Включить версию для слабовидящих

Тайны великого мистификатора

^Back To Top

ТАЙНЫ ВЕЛИКОГО МИСТИФИКАТОРА

Оформляется книжная выставка, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя. Чтецу необходимо знать наизусть стихотворение Н.А. Некрасова «В день смерти Гоголя» («Блажен незлобивый поэт...»). Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов.

(На сцене Ведущий и Библиотекарь. Звучит фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Входит Чтец)

ЧТЕЦ:

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства; <...>
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Его не гонят, не злословят,

И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки ободренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья..
<...>
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут
И как любил он — ненавидя!
Н.А. Некрасов. В день смерти Гоголя

(Чтец уходит. Слайд — портрет Н.В. Гоголя)

ВЕДУЩИЙ: Наша сегодняшняя встреча посвящена Николаю Васильевичу Гоголю, которого философ Н.А. Бердяев называл «самой загадочной фигурой в русской литературе». Тайной отмечен, прежде всего, жизненный путь нашего героя, начиная с самых первых его шагов. Давайте же узнаем, какие загадки окружают великого писателя, так много сделавшего для русского и украинского народов. Слово — Биографу.

ТАЙНА ПЕРВАЯ. ДАТА РОЖДЕНИЯ

БИОГРАФ: Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. Диканька (о которой Николай Васильевич напишет позже) напрямую связана с обстоятельствами его появления на свет. Дело в том, что в семье будущего писателя до него рождались только девочки.
   Забеременев в очередной раз, мать молилась чудотворному образу Николая Диканьского, хранившемуся в Николаевской церкви Диканьки, и дала обет, если родится мальчик, назвать его Николаем. И вот 1 апреля (по новому стилю) 1809 г. на свет появился малыш, который тут же получил то самое имя. Гоголь был, как тогда говорили, моленный сын.

(Слайды — родители писателя)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Правда, точную, дату рождения долгое время не знали — называлось то 19 марта 1809 г., то 20 марта 1810-го. Лишь спустя почти 40 лет после смерти писателя из метрической выписки стало известно, что он увидел свет 20 марта 1809 г. По новому стилю получается — 1 апреля.
   Это и дало основание Владимиру Набокову закончить свою книгу о Гоголе эффектной фразой: «То, что Гоголь родился 1 апреля, это правда». Автор словно намекает на то, что вся последующая жизнь нашего героя прошла как бы под знаком первоапрельской мистификации.

ВЕДУЩИЙ: Владелец Васильевки, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был человек начитанный, писал стихи, сочинял комедии на украинском языке. Дед служил священником. Но главной фигурой в семье была всё же Мария Ивановна. Василий Афанасьевич во всём слушался жену, в которую влюбился, когда она была ещё маленькой девочкой.

БИБЛИОТЕКАРЬ: С детских лет их сын отличался глубокой религиозностью. Он с особенным тщанием посещал Николаевскую церковь Диканьки и, видимо, не случайно впоследствии сделал основным «рассказчиком» своих «Вечеров...» дьячка местной церкви Фому Григорьевича. Кстати, именно диканьскую церковь расписал кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством».
   Мальчиком Николай Васильевич однажды испытал сильнейшее волнение, когда мать рассказала ему о Страшном суде, который принесёт неотвратимую кару грешникам и вечное блаженство добродетельным и праведным. Вера Гоголя была активной: писатель стремился претворять в дело свои убеждения, подчинив им своё творчество.

БИОГРАФ: Никоша (так звали нашего героя в детстве) рос хилым и слабым. Поэтому мать особенно заботилась о нём и беспокоилась, если он становился грустен и задумчив. Когда младшие братья подросли, к ним был приставлен Яким, молодой парень из соседнего хутора—добродушный, медлительный, большой любитель поесть. Он знал множество страшных сказок о таинственных кладах, ведьмах, чертях и прочей нежити. Рассказывая их, он обычно ссылался на свою старую бабку, которая, по его словам, находилась в каком-то отдалённом родстве с нечистой силой. «От то диковина, что свинья некована», — приговаривал Яким, поведав какую-нибудь очередную леденящую кровь историю.

