Включить версию для слабовидящих

Богатство и финансы в художественной литературе

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

БОГАТСТВО И ФИНАНСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Литературные произведения — своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе и связанные с финансами.

Произведения, которые помогут учащимся 3-11 классов и их родителям разобраться в вопросах финансовой грамотности.

Учащиеся 3-х классов
Волшебная лампа Аладдина: сказка (бедность, богатство, внезапное обогащение)
Золотая антилопа: сказка (бедность, богатство, разумное потребление)
Родари Дж. «Приключения Чиполлино»: сказка (несправедливая финансовая система)
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (мошенники, мошенничество)

Учащиеся 4-х классов
Баллады о Робин Гуде (социальная ответственность богатых)
Носов Н.Н. «Незнайка на Луне» (финансовые взаимоотношения и инструменты)
Олеша Ю.К. «Три толстяка» (несправедливая финансовая система)
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» (от «владычицы морской» до «разбитого корыта»)
Твен М. «Принц и нищий» (социальная ответственность богатых)

Учащиеся 5-х классов
Крылов И.А. Басни («Бедный богач», «Стрекоза и муравей», «Скупой») (сберегательное поведение)

Учащиеся 6-х классов
Грин А.С. «Алые паруса» (финансовая подушка безопасности)
Пушкин А.С. «Скупой рыцарь» (Скупцы, расточители и ростовщики)
Пушкин А.С. «Дубровский» (уроки тяжбы пушкинских времен)

Учащиеся 7-х классов
Гоголь Н.В. «Ночь накануне Ивана Купалы». «Портрет» (Внезапное обогащение – удача или катастрофа?)
Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова» (Жалование или предпринимательство?)

Учащиеся 8-х классов
Гоголь Н.В. «Ревизор» (Финансовые стратегии Хлестакова и чиновников города N)
Тургенев И.С. «Хорь и Калиныч» (Грамотная финансово-хозяйственная стратегия)

Учащиеся 9-х классов
Гоголь Н.В. «Мертвые души» (Мошенники и мошенничество)
Мольер «Тартюф» (Мошенники и мошенничество)
Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (Жизнь в долг)

Учащиеся 10-х классов
Гончаров И.А. «Обломов» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» (Ростовщичество и издательский проект Разумихина)
Островский А.Н. «Свои люди – сочтемся» (Банкротство финансовое и моральное)
Толстой Л.Н. «Война и мир» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Толстой Л.Н. «Анна Каренина» (Личные бюджеты и финансовые стратегии героев)
Тургенев И.С. «Отцы и дети» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Шекспир У. «Король Лир» (Банкротство финансовое и моральное)

Учащиеся 11-х классов
Зощенко М.М. «Голубая книга» (Проблемы отношения к деньгам)
Чехов А.П. «Вишневый сад» (Финансовые уроки пьесы)


  Для изучения вопроса о финансах и финансовых инструментах предлагаем воспользоваться не только специальной литературой, но и художественными произведениями. С помощью произведений мировой художественной литературы можно узнать гораздо больше, ведь в произведениях описывается не просто теория о том, как заработать деньги, а, прежде всего, жизнь в кризисные времена, хитрости использования различных финансовых инструментов, особенности экономических отношений в человеческих взаимоотношениях. Конечно, необходимо помнить, что литературные произведения на тему богатства, денег и финансов, о том, как сложно заработать деньги и как легко их потерять, подчиняются законам художественного творчества. Значительную роль в них играет вымысел. Деньги, состояние, наследство, приданое часто составляют в сюжете истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей.
  Предлагаем рекомендательный список произведений мировой художественной литературы, который поможет вам повысить уровень финансовой грамотности.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гоголь Н.В. «Вечер накануне Ивана Купалы»
  Основная тема повести – народные представления о золоте (богатстве). Гоголь разработал одну из тем, характерных для творчества европейских романтиков – тема продажи души дьяволу. «Дьявольский человек» Басаврюк и ведьма предложили Петрусю добыть клад, а для этого ему нужно было убить невинное дитя. В повести Гоголя золото – знак самого дорогого, красивого, желанного, знак могущества и богатства. Но Петрусь, «обмороченный проклятой бесовщиной», получил золото, заплатив за него своей бессмертной и бесценной душой. Мотив золота связал Гоголь с темой о греховности богатства, пагубном его влиянии на душу человека.

