Включить версию для слабовидящих

Негодаев Дорога

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Негадаев, А.Ф. Азовская дорога в космос/ А.Ф. Негодаев.- Ростов н/Д.: Новая книга, 2008.- 284 с., ил.Дорога

 Азовский завод и С. П. Королёв

         Космонавтика, которая для большинства землян еще несколько десятилетий назад была областью фантастики, становилась живой реальностью для многих тысяч и мил­лионов советских людей, жителей всей нашей планеты. В Советском Союзе в самые короткие сроки построен кос­модром Байконур. В октябре 1957 г. был запущен в космос впервые в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года осуществлен прорыв в космос первого челове­ка — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина. Эти грандиозные события не могли оставить равнодушными всех советских людей, в том числе и моих земляков.
         Инженер Азовского оптико-механического завода Ва­лентин Еременко так поэтически выразил свои чувства по поводу достигнутых страной успехов:

Еще зарю будили птичьи трели,
А в мире весть ошеломила всех —
В тот ясный день, весенний день апреля
Поднялся в космос первый человек.
Была весна почти уже в разгаре,
Нас опьянили гордость и восторг,
Когда поднялся над  Землей Гагарин
На корабле космическом «Восток».
Стал явью миф о дерзостном Икаре,
И завершив космический полет,
 Сын человека, сын Земли — Гагарин
 На все века прославил наш народ!
Его в веках и время не состарит,
 Его в веках забвенье не возьмет!
И вечно первый в космосе Гагарин
Над миром продолжает свой полет!

          Мои земляки, азовчане, как патриоты своего Отечества, не только восторженно встретили осуществление первого полета в космос человека, они начали активно прокладывать свою, азовскую дорогу в космос.

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

          Шло время. В условиях строгой секретности Азовское оборонное предприятие «Государственный союзный завод почтовый ящик №1» совершенствовалось, открывались новые производственные цеха.
        16 августа 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР о реконструкции завода и организации выпуска новой специальной продукции. Изменился профиль завода, он стал формироваться, как оптико-механический. Стали развиваться новые производства: точная механика, оптика, электроника. Шестидесятые годы стали поворотными в его развитии.
          - В поисках продукции, которая бы обеспечивала полную загрузку активно развивающегося предприятия, - вспоминает в нашей недавней беседе Николай Георгиевич Васильев, руководивший заводом с 1956 года, - я обратился в Госплан СССР. Там в оборонном отделе работал мой хороший товарищ А. В. Зайцев. Он и предложил мне поехать на беседу в фирму Сергея Павловича Королёва.
       1964 год становится поистине историческим для коллектива завода - предприятие активно включается в реализацию государственной космической программы. С этого времени начинаются новые значительные страницы в истории Азовского завода.
         - В назначенное время мы с заместителем главного инженера нашего предприятия А.М. Беловым, - рассказывает Н.Г. Васильев, - были в Подмосковье, в Подлипках, где располагается фирма Королёва.
         Попросив рассказать о нашем заводе, Королев с удовлетворением подчеркнул важность того, что мы активно занимаемся разработкой электронных систем. Сергей Павлович предложил взять на изготовление разработанный его конструкторским бюро испытательный комплекс, имеющий индекс 11Н6110.
         Текущее время требовало решительных действий. И было бы грешно отказываться от предложенного. Н.Г. Васильев и А.М. Белов здесь же, в Подлипках, приступают к изучению рекомендованной С.П. Королёвым технической документации. Назначение станции 11Н6110, с которой я был знаком на Байконуре - комплексная проверка всех узлов космической ракеты в процессе ее изготовления на предприятии, а затем и в предстартовых испытаниях, а также ракеты, уже установленной на пусковой стол стартового комплекса космодрома.
