Включить версию для слабовидящих

Курская битва_оружие

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

ТАНК Т-34 
Т 34Конструктор: М. И. Кошкин.  Произведено за годы войны: более 35 000 экземпляров

  Самый общепризнанный символ победы — это легендарная «тридцатьчетверка», самый массовый танк в мире. Огромные масштабы производства стали возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка, процесс изготовления которого оттачивался в течение всей войны. Именно в производстве Т-34 была впервые применена автоматизированная сварка бронелистов. К концу войны (после установки новой башни с 85-мм пушкой) танк определенно исчерпал весь ресурс модернизации, но даже тогда производство более современных машин было невыгодно, ибо Т-34 брал численным преимуществом. В наше время нередко сравнивают два самых знаменитых танка — советский Т-34 и немецкий Pz. VI «Tiger». Т 34
        Спорящие стороны приводят немало доводов в пользу каждой из этих машин. На самом деле сравнивать эти танки несправедливо, поскольку это были машины разных «весовых категорий», выполнявшие на поле боя разные задачи. «Тридцатьчетверка» предназначалась прежде всего для поддержки атакующей пехоты. Ее 76-мм пушка Ф-34 имела ограниченные возможности против тяжелых танков, зато замечательно справлялась с легкобронированными целями, расчетами противотанковых пушек и пехотой. Осколочный выстрел из Ф-34 был гораздо эффективнее аналогичного у пушки KwK36. L/56, установленной на «Тигре», орудие которого предназначалось в первую очередь для поражения бронетехники. По сути, «Тигр» был высокотехнологичным «противотанковым» орудием, превосходившим не только по характеристикам, но и по стоимости многие специальные САУ — «истребители танков». Таким образом, Tiger было бы справедливо сравнивать с советскими тяжелыми танками КВ-85 и ИС-2. Как показал опыт войны, при сопоставимой защите и огневой мощи наши танки выигрывали в подвижности и неприхотливости, в то время как немецкие машины имели лучшую оптику и гораздо более высокое качество изготовления.

КАТЮША БМ-13
       Катюша БМ 13Авторами числились главный инженер Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) генерал-майор инженерно-авиационной службы А.Г. Костиков и конструктор инженер-полковник инженерно-артиллерийской службы И. Гвай.  Произведено за годы войны  более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.

      БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет. Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже, на заводе имени Коминтерна.Катюша БМ 13.
      Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих. 
     Кроме корпуса разрывалась ещё и часть ракетной камеры, раскалявшейся от горевшего внутри пороха, это увеличивало осколочное действие в 1,5 — 2 раза по сравнению с артиллерийским снарядами аналогичного калибра. Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». «Термитный» заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним — после залпа «катюш» и так всё горело. Совместное применение десятков ракет одновременно также создавало интерференцию взрывных волн, что ещё более усиливало поражающий эффект.

Происхождение прозвища
     Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:  
     По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было одно из первых боевых применений «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, вплоть до недавнего времени был жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, впоследствии — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны.  Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

 ГАЗ-АА (полуторка)

       ГАЗ АА (полуторка) Изначально было выпущено на заводе «Гудок Октября» в Канавине, 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перед запуском автогиганта (Нижегородского автомобильного завода) советские инженеры подготовили собственные чертежи пересмотрев конструкцию, узлы, платформу и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
    В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»).
     Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.ГАЗ АА (полуторка).
       В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.
        К началу Великой Отечественной войны в рядах Советской армии числилось 151 100 таких машин.
     Таким образом, «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 60-х.

 Су-100

     Су 100 СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года.
    Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии.
     Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

ШТУРМОВИК Ил-2
Конструктор: С. В. Ильюшин.  Произведено за годы войны: более 36 000 экземпляров