ВЕДУЩИЙ: Огромной радостью для Никоши были поездки с отцом в степь. Василий Афанасьевич отправлялся в путь на узеньких дрожках, посадив сына сзади. В степи он следил за полевыми работами. На солнце ослепительно сверкали косы загорелых крестьян. Слышались весёлые песни жниц. Отец с сыном останавливались и отдыхали в самых красивых местах: в рощице, в овражке, на дне которого журчал ручеёк, на холме, откуда виднелись бесконечные степные дали. А когда возвращались домой, Гоголь-старший заставлял Никошу рассказывать обо всём, что тот увидел.

БИОГРАФ: В доме жила и бабушка. Любознательный внук обожал ходить к ней в уютный двухкомнатный флигелёк. Татьяна Семёновна Лизогуб помнила ещё старые времена, когда казачество имело волю и существовала Запорожская Сечь. В её горнице хранились в скрыне (большом сундуке) наряды гетманских времён: вышитая шёлком сорочка, яркие плахты (юбки из шерстяной клетчатой материи), синие и красные ленты.
   Бабушка знала много старинных песен и рассказов: про трёх братьев, бежавших от турок из Азова, про гетмана Сагайдачного, про Нечая и других славных героев. Мальчик слушал эти истории затаив дыхание.

ТАЙНА ВТОРАЯ. СОКРОВЕННЫЕ МЕЧТЫ

(Слайд — Н.В. Гоголь в юности)

ВЕДУЩИЙ: Осенью 1820 г. в Нежине состоялось открытие Гимназии высших наук, где был установлен девятилетний срок обучения. Вести о новом учебном заведении скоро дошли и до Васильевки. 4 августа 1821 г. жёлтая колымага доставила в Нежин юного Николая Гоголя-Яновского, принятого во второй класс.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В гимназии, где будущий писатель учился и жил с 1821 по 1828 г., его называли Таинственным Карло — по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Чёрный карлик». Мальчик был застенчив и самолюбив; имел пристрастие разыгрывать товарищей, подмечая их смешные черты; умел «угадывать человека» (как выражался А.С. Пушкин), но свои планы и сокровенные мечтания никому не поверял...

БИОГРАФ: А мечтал он о государственной службе, о карьере.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Разыгрывая своего собеседника, Гоголь имел обыкновение с невозмутимо серьёзным видом приводить подробности, подтверждающие заведомо абсурдную версию. Однажды он чуть не убедил своего соученика М.А. Риттера в том, что у того «бычачьи глаза».

ВЕДУЩИЙ: При гимназии существовал самодеятельный театр, в котором наш герой играл. Гоголю особенно удавались комические роли, в частности женские. Наибольший успех ему принёс образ госпожи Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот учился Николай не очень хорошо. От профессора русской словесности, к примеру, всегда получал тройку. Уж больно много грамматических ошибок было в его сочинениях.

БИОГРАФ: Мы нашли подтверждение тому, что Гоголь всё-таки доверял некоторые свои тайны Герасиму Высоцкому, окончившему гимназию двумя годами раньше и служившему в Петербурге, а ещё своему двоюродному дяде Петру Косяровскому.

   «Холодный пот проскакивал на лице моём при мысли, что, может быть, мне доведётся погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом...» — признавался Николай в письме Косяровскому в 1827 г., поясняя, что будет трудиться на поприще юстиции и что ему, возможно, «целый век достанется отжить в Петербурге».

ВЕДУЩИЙ: С детства Никоша перенял от отца любовь к садоводству. Когда выдавалась свободная минута, он отправлялся в парк, где подолгу беседовал с садовником. «Ты рассаживай деревья не по ранжиру, как войска в строю, один подле другого на рассчитанном расстоянии, а так, как сама природа это делает, — говорил он. И, взяв в руку несколько камешков, бросал их на поляну, добавляя: — Вот тут и сажай деревцо, где камень упал».

