Включить версию для слабовидящих

Поэты ходят пятками по лезвию

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

«ПОЭТЫ ХОДЯТ ПЯТКАМИ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА…»
Литературно-музыкальная композиция

     Подготовка: На сцене - стол и стул, скамейка (как в парке). На заднике - большой экран. Исполнителю роли Петьки надо знать наизусть фрагмент стихотворения B.C. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов», исполнителю роли Владимира - «И снизу лёд, и сверху - маюсь между...». Рассказ о герое сопровождается мультимедийной презентацией.

   Действующие лица: Ведущий, Рассказчик, Петя и Алёнка - старшеклассники, Вова - мальчик лет восьми, Володька - подросток 16-17лет, Владимир - молодой человек в джинсах и чёрном свитере, с гитарой, Друг - подросток 16-17 лет, Актриса, Мама - голос за сценой.

(В центре сцены - стол и стул.
У кулис с разных сторон стоят Ведущий и Рассказчик.
На экране -— фотографии Москвы 1980 г. Звучат фрагменты советских мелодий 1980-х гг.
Входят Петька и Алёнка.)

     Петька: Сегодня, 25 июля 1980 года умер поэт, бард, актёр Владимир Высоцкий.
     Алёнка: А кто это такой?
    Петька: Ты что, совсем тёмная? Этот человек - сам по себе целая эпоха, по его песням и стихам когда-нибудь будут судить о нашем времени.
     Алёнка: Я тебе не верю!
    Петька: Ты думаешь, через 30-40 лет кому-нибудь будет интересна Олимпиада-80? Или наших потомков станет волновать война в Афганистане? Зато стихи и песни Владимира Высоцкого будут читать и слушать и через много лет, вот увидишь!
    Алёнка: Как жаль, что я не могу познакомиться с этим поэтом!
    Петька: Почему не можешь?
   Ведущий (присоединяясь к разговору): Поэт отличается от обычного человека только одним - и об этом сказал ещё Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      Петька: Да-да, я помню...
Нет, весь я не умру -
душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья
убежит...
                    А.С. Пушкин
    Ведущий: Когда поэт уходит, его стихи остаются и продолжают жить. Они говорят с каждым читателем так, будто ты смотришь поэту в глаза, словно ты его близкий друг, собеседник...

О ДЕТСТВЕ И ВОЙНЕ
(Вбегает Вова — в белой рубашке и мешковатых шароварах. В руках у него тетрадка)

          Мама (голос из-за кулис): Вова!
         Вова: Сейчас, мама! Минуточку! (Садится за стол и начинает писать в тетрадке)
(На экране - слайды: фотографии из семейного альбома семьи Высоцких)
       Рассказчик: Поэт, певец, актёр театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве. Раннее детство он провёл в коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Во время войны два года жил с матерью Ниной Максимовной в эвакуации на Урале.
         Его родители развелись и вступили в новые браки. Отец Высоцкого, Семён Владимирович, был военнослужащим, связистом. В 1947-1949 гг. служил в Германии, в городе Эберсвальде под Берлином, где вместе с ним были его вторая жена Евгения Степановна и Вова.             (На экране - кадры военной хроники. Звучит песня «Мы вращаем Землю»)
        Ведущий: О Высоцком ходило много слухов. Например, что он - участник Великой Отечественной, герой, разведчик, а может быть, танкист... Да нет же, он лётчик - так писать о воздушных боях может только тот, кто сам это испытал!
В многогранном творчестве Владимира Семёновича песни и стихотворения о войне занимают важное место. Частое обращение поэта к этой теме и послужило поводом к разговорам о его «фронтовом» прошлом.1
      Вова: Когда началась война, мне было три года. Но на фронте был мой отец, кавалер более чем 20 орденов и медалей. И дядя, Алексей Владимирович, - полковник, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени. Я слушал рассказы отца, дяди, их друзей, и мне казалось, что я видел всё собственными глазами.
        Ведущий: Эти истории врезались в память мальчика и позволили ему достоверно писать о том страшном времени. Высоцкий объяснял, что его всегда привлекала тема человека в экстремальной ситуации, когда он вынужден проявлять все грани своего характера, возможности, о которых раньше даже и не подозревал.
          Поэт не мог не ощущать сопричастность к судьбе своего народа. Владимир Семёнович словно говорил за тех, кто не мог высказаться сам, - не только за живых, но и за павших. Не случайно каждый свой концерт артист либо начинал, либо заканчивал песней «На братских могилах не ставят крестов».
(Петька декламирует стихотворение B.C. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов» с начала до слов: «Все судьбы в единую слиты»)
          Рассказчик: Несмотря на то, что военные стихи Высоцкого трагичны, чувства безысходности в них нет. Родная земля даёт силу его героям:
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
                            B.C. Высоцкий. Песня о Земле
                                                                  (Звучит «Песня о новом времени» («Как призывный набат...»))
        Мама (голос из-за кулис): Во-ва! Домой!
        Вова: Иду, мам! (Убегает)

