Включить версию для слабовидящих

Закружилась в небе осень

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 «ЗАКРУЖИЛАСЬ В НЕБЕ ОСЕНЬ»

Литературно – экологическая композиция

 Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника! У Константина Паустов­ского есть такие слова: «Если мне хо­чется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жиз­ни мало, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы…».

Чтец:

Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз,
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слушают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Ведущий: Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. Не случайно 2017 год в нашей стране был объявлен указом президента Годом экологии в России. Очень важно, чтобы каждый человек научился понимать язык природы. Тогда жизнь станет неизмеримо богаче и интереснее.

Чтец:

Посмотрите вокруг!
Это наша Земля!
Здесь живём ты и я.
Здесь живут он, она.
Берегите её! Не губите её!
И поймёте тогда, как она дорога!
И когда ты посадишь одно деревцо,
Озарится лучами внезапно лицо.
А когда ты поднимешь соринку с земли –
Улыбнётся Земля, а ты ей подмигни.

Ведущий: Все наши меч­ты — о хорошем будущем, пре­красной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание свет­лого, доброго, прекрасного буду­щего и объединяет нас. Будем же беречь свою землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Завтрашним день земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Чтец 1: (на фоне слайдов)

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

Чтец 2:

Завещано беречь нам этот мир —
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе…
М. Пляцковский.

Ведущий: Красива наша природа в любое время года. Но особенно хороша осенью. Сколько живописных картин предстает нашему взору! Посмотрите, как величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Широк и просторен мир.

Ведущий: Есть в природе пора, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчевые и золотые. В эти дни кажется, что она даже начинает светиться. Теплый красный свет идет от осин, пронзительно – желтый – от берез, огненный от рябин. Глянет солнце – все вспыхнет яркими красками, и сердце замрет в восторге от этой дивной красоты. Очарованье, очарованье какое! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо. И вас закружит праздник листопада. Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени.

Чтецы:

Вот и осень пришла,
Как бы мы не хотели
Это лето продлить,
Отодвинув метели.
Но не стоит грустить,    
Осень тоже прекрасна,
Без нее скучно жить,
Это каждому ясно!
Мы собрались  сегодня  в  зале,
Чтоб  с  осенью  поздравить  вас!
Ее  поэты  воспевали
В  своих  немеркнущих  стихах
Художники  и  музыканты,
Всем  сердцем  и  душой  любя,
Нам  рассказать  всегда  старались,
Как  дивно  осень  хороша!
В  их  музыке  и  их  картинах,
Она – царица  красоты!
Достойная  стихов  и песен,
Полотен, творчества  души!

Ведущий: Именно в это время года происходит удивительное чудо — модница-осень рассыпается самыми необыкновенными цвета­ми. И сегодня, уважаемые гости, у вас есть прекрасная возмож­ность полюбоваться на это чудо и насладиться ярким фейер­верком осенних красок.

Ведущий:

Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»

Ведущий: Дорогие ребята! Чтобы все присутствующие убедились в разно­цветном параде осени, возьмите в руки кисточки и краски и постарайтесь оживить эту осеннюю картину.

Дети под музыку в течение 1-2 минут раскраши­вают картину с осенним сюжетом в черно-белом изображении, прикрепленную на планшете.

Ведущий: Замечательная картина у вас получилась! Яркое солнышко, лег­кие облачка и ни одной тучки! Всегда ли осенью бывает такая погода?

Появляются Баба-Яга и Кощей, оба стучат зубами.

Ведущий: Почему вы так замерзли?

Баба-яга: Такая пакостная погода! Просто ужас! Не поймешь, - то холодно, то жарко. Что надеть на себя, не знаешь!

Кощей: Вот именно, не знаешь! Вот если бы нам кто сказал заранее, тогда бы другое дело! Но никто этого не знает!

Ведущий: Как не знает, не подскажет! А радио, телевидение, газеты? Там все время сообщают прогноз погоды.

Баба-яга: Так нет у нас в лесу ни радива, ни телевизора.

Кощей. Газеты к нам тоже не приходят.

Второй ведущий. Тяжело, конечно, без телевидения, да радио, да прочих средств массовой информации, но есть же народные приметы!

Баба-яга и Кощей (вместе). Знаем! Знаем! Лучше вас всех знаем!

Ведущий: Почему же лучше? Мы тоже знаем.

Кощей. А мы сейчас проверим!