БИОГРАФ: Гоголь интересовался и сельским хозяйством. В письме к матери он сообщал: «На каникулах покажу вам, что умею различать хлеба и смогу определить, где сено, овёс, жито, и буду целый час спорить с житными панами о посеве озимой гречихи».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Бабушка писателя научила его разбираться в свойствах трав, рисовать, вышивать и вязать. Даже став знаменитым литератором, наш герой перемежал писательский труд с вязанием шарфов.

ТАЙНА ТРЕТЬЯ. НЕЗНАКОМАЯ КРАСАВИЦА

ВЕДУЩИЙ: Едва попав в Петербург в конце декабря 1828 г., Николай Васильевич буквально срывается с места и отправляется за границу, в северные германские города Любек, Травемюнде и Гамбург. А затем столь же внезапно на исходе сентября возвращается в столицу.
   Путешественник объяснил свои действия тем, что встретил женщину необыкновенной красоты и, чтобы не погибнуть, не сгореть в огне страсти, должен был бежать. Но это признание дружно оспорили и последующие биографы, и — ещё при жизни Гоголя — его приятель со школьной скамьи А.С. Данилевский, который недоумевал: мол, он, проживая с Николаем в одной квартире, ничего не заметил.

БИОГРАФ: Однако же известна необычайная скрытность Гоголя перед товарищами. Кроме того, переживания влюблённых героев его повестей (Вакулы из «Ночи перед Рождеством», Пискарёва из «Невского проспекта») приводят нас к мысли, что подобные чувства были знакомы писателю не понаслышке.
   Вспомним ещё и позднее признание Гоголя, что благодаря силе воли он дважды удерживался «на краю пропасти». Не подразумевал ли он эпизод с незнакомой красавицей? Что произошло в действительности — неизвестно. И это не последнее загадочное событие в гоголевской биографии...

ТАЙНА ЧЕТВЁРТАЯ. ПРИЗРАЧНАЯ ЗАГРАНИЦА

(Слайд—А.О. Смирнова-Россет)

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1830- 1831 гг. Николай Васильевич познакомился с А.О. Смирновой - Россет — фрейлиной, приятельницей многих литераторов, — которой сообщил разные подробности о жизни в Испании и Португалии. «Я начала утверждать, что он не был в Испании, что это не может быть... На всё это он очень хладнокровно отвечал: «Вы привыкли, чтобы вам с первого слова человек всё выкладывал, что знает и не знает, даже и то, что у него на душе».
   В результате Смирнова-Россет пришла к выводу, что «в Испании он точно был, но проездом». Между тем сколько-нибудь очевидных подтверждений пребывания Гоголя в тех местах пока не обнаружено, и вполне возможно, что это одна из тех мистификаций, до которых он был великий охотник.

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на довольно скромную комплекцию, Николай Васильевич много ел: он был способен повторить плотный обед без перерыва. Умел и готовить, при этом приговаривал: «Гоголь любит гоголь-моголь» (речь идёт о коктейле из козьего молока и рома). В гостях первым снимал пробу с любимых макарон и доводил их сыром и маслом до нужной кондиции перед раздачей. В ранние петербургские годы мог состряпать для друзей фрикадельки и другие блюда.

БИОГРАФ: Гоголь мог съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чая. Страсть к сладкому сохранилась у него до конца дней. В его карманах, постоянно оттопыренных, можно было отыскать много разных сладостей: карамелек, крендельков, сухариков. Живя в гостинице, писатель никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, а собирал его, прятал где-нибудь в ящике и порой грыз куски за работой или разговором. «Зачем, — говорил он, — оставлять его хозяину гостиницы? Ведь мы за него уплатили».