О МОСКВЕ И «ОТТЕПЕЛИ»
(Входит Володька — в широких брюках и клетчатой рубашке с закатанными рукавами.)

             Друг (голос из-за кулис): Во-лодька!
           Володька: Да сейчас, сейчас! (Садится на скамейку, нога на ногу, руку кладёт на спинку скамейки, оглядывает зал)
                               (На экране - слайды: чёрно-белые фотографии Москвы 1950-х. Звучит песня «Большой Каретный»)
          Ведущий: В конце 1940-х -начале 1950-х Володя жил на Большом Каретном. Каретный ряд - район старой Москвы. В те годы тут были невысокие домики, бульвары, проходные дворы. Здесь гоняли голубей, играли и дрались, взрослели и узнавали жизнь. Здесь формировались характеры. Здесь завязывалась дружба на всю жизнь.
(Входит Друг - одет так же, как Володька, только в рубашке другого цвета. Садится рядом с ним. Ребята затевают шутливую потасовку)
        Друг: В школе, бывало, Володьку поколачивали более крепкие ребята. Мы все ценили физическую силу. Район Москвы, где мы тогда жили, считался неблагополучным - отсюда интерес к так называемым блатным песням.
       Рассказчик: Они были очень популярны в тот период, особенно среди подростков. Дело в том, что после войны была объявлена большая амнистия, и в столицу хлынуло множество заключённых. Прокатилась волна преступности. Возникали банды. Это время хорошо показано в фильме «Место встречи изменить нельзя», в котором актёр Владимир Высоцкий блестяще сыграет роль следователя Глеба Жеглова.
       Володька: У нас был особый жаргон. И свой кодекс чести, который предусматривал, например, ни при каких обстоятельствах не предавать своих, всегда держать слово. Он не был «блатным», этот кодекс, законы его были очень справедливыми.
         Друг: Мы с Володькой учились в одном классе, 8 «В», а подружились благодаря общей страсти - любви к поэзии. Дело в том, что к нам в 1953 г. пришла новая учительница литературы. И стала нам рассказывать, что были такие замечательные мастера слова: Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Владимир Хлебников, Борис Пастернак, Алексей Кручёных... Достать их книги было негде, и мы ходили в библиотеку имени Пушкина и читали там взахлёб, выписывали что-то. Многое знали наизусть.
          Володька: Я давно пишу стихи. Раньше выдумывал разные детские, про салют, например. А потом, когда стал постарше, сочинял всевозможные пародии, среди них были так называемые стилизации, блатные песни.
          Ведущий: В 1955 г. Высоцкий заканчивает 10-й класс 186-й школы на Большом Каретном. Он мечтает стать актёром, но вся семья против. За компанию с другом Владимир поступает в Московский инженерно-строительный институт. Правда, проучился он там ровно один семестр.
         Володька: Один раз ночью, с товарищем в шестой раз переделывая чертёж по начертательной геометрии, сидел я и грустно на него смотрел. Он тоже глянул на мою работу... и захохотал. Тогда я вылил на чертёж тушь и сказал: «Всё!»
         Рассказчик: В июне 1956 г. наш герой подаёт заявление о зачислении в Школу-студию МХАТ и становится студентом актёрского отделения. Приёмная комиссия дала следующее заключение: «Слух - хороший, ритм - хороший, певческого голоса - нет».
                                                                                (Володька и Друг уходят со сцены.)
        Ведущий: Середина 1950-х. Прекрасное время. Страна стремительно менялась - наступила хрущёвская «оттепель».
         Алёнка: Петь, а что это такое - «оттепель»?
        Петька: Это название - образное и точное - взято из повести И.Г. Эренбурга и характеризует удивительный период в истории нашей страны - с 1953 по 1964 г. После тоталитарного режима появилась некоторая свобода слова, стала ощутима относительная демократизация политической и общественной жизни. Особенно заметным «потепление» оказалось в искусстве.