Ведущий. На сцену приглашаются желающие при­нять участие в конкурсе –

 «Народные приметы»

Солнце садится за тучу... (жди дождя).
Красный закат - к чему? (К ветру.)
Сильный снегопад... (морозы ослабнут).
Свинья чешется... (к теплу).
Кошка нос прячет... (к холоду).
Гром в сентябре... (к теплой осени).
Дым стелется — к непогоде.
Лягушки квакают — к дождю.
Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы — к дождю.
Комары гудят, вьются тучами — к теплому дождю.
В бабье лето ненастные дни — осень будет сухая.
На Симеонов день до обеда паши, а после обеда холода жди.
Осенью тихая вода — хорошая зима, шумная — будут морозы, метели
Если журавли полетят на Покров — жди мороза (14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы).

Баба-яга. Вот здорово! Стоит только запомнить эти приметы...

Кощей. И будешь знать тогда, какая завтра погода!

Ведущий: Закапал осенний дождь. Как по струнам гитары про­шелся он по кронам деревьев. И задро­жали цветные листья, приосанились умытые деревья, как будто заговорили меж собой.

Ведущий: 

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Игра «Перейди лужи».

На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?

Ведущий. Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот — мо­тыльком. Начался листопад. Ли­стья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковер. Хорошо идти, шурша листья­ми, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворенность и в природе, и на душе...

Все потому, что жить умеем дружно,
Земле мы платим золотой листвой.
Гармония... Как это людям нужно!
Осенний лист, я понял шепот твой.

Давайте устроим здесь в зале осенний листопад. Для уча­стия в нем я приглашаю пятерых детей.

Конкурс «Осенний листопад»

Взрослые под музыку подбрасывают бумажные или засушенные лис­тья. Дети - кто быстрее - собирают их. У кого осенний букет будет пышнее?

Ведущий 1:

Осень…
«В такое время мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса…»
Какие великолепные слова! Искристые, теплые, волшебные! Вдохновенные!

Ведущий 2:

Слова-то, несомненно, великолепные. Вот только осень я не очень люблю. Тоскливо как-то после веселого лета разглядывать несуществующие чудеса, да еще и восхищаться тем, чего нет!

Ведущий 1:

Да ты только представь! Падающие листья, всех оттенков меда! Давай, включи свое воображение!

Ведущий 2:

Ну!

Ведущий 1:

Что «ну»?

Ведущий 2:

Представил.

Ведущий 1:

И что же ты представил?

Ведущий 2:

Старенький, уставший дворник весь день метет опавшие листья.

Ведущий 1:

Так, развивай свою мысль дальше.

Ведущий 2:

А они все падают и падают.

Ведущий 1:

Уже легче!

Ведущий 2:

Падают и падают…

Ведущий 1:

Ты повторяешься…

Ведущий 2:

И вот идет он домой – «попить чаю с медом…цвета опавших листьев»

Ведущий 1:

В тебе пропадает талант рассказчика, ты меня заинтриговал, уж очень хочется узнать, какого сорта был мед?

Ведущий 2:

А меда-то в горшке не осталось!

Ведущий 1:

Как это не осталось? Ты же сам сказал: «Старенький дворник идет домой, чтобы попить чай с медом»

Ведущий 2:

А мед – то медведь съел!

Ведущий 1:

Да… Ну и воображение у тебя! Ты, верно, забыл, что осенью медведи укладываются в спячку.

Ведущий 2:

Так я об этом и говорю: все умирает, все вянет, все засыпает!

Ведущий 1:

Но есть и свои плюсы! Например, осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок. И даже младший школьник знает, что это Болдинская осень.

Александр Сергеевич Пушкин признавался: « Унылая пора…»

Ведущий 1:

Что же ты замолчал, читай дальше, раз начал.

Ведущий 2:

Унылая пора, прощай, моя краса, завяло все в природе!

Ведущий 1:

А ты уверен, что ничего не перепутал?

Ведущий 2:

Уверен, кажется…

Ведущий 1:

Тогда скажи, в чем еще признавался великий русский поэт?

Ведущий 2:

А дальше…а дальше я забыл!

Ведущий 1:

Я так и думал. А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.

Ведущий: Осень — именно то время года, которое может сообщить человеку особенный прилив творче­ских сил. Так думали Бунин, Тютчев, Пришвин. Многие русские писатели и художники пытались отобразить оча­рование осени. Признанным мастером русского пейза­жа был Исаак Левитан. Его наследие — около ста осенних пейзажей.

Ведущий: Осень – любимая пора Пушкина. Он оставил нам гениальные, ясные и поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты.