ВЕДУЩИЙ: Во время пребывания Гоголя в Риме весной 1838 г. находившиеся там польские священники Пётр Семененко и Иероним Кайсевич попытались обратить знаменитого русского прозаика в католичество, но безуспешно. Ещё раньше Николай Васильевич писал матери, что никогда не переменит «обрядов своей религии», «потому что как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же, и потому совершенно нет надобности переменять одну на другую. Та и другая истинна. Та и другая признают одного и того же Спасителя нашего...» Из этих слов видно, что взгляды Гоголя были достаточно широки.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Наш герой несколько раз посещал знаменитую обитель в Оптиной Пустыни. Монахи были поражены набожностью светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов. Сохранилось предание о том, что Николай Васильевич желал поселиться в скиту, сделавшись иноком.

БИОГРАФ: Осенью 1851 г. по возвращении из Оптиной Пустыни в Москву Гоголь решил ехать на Покров в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться о своей матери в день её именин. Вместе с отцом Феодором (Бухаревым) посетил студентов Московской духовной академии.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В предисловии к книге «Три письма к Н.В. Гоголю...» архимандрит Феодор писал: «Студенты приняли его с восторгом. И когда при этом высказано было Гоголю, что особенно живое сочувствие возбуждает он к себе тою благородною открытостью, с которой он держится в своём деле Христа и Его истины, то покойный заметил на это просто: «Что ж? Мы все работаем у одного Хозяина».
    Так наш герой выразил перед будущими пастырями очень важную мысль о том, что чувствует свою общность с ними в служении Христу.

БИОГРАФ: Изучая жизнь писателя, исследователи не всегда могли точно сказать, серьёзно говорил Гоголь в тот или иной момент или же смеялся. Например, во время поездки из Москвы в Петербург вместе с С.Т. Аксаковым в октябре 1839 г. Николай Васильевич в трактире стал уверять продавца в том, что тот вместо пряников принёс им куски мыла: мол, «по белому их цвету это видно, да и пахнут они мылом, что пусть он сам отведает и что мыло стоит гораздо дороже, чем пряники».

ТАЙНА ПЯТАЯ. НЕЛЕПЫЕ ИСТОРИИ

ВЕДУЩИЙ: Но самая главная тайна Гоголя связана с его произведениями. Внимание художника почти всецело было привлечено к обыкновенному и повседневному — к «дрязгу жизни», по его собственным словам. А вот В.Г. Белинский так охарактеризовал творения коллеги: «Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнью». То есть фабула гоголевского произведения заведомо анекдотична.

(Слайд — В.Г. Белинский)

   В повести «Коляска», к примеру, помещик Чертокуцкий, пригласив гостей осмотреть его модное средство передвижения, которого у него на самом деле не было, спрятался в свою старую коляску, где его с позором и обнаружили. В комедии «Женитьба» Подколесин постоянно раздумывал, какая невеста лучше и стоит ли вообще связывать себя узами брака. В итоге он не нашёл ничего лучше, как перед самым венчанием выпрыгнуть в окно и бежать.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В другой комедии — «Игроки» — один карточный шулер, Ихарев, вознамерился обмануть других, но был ими же и облапошен, а после жаловался: «Такая уж надувательная земля!» Порой анекдотические события приобретают ещё и фантастический колорит, как в повести «Нос», рассказывающей о бегстве и возвращении на место носа майора Ковалёва.

(Слайды — иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя)

   Почти все герои Гоголя — люди мелкие, приземлённые, пошлые. «Пошлость пошлого человека» — так, по словам писателя, определил угол его зрения А.С. Пушкин.

БИОГРАФ: 1931 г. — один из самых знаменательных в жизни Гоголя. Весной в доме поэта П.А. Плетнёва он наконец познакомился с А.С. Пушкиным. Казалось, вся жизнь его осветилась, хотелось быть лучше, чище, сделать что- то большое. «Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Николай Васильевич. А знаменитый литератор, встречавший как праздник всё молодое, талантливое, с первой минуты и навсегда полюбил Гоголя.

(Слайд —АС. Пушкин) 

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1847 г. в «Авторской исповеди» наш герой писал: «...Пушкин заставил меня взглянуть на дело сурьёзно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того как я ему прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
   В заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет «Мёртвых душ».