         Необходимо заметить, что к этому времени к изготовлению подобных комплексов приступили несколько предприятий нашей страны. Но важно подчеркнуть, что Азовский завод стал первым и единственным серийным изготовителем системы 11Н6110. Для Азовского оптико-механического завода работа на космос стала решающим шагом вперёд как по внедрению передовой техники и технологии, так и по культуре производства.
        Видный учёный и конструктор, один из ближайших соратников С.П. Королёва, первый Почетный гражданин города Королёва Борис Евсеевич Черток в своей книге «Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны» так описывает этот период: «В 1964 году появился изготовленный нашим приборным производством первый образец испытательной станции. Соответствующее управление Министерства обороны узаконило эту разработку в качестве универсального средства для наземных испытаний космических объектов и присвоило станции индекс 11Н6110. Впервые с помощью этой станции начали испытывать первые корабли 7К - будущие «Союзы». Опыт оказался столь удачным, что возникла потребность в изготовлении серии. Это было уже не под силу нашему производству. Без внешнего принуждения за серийный выпуск 11Н6110 взялся директор Азовского оптико-механического завода Николай Васильев».
            ... Шли годы. Совершенствовалось производство. Росла потребность в разрабатываемой АОМЗ испытательной станции 11Н6110.
            «Станция со временем нашла такое широкое применение, - вспоминает Б. Е. Черток, - что всего их было выпущено более сотни. Удачные технические решения оказываются долгожителями несмотря на моральное старение. Даже в 1990-е годы при триумфальном шествии цифровой вычислительной техники с её безграничными возможностями для автоматизации самых различных видов испытаний, диагностики и отработки информации, старые станции 11Н6110 (спустя 30 лет!) остаются в эксплуатации на заводах и полигонах».
               Здесь автору придётся сделать некоторое необходимое отступление - коротко рассказать о городе Королёве - этом удивительно значимом в исследовании космического пространства подмосковном поселении, о котором в отдаленных от Москвы уголках России мало что нашим людям известно.
          Город Королёв (бывший Подлипки) - это крупнейший российский центр ракетно-космической науки и промышленности. Он расположен на северо-востоке от Москвы в шести километрах от её границы. Население города - около 200 тыс. человек, площадь - 40 квадратных километров. Примерно 67% населения имеет высшее и среднее специальное образование. Крупнейшие предприятия города работают в области ракетно-космической техники. Покажу только два из них.
          Ракетно-космическая корпорация «Энергия» - учреждение, которым с 1946 по 1966 гг. руководил С.П. Королёв, носит его имя. На предприятии создавалась практически вся отечественная космическая техника - от первого искусственного спутника Земли до прославленной орбитальной станции «Мир». Возглавляет «Энергию» Ю.П. Семёнов - Президент корпорации, Генеральный конструктор, руководитель Главного конструкторского бюро, член-корреспондент Российской Академии наук.
            Центр управления полётами (ЦУП) - организация, осуществляющая практическое управление полётами орбитальных станций «Салют» и «Мир», транспортных пилотируемых кораблей «Союз», грузовых автоматических кораблей «Прогресс», орбитальных космических кораблей многоразового использования «Буран», межпланетных автоматических станций «Венера», «Марс».