(…) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса, (…)

Тихо звучит осенняя мелодия. На экране слайды репродукции картин: «Золотая осень», «Осенний день», «Осень. Октябрь» И.И. Левитан; «Осень. Домотканово. В.А. Серов; «Осенний лес. Кунцево.», «Осень» А.К. Саврасов; «Золотая осень» В.Д. Поленов; «Осень» И.И. Шишкин).

Чтение стихов об ОСЕНИ.

Ведущий: Какая сегодня ясная погода! Осень! Удивительное слово! От него веет нежной грустью, печалью.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень…
Ну, а впрочем, зачем я вам всё это рассказываю? Я просто приглашаю вас на прогулку в осенний лес.
Ведущий: (слайд: осенний лес)
Мы пришли в осенний лес

Петь и веселиться!
И хотим со всеми здесь
Крепко подружиться! 
Посмотрите, дорогие путешественники, как красиво осенью. Фея Осень уже побывала здесь со своими яркими красками. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, как спелые яблоки. А могучий столетний дуб – богатырь одела в медную кованую броню.

Ведущий 1:

Перед нами чудо из чудес –
Осенним стал зеленый лес!

 Мальчик:

Пожар в лесу!
Пожар в лесу!
Смотри, огонь поджог лису!
(обращаясь к девочке)
Горят у белочек хвосты!
Горят деревья и кусты!

Девочка:

Да не пугай же ты меня –
Не вижу я в лесу огня!

Мальчик:

Постой, а что же там горит?

Ведущий 1: упрямо мальчик говорит.

Мальчик:

Бежит огонь среди ветвей;
Пожарных вызови скорей!
Иначе все сгорит дотла…

Девочка:

Да что ты, осень в лес пришла!
Всего лишь осень в лес пришла!

Ведущий: А ещё, как вы знаете, осень щедра на грибы. Сейчас вы по лесу гуляете, а вокруг столько грибов! И вам не терпится их собрать. Ну что ж дело за вами!

Конкурс «Назвался груздем – полезай в кузовок!»

1-е задание:

Расставить  плюсы  рядом  с  верными  утверждениями  и  минусы  рядом  с  неверными  утверждениями.

  • Грибы – это растения   -
  • Ложные опята, бледная  поганка – несъедобные  грибы +
  • Рыжик, лисичка – съедобные грибы +
  • Грибы растут  на  деревьях +
  • Животные едят  несъедобные  для  человека  грибы +
  • Самый ядовитый  гриб – мухомор  -

2-е задание:

Задача – выбрать  правильный  ответ  из  предложенных  вариантов

  • Самый ядовитый  гриб:

А. подосиновик

Б. Мухомор

В. Бледная  поганка

  • Этими грибами  лечатся  лоси:

А. мухомор.

Б. рыжик

В. груздь

  • Какой гриб  называют  царем  грибов

А. лисички

Б. боровик

В. подберезовик

  • Какие грибы  существуют

А. туманники

Б. дождевики

В. росянники

  • Какие грибы  ищут  специально  обученные  свиньи

А. свинушки

Б. трюфели

В. сморчки

  • Какой из  этих  грибов  предпочитают  расти  на  деревьях

А. подберезовик

Б. подосиновик

В. Опенок

Ведущий: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. И ещё совет: Если рядом нет взрослых, которые хорошо разбираются в грибах, лучше незнакомые грибы вообще не трогать. Но если вдруг ты возьмешь незнакомый гриб, ни в коем случае не дотрагивайся им до лица. Ведь гриб может попасться ядовитый.

Ведущий: А еще говорят так: осень – запасиха, зима – подбериха. Почему так говорят? (Дети отвечают).

Правильно. Закончена страда, полны закрома и амбары: пора отдохнуть человеку и природе. В эти дни в поле завязывали последний сноп (пучок пшеничных колосьев), а в середину клали души­стую краюшку свежего хлеба. Парни и девушки со смехом украшали сноп бусами и листьями, наряжали его в сарафан, иногда привешивали звон­кие колокольчики, а потом все вместе с песнями шли в село. Молодежь пела да приговаривала:

Хлебушко, расти,
Времечко, лети,
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба.

Ведущий: закончилась жатва, убран хлеб на полях. И началось веселье.

Под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» выходит группа детей.

Ведущий: Кончил дело – гуляй смело!

Делу время, а потехе час!

Ведущий:

Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
В «Каравай» с нами сыграет!

Все: Раз, два, три!

«Караваем» будешь ты!

Игра «Каравай»

Ведущий: А теперь мы отправимся в сад, в огород — туда, где идет уборка урожая, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени. Послушайте, друзья, как мальчики-огородники решили вырастить огурцы и что из этого вышло.