  Ил 2 Штурмовик Ил-2 разработан в ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Это была машина, специализированная для атаки наземных целей с малой высоты. Главная особенность конструкции — применение несущего бронекорпуса, закрывавшего летчика и жизненно важные органы самолета. Броня Ил-2 не просто защищала от малокалиберных снарядов и пуль, но и служила частью силовой конструкции фюзеляжа, за счет чего удавалось достичь ощутимой экономии массы. Знаменитый «Летающий танк» имеет очень драматичную историю. Изначально самолет планировалось сделать двухместным, однако из-за слабых моторов Ильюшин не смог уложиться в тактико-технические требования и вынужден был отказаться от стрелка, прикрывающего заднюю полусферу самолета. Одноместный «Ил» стал поступать в войска накануне войны, и, хотя его эффективность против танков и автоколонн была быстро подтверждена, отсутствие защиты сзади сделало самолет абсолютно беззащитным перед вражескими истребителями. Потери в штурмовых частях были настолько велики, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику через десять боевых вылетов (вместо обычных ста). Только в июле 1942 года двухместный Ил-2М прошел государственные испытания и был запущен в серию. Из-за того что производство брони для самолетов было налажено сразу на нескольких заводах, осуществлять контроль ее качества было очень сложно и сваренные корпуса самолетов проверялись на наличие дефектов отстрелом из крупнокалиберного пулемета. Штурмовик Ил 2.
       До 1944 года в конструкции Ил-2 широко применялось дерево — при этом экономился дефицитный дюралюминий. И хотя бронекоробка отлично выполняла свою функцию, были нередки случаи, когда «Илы» возвращались на аэродром с сильно поврежденной хвостовой частью. В течение всей войны «Илы» оставались основным средством борьбы с немецкими танками. Их высокая эффективность достигалась за счет применения кассет с бомбами ПТАБ-2,5. Крошечные бомбы (Ил-2 брал по четыре контейнера с 48 бомбами) сбрасывались залпом на скопление техники. Бронебойность ПТАБ составляла около 70 мм — этого было более чем достаточно для поражения танка в крышу. Существует мнение о том, что успех в Курской битве был достигнут во многом благодаря действиям штурмовиков: немцы стали избегать скапливания своих войск, а координировать работу рассредоточенных частей было гораздо сложнее. Немцы называли Ил-2 «бетонным бомбардировщиком».

Ла-5
Конструктор: С.А.Лавочкин

     Ла 5Первые серийные самолёты, первоначально называвшиеся ЛаГ-5, стали сходить с конвейера в июле 1942 года. Его простая конструкция, отсутствие необходимости в сложном техобслуживании и нетребовательность к взлетным полям делали его идеальным для тех условий, в которых приходилось действовать частям советских ВВС. В течение 1942 года было изготовлено 1129 экземпляров этого истребителя.
   Осенью 1942 г. на одном из участков советско-германского фронта немецкие летчики впервые встретились с незнакомым истребителем противника. Поскольку Ла-5 был оснащен двигателем воздушного охлаждения, он внешне напоминал хорошо известный И-16, поэтому нацисты назвали его Neue Rata («Hовая крыса»). Достать исправный самолёт немцам не удавалось почти год, но однажды летом 1943 года на один из немецких аэродромов ошибочно сел слегка поврежденный Ла-5ФН, пилотируемый молодым выпускником летного училища. Машина была отремонтирована и подвергнута всесторонним испытаниям в Hаучно-исследовательском центре люфтваффе в Рехлине. Проводил их летчик-испытатель Ганс-Вернер Лерхе, установивший, что Ла-5 ничуть не уступает немецким истребителям по скоростным характеристикам и превосходит их по маневренным. Главным же недостатком Ла-5 немец назвал малую продолжительность полёта.
    Ла-5 принимали участие в боях с конца 1942 г. по лето 1943 г., после чего их заменили более совершенные варианты Ла-5Ф, Ла-5ФН и впоследствии Ла-7 . Хотя некоторые Ла-5 воевали и в 1944 г. Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. Именно здесь начал свой боевой путь знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Свой первый боевой вылет он совершил на самолёте Ла-5 6 июля 1943 года. К концу Курской битвы Кожедуб уже был награжден Орденом Боевого Красного знамени. На самолёте Ла-5 также летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию. Свои первые победы одержала на Ла-5 и знаменитая женщина-ас Лидия Литвяк.

Пе-2
Конструктор: Петляков В. М.

     Пе Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100» (ВИ-100), Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском под управлением лётчиком-испытателем Стефановским П. М., по завершении испытаний начал выпускаться серийно в конце 1940 года.
     Пе-2 послужил также летающей лабораторией для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с ракетными установками продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был С. П. Королёв.Пе.
      Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток. Однако, первые серийные машины имели слабое оборонительное вооружение — пулемёты ШКАС — крайне капризное и маломощное оружие, скорострельность которого лишь отчасти компенсировала остальные недостатки.
    Пе-2 редко применялся как пикирующий бомбардировщик, для атаки точечных целей, — обычной практикой было групповое неприцельное бомбометание с горизонтального полёта, «по ведущему», то есть по команде с ведущего самолёта, или с пологого пикирования. Лишь начиная с 1943 года Пе-2 стал опытными экипажами использоваться «по профилю», как пикирующий бомбардировщик.
      Основными целями Пе-2 были:  • Железнодорожные станции и узлы • Мосты, дороги; • Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Тихом Океане); • Морские порты, причалы; • Колонны автотранспорта и бронетехники; • Полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии; • Аэродромы; • Склады боеприпасов, ГСМ; • Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

 ДИВИЗИОННАЯ ПУШКА ЗИС-3
Конструктор: В. Г. Грабин.  Произведено за годы войны: более 103 000 экземпляров 

