Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
КАЗАХИ
Самоназвание – казак, т.е. вольный человек, кочевник. Язык – казахский, входит в кыпчакскую группу тюркских языков.
Верующие – мусульмане-сунниты.
Основные занятия в прошлом – полукочевое и кочевое скотоводство, коневодство и верблюдоводство. Земледелие носило вспомогательный характер.
Традиционные ремесла у женщин – прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитье золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин – ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.
Традиционное поселение – аул. Основной вид традиционного жилища – юрта. При перекочевках она перевозилась во вьюке в разобранном виде.
Мужская одежда состояла из рубахи, штанов и бешмета – узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда – халат (шапан); у богатых казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном, иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды – кожаный пояс. Головной убор мужчин – тюбетейка, поверх нее надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак –зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.
Традиционная женская одежда – рубаха-платье, штаны, хлопчатобумажное платье – темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин – нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) – высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек – род капюшона из белой хлопчатобумажной, реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения –серьги, бусы, браслеты, кольца и др.
Культура казахов вплоть до ХХ в. оставалась кочевой, но, несмотря на это, за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный, чем культуры других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили различные традиции, обряды и обычаи. Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды, так или иначе, связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане – празднестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека.
Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим немере –внуком только того, кто рождался от сына. Издавна среди казахов было распространено и получило широкое развитие прикладное орнаментальное искусство, традиции которого коренятся в глубокой древности и живы в народном быту сегодня. Основным источником материалов для изготовления предметов народного искусства было скотоводство. Материалы, которые используют казахские мастера – шерсть, войлок, кожа, дерево, металлы (любимым в отделке является серебро).
Ценнейшей реликвией казахской семьи считается тускииз – настенный богато украшенный ковер. Он является талисманом семьи, воспринимается как символ благосостояния; это один из главных элементов в приданом невесты. В юрте он располагается в изголовье постели и создает своим узором яркий праздничный акцент. Тускиизу отводилась роль оберега, он должен был защищать от дурного глаза. Не случайно в орнаментальные мотивы искусно вплетались солярные знаки, символы плодородия, ромбические фигуры, летящие птицы. Ковер очень выразителен по цвету: по черному фону яркими декоративными пятнами вспыхивают желтые, интенсивно-красные, ярко-голубые, сиреневые, оранжевые и белые розетки –солнца, ромбы, треугольники и трапеции, по углам которых вырастают чудо-цветы.
У казахов сохраняется богатый фольклор (песни, эпические сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов –акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш», «Баян-Слу» и др.) и сказания. На Дону казахи заняты в земледелии, животноводстве, строительстве, медицине, образовании.
КУХНЯ
Основу традиционного питания с весны и до осени составляло молоко, в основном в сквашенном виде (катык или айран – из овечьего и коровьего молока, кумыс – из кобыльего), сыр. С ноября – мясные и растительные продукты.
БАУРСАКИ
Готовятся баурсаки на кефире, классическое блюдо национальной кухни из муки. Как правило, для его приготовления берется дрожжевое или пресное тесто. Формируются небольшие круглые, или в форме ромба пончики и жарятся во фритюре, конечно же, в казане. Подается это блюдо не самостоятельно, а к шурпе или просто к чаю.
ПАЛАУ
За красивым названием палау скрывается не что иное, как знаменитый настоящий казахский плов.
АЙРАН
Это кисломолочный напиток, имеющий некоторое сходство с кефиром.
БЕШБАРМАК
Это вареное мясо, нарезанное не маленькими кусками, с лапшой. Как правило, для его приготовления используют говядину, мясо верблюда, коня или барана.
СОРПА
Суп, самый известный на всем востоке. Готовится он традиционно из мяса, с добавлением лука, зелени и разных овощей.
КАЗЫ
Колбаса из конины. Казы бывает вареной, сырокопченой, вяленой. Это непременное блюдо на казахских праздниках и свадьбах.
ПОСЛОВИЦЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Близкому не говори ложь, постороннему не говори правду.
Если тебе угощать нечем — хоть говори ласково.
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку.
Если не нашел счастье дома, не обретешь и на чужбине.
В своем ауле и собака хвост трубой держит.