Гоголь Н.В. «Портрет»
  В этой повести вновь повторяются многие мотивы и элементы сюжетной схемы, как и в повести «Вечер накануне Ивана Купала»: бедность, нехватка состояния для женитьбы на любимой девушке; душевная слабость молодого человека; искушение в виде «случайного» богатства. Искуситель – ростовщик, в котором ощущается дьявольское присутствие: «Никто не сомневался в присутствии нечистой силы в этом человеке». О смуглолицем, с «невыносимыми горящими глазами» ростовщике художник «не мог удержаться, чтоб не произнести: «Дьявол, совершенный дьявол!»
  Разбогатев, Чартков решил работать. Но верх взяло ощущение могущества: «...теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами», его охватило желанье необоримое схватить славу сей же час за хвост». И слава зависит от богатства. Мотив денег в повести становится правдоподобной мотивировкой утраты таланта Чарткова, связанной с его отказом от трудов праведных, и соответственно духовной и физической деградацией.

Гоголь Н.В. «Ревизор»
  Основная предпосылка возникновения комической ситуации в пьесе – недостача денег. Каждому из персонажей не хватает денег: Хлестакову - чтобы ехать дальше («Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой», Губернатору казенных денег на строительство церкви при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма»; купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было» (губернатор тут «помог сплутовать»). Даже унтер-офицерская вдова хлопочет потому, что ей деньги «теперь очень пригодились» бы. Напомним, что главным признаком принадлежности Хлестакова к «высшим сферам» чиновничества стало его вольное обращение с деньгами: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?» Этот «аргумент» опоясывает комедию: в первом действии Бобчинский и Добчинский делают заявление, затем в финале чиновники припоминают их слова: ««Приехал и денег не плотит!»... нашли важную птицу!» 

Гончаров И.А. «Обыкновенная история»
  В романе тема денег становится основной темой,  понимаемой как процесс духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в бюрократического дельца».
  Представление о значимости денег различает «романтика» и «человека практичного» - племянника и дядю Адуевых. Это один из основных предметов их диалогов. Разговор о них пронизывает весь роман, действие которого развивается в основном в диалогах. В диалогах не только характеризуются персонажи, но полемически заостряется разница их взглядов на вещи, обнаруживается основное противоречие.
  Тема денег звучит в романе в «ударных позициях» - в начале и в конце. В первую встречу в начале романа дядя предупреждает племянника, что не надо просить денег: «Матушка просила снабжать тебя деньгами... Знаешь, ...не проси у меня их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми».
  Заканчивается роман тем, что дядя с радостью одалживает Александру довольно крупную сумму, признавая его жизненный успех.
  Деньги в романе - это и «пробный камень» человеческих отношений. То, что обижает Александра, вызывает уважение у дяди. «Практическая философия» Петра Адуева основывается на том, что деньги, материальные блага являются основным мотивом человеческих поступков. Деньги для расчетливого, трезво глядящего на жизнь человека - мера всех вещей, уровнем оплаты определяется и отношение к работе.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  В романе все герои, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.
  В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – это собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.
  Характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращает ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

Драйзер Т. «Трилогия желания»
  Теодор Драйзер – американский писатель и общественный деятель. Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей.
  Драйзер утверждает, что в мире финансов выживают только сильнейшие - умные, изворотливые, принципиальные и беспринципные ровно тогда, когда это потребуется. Те, кто твердо держит удар судьбы. Кто движется вперед, не взирая ни на что - к горизонтам успеха, власти и богатства.
  В трилогию вошли романы «Финансист», «Титан» и «Стоик».
 История становления главного героя Фрэнка Каупервуда - гениального предпринимателя с безошибочным деловым чутьем, циничного и хищного бизнесмена, девиз которого: купить можно все – это история становления финансовой элиты Америки во второй половине XIX века. Драйзер показывает, как окружавшая Каупервуда буржуазная и коммерческая среда уже с детства формирует в нём психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства.
  На взгляд Фрэнка Каупервуда респектабельность, положение в обществе, любую женщину - все это лишь вопрос цены. Но именно женщина - красавица Эйлин, дочь филадельфийского миллионера, однажды и приведет Фрэнка к катастрофе...
  В романе «Титан», второй части «Трилогии желания», Фрэнк Каупервуд прибывает в Чикаго, испытывая неуемную жажду наживы. Он движется к своей цели, пренебрегая другими людьми, исповедуя правило «все средства хороши». Привыкший добиваться своего, он действует по одной схеме в политике, финансах и любви, и ничто, казалось бы, не в силах его остановить.
  «Стоик» - последний роман трилогии, итог творческих и мировоззренческих исканий Теодора Драйзера, подлинный шедевр американской литературы XX века. Это - роман о блеске и нищете духа, об осуществлении Великой Американской Мечты и обратной стороне успеха, о том, что остается у человека, когда «миллионы рассеиваются, как дым», и, конечно, об истинной любви к красоте души.

