Включить версию для слабовидящих

Что рисовал Гоголь

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Слайд1

   Название этой главы может навести вас на мысль, что мы хотим ещё раз вспомнить о Гоголе как о мастере художественного слова, прекрасном писателе... А между тем название этой главы точно соответствует её содержанию: Николай Васильевич был не только художником слова, но и просто неплохим художником, способным управляться с карандашом и красками. Это было заметно ещё во время обучения Гоголя в Нежинской гимназии. Достаточно ленивый и нелюбопытный ко всем другим предметам, Гоголь преображался в школьном театре и на уроках рисования. Изо всех предметов лишь рисованием он занимается усердно. Он не только много и прилежно рисует карандашом и красками, но и весьма внимательно слушает теоретические рассуждения об искусстве учителя рисования Павлова, человека, безусловно, преданного своему делу. Гоголь составляет узоры для домашних ковров, которые делали в его родной Васильевке, расписывает стены комнат...
  Профессиональным  художником  Гоголь не стал (хотя и занимался одно время в студии Академии художеств в Петербурге).   Но  некоторые  его  рисунки дошли до нас и могут помочь понять и,  его интересы, и ту степень художественной одарённости, которой обладал писатель.  Ведь недаром утверждается,  что сценки, героев своих книг Гоголь не пишет, а как бы рисует... Но, кроме этого,  он, как и Пушкин, изрисовавший поля многих своих рукописей, «марает» лист бумаги, и на нём появляются какие-то архитектурные сооружения, нелепые фигуры, триумфальные арки... Именно так выглядит  план  сборника  «Арабески», составленный в 1834 году. Есть среди рисунков Гоголя и набросок головы Пушкина, и виды Васильевки, Петербурга, Италии... Между прочим, и свои книги он иногда оформлял сам!
   Литературовед Н. С. Тихонравов (1832-1893), в примечаниях к собранию сочинений писателя рассказывал об этом так: «Гоголь сел за приготовление обёртки для «Мёртвых душ» и сам нарисовал оригинал. На обёртке под несущимся быстро тарантасом изображены: с левой стороны часть деревни, с правой - верстовой столб. Между ними, с той и другой стороны, бутылки с рюмками и бокалами, закуски в виде рыб на блюде; солонка; бутылка сверху как бы венчает этот ряд изображений, которому внизу соответствуют также бутылки с бокалами и блюдо с большим осетром и мелкими рыбками, - может быть, то блюдо, которое украшало трапезу полицеймейстера и к которому пристроился Собакевич. Изображений живых людей немного - только два: на правом поле читатель видит пьяного мужичка, пляшущего подбоченившись с чаркою в руке, и танцующую, очевидно на балу, пару. Зато эмблемы смерти в обилии рассыпаны по всей картине: черепа выглядывают из затейливых завитков, окаймляющих верхнюю половину рисунка; на одной вертикальной линии помещены принадлежности закуски (бутылка вина и рыбы) и череп. Два скелета расположены симметрически, справа и слева...» Эта авторская обложка (с незначительными изменениями) была повторена в нескольких последующих изданиях бессмертной поэмы. Нам известна и нарисованная писателем обложка к его повести «Нос». Так что в таланте рисовальщика Гоголю не откажешь!
                                                                               Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

 

2         425