в котором продолжил поднимать вопросы и проблемы об уничтожении крепостного права. Те произведения, которые он поместил в свой сборник, показывает помещичий быт и нравы, где совсем отсутствует красота или романтика. Человеческая жизнь состоит из мелких интересов и разных мелочей. Но все существование помещиков подчиняется лишь только корысти и пошлости.

Гоголь, Н.В. Петербургские повести /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2018. – 384 с.
    Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах. Истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек». В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение. Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.
    Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй: Невский проспект (1833-1834); Портрет (1833-1834);  Записки сумасшедшего (1834): Нос (1832-1833);  Шинель (1836-1842).

Гоголь, Н.В. Портрет /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2008. -126 с.
   Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Гоголь, Н.В. Ревизор /Н.В. Гоголь. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 797с.
    Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.
    В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

Гоголь Н.В. Старосветские помещики: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: Современник, 1986. – 156 с.
   Самая трогательная повесть Гоголя открывает цикл «Миргород». В этом произведении Н. Гоголь дал полные реалистические картины жизнь старосветских помещиков, которые уже доживали свой век. Престарелые малороссийские помещики, муж и жена Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы, живут душа в душу и ведут хлебосольное хозяйство. Изображает писатель своих героев с сатирой, обличая их нездоровое существование.

Гоголь, Н.В. Тарас Бульба: сборник /Н.В. Гоголь. – М.: АСТ, 2016. – 444 с.
   Впервые читатели познакомились с повестью Гоголя «Тарас Бульба» в 1835 году. Затем печатались отдельные исправленные главы, а в 1842 вышел полный второй вариант. Детально ознакомившись с различными историческими источниками, Гоголь передал жизнь запорожских казаков и Сечи в целом без приукрашивания, со всеми положительными и отрицательными моментами. Важность создания таких же достоверных героев подтолкнула Гоголя обратиться к народному творчеству. Фольклорные мотивы явно прослеживаются в тексте повести, внося особый культурный колорит в историю славного казацкого полковника и двух его сыновей. Главные герои книги – Тарас, Остап, Андрий – собирательные образы, позаимствованные именно из народных песен. Но это не означает, что автор их просто скопировал. Каждый персонаж тщательно проработан и индивидуализирован. Читателям легко представить внешность героев, черты характера, чувства, проследить закономерность их поступков. Безмерно интересно наблюдать разворачивающуюся на протяжении 12 глав историю борьбы народа и одной конкретной семьи за свои идеалы, свободу.

Гоголь, Н.В. Шинель: Повесть /Н.В. Васильевич. – М.: Дет. Лит., 1985. – 47с.: ил.
    Анекдотическое происшествие с  бедным чиновником, у которого украли шинель, под пером великого писателя превращается в обличительную повесть о трагической судьбе "маленького человека" в бездушном чиновничье - бюрократическом обществе.

 

 

 

2         425