                                              (На экране - слайды: фотографии, иллюстрирующие рассказ Ведущего и Рассказчика)
        Рассказчик: Художественная жизнь постепенно оживала. Заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир».
          Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Молодёжь заслушивалась стихами новых поэтов-бунтарей: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
          Ведущий: Появились новые имена и в кино: режиссёры Григорий Чухрай и Марлен Хуциев, актёры Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова...
        Москва ожила и открыла двери миру. В 1957 г. здесь проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Первые гастроли зарубежных театров. На улицах - иностранная речь, музыка. Всюду импровизированные концерты, песни под гитару...
           Рассказчик: После окончания училища Высоцкий по распределению попал в Московский театр имени А.С. Пушкина - на бесконечных детских утренниках играл Лешего в «Аленьком цветочке».
         В начале 1960-х он начинает писать песни. «Татуировка. «У тебя глаза, как нож», «Серебряные струны» - это стилизация блатной романтики. Но уже в 1963-м появляется знаменитая «На братских могилах не ставят крестов». К тому времени уже получила широкое распространение авторская песня.2
        Ведущий: Поясню, коллега. Это жанр, возникший в середине XX в. в разных странах. Его отличают совмещение в одном лице автора музыки, слов и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста. В начале 1960-х страна заслушивалась песнями Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юлия Кима. (Смотрит на Рассказчика, давая понять, что тот может продолжать.)
           Рассказчик: Но стиль Высоцкого был иным. Звучание гитары слегка напоминало дворовые «три аккорда». Необычный голос был хриплым, совсем не мелодичным, но прекрасно передавал и надрыв, и лиризм. Неповторимой была и манера исполнения - наш герой умудрялся тянуть не только гласные звуки, но и согласные.
          Да и круг тем у Владимира Семёновича был свой - далёкий от обличительного пафоса Александра Галича или уютно-книжного мира Новеллы Матвеевой.
          Петька: А ещё можно сказать, что Высоцкий расширил для современников территорию свободы.
        Рассказчик: Да, верно. И в 1960-1980-е такой «территорией» стали горы. Зрители с замиранием сердца смотрели фильм «Вертикаль», где одну из ролей исполнил их любимец, и восхищались бесстрашными альпинистами.
                                                                        (Звучит песня «Здесь вам не равнина, здесь климат иной...»)
         Ведущий: Роман Пушкина «Евгений Онегин» назван энциклопедией русской жизни. А для современников Владимира Высоцкого такой энциклопедией стали его песни. Не было, пожалуй, ни одной области жизни, которую бы не затронул он в своём творчестве.
         Песни о войне и спорте, моряках и лётчиках, шахтёрах и дальнобойщиках, золотоискателях и разведчиках. Песни блатные, юмористические, лирические, романтические. Песни-диалоги и песни-моноспектакли...
        Рассказчик: Высоцкого любили все - от сантехника до генсека. Он заряжал своей энергетикой, трогал сердца искренностью. Он был для всех своим. В то время в СССР стали появляться первые магнитофоны. Неуклюжие катушечные, потом кассетные...
        Артист стал настоящим кумиром для многих, но не был признан властью. Ни одна его песня не звучала по радио, пластинки не выпускались, он не появлялся на телеэкране. И только километры магнитофонных лент несли его хрипловатый голос по бескрайним просторам Родины.
                                                                    (Звучит песня «Что за дом притих, погружён во мрак...»)