    Дивизионная пушка ЗИС 3 Самым массовым артиллерийским орудием в годы войны стала дивизионная пушка ЗИС-3 конструкции Василия Грабина. Конвейерное производство этих орудий было налажено на нескольких заводах (головное предприятие — Горьковский артиллерийский завод № 92). Выпущенная более чем в 103 000 экземплярах, эта пушка стала настоящим шедевром технологичности и надежности. Огонь из грабинской пушки можно было вести любыми советскими снарядами калибра 76,2 мм, что существенно облегчало снабжение артиллерийских батарей. Следует признать, что по боевым характеристикам ЗИС-3 уступала своим зарубежным аналогам (в частности, английской 17-фунтовой пушке), зато по удобству и неприхотливости советская пушка не знала себе равных. Учитывая невысокий уровень подготовки дивизионных артиллеристов и жесткие условия эксплуатации, это было очень ценным достоинством — даже серьезный ремонт можно было проводить силами расчета. На базе ЗИС-3 и легкого танка Т-70 была создана самоходная артиллерийская установка Су-76. Пусть и не сыскавшая славы и уважения среди танкистов (зато выпускавшаяся тысячами), Су-76 огнем и броней смогла в самый тяжелый период войны поддержать пехоту на поле боя.

МЛ-20  (152-мм гаубица-пушка) 

    МЛ 20 Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторой, части артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования.

ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ ППШ
Конструктор: Г. С. Шпагин. Произведено за годы войны: около 6 млн. экземпляров

    Пистолет пулемет ППШ В ходе Второй мировой войны нашли широкое применение пистолеты-пулеметы, автоматическое оружие, в котором используется пистолетный патрон. Пистолеты-пулеметы появились в 1920-х годах и быстро завоевали популярность благодаря эффективности и удобству. Изначально Советский Союз был против принятия на вооружение пистолетов-пулеметов: Сталин считал их «бандитским оружием», недостойным Красной армии. Однако опыт Зимней войны 1939-40 года резко изменил отношение к этому виду оружия, и уже в 1940-м пистолет-пулемет Дегтярева ППД был принят на вооружение. В процессе эксплуатации выявились и существенные минусы конструкции: ненадежная подача патронов и высокая сложность изготовления. Эти недостатки устранил ученик Дегтярева, Георгий Шпагин, в своем пистолете-пулемете ППШ-41. Пистолет пулемет ППШ.
      В этом оружии использована одна из самых простых и надежных схем работы автоматики — свободный затвор. Основное отличие ППШ от ППД заключалось в том, что в шпагинском оружии почти все детали, кроме ствола и приклада, изготавливались холодной штамповкой — одним из самых дешевых и производительных способов обработки металла.
    За годы войны было выпущено около 6 млн. ППШ, в то время как немецких автоматов МР-40 (часто ошибочно называемых «Шмайссер») — всего около 934 000 штук. Благодаря очень удачному патрону 7,62 х 25 (такой же используется в пистолете ТТ) выпущенная из ППШ пуля имела высокое убойное действие, а дульный компенсатор (скошенный край кожуха) повышал кучность стрельбы на 60% по сравнению с ППД. Важным преимуществом были легкость разборки и возможность быстрой замены любой детали. Интересен тот факт, что в вермахте официально стоял на вооружении ППШ, переделанный под 9-мм патрон.

ПИСТОЛЕТ ТТ
Конструктор: Ф.Токарев

      ТТПистолет ТТ (Тульский, Токарева), как следует из его названия, был разработан на Тульском Оружейном заводе легендарным русским оружейником Федором Токаревым. Разработка нового самозарядного пистолета, предназначенного для замены как штатного устаревшего револьвера Наган обр. 1895 года, так и различных импортных пистолетов, имевшихся на вооружении в Красной Армии, была начата во второй половине 1920 годов. В 1930 году, после продолжительных испытаний, пистолет системы Токарева рекомендуется к принятию на вооружение, и армия заказывает несколько тысяч пистолетов для войсковых испытаний. ТТ.
    В СССР производство ТТ продолжалось до 1952 года, когда он был официально заменен на вооружении Советской Армии пистолетом ПМ системы Макарова. В войсках ТТ оставался до 1960-х годов, и по настоящее время значительное число этих пистолетов законсервировано на армейских резервных складах. Всего в СССР было выпущено примерно 1 700 000 пистолетов ТТ.
        В 1942 году был создан, но серийно не выпускался вариант ТТ с двухрядным магазином повышенной емкости.