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КОСМИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

         Н.Г. Васильев расширяет связи с Сергеем Павловичем Королёвым и его активными помощниками в освоении космических программ - Борисом Евсеевичем Черток, Львом Борисовичем Вилыницким, другими видными руководителями ЦКБ.
          Очень высокие требования к качеству новой продукции обязывали предприятие значительно усовершенствовать систему подготовки специалистов, сформировать у них чувство высокой профессиональной ответственности за порученное дело. Серьезность поручаемых заданий потребовала создания специального участка с замкнутым производственным циклом. Руководство завода столкнулось с трудностями оснащения данного участка необходимым уникальным испытательным оборудованием, поэтому нужно было развивать взаимодействие с другими предприятиями. Так, например, таганрогский завод «Виброприбор», выпустив первые образцы электродинамических стендов «ВЭДС», сразу же поставлял их на испытания Азовскому оптико-механическому заводу. Заводские умельцы при этом осуществили «реконструкцию» камер глубокого вакуума - они приделывали к обычной камере спираль из трубопроводов, пропускали через нее жидкий азот и получали, таким образом, требуемую низкую температуру. Позднее подобное оборудование стало поступать и с других предприятий.
         Руководство ПО «АОМЗ» с удовлетворением откликается на новые предложения вышестоящего руководства. Коллективу, шагающему в ногу с жизнью, становятся по плену самые необычные «космические» задания. Завод приступает к изготовлению электронно-копировального прибора ЭКП-50, предназначенного для контактной печати снимков из космоса и аэросъемок. С помощью этого прибора были впервые осуществлены четкие снимки поверхности Луны.
       Расширяются космические программы, ставятся новые правительственные задачи. Освоение космоса выходит за рамки одной страны. Становится необходимым международное сотрудничество в космических просторах. ПО «АОМЗ» уже созрело для решения самых сложных и ответственных заданий. И в 1964 году азовчанам поручается уникальное задание - изготовление механизма стыковки космических кораблей. Это было весьма почётное и ответственное задание, требующее высочайшей квалификации инженерно-технических работников и «людей у станка».
        Предлагаемый стыковочный механизм существовал только в чертежах и требовал практической отработки, причём значительная часть конструкторских чертежей корректировалась уже на заводе в Азове. Эту работу осуществляла бригада ОКБ Королёва под руководством В.С. Сыромятникова, впоследствии доктора технических наук, профессора, члена Международной академии астронавтики, а также - руководителя рабочей группы по стыковочному устройству проекта «Союз-Аполлон». Над изготовлением космических стыковочных узлов с самого начала и до конца производственного процесса, до сдачи в эксплуатацию, трудились наиболее ответственные специалисты.
         Но не просто давалась реализация доверия, оказанного заводу. Тогдашний министр обороны СССР Д.Ф. Устинов был удивлён тем, что выполнение сложной и ответственной задачи - производства стыковочного механизма для космических кораблей - было поручено мало-известному еще в «верхах» периферийному заводу. У члена Политбюро ЦК КПСС Устинова возникли сомнения относительно возможности успешного выполнения важного задания азовским предприятием. Но задача была поставлена, и её нужно решать без промедления. Для оказания необходимой организационной помощи в Азов направляется инструктор ЦК КПСС М.А. Субочев - опытнейший технолог и директор одного из крупных авиационных заводов. В течение месяца Субочев решал все технологические вопросы, а также проблемы комплектации производства. Так же безвыездно находился в Азове и представитель Министерства оборонной промышленности М.А. Смоленский, оказывая необходимую оперативную помощь заводу.
         - В самый разгар работ, - вспоминает Николай Георгиевич Васильев, - когда осуществлялась на нашем заводе сборка механизма стыковки на орбите космических кораблей, ночью из Москвы сообщили о тяжелейшей для нас утрате - скончался Сергей Павлович Королёв. Так что предложенное к изготовлению на заводе изделие пришлось дорабатывать уже без него.
          «14 января 1966 года на 60-м году жизни скоропостижно скончался крупнейший учёный и конструктор в области ракетной техники и космических исследований, член Президиума Академии наук СССР, член ЦК КПСС, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Королёв Сергей Павлович» - сообщали ЦК КПСС и Совет Министров СССР.
        Позднее профессор В. Иванченко в книге «Мост в космос», вспоминая о посадке автоматической станции на Луну 3 ноября 1966 года, даёт такую оценку деятельности Сергея Павловича Королёва: «Крупнейшим конструктором ракетно-космических систем, на которых был впервые доставлен советский вымпел на Луну, совершён облёт и фотографирование обратной стороны Луны, был академик Сергей Павлович Королёв. Нельзя здесь ещё раз не вспомнить о его работах - они получили сейчас достойное завершение. И нельзя не пожалеть по-человечески, что смерть прервала его деятельность, что он не сможет уже порадоваться новому достижению космонавтики, которой он отдал все свои силы...».
         Весьма напряженная обстановка с отработкой заданий по космическим программам требовала особенно мудрого управления заводом, самоотдачи членов его коллектива. И заводчане хорошо понимали это. В решающие моменты и инженерно-технический состав, и рабочие трудились день и ночь. В цехе №17 были установлены кровати для вынужденного кратковременного отдыха. Здесь же в цехе осуществлялся прием пищи.
          Известный в мире «космический» конструктор Владимир Сергеевич Сыромятников об этом периоде в жизни АОМЗ рассказывает следующее: «Мы вместе с первым лётным стыковочным механизмом вернулись в Подлипки только в феврале. Целый месяц пришлось провести «на матрацах». За свою инженерную карьеру мне несколько раз пришлось пережить такие периоды. Почти как во время войны, для самых важных рабочих и инженеров рядом с производственным помещением, в соседней комнате на полу расстилали матрацы, на которых можно было поспать, наскоро выпив стакан чаю и закусив бутербродом. Это позволяло экономить время и организовать круглосуточную работу. Впервые мне пришлось испытать такой режим в Азове в начале 1966 года. Самым главным стало, конечно, то, что задача по изготовлению первого лётного стыковочного механизма была выполнена».

 

 

2         425