           Ведущий: Высоцкий взрослел вместе со своим веком. От песен шутливых, ёрнических, от подражания блатному фольклору большого города поэт поднялся до философской лирики, осмысления истории, подлинной поэзии. Духовный поиск, поиск смысла жизни занимал его не меньше, чем знаменитого Гамлета, которого наш герой сыграет на сцене «Таганки»...
                                                                                  (Звучит песня «Кони привередливые»)

О «ТАГАНКЕ» И ГАЛИЛЕЕ

           Рассказчик: В начале 1960-х, снимаясь в небольших ролях в кино, Высоцкий встретил свою будущую жену, актрису Людмилу Абрамову. У них родилось двое сыновей - Аркадий и Никита. Оба они впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кинематографом. Младший, Никита, управляет Государственным культурным центром-музеем B.C. Высоцкого.
           Но это в далёком будущем. А пока в жизни Владимира Семёновича появляется «Таганка».
           Алёнка: Это улица, что ли?
           Петька: Это театр!
                                       (На экране - слайды: фотографии Театра на Таганке, его режиссёра и актёров)
        В 1964 г. главным режиссёром Московского театра драмы и комедии был назначен Юрий Любимов. К прежнему наименованию он добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро поклонники Мельпомены сократили официальное название.
          Ведущий: Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Режиссёр обновил труппу, произвёл дополнительный набор молодых артистов.
       Под руководством Любимова «Таганка» сразу приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Здесь обходились без занавеса и почти не использовали декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр. Вставлялись короткие песни - «зонги». В 1960-1970-х гг. это был один из самых посещаемых театров.
       (Входит Владимир с гитарой, придвигает к краю сцены высокий стул, садится и что-то наигрывает, перебирая струны.) (На экране - слайды: фотографии сцен из спектаклей.)
         Рассказчик: Владимир Высоцкий был принят в труппу осенью 1964 г. Первой его значительной ролью стал Галилей в «Антимирах».
          Аленка: Что за «антимиры»?
          Петька: «Антимиры» - спектакль по произведениям поэта Андрея Вознесенского, поставленный в 1965 г.
          Рассказчик: Но сначала была другая постановка - «Десять дней, которые потрясли мир». Начиналось представление ещё в фойе - вместо билетёрш зрителей встречали солдаты с винтовками, на штыки которых накалывались входные билеты.
          Сцены и трюки будущих «Антимиров» рождались сами собой. Хмельницкий, Васильев и Высоцкий написали музыку, три эпизода срежиссировал Пётр Фоменко. Успех был невероятным - за 15 лет спектакль выдержал 800 представлений.
         Ведущий: 1965-й, богатый на громкие театральные премьеры, подарил зрителям и постановку «Павшие и живые». Декораций не было в принципе - лишь голая сцена, актёр и Вечный огонь на авансцене.3
         Владимир: Я особенно люблю этот спектакль. В нём собраны самые лучшие военные стихи, и посвящен он поэтам-фронтовикам, на творчестве которых лежит печать тех лет. Это такой спектакль-реквием.
          Рассказчик: В нём не было места сентиментальности, ложной значительности, никто из актёров не ставил перед собой цель выжать из зрителя слезу. Любимов и его труппа избежали лишнего пафоса и создали пронзительное, цельное, насыщенное мыслями и эмоциями полотно.
        Петька: Я знаю, что это первая постановка, в которой использованы песни Владимира Высоцкого. Поэт пел со сцены, обращаясь прямо к зрителю.
                                       (Звучит песня «Солдаты группы «Центр» из спектакля «Павшие и живые.)
          Ведущий: Первая главная роль у Высоцкого была в «Жизни Галилея»...
         Владимир: «Мы играем без декораций. Но с самого начала спектакля как бы договариваемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему 46 лет, а в конце 70. А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было 26 или 27 лет».
         Петька: Интересно, что в спектакле было два финала: в первом главному герою не было никакого дела до того, как в связи с его отречением пострадала наука, а во втором он понимает, что сделал ошибку. Дело в том, что пьеса была написана Б. Брехтом раньше 1945 г. Но после того как американцы сбросили бомбу на Хиросиму, он дописал целую страницу. Автор добавил в финальный монолог Галилея слова: «...Пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен воплем ужаса».
          Рассказчик: Любимов воздержался от однозначного осуждения главного героя. Он вспомнил слова Брехта о том, что хороший спектакль похож на коллоквиум. Два хора - мальчиков и монахов - не только спорили о Галилее, но и пытались воздействовать на него: одни призывали к компромиссу, другие - к борьбе.
         Ведущий: Здесь необходим был актёр мыслящий, способный заинтересовать зрителей развитием авторской мысли. Владимир Высоцкий с этой задачей справился. (Демонстрируется фрагмент спектакля «Жизнь Галилея»)