Золя Э. «Деньги»
  Эмиль Золя, выдающийся французский писатель, вошел в мировую литературу как создатель двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары», где блистательный анализ современного писателю общества ничуть не затмевает накала страстей.
  Роман «Деньги» завершает его серию «Ругон-Маккары». Франция 1787 год. Все начинается в небольшом провинциальном городке Плассане. «Провинциальная медлительность, над которой подсмеиваются в Париже, таит предательства, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения. Затроньте их интересы, и эти мирные люди, не выходя из дому, убьют вас щелчками так же верно, как убивают из пушек на площадях» - пишет автор.
  Аделаида - дочь покойного торговца овощами Фука дает начало новой линии «Ругоны-Макары». В первой части серии мы подробнее узнаем о семье Ругонов: Пьере, его жене Фелисите, трех сыновьях – Эжене, Астриде, Паскале и двух дочерях - Марте и Сидонии. Семью Ругонов нельзя назвать счастливыми, скорее всего они были неудачниками, время шло, а никто из них так и достиг того, о чем мечтал. Но каждый из них знал, что грядёт время больших перемен…
  В книге три сюжетных линии, первая – это история семьи Ругонов, вторая: гражданская война, которая губит даже самых светлые души и третья, это печальная, трагическая история любви Мьетты и Сильвера, девушки и парня из бедного сословия ремесленников и крестьян. Вот они по - настоящему знают, что такое любовь.
  Эмиль Золя мастерски описывает персонажей, вытаскивает наружу истинное лицо каждого героя. Писатель не только описывает быт и нравы той эпохи, но и показывает мысли, чувства людей, их светлые и темные стороны.
  «Банкирский дом Нусингена» Оноре де Бальзака был опубликован 1838 году. Вначале Бальзак собирался назвать это произведение Аппер-Банк, в честь нескольких банков, которые на финансовых рынках получили в своё время абсолютное господство. Некоторая доля этих банков принадлежала одному из главных действующих лиц данного произведения – барону Нусингену. В этой книге есть все: и сарказм, и философские размышление, и любовь  и финансовые махинации.  Что примечательно, истории и образы   в произведении очень актуальны, хотя книга была написана в XIX веке.

Мопассан Г. «Милый друг»
  Роман выдающегося французского писателя вышел в 1885 году. Написан он с характерной для писателя глубиной и точностью. За внешней простотой повествования о карьере Жоржа Дюруа, отставного военного, репортера сомнительной газетки, который, ловко используя любовные связи и биржевые спекуляции, становится одним из столпов общества, - кроется виртуозный социально-психологический анализ.
  Всеми силами герой хочет достичь высокого положения, заработать большие деньги и жить в своё удовольствие. Но, не смотря на его старания, усилия и таланты ничего у него не выходит, и жизнь протекает в нищете. До тех пор, пока не встречает он старого приятеля по армии, который сумел устроить свою жизнь и теперь готов помочь Жоржу.
  И вот перед нами уже не нищий, а начинающий журналист с мечтами о высшем обществе, признании и славе. Но с появлением денег знать не торопится принимать героя. И тогда он находит свой способ пробиться в свет - используя для своих целей женщин.
  Интересны описания главных героев, интриг и отношений в обществе. Вся парижская знать как будто списана с наших олигархов: их деньги заработаны нечестным путём и все об этом знают.
  Отточенная художественная форма, мастерское владение богатствами французского языка заставляют оценить этот роман Мопассана как значительный вклад в мировую литературу.