ТАЙНА ШЕСТАЯ. РЫЖИЙ ПАСЕЧНИК

(Звучит фрагмент оперы П.И. Чайковского «Черевички»)

ВЕДУЩИЙ: Ещё при жизни Гоголя любознательные украинские краеведы пробовали искать реальный «хутор близ Диканьки», но так и не нашли. В конце XIX в. историк А.И. Маркевич заметил, что люди, знавшие писателя и украинские традиционные именования, могли легко идентифицировать его с «пасичником» уже по имени: «Если у какого-либо Афанасия, или по-малорусски Панаса, есть сыновья, то по отчеству они будут зваться Панасовичи, а дети их будут иметь заменяющее фамилию прозвище Панасенка, а сокращённо — Панька».
   А поскольку деда Гоголя звали Афанасием, то сам писатель «именно был таким Паньком», и притом «рудым», то есть «рыжим». Как известно, волосы Гоголя, особенно в молодости, имели рыжеватый оттенок.

(Слайды — репродукции картин И.Н. Крамского «Русалки», «Пасечник») 

БИОГРАФ: «Что же касается до прозывания внуков именем деда, — добавляет Маркевич, — это столь обычное в Малороссии явление, что оно не нуждается в доказательствах. Приведу в пример хотя бы самого себя, тоже уроженца Полтавщины. Меня и моих братьев наши же крестьяне, конечно, хорошо знавшие нашу фамилию, тем не менее, заочно всегда называли Петренками и Петриченками, так как деда моего звали Петром».
    Сам Маркевич подписывал некоторые свои статьи псевдонимом Петриченко — по тому же принципу. Но 22-летний Гоголь в 1831 г. значительно «состарил» своего литературного двойника.

ТАЙНА СЕДЬМАЯ. ПРЕДСКАЗАННАЯ СМЕРТЬ

ВЕДУЩИЙ: Гоголь ненавидел всё склизкое и продолговатое — червяков, гусениц и т. п. Он убивал жуков, пауков, так как считал, что все они от лукавого. Даже тяжело заболев, отказался от лечения пиявками, которые были для него воплощением дьявола.

БИБЛИОТЕКАРЬ:   Он верил в загробную жизнь и, чтобы не оказаться в аду, ночи напролёт изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. В последний год своей жизни Великий пост начинал на десять дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу, это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.

БИОГРАФ: При жизни Гоголь страдал тафефобией — страхом погребения заживо, поскольку с 1839 г., после перенесённого малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. Писатель патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего и похоронить.
   Более десяти лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулёжа в кресле или на диване. Не случайно в «Выбранных местах из переписки с друзьями» он уточнял: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».

ВЕДУЩИЙ: За неделю до смерти ночью Гоголь слышал какие-то голоса, которые назвали дату его смерти. Он проснулся 14 февраля и сказал, что через неделю умрёт. 21 февраля литератор скончался. Существует много версий причины его гибели. По одной из них, писатель умер от брюшного тифа, вспышка которого была в то время в Москве. По другой — от менингита. Этот диагноз был поставлен консилиумом врачей. Есть версия, что Гоголь сам отравился ртутным ядом, но для православного, глубоко верующего человека, каким был Николай Васильевич, любая попытка самоубийства была страшным грехом.

БИОГРАФ: Скорее всего, причиной смерти писателя стало истощение организма длительным голоданием, которое было вызвано обострением его душевной болезни. Его можно было спасти насильственным кормлением, обильным питьём, подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, вероятно, он остался бы жив.

ВЕДУЩИЙ: Что ж, наш вечер, посвящённый жизни и творчеству Н.В. Гоголя, завершается. Некоторые тайны великого мистификатора мы раскрыли вместе, а другие вам предстоит постигнуть самостоятельно. И помогут вам книги!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Приглашаю вас к нашей выставке, на которой мы собрали различные издания произведений нашего героя.

(Проводит обзор выставки)

(Звучит фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»)

Карнизова, Н.В. Тайны великого мистификатора / Т.В. Карнизова // Читаем, учимся, играем, 2019.- № 1.- С. 6-11.