О ГАМЛЕТЕ С ГИТАРОЙ

Петька: 
Быть иль не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
 Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым
морем бед
Покончить с ними?
Умереть. Забыться...
У. Шекспир. Гамлет (пер. Б.Л. Пастернака)

         Алёнка: Это ты о чём?
         Рассказчик: Конечно, о знаменитом спектакле «Гамлет».
        Владимир: «У нас в театре много необычного в трактовке образа Гамлета и центральных сцен пьесы. В рисунке, который сделан  в нашем театре, роль Гамлета требует очень большой отдачи физических сил и всех остальных: духовных, что ли, если так можно выразиться. Есть такие эпизоды, после которых просто невозможно дышать нормально...»
      Ведущий: В 1960-е гг. наступило время политизированного прочтения шекспировского «Гамлета». Режиссёры стремились прежде всего обнажить социальные пружины, показать власть без-душной государственной машины и трагедию «Дании-тюрьмы».
      В спектакле Юрия Любимова конфликт «человек - государство» включён в коллизию «человек - судьба», «человек - смерть». Это была попытка осмыслить реальность в категориях общефилософских.
        Владимир: Когда вы входите в зрительный зал, то сзади, около белой стены, видите человека, одетого в чёрный свитер. Я сижу минут 20, пока зритель успокоится. Играю на гитаре, тихонько пою. Это перед началом спектакля.
       Потом выходят актёры, надевают на себя траурные повязки. Я подхожу к микрофону и пою песню на стихи Пастернака. После этого вступления начинается спектакль.
      На авансцене вырыта «могила». В ней - настоящая земля. Это символ, дающий ощущение реальности, ощущение того, что Гамлет находится на грани жизни и смерти.
         Петька: В постановке было ещё одно действующее лицо, которого нет у Шекспира, - Занавес. Именно так, с большой буквы. Это символ трагических сил, судьбы, смерти; он то казался стеной, сметающей людей с пути, то превращался в безглазое чудовище, настигающее жертву, напоминал гигантскую паутину, в которой беспомощно бились люди - «мухи для богов».
        Ведущий: Но спектакль Любимова - не о всевластии смерти, не о тщете людских усилий. Он о мужестве человека, вступившего в борьбу наперекор удушающему ничтожеству века, вопреки небытию. Его герой даёт нам уроки верности себе в обстоятельствах непреодолимых. В противостоянии силам, победа над которыми невозможна.
          Высоцкий говорит здесь не только от своего лица, но и за всё поколение, пережившее в конце 1960-х взлёт, а затем крах надежд. Как жить в условиях «Дании-тюрьмы», как не предать себя, сохранить достоинство, как остаться человеком перед лицом абсолютного зла, страшного и жалкого века?
        Рассказчик: Это был Гамлет с гитарой, современник в свитере и джинсах, мятежник и поэт. Он дарил людям 1971 г., потрясённо замершим в зрительном зале, живущим в смутные, унылые времена «застоя», - надежду.
                                   (Демонстрируется фрагмент спектакля «Гамлет»)
        Ведущий: Датский принц стал последней ролью Высоцкого. Его и похоронили в костюме Гамлета. Но пребывание Владимира Семёновича на сцене родной «Таганки» не закончилось смертью. Состоялся ещё один спектакль, в котором не было уже самого артиста, но была память о нём, любовь к нему и друзей-коллег, и публики.
         Поэтическое представление Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» было задумано как диалог актёров на сцене и голоса героя в роли Гамлета. Премьера прошла 25 июля 1981 г., в годовщину его смерти, после чего спектакль был запрещён. На сцену он вернулся лишь в 1988-м.