Ведущий:

Как-то Саша и Володя –
Молодцы!
Посадили в огороде –
Огурцы!

Саша:

Посадить-то посадили.
Да о том и позабыли.

Ведущий:

Вот и лето на исходе:
Ай, ай, ай!
Собирать они приходят
Урожай!
Посмотрели…

Саша:

Что за диво?

Володя:

На грядке одна крапива!

Ведущий:

И гадают молодцы:

Саша:

Где же наши огурцы?

Володя:

Отчего пустая грядка?

Дети (хором):

Вот загадка так загадка!

Сценка «Спор овощей»

Первый ведущий.

Хозяйка однажды с базара пришла.
 Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. - Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка иль свекла? - Ох!

Овощи (вместе).

Кто из нас, овощей, и вкусней, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Горошек

Я такой хороший
Зелененький мальчишка!
Если только захочу - всех горошком угощу!

Свекла

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета.
 Кушай сам и угощай - лучше свеклы нету!

Капуста

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные

Огурец:

Очень  будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Морковь

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Сильным, крепким, ловким.

Входит хозяйка с бутафорским ножом, начинает «резать» овощи.

Ведущий.

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу!

Овощи: (вместе). Ох!

Ведущий.

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла! - Ох!

Хозяйка:

И суп овощной оказался неплох!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения! В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее? Кто из вас нужнее?

Ведущий: Мы представили  рекламу  для  супов и для борщей.
Для  здоровья  и  для  силы  ешьте  больше…

Учащиеся: (хором) О - во- щей!

Ведущий. Продолжая составлять осеннее меню, хочет­ся остановиться на блюде под названием «Голубцы». Скажите, какой овощ используется для приготовления этого кушанья? (Капуста.) Про нее еще говорят: «Сто одежек да все без застежек». Так это или нет, мы убедимся в следующем конкурсе.

Конкурс «Капуста для голубцов»

Нескольким участникам предлагается побывать в роли капусты. Для это­го нужно представить, что происходит с капустой, когда она растет, ста­новится пышнее. Чтобы зрители увидели это наглядно, игрокам предла­гается натянуть на себя как можно больше одежды, которая лежит на сту­ле. Задание выполняется под музыку на скорость.

Ведущий. Капуста выросла... И мы решили сделать го­лубцы. Для этого нам понадобятся листья от капусты. Поэто­му по сигналу игроки должны раздеться и сложить всю одеж­ду на стул. Кто быстрее, тот и победил.

Ведущий. Дорогие гости! На ваших глазах мы создали осеннее праздничное меню. Но как можно украсить празднич­ный стол? Очень красиво — цветами.

Конкурс «Цветы в корзине»

Каждой из 2-х команд предлагается корзина, нарисованная на листе бумаги, цветы, вырезанные из открыток, клей, кисточка. Кон­курс проходит в виде эстафеты на быстроту. Каждый участник наклеива­ет один цветок. Необходимо первыми «собрать» корзину с цветами.

Тихо звучит «Осенняя песня» (Чайковский «Времена года»)

Ведущий: (на фоне слайдов осенних пейзажей) Осень пригласила нас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение. По-разному мы называем осень: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасно время года, И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна!

Чтец:

Кружит осенний листопад
Пластинкой яркой, звонкой,
И листья павшие скользят
Оранжевой позёмкой.
Их гонит ветер – чародей
Прозрачною аллеей,
И в струях солнечных лучей
Они светло алеют.
…И этот огненный наряд,
Задумчивый и ясный,
Они в последний миг дарят,
Последний и прекрасный!

Ведущий: Наш праздник заканчивается.

Осень дивная! Осень славная! Спасибо тебе за дни погожие! Спасибо за листопад веселый! За красоту лесов и полей — спасибо! До свидания, друзья! До новых встреч!

Литература:

  1. Алтарев, С.Г. Календарные, фольклорные  и  тематические  праздники /С.Г. Алтарев, М.А. Храмова. – М.: ВАКО, 2006. – 156 с. 
  2. Времена года: Русские поэты о родной природе. – Л.: Худ. лит., 1992. – 238с.
  3. Загадки, пословицы, поговорки /Сост. Г. Науменко. – М.: Астрель, 2002. – 192с.: ил. – (Хрестоматия школьника).
  4. Кугач, А.Н. Сценарии школьных праздников. 1 – 4 классы. /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96с.
  5. Поём, танцуем и рисуем. – 2007. – выпуск 8. – С.36.

Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь д/аб Библиотеки им. А. Штанько

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция

2     425    facebooklarger