Моэм У.С. «Луна и грош»
  Уильям Сомерсет Моэм представитель английской художественной литературы. Критики сходятся на том, что писатель пишет просто, лаконично, предельно понятно, но в то же время остроумно, красиво, позволяя наслаждаться емким, незатейливым слогом. В его книге «Луна и грош» изображена потрясающая история художника, бросившего все, ради своей мечты. Его страсть - свобода. Его жизнь - творчество. Его рай - экзотический остров Полинезии. А его прошлое - лишь эскиз к самой величайшей его работе, в которой слилось возвышенное и земное, «луна» и «грош».
  Художник Чарльз Стрикленд хотел писать картины. По сравнению с этим желанием, всё остальное было для него ничем: любовь, комфорт, хорошая еда, мнение окружающих его. Он полностью отдался своей цели. И пусть вначале все говорили, что его картины отвратительны и не желали покупать их даже за 5 франков, в итоге он достиг того, чего хотел, его картины признали гениальными. Увы, только после смерти. Он прожил жизнь, так как ему хотелось, и материальное в этой жизни было не главным.

Островский А.Н. Пьесы
  Драматург погружает читателя в экзотический быт купечества, комментируя темы предшествующей литературы с помощью фарса.
  В пьесе «Бедность не порок» проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы благородно несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом («Без вины виноватые»). Без особой сентиментальности и откровенно персонажи обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные сделки.
  Первая комедия Островского «Свои люди - сочтемся!» посвящена процессу финансовой махинации - ложному, «злостному», банкротству (первоначальное ее название «Банкрот»). Основная идея купца Большова заключается в том, чтобы, назанимав денег, перевести всю свою недвижимость («дом да лавки») на имя «верного» человека, объявить себя неимущим, и за каждый занятый рубль вернуть только двадцать пять копеек (четверть общего долга, присвоив остальное). Скорое обогащение якобы не нанесет никому вреда: ведь у купца «кредиторы все люди богатые, что им сделается!». Такой способ делать деньги является противозаконным, но, как известно, остается популярным до сих пор.
  Все персонажи «трудятся» и идут на разные хитрости ради денег, которые являются основной движущей причиной всех действий в комедии. Стряпчий «ходит» по мелким делам и «иной день и полтины серебром домой не приносит». Сваха получает «где и золотой, где и побольше перевалится - известно, что чего стоит, глядя по силе возможности», обращаясь к своим «работодателям», называет их «серебряная», «жемчужная», «изумрудная», «яхонтовая», «брильянтовые», придавая осязаемость и конкретность «драгоценным» качествам купчихи Большовой и ее дочери Липочке.
  Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. Даже мальчик на посылках Тишка делает свой «бизнес», собирая все, что плохо лежит: «Полтина серебром - это нынче Лазарь дал. Да намедни... гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третье-вось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!». В финале комедии для жулика-купца все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь».

Пушкин А.С. «Скупой рыцарь»
  Создавая свою трагедию, Пушкин поставил перед собой цель — изобразить психологию личности, которая одержима страстью скупости и жадности. Автор пытается постичь логику скупого, демоническую власть денег, питающую человеческую гордыню, иллюзорную убежденность в том, что богатому подвластно все. В своей гордыне богач забывает, что деньгам подвластен только земной суд, и они покупают только человеческие слабости. Вернее, деньги порождают или только провоцируют проявление человеческих слабостей (жадность), они приносят зло. Жадность влечет за собой безумие и утрату богатств, человеческого облика, жизни.

Ремарк Э.-М. «Чёрный обелиск»
  Германскую литературу в дайджесте представляет Эрих Мария Ремарк и его произведение «Черный обелиск». События  разворачиваются в провинциальном городке Верденбрюке в Германии после Первой Мировой войны. В стране царит гиперинфляция, и цены меняются каждый день. Ремарк рассказывает о том, как заключались сделки, как работали облигации, и как было тяжело жить этому «потерянному поколению».  Книга полна циничных и саркастических высказываний о жизни, смерти, войне и деньгах, размышлений о любви и Боге.