 О КИНО И РОЛЯХ

                           (На экране - слайды: роли B.C. Высоцкого в кино)
        Алёнка: Я знаю, что Владимир Высоцкий много снимался в кино. Его самые известные роли - радист в фильме «Вертикаль», белогвардеец Брусенцов в кинокартине «Служили два товарища», подпольщик Бродский в «Интервенции», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях».4
          Наш герой даже сыграл арапа Петра Великого. Но самой известной его ролью стал сотрудник МУРа Глеб Жеглов из телефильма «Место встречи изменить нельзя».
                      (Демонстрируется фрагмент фильма «Место встречи изменить нельзя»)
         Рассказчик: Тема «Высоцкий и кино» неисчерпаема. Он сыграл около 30 ролей, но их могло быть намного больше. От некоторых он отказывался сам, на другие не прошёл пробы, но большинство было закрыто для него чиновниками от кинематографа. По самым скромным подсчётам, 70 ролей остались несыгранными. Это сотник в «Андрее Рублёве», Лазарев в «Проверке на дорогах», Остап Бендер в «12 стульях», рыбак в «Восхождении». И даже главный персонаж в «Д'Артаньяне и трёх мушкетерах»!
        Петька: Наш герой написал множество прекрасных песен для кино. Некоторые вошли в картины, другие остались за кадром.
           (Звучит песня «Баллада о любви» («Когда вода Всемирного потопа...») из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»)

О ВЛАДИМИРЕ И ВЛАДИ

          Алёнка: А давайте поговорим о любви...
          Ведущий: Давайте. И героиней нашего рассказа станет Марина Влади.
           Актриса (голос из-за кулис): Владимир!
          Владимир: Марина, я здесь! (Встаёт, отставляет гитару, подходит к скамейке и ждёт.)
          (Входит Актриса - светлые волосы, высокие каблуки, брюки клёш, цветная рубашка. Она садится рядом с Владимиром на скамейку. Он обнимает её за плечи, молодые люди тихо разговаривают.)
         Ведущий: Удивительная история их любви началась в конце 1950-х гг., с момента появления на больших экранах страны фильма «Колдунья» по повести А.И. Куприна «Олеся». Шестнадцатилетняя француженка, исполнившая главную роль, поистине околдовала всех зрителей, в том числе и Высоцкого. Он много раз смотрел эту картину. В актрис влюбляются многие, но Владимир был уверен: эта женщина станет его женой. И чудо произошло.
         Встретились они в 1967-м, когда приехавшую в Москву Марину пригласили в Театр на Таганке. После репетиции её познакомили с актёрами, занятыми в спектакле «Пугачёв». Тогда Влади ещё не знала, что эти минуты определят её судьбу на много лет. Ну а настоящее их знакомство произошло в ресторане, куда Высоцкий пришёл после спектакля.
         Актриса (переставая разговаривать с Владимиром): Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают моё внимание.
           Он подходит, молча берёт мою руку и долго не выпускает, потом целует её, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты.
         Рассказчик: Марину Влади однажды назвали «французской актрисой с русской судьбой». Хотя и родилась она во Франции, корни у неё русские. Может, потому и судьба её сложилась столь причудливо?5
        В декабре 1970 г. Марина и Владимир оформили отношения, но настоящей семейной жизни у них не получилось. «Железный занавес» не пускал Высоцкого за границу, и Марине приходилось находить извилистые тропинки, чтобы изредка приезжать к мужу.
            (Звучит песня «Ноль семь». На экране - слайды: фотографии Владимира Высоцкого и Марины Влади.)
         Ведущий: Для влюблённых победой оказалось уже то, что им вообще разрешили пожениться. Через шесть лет их ждёт путешествие по всему миру. Генсек Л.И. Брежнев лично даст добро на выдачу визы для Высоцкого. На концертах Европа и Америка будут рукоплескать ему, ставшему для западной публики воплощением той самой загадочной русской души.
        Для Влади и Высоцкого каждый день, прожитый вместе, был праздником, ведь они так редко виделись. Огромные расстояния между ними мучили обоих, но и, возможно, спасали их брак: двум ярким личностям было бы сложно ужиться вместе...
            (Звучит песня «Мне каждый вечер зажигают свечи». На экране - слайд: фото B.C. Высоцкого 1970-1980 гг.)
         Рассказчик: Пристрастие Владимира к алкоголю его жена заметила сразу. Он «запивал» свой непризнанный статус поэта. Каждый раз сгорал на сцене в буре собственных эмоций, и сам же страдал от бешеного ритма своей жизни. Марина поначалу приняла на себя роль спасительницы: забирала любимого из квартир, где он с «друзьями» напивался до беспробудного состояния, заставляла врачей бороться за каждый его вздох.
         Позже она осознала, что исход этой борьбы предрешён - Высоцкий сам сводил себя в могилу: выкуривал по пачке сигарет в день, страдал от алкогольной зависимости…
           Ведущий: По словам Марины Влади, попытки лечения не давали результатов, и в начале 1980 г. Владимира не стало.
        Актриса: 4 часа утра, 25 июля. Я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке красный след. Я раздавила огромного комара. Не отрываясь, смотрю на подушку, меня словно заколдовало это яркое пятно. Звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос: «Володя умер». Вот и всё... Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. (Уходит, низко опустив голову)