ДШК (крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина)
Конструкторы: Г.С. Шпагин, В.А. Дегтярёв

   ДШК  Задание на создание первого советского крупнокалиберного пулемёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с самолётами на высотах до 1500 метров, было выдано к тому моменту уже весьма опытному и хорошо известному оружейнику Дегтярёву в 1929 году. Менее чем через год Дегтярёв представил на испытания свой пулемёт калибра 12,7 мм, и с 1932 года началось мелкосерийное производство пулемёта под обозначением ДК (Дегтярев, Крупнокалиберный). В целом ДК повторял по конструкции ручной пулемёт ДП-27 и имел питание из отъемных барабанных магазинов на 30 патронов, устанавливавшихся на пулемёт сверху. Недостатки такой схемы питания (громоздкость и большой вес магазинов, низкая практическая скорострельность) вынудили прекратить выпуск ДК в 1935 году и заняться его усовершенствованием. К 1938 году конструктор Шпагин разработал модуль ленточного питания для ДК.ДШК на броневом поезде, 1941 год.
        Массовый выпуск ДШК был начат в 1940—41 годах.
      ДШК использовались в качестве зенитных, в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливались на бронетехнику (Т-40) и малые корабли (в том числе торпедные катера). К началу 1944 года было выпущено свыше 8400 пулемётов ДШК, в послевоенное время выпуск пулемётов продолжался.
     По опыту войны пулемёт был модернизирован (изменены конструкция узла подачи ленты, крепление ствола), и в 1946 году - принят на вооружение Советской Армии под обозначением ДШКМ.

СВТ  (Самозарядная винтовка Токарева)
Конструктор: Ф.В.Токарев

    СВТ В 1940 г. была разработана и поступила на вооружение снайперская винтовка СВТ-40, Специально для СВТ был разработан оптический прицел ПУ обр. 1940 г. Снайперская самозарядная винтовка отличалась от основного образца лишь кронштейном с оптическим прицелом и более тщательной обработкой канала ствола. 20 мая 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о производстве автоматической винтовки Токарева обр. 1940 г. (АВТ-40), которая с июля начала поступать в действующую армию. АВТ-40 по своему устройству была аналогична СВТ-40, но благодаря наличию переводчика, роль которого выполнял предохранитель, могла вести как одиночный, так и непрерывный огонь. СВТ.
      Автоматическая винтовка Токарева предназначалась для выполнения тех же задач, что и самозарядная винтовка, поэтому основным видом её огня был одиночный. Стрельба короткими очередями допускалась лишь при недостаточном количестве ручных пулемётов, а непрерывным огнём — в исключительных случаях в момент наибольшего напряжения боя. АВТ-40 позволяла частично компенсировать недостаток ручных пулемётов и пистолетов-пулемётов в начале войны, но это была временная мера, так как при создании винтовки Токарева к ней не предъявлялись требования по обеспечению интенсивного автоматического огня.

РУЧНАЯ ГРАНАТА РГ-42
Конструктор: С. Г. Коршунов

   Ручная граната РГ 42   Одним из самых остроумных и при этом эффективных видов оружия стала ручная граната РГ-42. Ее уникальность состоит в том, что конструктивно корпус гранаты представлял собой обыкновенную консервную банку немного измененных размеров. Только вместо сгущенки в нее укладывались осколочная рубашка из свернутой толстой стальной ленты с насечкой и заряд взрывчатого вещества. Взрывателем служил стандартный запал УЗРГ, производство которого уже было поставлено на поток. Изготовление РГ-42 могло быть налажено на любой консервной фабрике. При этом боевые качества гранаты вовсе не уступали более сложным и дорогим аналогам.

КОКТЕЙЛЬ МОЛОТОВА

     Коктейль МолотоваСамо название «коктейль Молотова» произошло от имени председателя Совнаркома и министра иностранных дел СССР В. М. Молотова во время Зимней войны, когда финская армия стала использовать такие бутылки как противотанковое средство. Они ее назвали «коктейль для Молотова», так как верили, что русско-финскую войну развязал злой наркоминдел СССР. В финской литературе встречается утверждение, что в самой Финляндии бутылки с зажигательной смесью получили название "коктейль для Молотова".Коктейль Молотова 2
     Первоначально название употреблялось только к горящей смеси непосредственно, но скоро название закрепилось за изделием в виде бутылки с горючей смесью. «Зажигательные бутылки» широко применялись советскими войсками в начальный период Великой Отечественной войны - при острейшей нехватке других  средств. Использовались бутылки емкостью 0,5-0,75 и 1 л, снаряжаемые самовоспламеняющимися жидкостями «КС», «БГС» или горючими смесями на основе авиационного бензина. Время горения смесей 40-60 сек, развиваемая температура - 700-800C, при горении образовывался черный дым, после сгорания - твердая непрозрачная пленка. Смеси хорошо прилипали к металлическим поверхностям, в этом они были подобны напалму, появившемуся в 1942г. в США.

 

 

2         425