Синклер Э. «Автомобильный король» и «Дельцы»
  Мировые проблемы, знаменуемые ярчайшими событиями - вот та стихия, которая всем многообразием своих проявлений наполняет книги Эптона Синклера. У Эптона Синклера репутация одного из столпов разоблачительной журналистики. Получил признание и популярность в первой половине XX века. Бернард Шоу сказал однажды: «Когда меня спрашивают, что случилось в течение моей долгой жизни, я ссылаюсь не на комплекты газет и не на авторитеты, а на романы Эптона Синклера». «Академическая» критика, невзирая на популярность писателя, буквально бойкотировала его, как «публициста», вторгшегося в лоно изящной словесности.
  Роман «Автомобильный король» в художественной форме излагает жизнь Генри Форда. Форд, изображенный в книге, воспринимается неоднозначно, но следует понимать, что когда ты становишься миллиардером, уже не ты управляешь капиталом, а он тобой. Однозначно становишься на сторону рабочих, поскольку неправильно, когда у одного человека денег немерено, а другие люди, честные и трудолюбивые, умирают от голода. Между тем, образ Генри Форда вызывает восхищение своими достижениями. Акула империализма? Да. Но еще - отличный конструктор и гениальный управленец. Не зря его имя отлично помнят почти через столетие после его смерти. А его Империя живет и процветает в том будущем, которое ни он, ни его современники даже и представить не могли.
  Роман «Дельцы» является гневным обвинением в адрес американских монополистов и посвящен вскрытию механизма биржевых махинаций. Досконально изучив этот механизм, автор обратился к реальным событиям экономического кризиса, всколыхнувшего в то время всю Америку, и доказал, что вызван он был преднамеренно группой финансовых воротил. В романе обнажаются наиболее распространенные грязные приемы, к каким прибегают «акулы Уолл-стрит», которые для достижения своих корыстных целей не останавливаются ни перед чем.

Тургенев И.С. «Записки охотника»
  Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков «Записки охотника» И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото - прах!» - эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.
  Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь - на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.
  Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, - не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».
  Калиныч - «романтик». Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.
  Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте... Он подвергался самым разнообразным приключениям...». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом - мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе - также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» - «А не знаю!» - ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.
  В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.
  В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону...». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной - и ушел поздно, весьма довольный своей победой».
  В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле - первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении - Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик - посредник во всех хозяйственных делах барыни - использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена - торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.
  В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», «все ладони, без хитростей», оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».

Фицджеральд Скотт «Великий Гэтсби»
  В 1920-е годы вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: в «ревущие 20-е» экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» классика жанра: идеальная история о любви, её хитросплетений, а также завораживающая история пути человека, его мечты и погоне за ней, личных жизненных провалах.
Автору удалось окунуть читателя в атмосферу 20-30-ых годов, век джаза, умопомрачительных вечеринок, повсюду окруженных бокалами шампанского и ярчайшими нарядами девиц. Мир, созданный Френсисом Скоттом Фицджеральдом выразителен, красочен и легко воображаем. Автор рисует мир суматошного и незабываемого Нью-Йорка, светский мир интриг, богатств, разрушений, ограничиваясь лишь виллой Джея Гэтсби, который действительно является великим, несмотря на иронический подтекст в названии. И велик Гэтсби прежде всего своей силой воли, упорной попыткой прийти к своей американской мечте. Он пытается не только ежедневно перелезать через стенку, что входит в его расписание, но и перелезть через мечту, найти счастье, если даже на то потребуется долгий и мучительный путь. В роли рассказчика выступает друг Гэтсби – Ник.
  Даже если вы не знали об этой книге ранее, кинематограф успешно ее прорекламировал. И не без основания. Книга о том, как промотать все свое состояние в погоне за ложными идеалами.

Фонвизин Д.И. «Недоросль»
  Главную интригу комедии определяет мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»). Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник. Бороться в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном - состязаясь в демонстрации своих «достоинств». Погоня за деньгами корыстолюбивых помещиков Простаковых и Скотинина составляет основную интригу комедии.