О СМЕРТИ И ПАМЯТИ

      Ведущий: Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XXII летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти поэта в СМИ практически не было. Над окошком театральной кассы вывешено короткое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий».
       Тем не менее, у Театра на Таганке собралась огромная толпа и находилась там, в течение нескольких дней. А в день похорон людьми были заполнены даже крыши зданий вокруг Таганской площади. При этом ни один билет на спектакль не был сдан.
           Рассказчик: 28 июля 1980 г. прошла гражданская панихида, затем - церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади тогда сказала одному из друзей мужа: «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»6
        Алёнка: Чем Владимир Высоцкий заслужил всенародную славу? Да, прекрасный актёр театра и кино. Но вокруг него было много и других талантливых артистов. Да, поэт. Но его стихи не сравнить с утончённой поэзией, к примеру, Иосифа Бродского. Да, певец. Но разве у него был какой-то особенный голос? Почему же все его так любили?
         Петька: Загадка... Есть несколько версий, но мне нравится эта: Высоцкий стал голосом и совестью народа. Народа, измученного голодом и страхом, истерзанного революциями и войнами, вынужденного лгать, предавать, красть и отрекаться от самого важного и ценного в жизни. Почти потерявшего себя, но сохранившего - может быть, на самом дне души - ту нравственность, которой так восхищался Л.Н. Толстой на заре XX в.
          Ведущий: Владимир Семёнович своими песнями пробил стену лжи, возведённую точно по границам нашей страны, которая занимала тогда ровно одну шестую часть земного шара. Он пел о том, о чём нельзя было говорить. « О чём шептались на кухнях. О чём  все знали - и молчали. О штрафных батальонах, о цене Победы. О водке, зонах и вышках, с которых стреляет конвой. О затравленных волках, в которых каждый узнавал себя. И о канатоходце, идущем по канату, натянутому, как нерв, - в этом образе без труда угадывался сам поэт.
                                           (Звучит песня «Охота на волков»)
             Рассказчик: Вот последнее стихотворение Высоцкого, написанное им в 1980 г. Посвящается оно Марине Влади.
          (Владимир встаёт, берёт гитару и выходит к зрителям. Наигрывает на гитаре и декламирует стихотворение B.C. Высоцкого «И снизу лёд, и сверху - маюсь между...» с начала до слов: «Мне есть чем оправдаться перед Ним»)
           Кто-то может усмотреть в последних строках гордыню - герою есть чем оправдаться перед Богом. Но я думаю, что понимать эти строки нужно как предчувствие скорого ухода и осознание ненапрасности прожитой, пусть и с ошибками, жизни.
              Своё существование, своё бытие здесь, на земле, поэт оправдывает тем, что, не кривя душой, не приспосабливаясь, пел и работал для людей, отдавая им себя без остатка и пробуждая в их душах своими лучшими песнями самые светлые чувства и веру, честь и честность, мужество, надежду и любовь.
            Ведущий: Как измерить посмертную славу?.. По результатам опроса на тему «Кого вы считаете русскими кумирами XX в.?» Владимир Высоцкий занял второе место, уступив только Юрию Гагарину, первому космонавту планеты. А это о многом говорит.
           (Звучит песня «Кто кончил жизнь трагически...». Актёры подходят к краю сцены. На экране - слайд: портрет B.C. Высоцкого с датами жизни)

Рогова, М.С. « Поэты ходят пятками по лезвию ножа…» /М.С.Рогова //Читаем, учимся, играем.-2018.- № 1.- С.84-91.

 

 

2         425