Хейли А. Романы
  Любая книга Артура Хейли - это погружение в какую-то тему. Полное, дотошное погружение. Автор никогда не дает оценок - хороша ли или плоха данная отрасль. Он просто рассказывает о ней. Рассказывает правдиво, со множеством самых разных фактов. Таких фактов, которые непосвященному человеку вряд ли удалось бы узнать. Он показывает «взгляд изнутри».
  Книга «Колеса» - еще одна попытка автора донести до читателя все нюансы и тайны новой отрасли. На этот раз автомобильной. Три великих американских концерна – «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Что между ними общего? В чем различие? Они конкуренты на рынке, но в то же время у них одни проблемы, одни и те же трудности.
  На рынке готова появиться новая модель автомобиля – «Орион». Тысячи людей работают над ее созданием. Начиная от разработчиков, дизайнеров, и заканчивая обычными рабочими, которые работают на конвейере. Что для них «Орион»? Мы видим разных людей. Для одних «Орион» - смысл жизни, для других - просто очередной этап в карьере, для третьих - обычный автомобиль, как и десятки других.
  Помимо того, что автор рассказывает о проблеме как бы с разных сторон участников, он еще и открывает множество скрытых фактов: воровство на заводе, расовую проблему, погоню за прибылью. Действительно ли люди на высоких постах столь черствы и равнодушны, что кроме продаж их ничего не волнует? Или это часть их работы, и они просто хотят делать ее хорошо?
  Как всегда Хейли показывает небольшой промежуток времени, как бы вырванную страничку чьей-то жизни, показывает как живут разные люди, занимающиеся одним делом, в данном случае - созданием автомобилей.
  В романе «Менялы» события разворачиваются вокруг закулисья банковской жизни. Главный герой — финансовый аналитик с невероятной проницательностью. Вы увидите захватывающую борьбу за кресло президента компании.

Чехов А.П. «Вишневый сад». Рассказы
  Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, - продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» - твердит Лопахин. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала... не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.
  Мотив мелких денег - их вечной нехватки, заимствования, выигрыша, возврата долга, попрошайничества – звучит в каждой сцене пьесы, как комический - присутствует уже на ранней стадии воплощения замысла. Так же как и мотив безденежья. Торги, проценты, вексель, заем, заклад - все это непосредственно связано с основным действием и главной коллизией пьесы.
  Деньги в пьесе - вещь, объединяющая персонажей: деньги переходят из рук в руки, их занимают, отдают, подают, предлагают, получают.
  Деньги в художественном мире пьесы «принижают» персонажей, дискредитируют каждого из них. Варя - олицетворенная скупость, определение ее в экономки логически завершает образ. Гаев инфантилен, «говорят, все свое состояние проел на леденцах», муж Раневской «делал долги и умер от шампанского». Лопахин, который считает и приумножает свое состояние, скоро будет миллионером - он работает с деньгами, не вызывает симпатий, несмотря ни на верность барыне, ни на всегда открытый для нее кошелек, ни на тяжкий труд, о котором подробно рассказывает. Трофимов гордо отказывается от денежной помощи, которою ему добродушно предлагает Лопахин: «Дай мне хоть 200 000, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко цените вы все, нищие и богатые, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд».
  Тема денег в рассказах А. П. Чехова не только способствует созданию иллюзии реальности происходящего: в предметном мире рассказов все вещи имеют «правдоподобную» цену, персонажи располагают соответствующим доходом. Во многих случаях денежная сумма, о которой прямо или косвенно идет речь (будь то 200 рублей из рассказа «В приюте для неизлечимо больных и престарелых» или 75 000 в одноименном рассказе), оказывается мерой унижения, нравственного падения, моральной деградации.
  Чеховские герои пытаются извлечь выгоду из всего, даже из супружеской неверности, как в рассказе «Начальник станции». Мотив денег, в Чеховских рассказах выполняет основную роль в создании ситуации конфуза, разочарования и отчаяния.
  Люди всегда винят обстоятельства за то, какие они есть. Но это не всегда так. Бернард Шоу писал: «Люди, которые добиваются успеха в этом мире, - это люди, которые могут подняться и поискать нужные им обстоятельства и, если не могут найти, создают их». В предложенных в дайджесте художественных произведениях не просто описание успеха (или падения), это увлекательные истории жизни героев, чей опыт, в зависимости от результата, можно перенять или наоборот, избежать.

 

 

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024.jpg  1Благоустройство1 2024ГодДобрыхДел1
1Новости qr code

2         425